Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №06 (83) Июнь 2023

УДК 37

Дата публикации 28.06.2023

Сохранение ценности крепкой семьи средствами культурно-просветительской деятельности

Милькевич Оксана Анатольевна
профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академия управления МВД России, РФ, г. Москва, miloka75@mail.ru

Аннотация: В статье представлены проблемы организации культурно-просветительской деятельности, направленной на сохранение ценности крепкой семьи и пути их решения. Опыт участия в реализации культурно-просветительских мероприятий подобной направленности, инициируемых Российским обществом «Знание», позволил представить организацию культурно-просветительской деятельности как комплексную проблему. Представленные авторская позиция и выводы могут выступать основанием расширения практики организации культурно-просветительской деятельности, направленной на сохранение ценности крепкой семьи, среди различных социальных групп – учащейся молодежи, молодых специалистов, лиц, уже сформировавших семьи и др.
Ключевые слова: культурно-просветительская деятельность, крепкая семья как ценность, сохранение ценности, проблемы сохранения ценности, традиционные российские духовно-нравственные ценности.

Preservation of the value of a strong family by means of cultural and educational activities

Milkevich Oksana Anatolyevna
professor of the department of psychology, pedagogy and organization of work with personnel, Academy of Management of the MIA of Russia, Russian Federation, Moscow

Abstract: The article presents the problems of organizing cultural and educational activities aimed at preserving the value of a strong family and ways to solve them. The experience of participating in the implementation of cultural and educational events of a similar nature, initiated by the Russian society "Knowledge", made it possible to present the organization of cultural and educational activities as a complex problem. The presented vision and conclusions can serve as the basis for expanding the practice of organizing cultural and educational activities aimed at preserving the value of a strong family among various social groups - young students, young professionals, people who have already formed families, etc.
Keywords: cultural and educational activities, strong family as a value, preservation of value, problems of preservation of value, traditional Russian spiritual and moral values.

Правильная ссылка на статью
Милькевич О.А. Сохранение ценности крепкой семьи средствами культурно-просветительской деятельности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 06 (83). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/sokhranenie-tsennosti-krepkoj-semi-sredstvami-kulturno-prosvetitelskoj-deyatelnosti.html (Дата обращения: 28.06.2023)

Актуальность рассмотрения проблемы сохранения ценности крепкой семьи обусловлена, с одной стороны, сложными социально-культурными условиями функционирования современной российской семьи: негативное влияние средств массовой информации и различных культур, отражающих деформацию ценности семьи; распространение семейного неблагополучия по одному или нескольким критериям, затрудняющего возможность полноценного выполнения семьей своих воспитательной, социализирующей, экономической, функций, функции психологической самозащиты и помощи и др.; резкое социальное расслоение общества, обусловленное характером экономик регионов, их зависимостью от санкций, рынка сырья и сбыта и др. характеристик; общее социальное напряжение  в связи с проведением специальной военной операции. С другой стороны, характер внутрисемейных отношений, психологический и морально-нравственный фон семьи определяют возможность и готовность семьи к реализации функции самозащиты и самосохранения. Это определяет необходимость и целесообразность организации культурно-просветительской деятельности среди различных групп населения, направленной на сохранение ценности крепкой семьи.

Цель исследования: характеристика культурно-просветительской деятельности по сохранению ценности крепкой семьи как комплексной проблемы и определение путей ее решения.

Методы исследования: теоретический анализ, систематизация, обобщение, изучение опыта.

Новизна данного исследования заключается в комплексном рассмотрении культурно-просветительской деятельности, объединяющей в себе основы педагогической и социально-культурной деятельностей, а также в формулировке проблем, затрудняющих ее осуществление в контексте сохранения ценности крепкой семьи.

Теоретическая значимость заключается в уточнении сущности культурно-просветительской деятельности.

Практическая значимость заключается в возможности распространения представленного опыта культурно-просветительских мероприятий, направленных на сохранении ценности крепкой семьи, в отношении различных социальных групп и слоев населения.

Признание государством и обществом необходимости организации культурно-просветительской деятельности формировалось в контексте обострения социальных отношений, снижения образовательного и культурного уровня населения страны, о чем отмечалось в Указе Президента Российской Федерации от 24.12 2014 г. №808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [7], Указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [6]. Обозначенные документы, с одной стороны, формируют понимание и направленность культурно-просветительской деятельности; с другой – отражают озабоченность государства вопросами консолидации общества за счет формирования единого ценностно-смыслового контекста жизнедеятельности всех народов страны.

Обращение к Постановлению Правительства РФ от 1 июля 2022 г. №1195 «Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности» [4] позволяет охарактеризовать ключевые понятия культурно-просветительской деятельности. Субъектами просветительской деятельности могут выступать органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправлении, уполномоченные ими организации, физические лица, индивидуальные предприниматели и/или юридические лица. Просветительская деятельность призвана содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности. При организации рассматриваемой деятельности важно учесть «разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей человека, формирование и развитие его личности в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями и требованиями законодательства Российской Федерации» [4].

Отметим, что само понятие «культурно-просветительская деятельность» не является предметом активного научного исследования, ее сущность рассматривается современными авторами с позиций: ретроспективного анализа возможностей различных форм деятельности в решении задач образования, просвещения, включения населения страны в различные аспекты культурной деятельности; характеристики вклада отдельных деятелей образования и культуры в решение этих вопросов; взаимосвязи культурно-просветительской и социально-культурной деятельности. Это размывает специфику культурно-просветительской деятельности. Наиболее детально сущность рассматриваемого понятия в контексте социально-культурной деятельности представлена в работах Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова [1], Е.В. Литовкина [3], В.И. Триодин [5], А.В. Уткина [8] и др.  Авторы подчеркивают направленность данного вида деятельности на повышение уровня культурного развития общества, удовлетворение культурных потребностей личности, реализацию ее творческого потенциала. В публикациях Э.В. Киселевой [2], Т.В.Яковенко [10] представлена характеристика культурно-просветительской деятельности в контексте профессиональной подготовки будущих педагогов. В работах Н.В.Шарковской [9] представлена характеристика технологий культурно-просветительской деятельности, критериев их выбора.

Культурно-просветительская деятельность может быть охарактеризована как сложный, интегрированный по своей природе вид деятельности по обеспечению успешной социализации и инкультурации, приобщения к традиционным духовно-нравственным ценностям различных слоев населения средствами воспитания, образования и культуры.

Согласно обозначенного выше Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» одной их ценностей признается крепкая семья. Рассмотрим более подробно организацию культурно-просветительской деятельности по сохранению и укреплению этой ценности.

Исходя их представленного выше определения и нормативных оснований субъектами культурно-просветительской деятельности, направленной на сохранение ценности крепкой семьи, могут выступать: педагоги учреждений образования, работники учреждений культуры, общественных организации, представители структур власти, общественные деятели, эксперты и компетентные специалисты.

Личный опыт организации культурно-просветительской деятельности, направленной на сохранение ценности крепкой семьи, связан с организацией и проведением семинара в очном формате на тему «Ответственное родительство: за и против». Данное культурно-просветительское мероприятие не связано с преподаванием конкретной дисциплины или апробацией результатов научного исследования. Мероприятие организовано со студентами государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» и всеми желающими, подключившимися в режиме видеоконференции (апрель 2021 г.).  

Примером организации культурно-просветительской деятельности обозначенной направленности выступает деятельность Российского общества «Знание» (в частности, проект, направленный на служащих федеральных органов исполнительной власти). В первом полугодии 2023 года автором статьи был реализован цикл лекций для служащих Социального фонда Российской Федерации в городах Орел, Калуга, Владимир. Цикл лекций включал три темы: «Семья как отдельная ячейка общества. Направления семейной политики РФ»; «Мудрое родительство: эффективный стиль воспитания», «Хитрости успешной семейной жизни». Содержание каждой из лекций включало рассмотрение теоретических и практических вопросов, применение педагогических методов (пример, упражнение, перспектива, игра, убеждение, диалог, обращение к чувствам и др.) и средства взаимодействия с аудиторией (устные, письменные, технические, символические). Применение средств культуры предполагало целесообразную и уместную демонстрацию репродукций картин известных художников, сопровождение мероприятия фрагментами и цитатами из произведений художественной литературы, обращение к малым формам устного народного творчества.  

Особенностью обозначенных культурно-просветительских мероприятий для будущих педагогов и специалистов, работающих с населением, была направленность на осознание сущности семьи, ценности семьи, ценности внутрисемейных отношений. При этом участники во время проведения лекций демонстрировали высокую включенность, активность (задавали вопросы, включались в обсуждение, приводили примеры, оспаривали отдельные позиции, подходили после лекций и задали вопросы более личного характера в рамках обсуждаемой проблематики). Это подтверждает высокую актуальность и значимость культурно-просветительской деятельности, направленной на сохранение ценности крепкой семьи.

Проводимые культурно-просветительские мероприятия в отношении обозначенных объектов имеют прямой и отсроченный результаты: прямой результат связан с закреплением ценности крепкой семьи в мировоззрении специалиста и, одновременно, человека, члена общества, семьянина; отсроченный результат предполагает отражение данной ценности в практике непосредственного взаимодействия с различными категориями людей.

Представленный опыт культурно-просветительской деятельности, анализ сложившихся теоретических положений позволяют сформулировать проблемы, затрудняющие ее реализацию и снижающие результативность проводимых мероприятий:

- Проблемы,  связанные с недостаточным признанием современным человеком ценности и значимости семьи, что находит отражение в сохранении большого количества не регистрированных отношений мужчины и женщины, закреплении модели «гостевой семьи», сохранении большого числа разводов, повышении конфликтности в семьях, доминировании однопоколенных  семей и др. негативных последствиях.

- Проблемы, связанные с недостаточным методическим обеспечением подобной деятельности: отсутствие методических рекомендаций по организации культурно-просветительской деятельности, специфике ее реализации по различным направлениям и с разными категориями населения; недостаточная разработанность механизма закрепления и сохранения традиционных российских ценностей в условиях динамичной трансформации ценностей, социально-культурной ситуации и самого общества.

- Проблемы, связанные с отсутствием системы подготовки специалистов, готовых и способных к реализации культурно-просветительской деятельности. Закрепление во ФГОС ВО по направлению Педагогическое образование уровня бакалавриата и магистратуры (44.03.01, 44.03.05 и 44.04.01) в качестве одной из сфер профессиональной деятельности будущих педагогов именно культурно-просветительской деятельности не означает достаточный уровень готовности к решению подобной задачи в силу индивидуально-личностных, психологических, педагогических и иных барьеров.

Пути решения обозначенных проблем могут быть определены следующим образом:

- формирование сообщества специалистов, их подготовка к реализации культурно-просветительских мероприятий, направленных на сохранение ценности крепкой семьи;

- формирование системы методического сопровождения реализации культурно-просветительской деятельности;

- развитие системы взаимодействия учреждений образования и культуры в реализации культурно-просветительских мероприятий;

- обеспечение охвата различных слоев населения подобными мероприятиями;

- разнообразие форм культурно-просветительской деятельности, направленной на сохранение ценности крепкой семьи, обеспечение их систематичности.

Таким образом, культурно-просветительская деятельность, направленная на сохранение ценности крепкой семьи, представляет собой относительно новое направление, объективно обусловленное и нормативно-закрепленное. Накопленный в педагогической теории и практике опыт взаимодействия образовательных учреждений с семьями, организации социально-культурной деятельности, реализации культурно-просветительских мероприятий отдельными общественными объединениями, общественными деятелями, педагогами, деятелями культуры и иными субъектами является основой для выявления и распространения наиболее результативных форм, методов и средств взаимодействия с различными категориями населения. Обозначенные проблемы позволяют более структурировано рассмотреть пути их решения и являются основанием расширения практики организации культурно-просветительской деятельности, направленной на сохранение ценности крепкой семьи, среди различных социальных групп – учащейся молодежи, молодых специалистов, лиц, уже сформировавших семьи и др.


Список литературы

1. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность : учеб. М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.
2. Киселева Э. М. Развитие готовности к культурно-просветительской деятельности бакалавров педагогического образования / Э. М. Киселева, В. Ю. Абрамова, О. В. Головина // Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие: Коллективная монография по материалам X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 27-28 октября 2021 / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Российский государственный гидрометеорологический университет. – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2021. – С. 151-156.
3. Литовкин Е. В. Развитие культурно-просветительной работы России послевоенного периода: теоретико-методологические и историко-педагогические аспекты: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2004. - 527 с
4. Постановление Правительства РФ от 1 июля 2022 г. N 1195 "Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности"// Режим доступа: Постановление Правительства РФ от 01.07.2022 N 1195 "Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности" | ГАРАНТ (garant.ru) (Дата обращения: 10.06.2023).
5. Триодин В. Е. История и теория социально-культурной деятельности. - СПб. : Изд-во СПбГУП, 2000. - 248 с.
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»// Режим доступа: www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (Дата обращения: 10.06.2023).
7. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»// Режим доступа: Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 • Президент России (kremlin.ru) (Дата обращения: 10.06.2023).
8. Уткин А. В. Просветительская миссия учителя в трудах общественных деятелей России середины XIX века // Гуманизация образования: Научный журнал. - 2009. № 7. - С. 8–9.
9. Шарковская Н. В. Технологии культурно-просветительской деятельности: уровни и критерии выбора // Культура: теория и практика. – 2023. – № 2(53).
10. Яровенко Т. В. Культурно-просветительская деятельность как аспект подготовки бакалавра в педагогическом вузе // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2019. – № 1(22). – С. 148-150.




Расскажите о нас своим друзьям: