Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №2 (2) Сентябрь, 2016

УДК 37.012.3

Дата публикации 29.09.2016

Декоративно-прикладное искусство в системе художественных школ

Кадяева Елена Ивановна
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я Яковлева, г. Чебоксары

Аннотация: В данной статье рассмотрены вопрос необходимости применения декоративно-прикладного творчества в художественных школах. Проанализированы основные методы и подходы развития творческого потенциала учащихся. Выявлена и обоснована необходимость применения декоративно-прикладного творчества. На основании приведенных примеров формулируются основные условия для развития учащихся.
Ключевые слова: художественная школа, декоративно-прикладное искусство, развитие детей

Decorative arts in the art schools

Kadjaeva Elena Ivanovna
The Chuvash I. Yakovlev State Pedagogical University, Cheboksary

Abstract: In this article, the question of necessity of application of decorative and applied arts in art schools. Analyzed the main methods and approaches of development of creative potential of students. Identified and the necessity of the use of arts and crafts. On the basis of these examples and formulates the main conditions for the development of the students.
Keywords: art school, decorative art, development of children

В современном мире остается открытым вопрос занятости детей в свободное от уроков время, как правильно организовать досуг, где создать условия для творческого роста ребёнка и поддержать его пытливое стремление узнать мир во всех его проявлениях. Ответом на эти вопросы и решением этих проблем для родителей и детей, стала художественная школа.

Детская художественная школа – немаловажный элемент в эстетическом и образном воспитании детей. Сегодня она решает большую совокупность учебно-креативных и общевоспитательных проблем. Тут  у ребёнка по средствам выразительного, художественного, образного творчества, складываются основные принципы мировосприятия, пробуждается заинтересованность к труду, искусству, формируется высокохудожественный вкус, представление великолепного в окружающем мире и искусстве.

В 1992 году с принятием Закона Российской Федерации «Об образовании», перед детскими художественными школами были поставлены задачи, которые привели к разрушению исторических традиций в подготовке творческих кадров. Художественные школы были определены как учреждения дополнительного образования детей без учёта специфики их деятельности, тем самым прировняв школы к кружками, клубами и творческими секциями.

Результатом данной программы стало уменьшение количества детей, которые хотят обучаться в ДХШ; не стало четкой ориентировки на решение задач ранней профессиональной ориентации обучающихся; финансирование стало осуществляться по остаточному принципу во многих регионах страны, что привело к ухудшению материально-технической базы этих учреждений.

В 2014 году была подписана Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, которая должна была стать решением уже существующих проблем в образовании. Но реализация данной программы осуществляется слабо. Возможной причиной такого положения дел является подчинение учреждений дополнительного художественного образования Министерству образования и науки РФ; федеральные власти оказывают минимальную поддержку таким учреждениям. Но не смотря на все указанные проблемы, художественные школы существуют, успешно работают и активно развиваются.

Современное общество требует переосмысления существующих образовательных практик: окружающий мир стремительно меняется – меняется социум, меняется общество, в котором предстоит жить ребёнку, приходит понимание того, что необходимы принципиально новые направления движения.

Цель детских художественных школ – с помощью всех возможных форм творческого образования сформировать позитивные изменения уровня культурного образования населения страны, сделать доступным освоение детьми не только традиционного, но и современного творческого инструментария в целях дальнейшего саморазвития личности. [1].

Перед художественными школами ставятся такие задачи как воспитать любовь к искусству у детей; выявить одарённых детей в той или иной области искусства и подготовить к освоению программ среднего и высшего профессионального образования соответствующего профиля; воспитать и развивать у учащихся качеств, которые позволят уважать и воспринимать культурные ценности разных народов страны; раскрыть у детей творческий потенциал; создать образовательную среду, которая будет отвечать современным требованиям и поможет повысить культурный уровень населения страны; сформировать слушателя, способного воспринимать и осмыслять искусство как современное, так и традиционное. [2].

Возраст детей, поступающих в художественную школу обычно составляет 9-10 лет, но в некоторых школах существуют подготовительные курсы для более младшего возраста. По мимо рисунка, живописи, композиции ребята изучают резьбу по дереву, лепку, керамику, роспись, в зависимости от национального колорита.

Для максимального использования способностей, их необходимо развивать. Это становится возможным, если позволять ребёнку проявлять себя в разных сферах деятельности с ранних лет. Такая методика является весьма эффективной для развития индивидуальных способностей ребёнка и дальнейшего вовлечения его в активную, творческую деятельность.

Одним из главных условий перспективного развития художественных способностей индивида, считаются их компоненты (активность в интеллектуальной сфере, инициатива в поиске решений, потребность в самосовершенствовании).

 Из всего многообразия конкретных видов деятельности, по мнению педагогов, именно занятия декоративно-прикладным искусством являются наиболее значительным в процессе художественного развития личности, поскольку это способствует активному формированию и совершенствованию различных ее качеств, открывая широкие возможности для самореализации. Творческие способности в процессе декоративно-прикладной деятельности могут формироваться только с учетом ее особенностей. Целенаправленное их развитие, должно опираться на индивидуальные качества человека, на его природные задатки, склонности, обеспечивая самовыражение, самосовершенствование и саморазвитие растущей личности. Педагог целенаправленно и последовательно формирует у детей чувство композиции в процессе занятий декоративным искусством. На первое место ставится научить воспринимать равновесие зрительное и действительное, развить чувство единства вещей, их выразительности и соотношения главных и второстепенных элементов. Занятия декоративно-прикладным искусством формируют способности, относящиеся и к области восприятия, и к области моторики рук.

В художественной культуре декоративно-прикладное искусство стало неотъемлемой частью. Творения прикладного искусства являются памятниками духовной культуры, несут историческую ценность, отражают художественные традиции своей страны. Искусство нашего народа соединяет настоящее с прошлым, оберегая высокохудожественное наследие нации. На занятиях по прикладному искусству ребята учатся ценить своё наследие, создавать творческие работы, пересматривая увиденное и услышанное. На сегодняшний день, очевидно, что декоративно-прикладное искусство становится полновесной и равноправной частью художественной культуры страны, при этом имея свои законы развития, которые и определяют его сущность, а также взаимодействует с искусством художников профессионалов.


Список литературы

1. Проект Департамента науки и образования Минкультуры России «Концепция развития детских школ искусств в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
2. Концепция художественного образования в Российской Федерации, приказ Министерства Культуры РФ от 28 декабря 2001 г. N 1403

Расскажите о нас своим друзьям: