Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №1 (1) Август, 2016

УДК 37(09)

Дата публикации 20.08.2016

А.Г. Ободовский: у истоков педагогической науки

Ханова Татьяна Геннадьевна
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород

Аннотация: В статье предпринята попытка изучить истоки развития отечественной педагогической науки, проанализировать педагогическое наследие профессора Главного педагогического института, преподавателя географии и педагогики А.Г. Ободовского, имя которого практически неизвестно современному исследователю истории педагогики. На основе анализа историко-педагогических источников представлен обзор основных положений педагогики А.Г. Ободовского, обоснован его вклад в становление теоретических основ отечественной науки. Автор приходит к выводу о том, что в условиях «насаждения» эталонов западноевропейской педагогики общественно-педагогическая мысль России настойчиво пробивала себе дорогу и постепенно приобретала научный статус.
Ключевые слова: наука, педагогика, преподавание, педагогическое искусство

A.G. Obodovskiy: at the origins of science teaching

Khanova Tatyana Gennadyevna
Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University, Nizhny Novgorod

Abstract: The article attempts to explore the origins of domestic pedagogical science, professor to analyze the pedagogical heritage of the Main Pedagogical Institute, a teacher of geography and pedagogy A.G. Obodovsky, whose name is virtually unknown to the modern history of education researcher. Based on the analysis of historical and pedagogical sources provides an overview of the main provisions of pedagogy A.G. Obodovsky, justified by its contribution to the development of theoretical foundations of Soviet science. The author concludes that in terms of "planting" of Western European pedagogy standards of social and pedagogical thought of Russia persistently made its way gradually acquired a scientific status.
Keywords: science, education, teaching, pedagogical art

Развитие теоретических основ педагогики в России, как и в мировом пространстве, значительно отставало от образовательной практики. Сам термин  «пе­дагогика» в отечественной литературе об образовании и воспитании впервые появился благодаря известному педагогу и общественному деятелю Н.И. Новикову, отмечавшему, что педагогическая наука в России еще мало известна, особенно тем, кто непосредственно занимается семейным обучением и воспитанием [3, с. 430]. Среди выдающихся отечественных педагогов XIX века Александр Григорьевич Ободовский (1796-1852) занимает довольно скромное место, а ведь именно он, будучи преподавателем педагогики Главного педагогического института в Санкт-Петербурге, одним из первых высказал мысль о необходимости специальных педагогических знаний для преподавателей. Следует подчеркнуть, что опубликованные им крупные педагогические сочинения более пятнадцати лет служили основным учебным пособием для будущих педагогов. Однако его идеи, довольно популярные в России в середине XIX века, практически неизвестны современным ученым, его имя редко встречается в учебниках истории педагогики и образования. Причина кроется в том, что педагогические сочинения А.Г. Ободовского оказались вытесненными из практики подготовки отечественных учителей трудами немецких педагогов, в частности работой А. Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей» (1835). Вообще увлечение России немецкой педагогикой, особенно в 1860-1870-е годы, нередко превышало рамки разумного. По мнению известного исследователя истории педагогики П.Ф. Каптерева, «впопыхах хватали все, что находили подходящего у немцев. И, не переработав, переносили на русскую почву. <…> Заимствовались не только частные приемы и методы преподавания, заимствовались <…> общие руководящие идеи и целые педагогические миросозерцания» [1, с. 3].

В числе лучших выпускников Главного педагогического института А.Г. Ободовский, согласно проекту попечителя Санкт-Петербургского учебного округа графа С.С. Уварова, в 1816 году был отправлен на стажировку за границу для изучения педагогического опыта [2]. Изучив образовательные системы Англии, Франции, Германии и Швейцарии, А.Г. Ободовский особенно заинтересовался гуманистическими идеями И.Г. Песталоцци. Его привлекали взгляды швейцарского ученого на семейное воспитание, развитие самодеятельности и активности детей. По возвращении на родину в 1820 году А.Г. Ободовский был принят в институт преподавателем географии. С 1829 года служил сначала адъюнктом, а с 1830 года — профессором в Главном Педагогическом институте, где читал географию, статистику и педагогику. Следуя заветам И.Г. Песталоцци, он отдавал работе всю свою энергию, объединяя личные интересы с интересами общественными.

Его важнейшие труды «Руководство к педагогике, или науке воспитания» (1835) и  «Руководство к дидактике, или науке преподавания» (1837) были рекомендованы Комитетом устройства учебных заведений при министре народного просвещения С.С. Уварове к распространению во всех учебных заведениях России. Основу содержания «Руководства к дидактике» составляли конкретные методические рекомендации, направленные на совершенствование педагогического мастерства, основанные на богатом преподавательском опыте автора. В частности, во введении к «Руководству» А.Г. Ободовский подчеркивал: «Все роды обучения имеют некоторые общие законы, и лучший способ преподавания может быть подчинен верным и твердым правилам. Посему может быть составлена теория преподавания (дидактика) и приемы, нужные для исполнения сей теории, составляют искусство преподавания. Для всякого преподавания необходимо основательное знание предмета, которому хотим обучать, и искусство сообщать другим свое знание. Только через изучение теории преподавания <…> те, кои готовятся к сему званию (учителя), могут избегнуть многих ошибок и снискать искусство преподавания» [4, с. 5-6]. Талантливейший педагог и прекрасный семьянин, отец девятерых детей, А.Г. Ободовский совершенно справедливо утверждал, что педагогике присущи одновременно две ипостаси: как наука и как искусство, обе они тесно взаимосвязаны: «если отличные теоретики не всегда бывают счастливы на практике, то сие происходит оттого, что при всем знании правил… не умеют  употреблять их» [4, с. 124].

В своем выступлении на торжественном собрании по случаю первого выпуска Главного педагогического института (20 декабря 1835 г.) А.Г. Ободовский подчеркивал, что Главный педагогический институт, выполняя свою «священную обязанность приготовлять самых наставников для юношества», неслучайно оказался на близком расстоянии от «всеоживляющего влияния» державной власти и под непосредственным руководством близкого к престолу начальника. «Три начала русской педагогики: православие, самодержавие и народность <…> находили дальнейшее свое развитие в наставлениях богословия, русской истории и литературы, кои для всех отделений были общими. Отечественная история и литература развивали, питали, возвышали, облагораживали в них народность и врожденное чувство любви к Отечеству, с которою неотдельна и любовь к царю, как помазаннику Божию, как блюстителю правосудия, охранителю народной чести, защитнику самобытности государства <…> Главная черта нашей народности, отражающаяся в истории и литературе, есть беспредельная преданность престолу» [5, с. 590-591]. В этом своеобразном «гимне российскому престолу» А.Г. Ободовский особенно подчеркнул мысль о теснейшей связи педагогики и государственной идеологии.

Необходимо добавить, что из лиц, читавших педагогику в российских университетах в 1850-1860-е годы, только профессор П.Д. Юркевич, преподаватель философии и педагогики Московского университета и учительской семинарии военного ведомства, опубликовал «Курс общей педагогики с приложениями» (1869), включавший две части: общее учение о воспитании и общая теория обучения [2]. По свидетельству современников, это была замечательная книга по педагогике на русском языке того времени. Основное место занимала, как уже отмечалось выше, работа А. Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей». Действительно, в России было много немецких педагогов и немецких школ, поэтому при изучении постановки учебного дела в России следует иметь в виду, что дидактика, методики и приемы обучения имели немецкие корни. Во многом благодаря немецкой педагогике, указывает П.Ф. Каптерев, произошло обновление школьного дела в России.


Список литературы

1. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогика, ее главнейшие идеи, направления и деятели. - СПб, 1914. – 212 с.
2. Касьян А.А., Грехов А.В., Ивашевский С.Л., Куревина С.В., Нагорных О.С., Павлов С.Г., Петрова Н.Е., Ханова Т.Г. Образование - наука – идеология (опыт отечественной истории): монография. - Нижний Новгород, 2012. – 394 с.
3. Новиков Н.И. Избр. соч. - М.-Л., 1951. – 774 с.
4. Ободовский А.Г. Руководство к дидактике, или науке преподавания. - СПб., 1837. – 212 с.
5. Ободовский А.Г. Краткое обозрение действий Главного педагогического института и начал, на коих основано в нем умственное и нравственное воспитание // Журнал МНП. - 1836. - Часть девятая. – С. 581- 593.

Расскажите о нас своим друзьям: