Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №03 (44) Март 2020

УДК 37.022

Дата публикации 31.03.2020

Особенности обучения иностранцев языку специальности (на примере юридического профиля)

Коломова Евгения Александровна
старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного, Дальневосточный федеральный университет, РФ, г. Владивосток, evgeniyakolomova@gmail.com

Аннотация: Рассматривается проблема обучения иностранных студентов навыкам русской профессиональной речи при изучении языка юриспруденции. Кратко описываются особенности юридического языка. Обосновывается целесообразность внедрения в учебный процесс пособия «Знакомимся с Уголовным кодексом Российской Федерации», рассчитанного на основной этап обучения (овладение языком общеобразовательным и специальными знаниями по программе подготовки бакалавриата). Приводится система заданий к теме «Уголовный кодекс Российской Федерации: его цели и задачи».
Ключевые слова: язык специальности, обучение языку юридического профиля, русский язык как иностранный.

Features of teaching foreigners the language of the specialty (for example, legal profile)

Kolomova Evgenija Aleksandrovna
senior lecturer of the Department of Russian as a foreign language, Far Eastern Federal University, Russian Federation, Vladivostok

Abstract: The problem of teaching foreign students the skills of Russian professional speech in the study of the language of law science is considered. Briefly describes the features of the law language. The author substantiates the feasibility of introducing into the educational process the manual “Getting Acquainted with the Criminal Code of the Russian Federation”, designed for the main stage of training (mastering the language of general and special knowledge in the undergraduate program). The system of tasks is given to the topic «The Criminal Code of the Russian Federation: its goals and objectives».
Keywords: specialty language, law language training, Russian as a foreign

Иностранные студенты неязыковых специальностей должны владеть иностранным языком в такой степени, чтобы понимать любой научный текст по своей специальности. Соответствующие навыки речевой деятельности студентов-юристов не могут быть выработаны на основе общего материала, они формируются в рамках дисциплины «Язык юридического профиля (русский язык как иностранный)» или «Язык юриспруденции (русский язык как иностранный)». Используемые на уроках русского языка как иностранного материалы должны отвечать определённым стилистическим нормам и соответствовать уровню языковой подготовки каждой отдельной группы учащихся [4].

Для порождения и понимания текстов юридического профиля необходимы навыки использования особой грамматики и лексики.

С целью формирования профессиональных языковых навыков целесообразно на занятиях русского языка как иностранного предлагать студентам материал, в котором будут отражены особенности, характерные для текстов юридической направленности.

Лингвисты выделяют следующие лексические и грамматические особенности юридического текста [5]:

  1. большая насыщенность текстов юридической лексикой, основную часть которой составляют юридические термины;
  2. наличие в письменной и устной речи на юридические темы особых идиоматических выражений и фразеологических сочетаний, не употребляемых или редко употребляемых в общелитературном языке (судебный пристав, оспаривать иск и др.);
  3. наличие лексических отклонений (использование канцеляризмов, оборотов официально-делового стиля в документах, посвященных общим или административно-хозяйственным делам, и употреблением глаголов в страдательном залоге (судом выносится приговор);
  4. применение латинизмов (means rea – вина; de jure – юридически; de facto – фактически, др.);
  5. наличие сокращений (УПК – Уголовный Процессуальный Кодекс, ЗАГС – Запись Актов Гражданского Состояния и др.)
  6. наличие большого числа эпонимных и оттопонимических терминов.

Таким образом, юридический тест, являясь законодательным текстом, представляет собой «устойчивую, завершённую, замкнутую систему, сформированную на основе динамического взаимодействия языковых элементов, репрезентирующих авторский смысл и язык закона» [3, с. 147-148].

Многие учёные, занимающиеся методической интерпретацией юридического текста, рассматривают теоретические основы преподавания языка специальности (языка юриспруденции) с учётом аспектного обучение иностранцев русскому языку. Так, Е.Л. Бархударова, Д.Б. Гудков, Л.П. Клобукова, Л.В. Красильникова и др. описывают актуальные проблемы теории и практики преподавания русского языка в иноязычной аудитории с учётом основных положений когнитивной лингводидактики [2].

Данный факт обуславливает особенности лингвометодических разработок заданий для иностранных учащихся по обучению языку специальности. В настоящее время предпринимаются попытки разработки учебных пособий, имеющих узкую специализацию. В частности, С.С. Аду и О.С. Жарова апробировали комплекс заданий по развитию навыков аудирования у иностранных слушателей при обучении их языку специальности (юридический профиль) на подготовительном факультете в российских вузах [1]. А.Б. Недосугова и Т.А. Недосугова предлагают направить усилия на формировании лексического компонента языковой компетенции будущего юриста-международника при обучении русскому языку как иностранному [6].

Приведём пример собственной методической разработки учебного пособия «Знакомимся с Уголовным кодексом Российской Федерации». Цель пособия – расширение когнитивной базы за счёт формирования профессиональных знаний.

Данный учебно-методический проект обусловлен профессиональными задачами юриста и рассчитан на основной этап обучения (овладение языком общеобразовательным и специальными знаниями по программе подготовки бакалавриата). Учебное пособие ориентировано на юридический профиль обучения и содержит словарь.

В основе учебно-методических материалов лежит принцип профессиональной направленности обучения, который реализуется:

•  в заданиях, направленных на овладение научным и официально-деловым стилями речи;

•  в выборе грамматического и лексического материала, характерного для языка права;

•  в опоре на знания, навыки, умения учащихся, приобретённые на предшествующем этапе обучения.

Пособие направлено на развитие следующих умений:

1) чтение: умение читать тексты по специальности; извлечение необходимой информации из текста. В основу учебного пособия вошла работа над изучением статей Уголовного кодекса Российской Федерации; 2) письмо: умение самостоятельно составлять деловой документ, заполнять формы официальных документов (заявления, иски и т.д.), овладение официально-деловым стилем речи; 3) аудирование: понимание содержания текстов официально-делового стиля, предъявляемых в письменном тексте и в аудиозаписи (на материале фильмов «Юристы», «Тайны следствия»); 4) говорение: умение вести дискуссии, используя профессиональную лексику.

Обучение студентов мотивируется за счёт интерактивности учебного процесса.

Учебное пособие «Знакомимся с Уголовным кодексом Российской Федерации» включает в себя следующие темы:

1. Уголовный кодекс: его цели и задачи.

2. Понятие преступления и виды преступлений: понятие преступлений и категории преступлений.

3. Лица, подлежащие уголовной ответственности.

4. Вина: формы вины.

5. Соучастие в преступлении.

6. Понятия и цели наказания: виды наказания.

7. Амнистия. Помилование. Судимость.

8. Преступления против личности.

9. Преступления в сфере экономики.

После каждого урока предусматриваются задания для самостоятельной работы и контрольные для самопроверки.

Представим несколько примеров заданий, которые входят в урок по теме «Уголовный кодекс Российской Федерации: его цели и задачи».

Цель урока: формирование и развитие коммуникативной компетенции в профессиональной сфере учащихся путём выработки навыков правильного употребления трудных лексических единиц, расширения лексического запаса за счёт новой профессиональной лексики и специфических грамматических конструкций; пополнение страноведческих знаний, связанных с Уголовным кодексом РФ и темой профессии юриста.

 

Задание 1. Давайте побеседуем!

1) Какие из данных слов Вы знаете: закон, справедливость, право, преступление?

2) Как Вы думаете, в мире больше справедливости или несправедливости?

3) Почему Вы выбрали профессию юриста (адвоката)?

4) Кого Вы будете защищать (чьи интересы будете представлять)?

5) Какие действия Вы считаете противозаконными:

•  студент опоздал на занятие;

•  пешеход перешёл дорогу на красный свет;

•  Родители проверяют социальные сети (Facebook, WhatsApp) детей;

•  муж изменил жене;

•  администрация завода не платит сотрудникам зарплату;

•  Карл у Клары украл кораллы.

6) Какое из данных действий является уголовным преступлением?

Методический комментарий

Беседа студентов с преподавателем является организационным моментом и служит для введения в тему занятия. Учащиеся отвечают на вопросы, входя в темп урока. Вопросы и варианты ответов (если они есть) частично направлены на то, чтобы заинтересовать студентов, привлечь их внимание.

После ответов студентов преподаватель, продолжая беседу, начинает устно представлять основной текст. Учащиеся воспринимают текст на слух (представление рассчитано на 5-7 минут).

Список уголовных преступлений и меры наказания можно найти в Уголовном кодексе.

 

Задание 2. а) Прочитайте текст:

Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) – законодательный акт, который определяет, какие общественно опасные деяния являются преступными, и устанавливает наказания за их совершение. Начал действовать (вступил в силу) с 1 января 1997 года. Кодекс состоит из двух частей: Общей и Особенной.

Общая часть включает 6 разделов, 15 глав и уголовные статьи (с 1 по 105).

Особенная часть кодекса состоит из шести разделов, девятнадцати глав и статей 105-361, и описывает составы конкретных уголовных преступлений, а также перечисляет санкции (виды и размеры наказаний) за их совершение.

б) Ответьте на вопросы:

1) Что определяет и что устанавливает УК РФ?

2) Когда Уголовный кодекс Российской Федерации вступил в силу?

3) Сколько разделов и глав включает в себя Общая часть УК РФ?

4) В какой части УК РФ перечисляются виды и размеры наказаний?

5) Что описывается в статьях 105-361 УК РФ?

6) Что такое уголовное преступление?

Методический комментарий

При ответе на вопросы студенты могут пользоваться текстом. После ответов возможны реплики преподавателя, в которых ещё раз повторяется изучаемое, например: «Да, совершенно верно, Уголовный кодекс вступил в силу, то есть начал действовать, с 1 января 1997 года».

в) Прочитайте определение слова ГРАЖДАНИН и скажите гражданами каких государств являются эти люди: Майк Хе (He Jun Xiang), Джеки Чан (Jackie Chan), Ким У-бин (Kim Woo-bin) и Ли Чжон-сок (Lee Jong-seok), Светлана Ходченкова, Хаяо Миядзаки (Hayao Miyazaki).

Уголовный кодекс РФ защищает интересы граждан Российской Федерации. ГРАЖДАНИН (гражданка; граждане) – человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, находится под его властью, пользуется его защитой и который имеет определённые права и обязанности. ГРАЖДАНСТВО – принадлежность лица к государству.

Образец:

  1. Дональд Трамп – гражданин США (Соединённых Штатов Америки).
  2. Дональд Трамп имеет американское гражданство.

г) Гражданином какой страны вы являетесь? Что вы знаете об УК вашей страны?

Методический комментарий

Цель задания – закрепить и автоматизировать употребление конструкции быть гражданином какой страны и иметь какое гражданство. Задание направлено на развитие языковой компетенции. Преподаватель вместе со студентами рассматривает термин «гражданин», после чего объясняет им задание в коммуникативной форме, например: «Теперь, когда вы знаете, кто такие граждане, посмотрите на фотографии этих людей и скажите, гражданами каких государств они являются».

 

Задание 3. а) Образуйте существительные от данных глаголов по образцу.

Образец: ограничить – ограничЕНИЕ:

Предупреждать, совершить, изменить, обеспечить.

Методический комментарий

Предтекстовое задание, направленное на формирование языковой компетенции. Студенты анализируют пример и самостоятельно делают вывод, преподаватель только помогает. Студенты должны научиться правильно образовывать отглагольные существительные и употреблять их. Задание должно снять трудности при чтении и понимании мини-текста, подготовить учащихся к выполнению заданий к тексту.

 

б) Составьте словосочетания со следующими конструкциями:

  • охранять + кого?/что? + от чего?
  • обеспечивать/ обеспечить + кого?/что? + чем?
  • предупреждать/ предупредить + кого?/что?
  • посягать/ посягнуть (= совершать посягательство) + на кого?/ на что?

 

Задание 4. Скажите, на что посягают эти люди. Почему?

Посягательство – незаконная попытка сделать что-нибудь, получить что-нибудь, например, посягательство на жизнь и здоровье/ частную собственность/ свободу/ честь и репутацию.

1) Гражданин Иванов запрещает своей дочери ходить на вечеринки. Дочь считает, что отец посягает на … .

2) Гражданка Сидорова плохо кормит своего мужа. Голодный муж уверен, что его жена посягает на … .

3) Гражданка Петрова пишет в своём блоге, что её супруг, гражданин Петров Иван Васильевич, плохой муж и ужасный отец. Адвокат гражданина Петрова говорит, что это посягательство на … .

4) Гражданка Гусева вышла замуж за гражданина Сидорова, чтобы получить его деньги и недвижимость. Мать гражданина Сидорова была против свадьбы сына, потому что гражданка Гусева посягает на … .

Методический комментарий

Цель задания – закрепить и автоматизировать употребление конструкции посягать/ посягнуть (= совершать посягательство) + на кого/ на что. Задание направленно на формирование речевой компетенции.

 

Задание 5. а) Продолжите ряд:

  • общественный (-ая; -ое; -ые): общественный порядок, …
  • окружающий (-ая; -ее; -ие): окружающий мир, …
  • конституционный (-ая; -ое; -ые): конституционный строй, …
  • преступный (-ая; -ое; -ые): преступный план, …
  • уголовный (-ая; -ое; -ые): кодекс, дело…

Методические комментарии

Задание является предтекстовым и направленно на снятие лексико-грамматических трудностей.

 

б) Прочитайте текст и запишите, какие задачи решает Уголовный кодекс?

Задача 1 _________________

Задача 2 _________________

Задача 3 _________________

Задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Методический комментарий

Притекстовое задание, направленное на развитие навыка поискового чтения. Преподаватель должен помочь студентам самостоятельно определить задачи Уголовного кодекса, то есть выделить основную информацию мини-текста.

 

в) Продолжите текст «Задачи УК РФ», заменяя отглагольные существительные глаголами:

Задачами настоящего Кодекса являются:

  1. охранять права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую среду, конституционный строй Российской Федерации от преступных посягательств;
  2. … .

Методический комментарий

Задание на глагольное управление. Акцентируется внимание учащихся на синтаксических связях в словосочетаниях: охрана + чего (род.п.), охранять + что (вин.п.).

Таким образом, особенность обучения языку специальности заключается в том, что образовательный процесс по овладению навыками русской профессиональной речи соединяется с обучением профессии, тем самым являясь компонентом профессиональной юридической подготовки. Именно этот факт обуславливает форму проведения занятий по русскому языку как иностранному в сфере обучения профессиональной юридической речи. Обязательным компонентом языковой подготовки иностранных студентов-юристов должен явиться многосторонний анализ юридического текста для развития навыков чтения, письма, аудирования и говорения в профессиональной сфере.


Список литературы

1. Аду С.С., Жарова О.С. Развитие навыков аудирования при обучении иностранных слушателей подготовительного факультета языку специальности (юридический профиль) // Русский язык за рубежом. – 2019. – № 5 (276). – С. 32-39.
2. Актуальные проблемы теории и практики преподавания русского языка как иностранного в современной образовательной парадигме: коллективная монография / Е.Л. Бархударова, Д.Б. Гудков, Л.П. Клобукова, Л.В. Красильникова, И.В. Одинцова, Ф.И. Панков; Моск. гос. ун-т имени М.В. Ломоносова, филологический факультет. – М.: МАКС Пресс, 2018. – 168 с
3. Базавлук Л.К. Язык закона как особый юридический язык // Научный Вестник Орловского юридического института МВД России им. В.В. Лукьянова. – 2017. – № 4 (73). – С. 145-148.
4. Комарова А.И. Функциональная стилистика: научная речь. Язык для специальных целей (LSP). Изд. 3-е. – М.: Издательство ЛКИ, 2010. – 192 с.
5. Косоногова О.В. Юридический дискурс: лингвопрагматика имени собственного // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 2. – С. 188-192.
6. Недосугова А.Б., Недосугова Т.А. О некоторых особенностях формирования лексического компонента языковой компетенции будущего юриста-международника при обучении русскому языку как иностранному // Высшее образование сегодня. – 2019. - № 4. – С.58-64.

Расскажите о нас своим друзьям: