Социальная психология | Мир педагогики и психологии №03 (44) Март 2020

УДК 159.99

Дата публикации 31.03.2020

Социально-культурная деятельность молодёжных общественных объединений как фактор самореализации личности старшеклассников

Петрова Ольга Анатольевна
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет РФ, г. Пермь, o.petrova357@mail.ru
Пономарева Анастасия Сергеевна
студент кафедры педагогики и психологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Пермь, nastya.zarubina.94@list.ru

Аннотация: В статье освещается актуальность социально-культурной деятельности молодёжных общественных объединений как фактора самореализации личности старшеклассников. В результате теоретического анализа установлено, что на самореализацию личности старшеклассников влияет много факторов, в том числе социально-культурная деятельность молодёжных общественных объединений. Для эмпирического исследования старшеклассники были поделены на две группы по критерию включенности в деятельность молодежных общественных объединений. Существуют определенного рода различия в проявлении различных аспектов самоактуализации личности у старшеклассников, участвующих и не участвующих в деятельности молодежных общественных объединений. Полученные результаты: участники исследования, которые включены в деятельности молодежных общественных объединений имеют достоверно более высокую самореализациию, чем лица, которые не задействованы в деятельности молодежных общественных объединений.
Ключевые слова: самореализация, старшеклассники, опросник, самоактуализационный тест, объединение, молодёжные общественные объединения.

Social and cultural activity of youth public associations as a factor of personal self-realization

Petrova Olga Anatolevna
Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Perm State University, Russia, Perm
Ponomareva Anastasia Sergeevna
Student, Perm State University, Russia, Perm

Abstract: The article highlights the relevance of the socio-cultural activities of youth public associations as a factor in the self-realization of the personality of high school students. As a result of the theoretical analysis, it was established that the self-realization of the personality of high school students is influenced by many factors, including the socio-cultural activity of youth public associations. For empirical research, high school students were divided into two groups according to the criterion of inclusion in the activities of youth public associations. There are a certain kind of differences in the manifestation of various aspects of personality self-actualization among high school students participating and not participating in the activities of youth public associations. Results obtained: study participants who participate in the activities of youth public associations have significantly higher self-realization than people who are not involved in the activities of youth public associations.
Keywords: self-realization, high school students, questionnaire, self-actualization test, association, youth public associations

Обращение к проблеме самореализации молодежи обуславливается тем, что развитие общества в настоящее время предполагает наличие в нем определенной части индивидов, которые в наибольшей степени способны к проявлению активности. Таких людей характеризует высокий уровень мобильности, патриотизма, нравственности, повышенный уровень ответственности за страну и общество.

Изменения в современном обществе на передний план выдвигают вопросы нравственного, духовного развития, а также воспитания молодежи как социально-активной части населения. Социально-культурную деятельность можно рассматривать как одну из важных составляющих, которая способствует формированию у человека активной позиции. Социально-культурная деятельность может рассматриваться как такая деятельность, которая направлена на личностное развитие и социализацию представителей молодежи, она приносит помощь обществу, а также основывается на общественных добровольных началах коллективно или же индивидуально на основании осознанного и добровольного выбора.

Авторы, которые занимались изучением данного вопроса Бадашкеев М.В., Бадашкеева М.А.[2], Ванюрихин Г. [3], Левина А.С., Журавлев О.Е.[5] и другие.

Молодежные общественные объединения характеризуются наличием богатых возможностей для удовлетворения целого спектра потребностей молодежи, так как их функционирование в значительной степени определяется целостностью функционирования социально-психологических факторов. Воспитательные возможности молодежных объединений заключается в их природе, в частности – добровольности участия, самоуправления членами объединения, а также свободного самоопределения).

В качестве примеров, известных в России молодёжных общественных объединений, деятельность которых действительно можно рассматривать как фактор самореализации личности старшеклассников, можно привести Общероссийская общественная организация «Детские и молодёжные социальные инициативы», Общероссийская общественная организация «Российский Союз Молодёжи». В данных объединениях молодые люди и девушки имеют возможность реализоваться.

Высокий уровень значимости проблемы самореализации представителей молодежи с одной стороны, а также низкий уровень проработанности данной проблемы, с другой стороны, обеспечивают значимость и целесообразность обращения к теме «Социально-культурная деятельность молодежных объединений как фактор самореализации личности».

Огромное значение молодежные общественные объединения имеют в контексте психолого-педагогического сопровождения личностного развития представителей молодежи, а также их социализации. На важную, социализирующую функцию общественных объединений указывал М.Н. Скаткин[7]. Исследователь отмечал, что основным моментом в социализации имеет социальная активность, которая наиболее полно и ярков проявляется в процессе творческой деятельности. Посредством социального взаимодействия и совместного творчества человек оказывается способным реализовать собственные потребности в самоорганизации, самоутверждении.

Развитие представлений о самореализации нашло место в трудах К.А. Абульхановой-Славской. Она считает, что самореализация возможна лишь тогда, когда самопознание и проба своих способностей уже окончены, полностью сформирован образ «Я» и человек готов обеспечить все внешние условия для самореализации. При этом у индивида возникает необходимость строить совокупность своих внешних воздействий с миром, которая и называется самореализацией [1].

Самореализация предполагает развитие личности посредством реализации собственных способностей, возможностей в процессе самостоятельной деятельности, а также взаимодействия с другими людьми. Самореализация личности строится на основании осознания человеком собственных свойств, качеств и особенностей, возможностей принимать осознанные решения.

Участие в социально-культурной деятельности на базе общественных молодежных объединений может рассматривать как одно из условий для полноценной актуализации человеком собственного потенциала, личностного и социального развития, а также участия в совместной деятельности, направленной на благо общества. Деятельность молодежных общественных объединений можно рассматривать как важный инструмент для решения многих сложных задач психологического и педагогического плана.

Характеристика диагностических средств исследования. Для определения актуального уровня особенностей самореализации личности были использованы следующие психодиагностические методики: «Многомерный опросник самореализации личности» (С.И. Кудинов) [4], Самоактуализационный тест (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз) [6].

Обратимся к характеристике выборки исследования. Участниками исследования являются две группы старшеклассников в возрасте от 15 до 17 лет, первая группа старшеклассников – ребята являются членами молодежного объединения «Атлант» г. Березники (Пермский край) и занимаются социально-культурной деятельностью в рамках данного объединения (экспериментальная группа) и вторая группа старшеклассников (контрольная группа), которые не вовлечены в социально-культурную деятельность молодежных объединений.

Основная цель молодежного объединения «Атлант» г. Березники (Пермский край) – это развитие мотивации школьников к физическому развитию, организация и проведение спортивно-массовой работы и физкультурных занятий с учащимися во внеурочное время.

Результаты исследования с применением многомерного опросника самореализации личности С.И. Кудинова представлены в таблице 1. Метод математической обработки расчет среднего значения по каждому показателю и расчет среднего стандартного отклонения. Статистический анализ был выполнен с применением специализированной программы статистического анализа StaSoft Statistica 10.0.

В результате установлено, что две группы характеризуются наличием выраженных различий применительно показателей различных аспектов самореализации личности. Участники общественного объединения характеризуются в целом более высоким уровнем субъектино-личностных установок самореализаций, более высокий уровень активности, оптимистичности, инертности, интернальности, конструктивности, тогда как участники группы сравнения имеют в целом более высокий уровень экстернальности, а также креативности.

В качестве следующего этапа исследования выступает оценка уровня самореализации у представителей молодежи. Метод математической обработки расчет абсолютной частоты по каждому показателю и расчет удельного веса. Результаты расчета показателей в двух группах представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты диагностики уровней самореализации

Показатель

Группа исследования

Группа сравнения

абс.ч.

в %

абс.ч.

в %

Иррациональный

0

0,0%

18

60,0%

Инертный

3

10,0%

12

40,0%

Адаптивный

25

83,3%

0

0,0%

Гармоничный

2

6,7%

0

0,0%

Интенсивный

0

0,0%

0

0,0%

Полученные в ходе диагностики данные указывают на то, что у участников группы исследования диагностируется в целом более высокий уровень проявления самореализации в различных жизненных сферах. Определено, что адаптивный уровень имеют 83,3% участников данной группы. В группе сравнения большая часть испытуемых характеризуется иррациональным типом самореализации (60%), инертная самореализация диагностируется у 40% испытуемых.

В целом, полученные данные позволяют говорить о том, что большая часть лиц, которые вовлечены в деятельность молодежных общественных объединений могут характеризовать как лица оптимистичные, рациональные. Личностное развитие для этих участников имеют большое значение в жизни.

Участники группы сравнения, напротив, в меньшей степени склонны к проявлению инициативы и активности в различных видах деятельности, а также в меньшей степени они ориентированы на саморазвитие, а также самосовершенствование.

Для старшеклассников, которые участвуют в деятельности молодежных общественных объединений характерным является более высокий уровень выраженности самореализации личности по сравнению с участниками группы сравнения.

Обратимся к описанию результатов исследования особенностей проявления различных типов самореализации. Результаты расчета данных показателей представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты диагностики особенностей выраженности различных типов самореализации

 

Результаты психодиагностического исследования указывают на то, что большинство участников группы исследования характеризуются средним уровнем личностной самореализации (86,7%), социальной самореализации (56,7%), а также профессиональной самореализации (46,7%). В группе сравнения диагностируются преимущественно низкие значения показателей личностной самореализации (90%), социальной самореализации (100%), а также профессиональной самореализации (90%). Данные обстоятельства указывают на то, что существуют выраженные различия в проявлении личностной самореализации у старшеклассников – участников двух групп. Можно говорить о том, что для старшеклассников характерным в целом более высокий уровень ориентированности на личностный рост, большую ориентацию на социальную деятельность, а также направленность на выбор собственного профессионального пути.

Таким образом, на основании результатов диагностики можно говорить о том, что участники исследования, которые участвуют в деятельности молодежных общественных объединений имеют достоверно более высокой самореализацией, чем лица, которые не задействованы в деятельности молодежных общественных объединений.

В ходе сравнительного анализа было определено, что существуют выраженные различия в показателях самореализации, в частности:

1. Участие в молодежных объединениях объединяет лиц с указанными личностными особенностями, а также способствует формированию данных качеств, в первую очередь – активности, оптимистичности, а также конструктивности в достижении поставленных целей и реализации собственного жизненного потенциала. Также показано, что участники исследования, которые участвуют в деятельности молодежных общественных объединений имеют достоверно более высокой самореализацией, чем лица, которые не задействованы в деятельности молодежных общественных объединений.

2. В рамках исследования особенностей самоактуализации личностных особенностей как показателя и условия самореализации личности было показано, что участники исследования, которые являются членами общественных объединений характеризуются более высоким уровнем гибкости поведения, более высокий уровень спонтанности, контактности, познавательных потребностей, креативности, а также ценностных ориентаций.

Полученные в ходе исследования данные позволили принять гипотезу исследования, то есть целенаправленное участие в деятельности молодежных общественных объединений привлекает лиц, которые ориентируются на самореализацию собственного потенциала и саморазвитие, а также способствует более полной самореализации и самоактуализации собственного личностного потенциала. Поэтому молодым людей и девушкам можно рекомендовать вступать в молодёжные общественные объединения.


Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. 299 с.
2. Бадашкеев М.В., Бадашкеева М.А. Саморазвитие личности как целевая функция процесса воспитания//В сборнике: Материалы и методы инновационных исследований и разработок сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2019. С. 14-16.
3. Ванюрихин Г. Самоуправление как творческое саморазвитие общества//Самоуправление. 2019. Т. 1. № 1 (114). С. 53-56.
4. Кудинов, С.И. Полифункциональная модель исследования самореализации личности / С.И. Кудинов // Прикладные исследования психологии личности: сб. трудов. - Вып. 1. - Тольятти: ТГУ, 2009. - 252 с.
5. Левина А.С., Журавлев О.Е. Введение в концепцию саморазвития//В сборнике: Перспективы развития математического образования в Твери и Тверской области Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 125.
6. Самоактуализационный тест (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз) [Электронный ресурс]: режим доступа: https://studfile.net/preview/2229889/ (дата обращения: 22.11.2019)
7. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы [Электронный ресурс]//https://www.studmed.ru/skatkin-mn-didaktika-sredney-shkoly_f3f27677f14.html(дата обращения: 22.11.2019)

Расскажите о нас своим друзьям: