Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №2 (2) Сентябрь, 2016

УДК 159.9.075

Дата публикации 24.09.2016

Подготовка здоровых школьников к принятию детей с ОВЗ как одно из условий предупреждения школьного насилия

Шалагинова Ксения Сергеевна
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого

Аннотация: В статье представлен опыт работы со здоровыми подростками по развитию эмпатии, толерантности, коммуникативных умений; снижению уровня агрессивности и конфликтности, формированию установки принятия другого, в частности ребенка с ОВЗ. Данный тренинг призван подготовить здоровых школьников к принятию детей с ОВЗ, что, в свою очередь, следует рассматривать как одно из условий предотвращения школьного насилия.
Ключевые слова: тренинг, ребенок с ОВЗ, формирование готовности к принятию, школьное насилие

Preparation of healthy children for adoption children with disabilities as one of the conditions for the prevention of school violence

Shalaginova Ksenia Sergeevna
Tula State Teachers Training University

Abstract: The article presents the experience with the healthy adolescents on the development of empathy, tolerance, communicative skills; to reduce the level of aggressiveness and conflict, the formation of the attitude of acceptance of another, in particular child with disabilities. This training is designed to prepare students to healthy adoption of children with disabilities, which in turn should be considered as one of the conditions for the prevention of school violence.
Keywords: training the child with disabilities, the formation of preparedness for school violence

Школа в настоящее время признана   самым важным жизненным пространством ребёнка. Именно в ней он в первую очередь становится полноправным членом общества, познаёт его законы и правила жизнедеятельности, и лишь во вторую получает знания о мире. Именно в школе у ребёнка появляются друзья, которые остаются его друзьями и во взрослой жизни.

Достоинством инклюзивного образования является не только  расширение возможностей реализации творческого и познавательного  потенциала ребенка-инвалида, обучение в массовой школе расширяет социальные сети ребенка, позволяя наладить связи с большим количеством  сверстников, что очень важно для развития детей. Способность детей  полноценно жить и реализовывать себя, свои возможности, способности,  свой потенциал, выполнять жизненные задачи, преодолевать стрессовые  ситуации связана с взаимодействием со своим социальным окружением.

Сторонники инклюзии  утверждают,   что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей (и здоровых и детей с ОВЗ), помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является  принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.

Между тем, несмотря на  все достоинства далеко не все участники образовательного процесса  сегодня, готовы принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эта  неготовность имеет не только материально – техническую основу, но психологическую,  морально – этическую.

Рассматривая барьеры инклюзии в России,    в качестве основных современные исследователи  выделяют следующие  — отсутствие законодательных актов регламентирующих инклюзивное образование; недостаточное экономическое обеспечение (финансирование) образования (в т. ч. инклюзивных образовательных учреждений); проблемы кадрового обеспечения: отсутствие специалистов (психологов образования, педагогов), которые могли бы работать в инклюзивных образовательных учреждений; общественное отношение к людям с особенностями в здоровье (негативное отношение к личности таких людей, патерналистская и презренческая позиции).

Следует отметить, что последние десять лет новейшей истории Российской Федерации ознаменовались большими подвижками в отношении защиты прав и интересов инвалидов. Было принято множество законов,  намечены подвижки в создании безбарьерной среды (пандусы, транспорт и т. п.). Защита детей и подростков вообще и детей с ОВЗ  в частности  от жестокости, предупреждение преступлений против них является чрезвычайно важной, социально значимой и актуальной задачей.  До сих пор в нашей стране у многих   одной из первых реакций на инвалидность является стремление поместить человека в какое-нибудь госучреждение, и тем самым изолировать его от общества, что вступает в противоречие с принципом, согласно которому инвалиды являются частью общества и должны на равных правах развиваться и участвовать в его жизни.

Проблема инклюзивного образования нашла свое отражение в работах   С.И. Сабельниковой,  Н.Н. Малафеева. Социальные аспекты инклюзивного              образования исследовали Л.И. Акатов, Н.В. Антипьева,    Д.  В.  Зайцев,               П.  Романов и др.   Р.  Н. Жаворонков, В. З. Кантор,   Н. Н. Малафеев,                   Е. Ю. Шинкарева  исследовали правовые аспекты инклюзивного образования. Психологические проблемы инклюзии  нашли свое отражение в материалах многочисленных конференций, фундаментальных трудов отечественных психологов по заявленной проблеме нет.

 Анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы: 

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями предполагает обучение со здоровыми детьми, но с учетом их возможностей и способностей к обучению. Включение в совместное обучение начинается с организации общих прогулок и праздников, а заканчивается долгим время препровождением и обучением в одной школе.  Проблема инклюзивного образования сложна, дискуссионна, но главное – она является действительно социальной, так как в ходе ее решения затрагиваются интересы колоссального количества людей. Общество должно предоставить любому человеку право выбора вида образования в зависимости от его интересов, потребностей, возможностей.

2 Подростковый возраст — важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и к другим в этом мире. Ведущим центральным психическим новообразованием подростка становится чувство взрослости и становящееся самосознание. Это приводит к тому, что начинает меняться личность подростка, сфера его интересов и потребностей. Основное противоречие подросткового периода — настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них. Психологические потребности подростка — стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, эмансипации от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.

Включение детей с особенностями в развитии в образовательный процесс в массовых школах по месту жительства – новый подход для российского образования, который требует особой подготовки всех участников интеграции.

Критерии готовности здоровых подростков к принятию особых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию:

— высокий уровень эмпатии;

— высокий уровень толерантности;

— позитивная установка принятия другого;

— высокий уровень коммуникативных умений;

— низкий уровень агрессивности и конфликтности.

Главное на сегодняшний день – это стремление добиваться включения детей с различными отклонениями в развитии в среду и общество здоровых людей, преодолеть их неприятие детей с каким-либо дефектом

Исследование по подготовке здоровых школьников к принятию детей с ОВЗ как условие предотвращения школьного насилия проводилась на базе образовательных учреждений г Тулы и области.

В качестве основной формы работы по подготовке здоровых школьников к принятию детей с ОВЗ как условие предотвращения школьного насилия нами был выбран тренинг, в силу ряда причин:

  • тренинг дает возможность работы сразу с группой учащихся;
  • тренинг позволяет подросткам развить необходимые навыки в безопасной среде;
  • в процессе тренинга учащиеся получают обратную связь от одноклассников, что способствует формированию у них более конструктивных форм общения.

Цель тренинга – подготовка здоровых школьников к принятию детей с ОВЗ как условие предотвращения школьного насилия.

Достижению цели способствует решение следующих задач:

 — психологическое просвещение здоровых школьников, знакомство с принципами инклюзивного образования;

 — формирование установки принятия другого;

 — развитие коммуникативной толерантности;

 — развитие способности к эмпатии;

 — снижение уровня агрессивности и конфликтности.

Логично выстроить структуру тренинга в виде нескольких основных блоков:

  1. Просветительский блок — призванный дать детям ответ на вопрос «что такое инклюзивное образование», его основные принципы, каковы особенности детей с ограниченными возможностями здоровья; преимущества инклюзии детей с нарушениями здоровья, возможные трудности и проблемы;
  2. Психологический блок – призванный помочь здоровым детям решить проблемы и трудности психологического характера:
  • разрушение барьеров, стереотипов – предполагает рассмотрение существующих стереотипов к людям с инвалидностью и подходов к пониманию проблем инвалидности; выработку основных направлений по разрушению барьеров;
  • развитие толерантности, эмпатии, формирование позиции принятия другого.

Программа рассчитана на 16 занятий, продолжительностью 90 минут. Интенсивность занятий – 2 раза в неделю. Основу программы составляют различные игры и упражнения. В программе используется преимущественно групповая форма работы.

Ниже в таблице 1 приводится тематический план программы.

Таблица 1. Программа подготовки здоровых школьников к принятию детей с ОВЗ как условие предупреждения школьного насилия

№ п/п Тема занятия Цель Содержание
1.                «Знакомство» Установление контакта с подростками. Знакомство детей с целями и задачами программы. Создание положительной мотивации к занятиям

1. Упражнение «Клубок»

2. Упражнение «Клочки самохарактеристики»

3. Упражнение «Визитка»

4. Упражнение «Здравствуй по секрету»

2.                «Общение  — это»… Развитие способности к эмпатии

1.Упражнение «Передай другому»

2.Упражнение «Что помню?»

3.Упражнение «Спина к спине»

4. Упражнение «Пересказ текста»

3.                «Что такое инклюзивное образование» Просвещение, знакомство в принципами инклюзивного образования

1.Вступительная беседа (рассказ об инклюзивном образовании, особенностях детей с ограниченными возможностями здоровья, правах детей)

2.Диалог, беседа, просветительская работа

4.                «Понимание» Развитие способности к эмпатии

1.Упражнение «Экстрасенс»

2. Упражнение «Враг – друг»

3. Упражнение «Как дела?»

4. Упражнение

5. «Контрабандисты»

6. «Объясняю – понимай!»

5.                «В гармонии с собой и окружающими» Развитие   эмпатических способностей

Упражнение «Зеркало». Разыгрывание сценок по командам на эмоции:- горе, радость, страх, интерес;

— любопытство, обида, гнев, вина;

— радость, тревога, презрение, удивление;

— обида, равнодушие, отвращение, грусть

6.                «Неверные средства понимания» Развитие толерантности

1Упражнение «Сидящий и стоящий»

2. Упражнение «Спиной друг к другу»

3. «Дискуссия»

4. «Вместо ссоры – помирились»

7.                «Понимание» (продолжение) Развитие способности к эмпатии

1.Упражнение «Передача чувств»

2. Упражнение «Эмоциональные загадки»

3.Упражнение «Чувства животных»

4.Упражнение «Ситуации с эмоциями»

8.                «Неверные средства общения» (продолжение) Развитие толерантности

1.Упражнение «Мостик дружбы»

2. Упражнение «Чувствую себя хорошо»

3. Упражнение «Моя проблема в общении»

9.                «Я чувствую, что ты…» Развитие способности к эмпатии, формирование установки принятия другого

1.Упражнение «Подарок»

2.Упражнение «Скажи по-разному»

3. Упражнение «Молчаливые пары»

4. Просмотр и обсуждение социальных роликов на тему: «Инклюзивное образование»

10.            «Я тебя понимаю» Формирование установки принятия другого

1. Упражнение «Слепой, Глухой, Немой»

2. Упражнение «Наше послание вам»

3. Упражнение «Взаимодействие»

4. Упражнение «Без слов»

11.            «Давайте жить дружно» Снижение уровня агрессивности и конфликтности

1.Упражнение «Прогноз погоды»

2. Упражнение «Камушек в ботинке»

3. Упражнение «Шутливое письмо»

4. Упражнение «Датский бокс»

5. Просмотр и обсуждение социальных роликов на тему: «Дети с ограниченными возможностями»

12.            «Слушаю и слышу» Развитие коммуникативных умений, развитие способности к эмпатии

1.Упражнение «Ты мне нравишься тем… »

2. Упражнение «Секрет»

3. Упражнение «Рекламный ролик»

13.            «Эффективные приемы общения» Развитие  эмпатических способностей учащихся

1.Упражнение «Испорченный телефон»

2.Упражнение «Передай другому»

3. Упражнение «Автобус»

4. Упражнение «Телеграмма»

5. Упражнение «Найди себе пару»

14.            «Эффективные приемы общения» (продолжение) Развитие  эмпатических способностей учащихся

1.Упражнение «Мы так похожи»

2. Упражнение «Слепой и поводырь»

3. Упражнение «Дискуссия в ролях друг друга»

4. Просмотр и обсуждение социальных роликов на тему: «Дети с ограниченными возможностями»

15.            «Взаимодействие» Развитие способности к эмпатии

1.Упражнение «Атомы»2.              Упражнение «Встаньте в круг»

3.Упражнение «Счет до десяти»

4.Упражнение «Все – некоторые — только я»

5.Упражнение «Как мы похожи»

16.            «Прощай…» Закрепление приобретенных навыков. Подведение итогов

1.Упражнение «Карусели»

2. Упражнение «Попугай»

3. Упражнение «Снеговик»

4. Упражнение «Подарки»

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволяет говорить о положительной динамике, которая выражается:

1)  в увеличении количества подростков с высоким и средним с тенденцией к высокому показателем принятия других. Если на констатирующем этапе эксперимента большинство подростков характеризовалось низким (37,5%) и средним с тенденцией к низкому (25%) показателем принятия других, то на контрольном этапе количество школьников с низким уровнем школьной толерантности снизилось до 0%. В выборке стало больше подростков, которые  проявляют  интерес к личности другого,  уважение, понимание,  безоценочность  при межличностном взаимодействии;

2)  в увеличении количества подростков с высоким уровнем школьной толерантности. Если на констатирующем этапе эксперимента большинство подростков характеризовались низким (37,5%) и средним (50%) уровнем школьной толерантности, то на контрольном этапе количество школьников с низким уровнем школьной толерантности снизилось до 0%. Таким образом в выборке стало больше респондентов,  для которых характерно  принятие индивидуальности другого человека,  отсутствие категоричности в оценках других,  умение скрывать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров, отсутствие стремление подогнать партнера под себя,  умение приспосабливаться к привычкам и желаниям других. Количество подростков с высоким уровнем развития школьной толерантности увеличилось с 12,5% до 37,5%, увеличилось число опрошенных, которых характеризует наличии  безусловного принятия человека, вне зависимости от его национальности или социального положения;

3)  в увеличении количества подростков с высоким и средним уровнем эмпатических способностей. Если на констатирующем этапе эксперимента подавляющее большинство подростков характеризовались низким уровнем эмпатии (93,75%), то на контрольном этапе количество школьников с низким уровнем эмпатии  снизилось до 43,75%. Количество учащихся со средним уровнем эмпатических способностей возросло с 6,25% до 50%. После проведения программы на формирование установки принятия особого ребенка в школе в условиях перехода к инклюзивному образованию был выявлен 1 подросток с высоким уровнем эмпатии, что свидетельствует об эффективности данной программы;

4)  в уменьшении количества    подростков с высокими показателями по всем шкалам  повышенная  агрессивность (соответственно констатирующий и контрольный этап)  физическая – с 50% до 0%;  вербальная – с 6,25% до 0%;  косвенная – с 12,5% до 6,25%;  негативизм – с 19,5 до 6,25%;  раздражительность – с 25% до 12,5%;  подозрительность – с 56,25% до 25%;

— обида – с 56,25% до 25%) и   высокая  агрессивность (соответственно констатирующий и контрольный этап):  физическая – с 25% до 0%;  вербальная – с 31,25% до 12,5%;  косвенная – с 12,5% до 6,25%;  негативизм – с 25% до 12,5%;  раздражительность – с 12,5% до 6,25%;  подозрительность – с 19,5% до 6,25%;  обида – с 19,5% до 6,25%. После проведения соответствующей программы результаты уровня агрессивности и враждебности сильно различаются. По шкале агрессивность – показатели отсутствия агрессивности на констатирующем и контрольном этапах эксперимента изменились с 25%  до 50%, что свидетельствует о явной положительной динамике. В выборке стало меньше испытуемых,  для которых  характерно задиристое поведение, нередка завышенная самооценка и обесценивание других людей,  негативные  чувства  как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань);  испытуемых,  действия которых   окольными путями направлены  на другое лицо или ни на кого не направленные взрывы ярости; имеющих повышенный уровень раздражительности, что свидетельствует о наличии у них готовности к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости;  подозрительности,     что характеризуется недоверием  и осторожностью  по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред. По шкале враждебность – уровень отсутствия враждебности изменился с 6,25% до 25%. Стало больше подростков,    которые могут   постоять за себя и за окружающих при необходимости;

5) в увеличении количества подростков с несколько ниже среднего  уровнем  конфликтности.   Если на констатирующем этапе эксперимента 50% подростков и 12,5% характеризовались средним и несколько выше среднего уровнями конфликтности соответственно, то на контрольном этапе это процентное соотношение снизилось до 31,75% и 12,5%, что говорит о положительных изменениях по уровню конфликтности в выборке испытуемых.

На основе анализа результатов проведенного исследования и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования  нами были разработаны рекомендации для родителей  и педагогов.

Рекомендации педагогам:

 — не умалчивать проблему, почаще обсуждать ее со своими учениками;

 — воспитывать уважение к старым людям, инвалидам собственным примером — проявлять уважение, участие к пожилым соседям, уступать место пожилым и инвалидам в автобусе;

 — разговаривать с детьми о людях с ограниченными возможностями, объяснять, говорить о необходимости помощи и уважения к таким людям;

 — проводить систематическую просветительскую работу, как с учащимися, так и с родителями о положительной роли инклюзии о ее значении для детей обоих категорий;

 — формировать у учащихся такие качества личности, как взаимное уважение, толерантность, взаимопомощь;

 — проводить информационные лекции учащимся о дискриминации и притеснениях детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе с акцентом на негативных последствиях этих явлений;

 — компенсировать недостаток знаний родителей об инклюзивном образовании посредством обсуждения этой темы на родительских собраниях.

Рекомендации родителям:

 — сотрудничать с педагогами в организации и проведении совместных внешкольных мероприятий со здоровыми детьми и детьми с ограниченными возможностями;

 — по возможности принимать участие в организации и проведении внеклассных совместных мероприятий здоровых детей и детей с ОВЗ;

 — прививать своим детям с раннего возраста уважение к людям с ограниченными возможностями здоровья;

 — почаще разговаривать с детьми о людях с ограниченными возможностями, объясняйте, что они ничем не отличаются от них самих, говорите о необходимости помощи и уважения к таким людям;

 — воспитывать в своих детях такие общечеловеческие ценности, как осознания себя и общества, возможность учиться друг у друга, возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.


Список литературы

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Акатов. - М.: ВЛАДОС, 2003.
2. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Правовое регулирование : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.В. Антипьева. - М.: Владос-Пресс, 2002.
3. Банч Г. 10 ключевых пунктов успешной инклюзии / Г. Банч; пер. с англ. А.В. Рязановой // Аутизм и нарушения развития. – 2010. – № 3. – С. 50-56.
4. Вачков И.В. О проблеме образовательной среды для больных детей и детей-инвалидов //II Российская конференция по экологической психологии. Материалы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.) / Под ред. В.И.Панова, М.-Самара: Изд-во МГППИ, 2001.
5. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19-20 июня 2008 года. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.
6. К. С. Шалагинова, Т. И. Куликова, С. А. Черкасова Подготовка учащихся общеобразовательных школ к принятию особых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию: теоретический и прикладной аспект/под общ. ред. К. С. Шалагиновой.- Тула: Изд-во «ГРИФ и К», -2013.- 172c.
7. Малофеев Н. Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России. // Дефектология. - 2004. - № 6. - С. 67-74.
8. Малофеев, Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития/ Н.Н. Малофеев. - 2010. - № 1. - С. 3-10.
9. Сорокоумова С. Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. С.Н. Сорокоумова// Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. - №3. - 2010. - С. 134-136.

Расскажите о нас своим друзьям: