Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №03 (44) Март 2020

УДК 159.9.072.432

Дата публикации 30.03.2020

Адаптация на русский язык опросника психологического самочувствия студентов (The Student Well-Being Process Questionnaire)

Умуркулова Мадина Максимовна
докторант кафедры психологии, Карагандинский государственный университет им.Е.А. Букетова, Казахстан, г. Караганда, madinaumurkulova@mail.ru
Сабирова Райхан Шайхышевна
канд. псих. наук, профессор, зав. каф. психологии, Карагандинский государственный университет им.Е.А. Букетова, Казахстан, г. Караганда
Касымова Лаура Сериковна
PhD, ст.преподаватель кафедры психологии, Карагандинский государственный университет им.Е.А. Букетова, Казахстан, г. Караганда
Мун Мария Владимировна
канд. псих. наук, асс.профессор кафедры психологии, Университет Туран, Казахстан, Алматы
Карипжанова Шырын Саулебековна
ст. преподаватель кафедры психологии, Карагандинский государственный университет им.Е.А. Букетова, Казахстан, г. Караганда

Аннотация: В статье представлены результаты перевода и адаптации методики The Student Well-Being Process Questionnaire для русскоязычной выборки. Актуальность данной работы вызвана объективным недостатком русскоязычных психодиагностических методик для исследования академического стресса, его характеристик и способов преодоления в Казахстане. Результаты психометрический проверки на выборке из 408 студентов позволили сделать вывод о высокой надежности, внутренней согласованности и конвергентной валидности адаптированной методики. В результате адаптации авторами было получено 8 шкал: позитивное самочувствие, негативное самочувствие, студенческие стрессоры, социальная поддержка, позитивный копинг, негативный копинг, личностный ресурс, академическая нагрузка.
Ключевые слова: психологическое благополучие, академический стресс, копинг, опросник, тестирование, адаптация диагностической методики

Cross-Cultural Adaptation of The Student Well-Being Process Questionnaire

Umurkulova Madina Maximovna
doctoral сandidate of Psychology department, E. A. Buketov Karaganda State University, Kazakhstan, Karaganda
Sabirova Raikhan Shaikhishevna
Cand. Sci (Psychology), professor, head of Psychology department, E. A. Buketov Karaganda State University, Kazakhstan, Karaganda
Kasymova Laura Serikovna
PhD, teacher of Psychology department, E. A. Buketov Karaganda State University, Kazakhstan, Karaganda
Mun Mariya Vladimirovna
Cand. Sci (Psychology), professor of Psychology department, Turan University, Kazakhstan, Almaty
Karipzhanova Shyryn Saulebekovna
teacher of Psychology department, E. A. Buketov Karaganda State University, Kazakhstan, Karaganda

Abstract: The article presents the results of the translation and adaptation of The Student Well-Being Process Questionnaire methodology for a Russian-language sample. The relevance of this work is caused by an objective lack of Russian-language diagnostic methods for studying academic stress, its characteristics and ways to overcome it in Kazakhstan. The results of psychometric testing on a sample of 408 students led to the conclusion about high reliability, internal consistency, and convergent validity of the adapted methodology.
Keywords: psychological well-being, academic stress, coping, questionnaire, testing, adaptation of diagnostic methods

Общеизвестно, что период обучения в университете является одним из самых важных и ответственных этапов в жизни человека. Успешность прохождения этого этапа зависит от многих профессиональных и личностных компетенций студента. Среди них особое место занимает совладание с академическим стрессом. В связи с этим встает вопрос о необходимости подбора инструмента, способного адекватно оценить особенности академического стресса, его факторы, проявления и последствия [1, с.144].

Исследователи определяют академический стресс как особое психоэмоциональное состояние, возникающее у студента при столкновении со специфическими условиями и требованиями, возникающими в процессе обучения [2, с.417]. Существует целый ряд причин, которые ведут к эмоциональной дезадаптации и психическим нарушениям  у студентов. Самыми распространенными причинами,  вызывающими академический стресс, являются  повышенная академическая загруженность, особенности самооценки, дисфункциональные личностные особенности студента, социальное окружение, несформированность эффективных стратегий копинг-поведения и др . В результате вышеперечисленных причин, возникает целый ряд негативных последствий, которые снижают уровень психологического и физического здоровья студентов, отрицательно сказываются на успешности обучения [3, с.203].

Несмотря на очевидную актуальность всестороннего изучения феномена академического стресса и совладания с ним, с сожалением приходится отметить, что исследований, посвященных данному вопросу, недостаточно, особенно в отечественной литературе. Ограниченный набор имеющихся диагностических методик, которыми пользуются казахстанские психологи, не способен  в полной мере обеспечить достижение поставленной цели.

Единственным выходом из создавшегося положения является поиск, апробация и адаптация зарубежной методики, измеряющей различные стороны академического стресса. После долгого и тщательного анализа имеющегося на сегодняшний день диагностического инструментария  мы остановили свой выбор на методике The Student Well-Being Process Questionnaire (Опросник психологического самочувствия студентов).  Данный выбор основан на том, что методика позволяет выявить предикторы психологического благополучия студентов, факторы и последствия академического стресса, а также определить пути совладания с ним, которые выбирают студенты.

The Student Well-Being Process Questionnaire (Student WPQ) является надежным и валидным инструментом для измерения параметров психологического благополучия, проявлений академического стресса, а также внутренних и внешних ресурсов копинга [5, с.1750]. Преимуществом данной методики является то, что она состоит из нескольких самостоятельных частей, которые позволяют всесторонне проанализировать различные параметры учебного стресса.

Оригинальный вариант, предложенный Smith, состоит из шкал, а именно:

1. Positive Well-being (позитивное самочувствие) – вопросы об удовлетворенности жизнью, настроении, взаимоотношениях с другими, расслабленности и энергичности;

2. Negative Well-being (негативное самочувствие) – оценка беспокойства, депрессии, физического и психического истощения, эмоционального выгорания;

3. Student Stressors (студенческие стрессоры) –  изменение привычного окружения и образа жизни, нехватка времени, степень удовлетворенности выбранной специальностью, проблема дружбы и любовных отношений;

4. Social Support (социальная поддержка) – вопросы о наличии материальной, эмоциональной и духовной поддержки;

5. Positive coping (позитивный копинг) – включает субшкалы «Проблемно-фокусированный копинг» и «Поиск социальной поддержки»;

6. Negative Coping (негативный копинг) – субшкалы «Самообвинение», «Избегающее поведение», «Фантазирование»;

7. Positive Personality (позитивные личностные черты) – анализируются оптимизм, самооценка и самоэффективность;

8. Work-Life Balance (баланс учебной и внеучебной жизни) – оценивается умение студента оптимально сочетать учебную и внеучебную деятельность;

9. Big 5 Personality (Большая пятерка) – открытость, добросовестность, экстраверсия-интроверсия, эмоциональная стабильность;

10. Academic workload (академическая нагрузка) – напряженность текущей учебной нагрузки, стрессонаполненность учебы, достижения, когнитивные проблемы.

Процесс адаптации методики был начат в сентябре 2019 года, после того как среди значительного объема иностранных методик нами был выбран The Student Well-Being Process Questionnaire. Автором методики является Andy Smith, профессор центра прикладной и клинической психологии университета Кардифф, Великобритания. Были начаты переговоры с автором о получении разрешения на перевод опросника на русский язык и его адаптацию для казахстанской выборки. В ходе переговоров нами было получено такое разрешение, а также текст методики с инструкцией по проведению опроса, подсчета и интерпретации результатов, бланк регистрации ответов.

По мнению Л.Ф.Бурлачук, перевод диагностического инструмента с языка оригинала на язык местной выборки является одним из главных этапов адаптации методики. От того, насколько правильно будет сделан перевод текста, будет зависеть успешность сбора и интерпретации данных об интересующем нас феномене. Кроме того, неадекватность перевода, трудность в его понимании будут дополнительными стрессогенными факторами для испытуемых, что особенно актуально в рамках данного исследования. Поэтому при использовании иностранной методики нельзя полагаться на однократный перевод и  простое устранение неточностей и ошибок [4, с.137].

Три эксперта, имеющих психологическое образование и свободно владеющих русским языком и английским языком на уровне продвинутых пользователей, независимо друг от друга подготовили первоначальный текст перевода опросника на русский язык. На следующем этапе перевода профессиональным переводчиком-лингвистом, который был не знаком с оригинальным текстом, был осуществлен обратный перевод опросника с русского языка на английский. После сравнения всех вариантов перевода стало ясно, что последний вариант перевода лексически и грамматически соответствует  оригинальной английской версии Student WPQ.

Экспертная оценка перевода осуществлялась с целью полной адаптации лексики и грамматики перевода к специфике социальных групп, для которых предназначена методика, а именно адаптация к возрасту, уровню образования, менталитету, этническим и культурным особенностям выборки. Текст утверждений должен быть легко читаемым, понятным, лаконичным, не должно быть двусмысленных выражений. Экспертами были рассмотрены различные варианты переводы и утверждена окончательная формулировка опросника.

Для принятия окончательного решения о формулировке утверждений было проведено пилотажное исследование. Группа из 73 студентов психологического факультета изучала перевод опросника, отвечая на его вопросы,  и уточняла ясность формулировок, сложность для восприятия и понимания, противоречивость утверждений, соответствие языковым нормам. 

В ходе пре-теста выяснилось, что вопросы «Мешает ли внеучебная жизнь учебе?» и «Мешает ли учеба вашей внеучебной жизни?»  вызывают некоторые трудности в понимании. Данные утверждения входят в шкалу «Баланс учебной и внеучебной жизни». Некоторые респонденты воспринимали эти два утверждения как взаимно обратные и не знали, как правильно оценить ответы по 10-бальной шкале. Другие не понимали разницы между двумя вопросами. В результате нами было принято решение объединить эти два вопроса в один и обозначить его как «Насколько успешно вам удается сохранять баланс между учебой и внеучебной жизнью?». Это устранило неточность формулировки вопроса, и студенты смогли оценить данный параметр количественно.  Затем этот вопрос был включен нами в шкалу «Академическая нагрузка».

Кроме того, вопросы шкал «Позитивные личностные черты» и «Большая пятерка» были объединены нами в одну шкалу «Личностный ресурс», так как утверждения обеих шкал описывают личностные конструкты, играющие роль в возникновении и преодолении стресса.

В итоге у нас получилось восемь шкал:

1. Позитивное самочувствие;

2. Негативное самочувствие;

3. Студенческие стрессоры;

4. Социальная поддержка;

5. Позитивный копинг;

6. Негативный копинг;

7. Личностный ресурс;

8. Академическая нагрузка.

Последний вариант перевода, обозначенный нами как Опросник психологического самочувствия студентов (Опросник ПСС),  был предъявлен  расширенной выборке, состоящей из 408 респондентов – 293 девушек и 115 юношей. Все они являются студентами первых курсов различных факультетов Карагандинского государственного университета. Средний возраст испытуемых – 18, 7 лет.

Тщательный психометрический анализ пунктов методики позволяет устранить незначительные социокультурные различия между оригинальным и переведенным вариантами опросника и определить потенциальные неточности передачи смысла утверждений. Только после такого подробного рассмотрения можно применять опросник на репрезентативной выборке и гарантировать достоверность полученных данных.

На первом этапе анализа делалось заключение о внутренней согласованности шкал Опросника ПСС. Анализ внутренней согласованности шкал опросника был осуществлен путем вычисления коэффициента α-Кронбаха. Полученные данные доказывают высокую степень надежности-согласованности шкал адаптируемого опросника – коэффициент α-Кронбаха варьирует от 0,779 до 0,908. Это свидетельствует об адекватности понимания и перевода пунктов опросника.

Следующим шагом была проверка конвергентной валидности переведенного опросника. Самым распространенным методом проверки данного вида валидности является сопоставление адаптируемого теста с другими методиками, проверенными по показателям надежности и валидности. Проверяя корреляционные связи двух методик, мы устанавливаем соответствие шкал, изучающих аналогичные параметры. Однако наша задача была усложнена тем, что не существует русскоязычной методики, измеряющей психологическое самочувствие как многофакторное явление.   Поэтому нам пришлось для проверки конвергентной валидности использовать несколько методик, исследующих различные стороны субъективного благополучия студентов с применением коэффициента корреляции Спирмена.

Для анализа конвергентной валидности шкал, рассматривающих параметры самочувствия, была использована Шкала психологического самочувствия К.Рифф (версия Н.Н.Лепешинского). Нас интересовало, как коррелируют шкалы нашей методики  со следующими шкалами методики К.Рифф:  «Общий индекс благополучия», «Самопринятие», «Личностный рост» и «Позитивные отношения с другими» (табл.1).

Таблица 1. Корреляция показателей Опросника ПСС и Шкалы психологического самочувствия К.Рифф

Шкалы

Опросника ПСС

Шкала психологического самочувствия К.Рифф

Самопринятие

Личностный рост

Позитивные отношения с другими

Общий индекс самочувствия

Позитивное самочувствие

,632(**)

,566(**)

,545(**)

,695(**)

Социальная поддержка

,551(**)

,478(**)

,562(**)

,408(**)

Личностный ресурс

,593(**)

,742(**)

,502(**)

,482(**)

Результаты показали, что существуют большое количество значимых положительных корреляционных связей между шкалами Опросника ПСС и релевантными им шкалами  психологического самочувствия К.Рифф. Так, например, шкала «Общий индекс благополучия» положительно связана с высокими показателями шкалы  «Позитивное самочувствие»; шкала «Личностный ресурс», содержащая вопросы о самооценке и самоэффективности, значимо коррелирует со шкалой «Самопринятие».

Утверждения шкалы «Социальная поддержка» ассоциируют со шкалой «Позитивные отношения с другими»; показатели шкалы «Личностный ресурс» положительно связаны с утверждениями шкалы «Личностный рост».

Проверка конвергентной валидности шкал по параметру академического стресса осуществялась при помощи «Теста учебного стресса» (Ю.В.Щербатых). Для анализа были использованы шкала «Общая картина стресса», которая описывает различные факторы стресса, возникающие в жизни студентов, и  шкала «Учебный стресс» - утверждения о затруднительных учебных ситуациях, когнитивных проблемах, связанных с нагрузкой и др.

Здесь мы также видим довольно высокие корреляционные связи: между шкалами «Студенческие стрессоры» и «Общая картина стресса», а также между шкалами «Академическая нагрузка» и «Учебный стресс». Такие высокие показатели свидетельствуют о значительной смысловой связи между шкалами и феноменами, которые они описывают (табл.2).

Таблица 2. Корреляция показателей Опросника ПСС и Теста учебного стресса (Ю.В.Щербатых)

Шкалы

Опросника ПСС

Шкалы Теста учебного стресса

Общая картина стресса

Учебный стресс

Студенческие стрессоры

,782(**)

,457(**)

Академическая нагрузка

,369(**)

,678(**)

Конвергентную валидность шкал позитивного и негативного копинга мы изучали, применяя методику «Опросник способов копинга» (Е.В. Битюцкая), а именно шкалы: «Планомерное решение проблемы», «Обращение к социальному окружению», «Фантазирование и надежда»,  «Уход, избегание» (табл.3).

Как и ожидалось, коэффициенты корреляции оказались статистически значимыми во всех случаях. Показатели субшкалы Проблемно-сфокусированный копинг ассоциируют с результатами шкалы  «Планомерное решение проблемы». Субшкала «Поиск социальной поддержки» коррелирует со шкалой  Обращение к социальному окружению; субшкала «Фантазирование» из Опросника ПСС значимо связана с показателями шкалы «Фантазирование и надежда» опросника Битюцкой; субшкала «Избегание» из адаптируемой методики коррелирует со шкалой «Уход, избегание» из опросника Битюцкой.

Таблица 3. Корреляция показателей Опросника ППС и Опросника способов копинга

Шкалы

Опросника ППС

Шкалы Опросника способов копинга

Планомерное решение проблемы

Обращение к социальному окружению

Фантазирование и надежда

Избегание проблемы

Проблемно-сфокусированный копинг

,830(**)

,615(**)

-,595(**)

-,485(**)

Поиск социальной поддержки

,668(**)

,750(**)

-,456(**)

-,376(**)

Фантазирование

-,575(**)

-,459(**)

,812(**)

,318(**)

Избегание

-,544(**)

-,384(**)

,431(**)

,764(**)

Таким образом, нами были получены высокие положительные корреляции между анализируемыми шкалами и субшкалами методики Опросника ППС и тремя опросниками, релевантными по назначению  и обладающими проверенной валидностью и надежностью.

Проведенный психометрический анализ свидетельствует о том, что проведенная авторами статьи предварительная адаптация Опросника психологического самочувствия студентов может способствовать созданию нового диагностического инструмента, учитывающего социокультурные особенности казахстанской культуры. Предложенный нами вариант опросника обладает хорошими психометрическими свойствами, что подтверждено статистическими методами. Он прост в применении, имеет приемлемую концептуальную структуру, предоставляет достаточную информацию об особенностях академического стресса и в случае дальнейшей адаптации может быть использован в исследовательских и диагностических целях.

Проведенную нами работу следует рассматривать как отправную точку процесса проверки и пересмотра утверждений опросника. Нашей дальнейшей задачей является полная адаптация методики с вовлечением более обширной выборки казахстанских студентов. Для этого мы предполагаем осуществить проверку ретестовой надежности опросника,  его внешней и прогностической валидности, стандартизацию методики в рамках других возрастных групп и направлений обучения. Кроме того, нам кажется целесообразным адаптировать опросник к широкому кругу населения, говорящего на казахском языке.

Изучение процессов переживания и преодоления стресса, возникающего в ходе учебного процесса, позволит уточнить мишени и принципы  психотерапевтических интервенций, определить задачи профилактики возникновения негативных психофизиологических состояний, стать основой психолого-педагогических рекомендаций для  обеспечения безопасного образовательного пространства. Создание новых способов и методов диагностики различных характеристик образовательного процесса делает эту цель более достижимой.

 

Приложение

Опросник психологического самочувствия студентов

Инструкция: следующие вопросы содержат ряд отдельных утверждений относительно аспектов Вашей студенческой  жизни и относительно  Ваших чувств к себе. Многие из этих вопросов содержат  примеры мыслей или поступков, которые раскрывают суть вопроса и  важны для понимания его сути, однако они должны рассматриваться лишь как примеры, а не как строгие критерии. Пожалуйста, постарайтесь быть максимально точным, но старайтесь не размышлять долго над ответами.

Шкала 1.Позитивное самочувствие

Пожалуйста, укажите, насколько Вы согласны или не согласны со следующими утверждениями:

1. В целом, я чувствую, что я доволен своей жизнью (в большинстве случаев моя жизнь близка к моему идеалу, у меня есть самые  важные вещи в жизни, которые я хотел бы иметь).

Полностью не согласен  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Полностью согласен

2.  Оцените по шкале от одного до десяти, насколько Вы счастливы  в целом?

Очень несчастен 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Очень счастлив

3. Думая о себе и о том, что я обычно чувствую, я в основном испытываю положительные чувства (чувствую себя собранным, вдохновленным, решительным, внимательным).          

Полностью не согласен  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Полностью согласен

4. Я чувствую себя в хорошем настроении (с оптимизмом смотрю в будущее, чувствую себя хорошо и уверен в своих силах).        

Полностью не согласен  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Полностью согласен

5. Я чувствую себя комфортно в отношениях с другими (хорошо лажу с друзьями/коллегами, чувствую себя любимым моими близкими).

Полностью не согласен  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Полностью согласен

6. Я чувствую, что могу быть расслабленным, когда хочу этого.

Полностью не согласен  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Полностью согласен

7. Я чувствую себя энергичным и заинтересованным, когда мне это нужно.

Полностью не согласен  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Полностью согласен

Шкала 2. Негативное самочувствие

Оцените свое актуальное состояние по следующим параметрам:

8. Оцените по шкале от одного до десяти, насколько Вы тревожный человек?  (чувствуете напряжение или «взвинченность», невозможность расслабиться, беспокойство или панику)

Абсолютно не тревожный 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Чрезвычайно тревожный

9. В целом, насколько стрессовой является Ваша жизнь?

Абсолютно не стрессовая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Очень стрессовая

10. Оцените по шкале от одного до десяти, насколько Вы депрессивный человек?? (чувствую себя подавленным, не жду с нетерпением каких-то событий или развлечений, как раньше)

Абсолютно не подавлен 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Чрезвычайно подавлен

11. Думая о себе и о том, что я обычно чувствую, я в основном испытываю негативные чувства (чувствую себя расстроенным, враждебным, пристыженным, нервным)      

Полностью не согласен  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Полностью согласен

12. Как часто Вы чувствуете физическую усталость?    

Никогда  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Постоянно

13. Как часто Вы чувствуете себя психически утомленным?   

Никогда  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Постоянно

14. Я чувствую себя выгоревшим (я чувствую себя эмоционально истощенным; я чувствую себя измотанным в конце дня; я чувствую усталость, когда просыпаюсь утром; чувствую разочарование; чувствую, что я работаю слишком усердно.

Совсем не так 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Полностью так

Шкала 3.Студенческие стрессоры

Пожалуйста, рассмотрите следующие аспекты студенческой жизни и укажите, в какой степени они были частью Вашей жизни за последние 6 месяцев.

15. Сложности Вашего развития (например, важные решения относительно образования и будущей карьеры, неудовлетворенность Вашими способностями).

Совсем не часть моей жизни 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Очень большая часть моей жизни

16. Проблема нехватки времени (например, слишком много дел за один раз, много обязанностей).

Совсем не часть моей жизни 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Очень большая часть моей жизни

17. Академическая неудовлетворенность (например, неприязнь к учебе, неинтересные занятия, неудовлетворенность  ВУЗом).     

Совсем не часть моей жизни 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Очень большая часть моей жизни

18. Проблемы в любовных отношениях (например, конфликты с семьей парня/девушки, конфликты с парнем/девушкой).  

Совсем не часть моей жизни 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Очень большая часть моей жизни

19. Раздражение к окружающим (например, неприязнь к сокурсникам).

Совсем не часть моей жизни 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Очень большая часть моей жизни

20. Плохое отношение со стороны  окружающих (например, социальное отвержение, одиночество).

Совсем не часть моей жизни 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Очень большая часть моей жизни

21. Проблемы дружбы (например, конфликты с друзьями, разочарование в друзьях, предательство со стороны друзей).

Совсем не часть моей жизни 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Очень большая часть моей жизни

Шкала 4. Социальная поддержка

Пожалуйста, укажите, насколько Вы согласны или не согласны со следующими утверждениями:

22. Я чувствую, что у меня есть социальная поддержка, в которой я нуждаюсь (есть кто-то, кто выслушает меня, когда мне нужно поговорить; кто даст мне хороший совет; кто проявляет ко мне любовь и привязанность).

Полностью не согласен  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Полностью согласен

23. В моей жизни есть человек или люди, которые окажут мне ощутимую поддержку, когда мне это нужно (одолжат деньги, автомобиль, мебель для квартиры).

Полностью не согласен  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Полностью согласен

24. В моей жизни есть человек или люди, которые дают мне чувство принадлежности (я могу всегда найти кого-нибудь, чтобы пойти в кино, меня часто приглашают в гости, я часто общаюсь с друзьями).

Полностью не согласен  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Полностью согласен

25. В моей жизни есть человек или люди, с которыми я чувствовал бы себя вполне комфортно, обсуждая любые проблемы, которые у меня могут возникнуть  (например: трудности в моей социальной жизни, отношения с родителями, сексуальные проблемы).

Полностью не согласен  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Полностью согласен

Шкала 5. Позитивный копинг

Пожалуйста, укажите, насколько Вы согласны или не согласны со следующими утверждениями:

26. Когда я нахожусь в стрессовых ситуациях, я использую подход, ориентированный на проблему (делаю шаг за шагом, чтобы разрешить ситуацию; я меняю ситуацию или себя, чтобы справиться с проблемой; я не позволяю своим чувствам вмешиваться слишком сильно). 

Полностью не согласен  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Полностью согласен

27. Когда я нахожусь в стрессовых ситуациях, я ищу социальную поддержку (говорю с кем-то, чтобы получить больше информации; я спрашиваю у кого-то совета, говорю о своих чувствах).

Полностью не согласен  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Полностью согласен

Шкала 6. Негативный копинг

Пожалуйста, укажите, насколько Вы согласны или не согласны со следующими утверждениями:

28. Когда я нахожусь в стрессовых ситуациях, я виню себя (например, я критикую и отчитываю себя; считаю,  что навлек на себя эту проблему сам).

Полностью не согласен  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Полностью согласен

29. Когда я нахожусь в стрессовых ситуациях, я хочу, чтобы все улучшилось (надеюсь, что произойдет чудо, мечтаю о том, что могу изменить что-то в себе или обстоятельствах).

Полностью не согласен  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Полностью согласен

30. Когда я нахожусь в стрессовых ситуациях, я стараюсь избегать этой проблемы (например, я держу все в  себе, продолжаю жить, как будто ничего не произошло, стараюсь улучшить настроение едой, выпивкой, курением).

Полностью не согласен  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Полностью согласен

Шкала 7. Личностный  ресурс

Пожалуйста, укажите, насколько Вы согласны или не согласны со следующими утверждениями:

31. В целом, я с оптимизмом смотрю в будущее (обычно ожидаю лучшего; ожидаю, что со мной случится больше хорошего, чем плохого).          

Полностью не согласен  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Полностью согласен

32. Я уверен в своей способности решать проблемы, с которыми я могу столкнуться в жизни (могу справиться со всем, что встанет у меня на пути, если я постараюсь; могу ставить перед собой цели и достигать их).

Полностью не согласен  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Полностью согласен

33. В целом, я чувствую, что у меня позитивная самооценка (в целом я доволен собой; я могу делать что-то так же хорошо, как и большинство других людей; чувствую, что я достойный человек).

Полностью не согласен  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Полностью согласен

34. Я чувствую, что у меня приятный характер (например: я чувствую симпатию к нуждающимся людям, мне нравится быть добрым к людям, сотрудничаю с другими).

Полностью не согласен  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Полностью согласен

35. Я чувствую, что я открыт для новых идей (например: мне нравятся дискуссии, мне нравится фантазировать, проявлять творчество).

Полностью не согласен  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Полностью согласен

36. Я чувствую, что я добросовестный человек (всегда подготовлен к работе, строю планы и придерживаюсь их,  обращаю внимание на детали).

Полностью не согласен  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Полностью согласен

37. Я чувствую, что я общительный человек и энтузиаст  (не сдержанный или тихий).

Полностью не согласен  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Полностью согласен

38. Я чувствую, что я спокоен и эмоционально стабилен (не беспокоюсь и не расстраиваюсь).

Полностью не согласен  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Полностью согласен

Шкала 8. Академическая нагрузка

Оцените свое актуальное состояние по следующим параметрам:

39. Я чувствую, что я несобран (делаю недостаточно, чтобы справиться с делами; не завершаю то, что начал; мне трудно приступить к работе)

Полностью не согласен  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Полностью согласен

40.Насколько успешно вам удается сохранять баланс между учебой и внеучебной жизнью?

1          2         3           4          5          6          7          8          9          10

41. Как бы Вы оценили текущую учебную нагрузку по шкале от 1 до 10 (1 означает «мало или совсем нет рабочей нагрузки», а 10 означает «очень большая нагрузка»)?     

1          2         3           4          5          6          7          8          9          10

42. Насколько стрессовой Вы считаете свою учебу по шкале от 1 до 10 (1 означает «совсем не стрессовая»,  10 означает «самая стрессовая, какая только может быть»)?

1          2         3           4          5          6          7          8          9          10

43. Насколько эффективно Вы выполняете свою академическую работу (1 = совсем не эффективно, 10 = чрезвычайно эффективно)?        

1          2         3           4          5          6          7          8          9          10

44. Заметили  ли Вы, что за последние две недели у Вас появились проблемы с памятью, вниманием или поведением?

Совсем нет (1)     Редко (2)     Иногда (3)    Часто (4)      Очень часто (5)

45. Как часто за последние две недели Вы обнаруживали, что выполняете не так много работы, как хотелось бы?

Совсем нет (1)     Редко (2)     Иногда (3)    Часто (4)      Очень часто (5)

Ключ: необходимо подсчитать среднее арифметическое значение по каждой шкале.


Список литературы

1.Артюхин И. Н. Учебный стресс и копинг-стратегии // Научно-исследовательский институт школьных технологий. 2016. №1(57). С. 143-146.
2. Киселева Е. В. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия // Молодой ученый. 2017. № 6. С. 417–419.
3.Нефедова И.В. Профилактика академического стресса студентов первого курса вуза как педагогическая проблема //Азимут научных исследований. 2019. Том 8. № 1(26). С.202-206.
4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. Спб.: Питер, 2006.
5. Williams G. M., Pendlebury H., Thomas K., & Smith A. P. The Student Well-Being Process Questionnaire // Social Sciences & Humanities 2017. Vol.8. P. 1748-1761.

Расскажите о нас своим друзьям: