Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №03 (44) Март 2020

УДК 378.147

Дата публикации 31.03.2020

Развитие soft skills на занятиях по английскому языку как ключевой навык успешного выпускника ВУЗа

Карпова Анастасия Васильевна
кандидат экономических наук, старший преподаватель Департамента языковой подготовки, Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Москва, baranova89@bk.ru

Аннотация: Цель данной статьи- рассмотреть вопрос, связанный с актуальностью развития soft skills во время обучения студентов вузов на примере английского языка, и роли soft skills в профессиональном развитии. В статье обоснована необходимость активного формирования таких навыков, в соответствии с современными требованиями работодателей. В процессе работы исследовался контент-анализ понятия soft skills, был проведен теоретический анализ соответствующей теме литературы и изучены требования к современным специалистам в разрезе владения навыками soft skills. Предметной областью данной статьи является английский язык, как поле формирования возможностей soft skills, так как он является неотъемлемой частью профессионального образования современных специалистов, и как следствие, инструментом глобализации и выхода страны, в том числе экономики, на мировую арену.
Ключевые слова: soft skills, гибкие навыки, надпрофессиональные компетенции, языковое обучение, рынок труда

The development of soft skills in English classes as a key skill of a successful university graduate

Karpova Anastasia Vasilevna
Candidate Sci. (Economics) , Senior Lecturer of the language training Department , Financial University under the Government of the Russian Federation Russia, Moscow

Abstract: The purpose of this article is to consider the issue of relevance of soft skills development during student learning using the English language as an example and the role of soft skills in professional development. The article substantiates the need for the active formation of such skills, in accordance with the modern requirements of employers. Soft skills carried out by theoretical analysis and study of the requirements for mandatory soft skills. The subject area of this article is the English language, as a field for the formation of soft skills, as it is an integral part of the professional education of modern specialists, and as a result, an instrument of globalization and the country's entry into the world arena, including the economy.
Keywords: soft skills, flexible skills, supra-professional competencies, language training, labor market

Современный этап развития общества, динамичные изменения подходов в образовательной политике, требования, которые предъявляют работодатели к выпускникам вузов - все эти факторы, несомненно, влекут тенденции к изменению подходов в обучении на всех уровнях образования. От преподавателей, в частности, вузов, в большой степени будет зависеть то, насколько будут сформированы надпрофессиональные компетенции студентов, а впоследствии будущих специалистов. В данный момент наблюдается разрыв между современными требованиями к специалисту и образованием. Усиленное раскрытие потенциала гибких навыков, или другими словами soft skills, несомненно, связано в преодолением противоречий между традиционными способами обучения, которые зачастую создают преграды для эффективного развития коммуникативных компетенций студентов, и выхода форм и методов образования на новый уровень, где развитию таких гибких навыков как командная работа , навыки коммуникации, критическое мышление уже даётся не меньшее количество времени, чем hard skills или твёрдых навыков. В силу появления новых критериев, требований и условий на международном и российском рынках труда со стороны работодателя, и ожиданий от будущих современных кадров наделённости качествами soft skills, необходимо уделять большое внимание эффективным способам развития студентов во время занятий по английскому языку. В данном случае, при практической реализации занятий будут активно развиваться как языковые навыки так и soft skills в тандеме, поэтому в этой траектории развития студента занятия по английскому языку имеют двойную выгоду по своей эффективности. Такие занятия являются отличным инструментом для развити гибких навыков. Особенно актуальной данная тема остаётся для студентов университетов экономической направленности, так как именно экономика остаётся одним из глобальных факторов развитых стран, и многие вопросы глобального масштаба решаются на мировом уровне, а без знания иностранного языка, выход на такой уровень для специалиста невозможен априори.

Существует разнообразие определений понятия soft skills как у современных, так и у зарубежных ученых. Термин «soft skills» в переводе с английского языка обозначает «мягкие или гибкие» навыки.  Оксфордском словаре понятие soft skills определяется как «…личные качества, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми…» [1].

В отечественной и зарубежной литературе представлены различные определения понятия «soft skills». Авторы, специализирующиеся в изучении вопросов развития навыков soft skills трактуют их по-своему. Далее представлены некоторые из них:

О.Сосницкая определяет понятие гибкие навыки как унифицированные навыки и личностные качества, которые повышают эффективность работы и взаимодействия с другими людьми [9]. Если принимать во внимание категорию мотивации, то О. Ивонина рассматривает soft skills как «социально-трудовую характеристику совокупности знаний, умений, навыков и мотивационных характеристик работника в сфере взаимодействия между людьми, умения грамотно управлять своим временем, умения убеждать, ведения переговоров, лидерства, эмоционального интеллекта» [10].

 С точки зрения профессионализма специалиста любой области Л. Абашкина считает что soft skills это «..человеческие качества, без которых даже самый лучший профессионал не сможет добиться хорошего результата…» [1].

То, насколько soft skills являются унифицированными навыками ставт под вопрос многие ученые. С. Бацунов делает акцент на том, что «…soft skills это унифицированные навыки и личные качества, которые повышают эффективность работы и взаимодействия с другими людьми, а именно: управление развитием, грамотное управление своим временем, умение убеждать…» [2].

Следует уделить внимание еще нескольким интересным, с точки зрения их содержания, определениям soft skills. Д. Голулман, посредством приведения жизненных примеров доказывает, что «…эффективность человека в профессиональной деятельности напрямую зависит от уровня развития у него мягких навыков, которые, по его мнению отличают успешных специалистов от неуспешных…» [5]. Е. Гайдученко, А. Марушев интерпретируют soft skills  как навыки, помогающие «…находить общий зык с другими людьми, налаживать и поддерживать связи с ними, уметь доносить свои мысли» [4].

Изученный материал определений термина soft skills доказывает: не существует единого и унифицированного понятия, но так или иначе термины взаимосвязаны друг с другом. Объединяет все эти определения совокупность деятельностного и коммуникативного подходов в реализации коммуникативных и личностных компетенций, касающихся непрофессиональных навыков, которые повышают эффективность деятельности будущих специалистов. Принимая во внимание процессы интеграции и возможностей soft skills их можно подразделить на 4 группы:

1. Базовые коммуникативные навыки. В данную группу входит способности убеждать, аргументировать, работать в команде, вести переговоры, умение вести деловую переписку, проводить презентации и др.

2. Self-менеджмент: уметь управлять эмоциями, знать, как вести себя в стрессовых ситуациях, уметь планировать и целеполагать, уметь эффективно использовать свое время, контролировать свое эмоциональное состояние.

3. Группа навыков интеллектуального мышления: важно производить поиск и анализ информации, мыслить креативно, логично, не шаблонно, иметь навыки проектирования, грамотно принимать решения

4. Форсайт-управление: специалист обладает такими устойчивыми навыками как постановка задач, управление проектами, мотивирование, контроль, легкий выход на обратную связь.

Все перечисленные группы унифицированы по отношению к любой области знаний. Но какие же из данных навыков являются актуальными, говоря о процессе изучения английского языка? Однозначно можно заверить- все. Английский язык, как и любой другой иностранный язык, предполагает многогранное развитие студента, и в этом его явное преимущество.

Принимая во внимание стратегические цели и задачи развития общества и государства, укрепление России в системе глобализации, образование, как ключ к успеху в реализации этих целей, необходимо выводить на новый уровень и следовать соответствию и требованиям современного мира в подготовке студентов. Безусловно, во многих вузах акцент сегодня ставится на развитии проектно-исследовательской деятельности, но большое количество вузов остаётся не включенными в эти виды деятельности, студенты обучаются 4 года, но не развиваются на должном уровне в отношении повышения развития уровня soft skills. В России активнее всего развитию soft skills уделяется внимание в бизнес образовании или на разных уровнях отдельных образовательных программ. Н. Сластникова в своей работе «Мягкие навыки для жизни и карьеры» делает акцент на следующем заключении: «…результаты исследования, проведённого в Гарвардском университете и Стэндфордском исследовательском институте, говорят о том, что вклад твердых навыков в профессиональную успешность сотрудника составляет всего 15 %, тогда как мягкие навыки определяют оставшиеся 85%». [8]. Российские компании, принимая во внимание опыт коллег из других стран, при приеме на работу учитывают наличие soft-skills компетенций и при этом отдают предпочтение всесторонне развитым кандидатам.

В современном мире складываются условия, когда та или иная значимая  компания находится скорее в поиске специалиста, успешного с точки зрения переговоров, сотрудничества и коммуникации в целом, чем сложившегося специалиста высокого класса, но при этом,  с которым трудно будет работать из-за отсутствия или плохо развитого коммуникационного навыка. Эпоха интернета делает своё дело. Знания сами по себе перестают быть ключевой ценностью, но способность и личный опыт их успешного применения остаётся главным вопросом. А для решения не коммуникативных вопросов, если мы говорим об английском языке, существует техническое, успешно развивающееся средство- электронный переводчик. Прогресс не заставляет себя ждать, а поэтому человеку не требует в нынешний век выполнять машинальную и техническую работу: цивилизация требует развития тех навыков, которые не сможет выполнить машина.

В практиках некоторых современных российских университетов на сегодняшний день существует тенденция обучать студентов саморазвитию и дополнительным навыкам, особенно в сфере иностранных языков, уделять этому дополнительное внимание. Зачастую специалисты в разных областях терпят неудачи при проведении переговоров, не умеют аргументировать, правильно ставить вопросы, и выстраивать эффективную коммуникацию, если перед ними встает вопрос о коммуникации на английском языке с международными партнерами. Некоторым специалистам даются с трудом публичные выступления или они не могут правильно управлять своим временем, зачастую превышают лимит отведенного времени для выступления. Все это влечет за собой шанс потерять работу, и можно смело утверждать, что сформированность soft skills при устойчивом навыке знания английского языка - это насущная необходимость для современного специалиста.

Большинство вузов Германии осознали необходимость готовить своих выпускников к сложившейся ситуации на рынке труда. Так, в учебные программы 80 % немецких университетов включены семинары и тренинги по приобретению soft skills или, как их еще называют, "ключевых компетенций". Однако напрашивается вопрос: можно ли этому научиться или soft skills - это все же вопрос характера и темперамента? [9]. Можно смело аргументировать, что гибким навыкам можно научиться. Стоит привести пример: когда студент в первый раз самостоятельно представляет презентацию, и возможно, она не очень удачна, но впоследствии он делает большой шаг в отношении качества презентации, уверенности, темпа представляемой информации, он преодолевает языковой барьер при этом каждый раз, произнося ту или иную речь. Данный пример показывает, что soft skills - это качества, которые можно приобрести, выработать, тренировать посредством грамматики, лексики, аудирования, чтения на английском языке.

Анализируя ситуацию на рынке труда, становится очевидным, что в требованиях к будущим кандидатам становится всё более часто упоминаемыми навыки soft skills и это еще раз подтверждает важность их развития при обучении. С ключевого российского портала по поиску вакансий hh.ru были собраны данные о наиболее часто упоминаемых российскими компаниями гибких навыков сотрудников. В результате сбора 204 384 объявлений о вакансиях от российских компаний, были полученных данные о топ-10 гибких навыков, на которые ориентированы российские работодатели.  Среди них: активное обучение, координация, умение вести переговоры, обучение других, информационная грамотность , клиентоориентированность, устная коммуникация, умение решать сложные задачи, операционная грамотность, тайм-менеджмент [7].

Формируя как общепрофессиональные, так и общекультурные компетенции, которые входят в задачи реализации таких дисциплин как «Иностранный язык», «Иностранный язык в профессиональной сфере», «Деловой иностранный язык», данные курсы будут являться отличными площадками для отработки гибких навыков.  И затронуты в данном случае могут быть как общесоциальная так и деловая сферы. Важно учесть правильный подход к освоению этих навыков в контексте данных дисциплин и закрепить гибкие навыки, тем самым реализуя обучение студентов компетенциям, закрепляемых в ОК и ОПК и обучение надпрофессиональным навыкам.

Несомненно, во многих учебных программах по английском языку большое внимание уделено тренировке самых распространенных гибких навыков таких как  communication, teamwork и presentation.  Мы остановим своё внимание на рассмотрении  таких менее распространенных гибких навыков, как leadership, time-management  и рассмотрим их в деталях.

Во время обычной работы в команде происходит постоянное распределение ролей,  и сильные студенты неизбежно становятся лидерами.  В данном случае мы говорим о развитии такого навыка как leadership. Само по себе лидерство подразумевает, что лидирующий привносит знания, умения и навыки, и последователи есть отстающие, но это не верно, ведь последователи определяют неудачу или успех лидера: то, насколько лидер сможет замотивировать последователей и порождает его успех. Но имея одни и те же знания и умения лидер вынужден изменить схему их использования в зависимости от ситуации, так как в разных ситуациях бывает много переменных условий. Лидеру необходимо менять стратегии своего поведения,  в зависимости от того как проходит решение ситуации. Для тренировки этого гибкого навыка могут помочь case study или использование role-cards.

Хорошим методическим ходом в развитии soft skills  будет разбор и обсуждение вместе со студентами командных ролей. После этого этапа  студент  играет свою роль и должен ей соответствовать, при выполнении задания, кейса. Для интереса к положительным и нейтральным ролям можно добавить негативные роли, что тоже добавит реальности ситуации.  Ведь одна из задач развития soft skills - развитие навыков leadership развивает у студентов уверенность ведения переговоров, презентационные и коммуникативные навыки,  умение быстро ориентироваться в большом потоке информации, видеть главное. Проекты должны быть стратегическими, неоднозначными (допускающими не одно решение). В процессе работы группы обучаются сохранению конструктивных отношений, регулированию конфликтов, ведению диалога.

Вторым, не менее важным навыком, которому следует уделить внимание, это time-management. Если работник умеет ставить задачи и распределять рабочее время, он успевает больше. Это цель отработки данного гибкого навыка: учиться распоряжаться временем. Чтобы помочь студентам научиться управлять собственным временем, необходимо в процессе обучения  ставить жесткие временные рамки для выполнения заданий и даже устанавливать таймер. Назначение ответственного по таймингу среди студентов, при выполнении того или иного задания будет преимущественным в организации выбора этого человека, а как следствие и реализации такого навыка как самоорганизация.  Развитое умение грамотно управлять своим временем, быстро найти необходимую информацию- это один из отличительных показателей хорошего специалиста.

Данные виды развити soft skills  должны характеризоваться включением текстов, лексики, тесно связанной с областью деятельности будущих специалистов в разрезе английского языка, а так же содержать информацию о личностном росте, мотивации, для реализации целей профессионально воспитания студентов, личностном росте. Несомненно, источники статей, материалов должны соответствовать новизне и опираться на современные данные. Таким образом, мы видим, что иностранные языки являются хорошей платформой для развития не только специальных знаний, но и востребованных современностью soft skills.

Проблемы, с которыми можно столкнуться при осуществлении обучению навыкам soft skills могут быть вполне очевидны: это и сложность оценивания достигаемых результатов, и слабый уровень взаимодействия преподавателя со студентами. Несомненно, возникает вопрос о новой форме аттестации будущего специалиста, уровне форсированности его гибких навыков, как в общей картине образовательных программ, так и при учете отдельных дисциплин. Отдельным вопросом становится то, насколько преподаватель готов брать на себя ответственность по формированию гибких навыков у студентов, ведь прежде всего он сам должен обладать ими и  понимать как добиться того или иного результата какими-либо эффективными методическими приемами.

Недостаточное внимание на занятиях по английскому языку к развитию навыков soft skills, практический навык которого относится всё же к группе hard skills, может повлечь много вопросов, связанных с тем, что это развитие является персональной ответственностью каждого студента, хотя значительная часть таких навыков имплицитно входит в состав общекультурных и профессиональных приобретенных компетенций студента [11].

Важно понимать, что soft skills - это компетенции будущего, и из двух экономистов более успешным станет тот, у кого будут более развиты коммуникативные компетенции. И вероятнее всего необщительный коллега останется позади, так как именно язык является незаменимым средством самовыражения. Безусловно, различные профессии имеют вариативное соотношение hard skills и soft skills: они делятся на три группы: 

1. Профессии, в которой превалирует hard над soft skills: например, физик-ядерщик, который может быть замечательным специалистом и отлично выполнять свою работу, и при этом не уметь работать в команде и взаимодействовать с людьми.

2. Профессии, в которых необходимы в равной степени оба вида навыков: например, юристы, бухгалтеры. Этим специалистам требуется набор профессиональных навыков, а также коммуникабельность, организованность, терпеливость, доброжелательность, так как они работают с людьми.

3. Профессии, в которых превалируют soft skills: например, сфера продаж, бизнес, финансы, политика. Так, бывают умелые продавцы без образования маркетолога, которые своим обаянием завоевывают клиента. В эффективных продажах задействованы самые разные социальные компетенции: умение говорить красиво и грамотно, выступать публично, умение слушать, умение расположить к себе собеседника, уверенность в себе и др. [3].

Подход к обучению и реализации развития навыков soft skills может быть реализован в интеграции изучаемой дисциплины английского языка и неформальным образованием в рамках преподаваемой дисциплины и учебного плана.  Эпизодическое применение различных современных образовательных и интерактивных технологий может помочь в реализации эффективного коммуникативного взаимодействия между студентами. Важным для будущих специалистов, может являться разработка индивидуального плана развития, где описываются цели развития, алгоритм действий и различных мероприятий, ведущих к достижению намеченных целей в виде развития гибких навыков [6].

Каждый из нас сегодня испытывает тревогу в отношении того, как быть успешным в новом быстро развивающемся и меняющемся мире. Новые потребности в экономике и обществе указывают нам на то, что изменения должны происходить и в образовательных подходах.  Необходимо выстраивать образовательную траектории в соответствии с требованиями будущего  и делать осознанный выбор в пользу тех или иных обучающих программ или активностей во время обучения в вузе, а университетами, в свою очередь необходимо вносить изменения образовательного процесса и методик преподавания, но осуществить эту трансформацию необходимо таким образом, что бы не пострадало ядро профессии. Тенденции увеличения числа компетенций при подготовке специалиста может привести к уменьшению концентрации на изучении ядра профессии, с сопутствующими всесторонними развитием: привычке к непрерывному образованию, сохранения позиции исследователя в профессиональной деятельности, пониманию универсальной картины мира.  В этом контексте место английского языка занимает междисциплинарный уровень, так как профессиональный английский – это курс, который реализуется в отношении множества предметов по специальности обучающихся.

Подводя итоги, следует отметить, что свободное владение английским языком с элементами развития soft skills, то есть умением дискутировать на английском языке, отстаивать свою точку зрения и т.д. - это мощное достоинство при конкурентном отборе специалистов в любой области на рынке труда на сегодняшний день. Такие мировые экономические и общественные процессы как глобализация, международные контракты, деловые контакты, международный обмен опытом- все эти области действий требуют от специалиста знания английского языка, а также критического мышления и коммуникационных навыков, поэтому вывод о роли занятий по английскому языку и параллельного формирования soft skills очевидны. Если всецело говорить об английском языке, в первую очередь, как о средстве общения в профессиональной деятельности будущего специалиста, то критически важно уделить большее внимание изучению языка в университете, начиная с первого курса и на протяжении всех лет обучения в целом, с акцентом на тренировку и закрепление навыков soft skills. Проблема «торможения» или приостановки развития навыков soft skills в срезе английского языка может также случиться из-за отсутствия в расписании студентов дисциплины «Иностранный язык» на протяжении всего периода обучения в высшем учебном заведении. В некоторых университетах дисциплина «Иностранный язык» включена в учебный план только лишь во время первого года обучения, и на сегодняшний день этот факт является большим недостатком. В первую очередь, изучение иностранного языка- это языковая, то есть коммуникационная практика, процесс сам по себе включающий развитие навыков soft-skills, поэтому роль занятий по английскому языку в формировании soft skill играет неоспоримо значительную и в совокупности общую роль и задачу обучения - таким образом воспитывается студент, будущий специалист, который необходим современному обществу, в том числе обладающий качествами гибких навыков. Важно, чтобы образовательная среда вузов в необходимой пропорции была направлена на развитие soft skills в том числе и в отношении изучения английского языка, тогда у студентов будет стремление получать новый опыт, развиваться, иметь перспективные цели в понимании конкретных планов развития в мировом масштабе, на мировой арене, анализировать результаты действий, и быть на верной дороге к успеху в успешном решении международных вопросов.


Список литературы

1. Абашкина О. Soft skills: ключ к карьере [Электронный ресурс]// Электрон. журн. 2015. №2 URL: http://zhurnal.mipt.rssi.ru. (https://www.pro-personal.ru/article/7811-soft-skills-klyuch-k-karere (дата обращения: 29.03.2020)
2. Бацунов С. Н., Дереча И.И., Современные детерминанты развития soft skills [Электронный ресурс]// Концепт. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-determinanty-razvitiya-soft-skills (дата обращения: 01.04.2020).
3. Биккулова О., специалист Центра "Гуманитарные технологии" Что такое hard и soft skills? [Электронный ресурс] //Электрон. дан. - URL: https://proforientator.ru/publications/articles/chto-takoe-hard-i-soft-skills-v-chem-raznitsa-chto-vazhnee.html (дата обращения: 20.03.2020)
4. Гайдученко Е., Марушев А. EQ vs IQ: что такое эмоциональный интеллект и как его развивать [Электронный ресурс]//Электрон. дан.- URL: https://changellenge.com/article/eq-vs-iq-chto-takoe-emotsionalnyy-intellekt-i-kak-ego-razvivat/ (дата обращения: 20.03.2020)
5. Гоулман Д. Борцич Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. Москва: Изд-во Альпина Бизнес Букс. 2009. С. 301.
6. Платонова Р.И., Михина Г. Б. Актуальность soft skills в профессиональном плане будущих специалистов [Электронный ресурс]// АНИ: педагогика и психология. 2018. №4 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-soft-skills-v-professionalnom-plane-buduschih-spetsialistov (дата обращения: 04.03.2020).
7. Портрет соискателя будущего [Электронный ресурс] // Сайт по поиск работы и вакансий. Электрон. дан. URL: https://hh.ru/article/22394 (дата обращения: 04.03.2020).
8. Сластникова Н.Г. «Мягкие навыки для жизни и карьеры» : руководство для старшеклассников [Электронный ресурс] // Бишкек. 2015, С. 45. URL: https://auca.kg/uploads/manual%20developing%20soft%20skills%20for%20high%20school%20students%20(1).pdf (дата обращения: 04.03.2020).
9. Сосницкая О. Soft Skills: "Мягкие навыки" твердого характера [Электронный ресурс] // Электрон. дан.URL: https://www.dw.com/ru/soft-skills (дата обращения: 20.03.2020).
10. Ивонина А. И., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю. М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников [Электронный ресурс] // Вестник евразийской науки. 2017. №1 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-napravleniya-teoreticheskih-i-metodicheskih-razrabotok-v-oblasti-upravleniya-rol-soft-skills-i-hard-skills-v-professionalnom (дата обращения: 01.04.2020).
11. Яркова Т.А. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога [Электронный ресурс] // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. Том 2. № 4. С. 222-234
Список источников
1. Оxford English dictionary [Электронный ресурс] // 2nd edition. Clarendon Press, 1989. С. 624 URL: https://www.worldcat.org/title/oxford-english dictionary/oclc/17648714(дата обращения: 01.04.2020).

Расскажите о нас своим друзьям: