Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №06 (83) Июнь 2023
УДК 37
Дата публикации 28.06.2023
Сохранение ценности крепкой семьи средствами культурно-просветительской деятельности
Милькевич Оксана Анатольевна
профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академия управления МВД России, РФ, г. Москва, miloka75@mail.ru
Аннотация: В статье представлены проблемы организации культурно-просветительской деятельности, направленной на сохранение ценности крепкой семьи и пути их решения. Опыт участия в реализации культурно-просветительских мероприятий подобной направленности, инициируемых Российским обществом «Знание», позволил представить организацию культурно-просветительской деятельности как комплексную проблему. Представленные авторская позиция и выводы могут выступать основанием расширения практики организации культурно-просветительской деятельности, направленной на сохранение ценности крепкой семьи, среди различных социальных групп – учащейся молодежи, молодых специалистов, лиц, уже сформировавших семьи и др.
Ключевые слова: культурно-просветительская деятельность, крепкая семья как ценность, сохранение ценности, проблемы сохранения ценности, традиционные российские духовно-нравственные ценности.
professor of the department of psychology, pedagogy and organization of work with personnel, Academy of Management of the MIA of Russia, Russian Federation, Moscow
Abstract: The article presents the problems of organizing cultural and educational activities aimed at preserving the value of a strong family and ways to solve them. The experience of participating in the implementation of cultural and educational events of a similar nature, initiated by the Russian society "Knowledge", made it possible to present the organization of cultural and educational activities as a complex problem. The presented vision and conclusions can serve as the basis for expanding the practice of organizing cultural and educational activities aimed at preserving the value of a strong family among various social groups - young students, young professionals, people who have already formed families, etc.
Keywords: cultural and educational activities, strong family as a value, preservation of value, problems of preservation of value, traditional Russian spiritual and moral values.
Милькевич О.А. Сохранение ценности крепкой семьи средствами культурно-просветительской деятельности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 06 (83). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/sokhranenie-tsennosti-krepkoj-semi-sredstvami-kulturno-prosvetitelskoj-deyatelnosti.html (Дата обращения: 28.06.2023)
Актуальность рассмотрения проблемы сохранения ценности крепкой семьи обусловлена, с одной стороны, сложными социально-культурными условиями функционирования современной российской семьи: негативное влияние средств массовой информации и различных культур, отражающих деформацию ценности семьи; распространение семейного неблагополучия по одному или нескольким критериям, затрудняющего возможность полноценного выполнения семьей своих воспитательной, социализирующей, экономической, функций, функции психологической самозащиты и помощи и др.; резкое социальное расслоение общества, обусловленное характером экономик регионов, их зависимостью от санкций, рынка сырья и сбыта и др. характеристик; общее социальное напряжение в связи с проведением специальной военной операции. С другой стороны, характер внутрисемейных отношений, психологический и морально-нравственный фон семьи определяют возможность и готовность семьи к реализации функции самозащиты и самосохранения. Это определяет необходимость и целесообразность организации культурно-просветительской деятельности среди различных групп населения, направленной на сохранение ценности крепкой семьи.
Цель исследования: характеристика культурно-просветительской деятельности по сохранению ценности крепкой семьи как комплексной проблемы и определение путей ее решения.
Методы исследования: теоретический анализ, систематизация, обобщение, изучение опыта.
Новизна данного исследования заключается в комплексном рассмотрении культурно-просветительской деятельности, объединяющей в себе основы педагогической и социально-культурной деятельностей, а также в формулировке проблем, затрудняющих ее осуществление в контексте сохранения ценности крепкой семьи.
Теоретическая значимость заключается в уточнении сущности культурно-просветительской деятельности.
Практическая значимость заключается в возможности распространения представленного опыта культурно-просветительских мероприятий, направленных на сохранении ценности крепкой семьи, в отношении различных социальных групп и слоев населения.
Признание государством и обществом необходимости организации культурно-просветительской деятельности формировалось в контексте обострения социальных отношений, снижения образовательного и культурного уровня населения страны, о чем отмечалось в Указе Президента Российской Федерации от 24.12 2014 г. №808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [7], Указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [6]. Обозначенные документы, с одной стороны, формируют понимание и направленность культурно-просветительской деятельности; с другой – отражают озабоченность государства вопросами консолидации общества за счет формирования единого ценностно-смыслового контекста жизнедеятельности всех народов страны.
Обращение к Постановлению Правительства РФ от 1 июля 2022 г. №1195 «Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности» [4] позволяет охарактеризовать ключевые понятия культурно-просветительской деятельности. Субъектами просветительской деятельности могут выступать органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправлении, уполномоченные ими организации, физические лица, индивидуальные предприниматели и/или юридические лица. Просветительская деятельность призвана содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности. При организации рассматриваемой деятельности важно учесть «разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей человека, формирование и развитие его личности в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями и требованиями законодательства Российской Федерации» [4].
Отметим, что само понятие «культурно-просветительская деятельность» не является предметом активного научного исследования, ее сущность рассматривается современными авторами с позиций: ретроспективного анализа возможностей различных форм деятельности в решении задач образования, просвещения, включения населения страны в различные аспекты культурной деятельности; характеристики вклада отдельных деятелей образования и культуры в решение этих вопросов; взаимосвязи культурно-просветительской и социально-культурной деятельности. Это размывает специфику культурно-просветительской деятельности. Наиболее детально сущность рассматриваемого понятия в контексте социально-культурной деятельности представлена в работах Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова [1], Е.В. Литовкина [3], В.И. Триодин [5], А.В. Уткина [8] и др. Авторы подчеркивают направленность данного вида деятельности на повышение уровня культурного развития общества, удовлетворение культурных потребностей личности, реализацию ее творческого потенциала. В публикациях Э.В. Киселевой [2], Т.В.Яковенко [10] представлена характеристика культурно-просветительской деятельности в контексте профессиональной подготовки будущих педагогов. В работах Н.В.Шарковской [9] представлена характеристика технологий культурно-просветительской деятельности, критериев их выбора.
Культурно-просветительская деятельность может быть охарактеризована как сложный, интегрированный по своей природе вид деятельности по обеспечению успешной социализации и инкультурации, приобщения к традиционным духовно-нравственным ценностям различных слоев населения средствами воспитания, образования и культуры.
Согласно обозначенного выше Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» одной их ценностей признается крепкая семья. Рассмотрим более подробно организацию культурно-просветительской деятельности по сохранению и укреплению этой ценности.
Исходя их представленного выше определения и нормативных оснований субъектами культурно-просветительской деятельности, направленной на сохранение ценности крепкой семьи, могут выступать: педагоги учреждений образования, работники учреждений культуры, общественных организации, представители структур власти, общественные деятели, эксперты и компетентные специалисты.
Личный опыт организации культурно-просветительской деятельности, направленной на сохранение ценности крепкой семьи, связан с организацией и проведением семинара в очном формате на тему «Ответственное родительство: за и против». Данное культурно-просветительское мероприятие не связано с преподаванием конкретной дисциплины или апробацией результатов научного исследования. Мероприятие организовано со студентами государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» и всеми желающими, подключившимися в режиме видеоконференции (апрель 2021 г.).
Примером организации культурно-просветительской деятельности обозначенной направленности выступает деятельность Российского общества «Знание» (в частности, проект, направленный на служащих федеральных органов исполнительной власти). В первом полугодии 2023 года автором статьи был реализован цикл лекций для служащих Социального фонда Российской Федерации в городах Орел, Калуга, Владимир. Цикл лекций включал три темы: «Семья как отдельная ячейка общества. Направления семейной политики РФ»; «Мудрое родительство: эффективный стиль воспитания», «Хитрости успешной семейной жизни». Содержание каждой из лекций включало рассмотрение теоретических и практических вопросов, применение педагогических методов (пример, упражнение, перспектива, игра, убеждение, диалог, обращение к чувствам и др.) и средства взаимодействия с аудиторией (устные, письменные, технические, символические). Применение средств культуры предполагало целесообразную и уместную демонстрацию репродукций картин известных художников, сопровождение мероприятия фрагментами и цитатами из произведений художественной литературы, обращение к малым формам устного народного творчества.
Особенностью обозначенных культурно-просветительских мероприятий для будущих педагогов и специалистов, работающих с населением, была направленность на осознание сущности семьи, ценности семьи, ценности внутрисемейных отношений. При этом участники во время проведения лекций демонстрировали высокую включенность, активность (задавали вопросы, включались в обсуждение, приводили примеры, оспаривали отдельные позиции, подходили после лекций и задали вопросы более личного характера в рамках обсуждаемой проблематики). Это подтверждает высокую актуальность и значимость культурно-просветительской деятельности, направленной на сохранение ценности крепкой семьи.
Проводимые культурно-просветительские мероприятия в отношении обозначенных объектов имеют прямой и отсроченный результаты: прямой результат связан с закреплением ценности крепкой семьи в мировоззрении специалиста и, одновременно, человека, члена общества, семьянина; отсроченный результат предполагает отражение данной ценности в практике непосредственного взаимодействия с различными категориями людей.
Представленный опыт культурно-просветительской деятельности, анализ сложившихся теоретических положений позволяют сформулировать проблемы, затрудняющие ее реализацию и снижающие результативность проводимых мероприятий:
- Проблемы, связанные с недостаточным признанием современным человеком ценности и значимости семьи, что находит отражение в сохранении большого количества не регистрированных отношений мужчины и женщины, закреплении модели «гостевой семьи», сохранении большого числа разводов, повышении конфликтности в семьях, доминировании однопоколенных семей и др. негативных последствиях.
- Проблемы, связанные с недостаточным методическим обеспечением подобной деятельности: отсутствие методических рекомендаций по организации культурно-просветительской деятельности, специфике ее реализации по различным направлениям и с разными категориями населения; недостаточная разработанность механизма закрепления и сохранения традиционных российских ценностей в условиях динамичной трансформации ценностей, социально-культурной ситуации и самого общества.
- Проблемы, связанные с отсутствием системы подготовки специалистов, готовых и способных к реализации культурно-просветительской деятельности. Закрепление во ФГОС ВО по направлению Педагогическое образование уровня бакалавриата и магистратуры (44.03.01, 44.03.05 и 44.04.01) в качестве одной из сфер профессиональной деятельности будущих педагогов именно культурно-просветительской деятельности не означает достаточный уровень готовности к решению подобной задачи в силу индивидуально-личностных, психологических, педагогических и иных барьеров.
Пути решения обозначенных проблем могут быть определены следующим образом:
- формирование сообщества специалистов, их подготовка к реализации культурно-просветительских мероприятий, направленных на сохранение ценности крепкой семьи;
- формирование системы методического сопровождения реализации культурно-просветительской деятельности;
- развитие системы взаимодействия учреждений образования и культуры в реализации культурно-просветительских мероприятий;
- обеспечение охвата различных слоев населения подобными мероприятиями;
- разнообразие форм культурно-просветительской деятельности, направленной на сохранение ценности крепкой семьи, обеспечение их систематичности.
Таким образом, культурно-просветительская деятельность, направленная на сохранение ценности крепкой семьи, представляет собой относительно новое направление, объективно обусловленное и нормативно-закрепленное. Накопленный в педагогической теории и практике опыт взаимодействия образовательных учреждений с семьями, организации социально-культурной деятельности, реализации культурно-просветительских мероприятий отдельными общественными объединениями, общественными деятелями, педагогами, деятелями культуры и иными субъектами является основой для выявления и распространения наиболее результативных форм, методов и средств взаимодействия с различными категориями населения. Обозначенные проблемы позволяют более структурировано рассмотреть пути их решения и являются основанием расширения практики организации культурно-просветительской деятельности, направленной на сохранение ценности крепкой семьи, среди различных социальных групп – учащейся молодежи, молодых специалистов, лиц, уже сформировавших семьи и др.
Список литературы
1. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность : учеб. М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.
2. Киселева Э. М. Развитие готовности к культурно-просветительской деятельности бакалавров педагогического образования / Э. М. Киселева, В. Ю. Абрамова, О. В. Головина // Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие: Коллективная монография по материалам X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 27-28 октября 2021 / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Российский государственный гидрометеорологический университет. – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2021. – С. 151-156.
3. Литовкин Е. В. Развитие культурно-просветительной работы России послевоенного периода: теоретико-методологические и историко-педагогические аспекты: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2004. - 527 с
4. Постановление Правительства РФ от 1 июля 2022 г. N 1195 "Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности"// Режим доступа: Постановление Правительства РФ от 01.07.2022 N 1195 "Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности" | ГАРАНТ (garant.ru) (Дата обращения: 10.06.2023).
5. Триодин В. Е. История и теория социально-культурной деятельности. - СПб. : Изд-во СПбГУП, 2000. - 248 с.
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»// Режим доступа: www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (Дата обращения: 10.06.2023).
7. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»// Режим доступа: Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 • Президент России (kremlin.ru) (Дата обращения: 10.06.2023).
8. Уткин А. В. Просветительская миссия учителя в трудах общественных деятелей России середины XIX века // Гуманизация образования: Научный журнал. - 2009. № 7. - С. 8–9.
9. Шарковская Н. В. Технологии культурно-просветительской деятельности: уровни и критерии выбора // Культура: теория и практика. – 2023. – № 2(53).
10. Яровенко Т. В. Культурно-просветительская деятельность как аспект подготовки бакалавра в педагогическом вузе // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2019. – № 1(22). – С. 148-150.