Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №1 (1) Август, 2016

УДК 371.64/69

Дата публикации 19.08.2016

Содержание работы школьного социального педагога с семьей

Гребенникова Оксана Александровна
Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

Аннотация: В статье рассматриваются возможности социально-педагогической деятельности в укреплении института семьи как фундаментальной основы российского общества. Анализ и обобщение опыта работы социальных педагогов российских школ с семьями обучающихся позволили выделить основные задачи, направления и уровни работы школьного социального педагога с семьей, обеспечивающие снижение рисков семейного неблагополучия.
Ключевые слова: семья, семейное неблагополучие, социально-педагогическая деятельность, школьный социальный педагог, работа с семьей

The contents of school social teacher’s work with families

Grebennikova Oksana Alexandrovna
Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Velikiy Novgorod

Abstract: The article considers capabilities of social pedagogical work in strengthening the institution of family as the fundamental basis of the Russian society. It singles out main tasks and levels of school social teacher’s work with students’ families which make it possible to reduce the risks of family ill-being.
Keywords: family, family ill-being, social pedagogical work, school social teacher, work with a family

В современном российском обществе институт семьи переживает глубокий системный кризис, препятствующий полноценной реализации ее воспитательного потенциала. Наблюдающееся в последнее время распространение альтернативных форм брака, идеологии «чайлдфри» (добровольной бездетности), сокращение числа многопоколенных семей, рост разводов и внебрачной рождаемости ведут к увеличению числа семей, неспособных самостоятельно, без посторонней поддержки и помощи выполнять свои ключевые функции, тем самым ограничивая возможности семьи как воспитательного института.

В связи с этим и на государственном уровне, и в теории и практике педагогической науки ведутся активные поиски способов укрепления института семьи как фундаментальной основы российского общества. Среди мер поддержки, укрепления и защиты семьи, предусмотренных Концепцией государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года, особое значение отводится повышению авторитета родительства в семье и обществе, профилактике и преодолению семейного неблагополучия [4].

Решение многих задач в снижении рисков семейного неблагополучия призвана обеспечить социально-педагогическая деятельность, осуществляемая педагогическими работниками образовательных организаций и специалистами различных социальных служб и ведомств, в первую очередь работниками центров социальной помощи семье и детям, центров психолого-педагогической помощи населению, кризисных центров помощи женщинам.

Анализ специальной литературы показывает, что специфика работы социального педагога с семьей, по сравнению с другими специалистами, оказывающими помощь и поддержку семье (медицинскими работниками, юристами, психологами и др.), состоит в ее целевой направленности, заключающейся в содействии реализации ее воспитательного и культурно-образовательного потенциала; обеспечении социальной защиты семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; профилактике семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности педагогическими средствами.

На уровне образовательной организации решение этих задач может быть обеспечено работой школьного социального педагога. Специалисты, занимающиеся проблемой организации социально-педагогической деятельности в школе (Ю.С. Ковалевская, Н.В. Корниенко, М.П. Нечаев, В. Никулина, М.В. Шакурова, П.А. Шептенко и др.), по-разному видят основное назначение работы школьного социального педагога с семьей. Так, Ю.С. Ковалевская и Н.В. Корниенко в качестве приоритетных задач социального педагога при работе с семьей называют: поддержание стабильности семьи, социальное развитие ее членов, содействие выживанию семьи посредством оказания экстренной социальной помощи (например, путем немедленного удаления из семьи детей, оставшихся без попечения родителей или находящихся в опасности) [1].

М.В. Шакурова выделяет следующие задачи работы школьного социального педагога с семьей: социально-педагогический мониторинг семьи с целью принятия стратегических и тактических решений; оказание индивидуальной психолого-педагогической помощи неблагополучным семьям; стимулирование семьи и ее членов к участию в совместной деятельности; содействие развитию семейно-соседских форм кооперации и взаимопомощи; оказание посреднических услуг в установлении связей семьи со специалистами [5].

По мнению П.А. Шептенко, основными задачами работы социального педагога с семьями учащихся являются: социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей; обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося; содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка; социально-педагогическая защита прав ребенка; социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация [6].

В своей статье В. Никулина выделяет следующие функции социального педагога при взаимодействии с семьей учащегося: ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой; психолого-педагогическое просвещение родителей; вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность; взаимодействие с общественными организациями родителей (родительскими комитетами школы и классов, школьными советами, советами отцов и т.д.); корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся [3].

С точки зрения М.П. Нечаева, основными задачами школьного социального педагога в реализации взаимодействия с семьей являются: повышение психолого-педагогической культуры родителей обучающихся; вовлечение родителей в эффективные образовательные отношения; обеспечение участия родителей в управлении образовательной организацией. По мнению автора, данная работа включает в себя три основные составляющие педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую. Образовательная составляющая педагогической помощи предусматривает формирование педагогической культуры родителей, помощь семье в обучении и воспитании детей с учетом их индивидуально-возрастных особенностей. Психологическая составляющая включает два компонента: социально-психологическую поддержку, направленную на создание благоприятного психологического климата в семье, особенно в период возрастных кризисов, и коррекцию межличностных отношений в семье (при наличии признаков психического насилия над ребенком, таких как: запугивание и оскорбление). Посреднический компонент педагогической помощи предусматривает, во-первых, оказание социально-педагогической помощи семье в организации семейного досуга (семейных праздников, летнего отдыха, работы клубов по интересам и т.д.); во-вторых, информирование родителей в вопросах социальной защиты семьи и детства (права детей и родителей, получение пособий, льгот и др.); в-третьих, координацию деятельности различных служб и ведомств с целью совместного решения проблемы семьи [2].

Обобщение представленных выше подходов к характеристике социально-педагогической работы с семьей позволяет определить назначение работы школьного социального педагога с семьей как решение следующих взаимосвязанных задач:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • вовлечение родителей в эффективные образовательные отношения;
  • обеспечение социально-правовой защиты обучающихся;
  • социально-педагогическая профилактика и коррекция.

В таблице 1 представлено содержание деятельности школьного социального педагога по реализации каждой из указанных задач.

 Таблица 1. Содержание деятельности школьного социального педагога с семьями обучающихся

Задачи социально-педагогической работы с семьей Виды деятельности
Психолого-педагогическое просвещение родителей —       Организация и проведение родительских собраний, лекториев, круглых столов, семинаров для родителей по вопросам семейного воспитания, пропаганде ценностей «здоровой» семьи;-       консультирование родителей по вопросам преодоления трудной жизненной ситуации в семье
Вовлечение родителей в эффективные образовательные отношения

—       Информирование родителей об особенностях организации учебно-воспитательного процесса в школе, правах и обязанностях учащихся и их родителей;-       выявление проблем и потребностей родителей в организации учебно-воспитательного процесса и социально-педагогической деятельности;

 

—       уведомление родителей о нарушении ребенком дисциплины в образовательной организации (курение, прогулы, опоздание на уроки и т.д.), проведение разъяснительной работы с ними;

—       организация совместной социально значимой деятельности и досуга учащихся, родителей и педагогов;

—       обеспечение участия родителей в управлении образовательной организацией;

—       внесение предложений о поощрении родителей за социальные инициативы и активность

Обеспечение социально-правовой защиты обучающихся

—       Выявление семей учащихся, нуждающихся в социальной защите;-       социально-педагогическое консультирование родителей по вопросам оформления льгот, пособий, организации питания, летнего отдыха, трудоустройства учащихся;

 

—       защита прав и интересов учащихся и их семей в различных инстанциях (педагогический совет, Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений, ОПДН, КДН и ЗП, суд, прокуратура и т.д.);

—       информационная и организационно-посредническая помощь семье в установлении связей со специалистами, представителями органов власти и общественности

Социально-педагогическая профилактика и коррекция

—       Организация и проведение родительских собраний, круглых столов, семинаров и лекториев для родителей по вопросам профилактики девиантного поведения школьников;-       социально-педагогическая паспортизация семей учащихся, создание банка данных по семьям группы риска;

 

—       социально-педагогический мониторинг и патронаж неблагополучных семей;

—       работа с родителями учащихся, состоящих на различных видах учета (внутришкольный учет, КДН и ЗП, органы опеки и попечительства и т.д.);

—       коррекционная работа с родителями учащихся, жестоко обращающимися с детьми и вовлекающими их в противоправные действия

Анализ деятельности социальных педагогов общеобразовательных организаций Великого Новгорода показывает, что работа школьного социального педагога с семьей осуществляется на четырех уровнях:

  • индивидуальная работа с членами семей учащихся (социально-педагогическая диагностика личности, индивидуальное консультирование, беседы);
  • работа с семьей в целом (обследование материально-бытовых условий жизни, разъяснительные беседы);
  • координация деятельности специальных родительских групп (родительские комитеты классов и школы, родительские патрули, представительство родителей учащихся на заседаниях Совета профилактики правонарушений и педагогических советах школы);
  • работа с массовой родительской аудиторией (родительские собрания, родительские лектории, круглые столы, общешкольные воспитательные мероприятия и социальные акции).

Таким образом, работа школьного социального педагога с семьей, организуемая на индивидуальном, групповом и общешкольном уровнях, может содействовать профилактике и преодолению семейного неблагополучия при условии ее ориентации на решение задач психолого-педагогического просвещения родителей, вовлечения их в эффективные образовательные отношения, обеспечения социально-правовой защиты обучающихся, социально-педагогической профилактики и коррекции.


Список литературы

1. Корниенко Н.В., Ковалевская Ю.С. Технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей // Амурский научный вестник. – 2011. – № 2. – С. 91-97.
2. Нечаев М.П. Системный подход к организации работы социального педагога с семьями учащихся // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2013. – № 8. – С. 3-10.
3. Никулина В. Взаимодействие школы и семьи в социализации подростков // Социальная педагогика. – 2003. – № 3. – С. 59-63.
4. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167897 (дата обращения: 18.08.2016).
5. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие. – М.: Академия, 2007. – 272 с.
6. Шептенко П.А. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие. – М.: Академия, 2007. – 204 с.

Расскажите о нас своим друзьям: