Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №07 (84) Июль 2023

УДК 377.35

Дата публикации 31.07.2023

Содержание профессионального обучения в формировании профессиональной готовности будущих рабочих нефтегазовой отрасли: информационный аспект

Данилова Таисия Владимировна
аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики, Оренбургский государственный университет, РФ, г. Оренбург, taisiya.danilova.86@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена характеристике содержания профессионального обучения, способствующего результативному формированию профессиональной готовности будущих рабочих нефтегазовой отрасли. Уточнен его информационный аспект, представленный информационно-образовательным контентом сайта профессиональной образовательной организации. Образовательный контент включает информационные источники, необходимые обучающимся в формировании профессиональной готовности, информационный предназначен для преподавателей и актуален в профессиональном обучении будущих рабочих нефтегазовой отрасли.
Ключевые слова: формирование профессиональной готовности, содержание профессионального обучения, контент, информационный контент, образовательный контент

The content of vocational training in the formation of professional readiness of future workers of the oil and gas industry: information aspect

Danilova Taisiya Vladimirovna
postgraduate student of the Department of General and Professional Pedagogy, Orenburg State University, Russia, Orenburg

Abstract: The article is devoted to the characteristics of the content of vocational training that contributes to the effective formation of professional readiness of future workers in the oil and gas industry. Its informational aspect, represented by the informational and educational content of the website of a professional educational organization, has been clarified. Educational content includes information sources necessary for students in the formation of professional readiness, informational content is intended for teachers and is relevant in the professional training of future workers in the oil and gas industry.
Keywords: formation of professional readiness, content of vocational training, content, informational content, educational content

Правильная ссылка на статью
Данилова Т.В. Содержание профессионального обучения в формировании профессиональной готовности будущих рабочих нефтегазовой отрасли: информационный аспект // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 07 (84). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/soderzhanie-professionalnogo-obucheniya-v-formirovanii-professionalnoj-gotovnosti-budushhikh-rabochikh-neftegazovoj-otrasli-informatsionnyj-aspekt.html (Дата обращения: 31.07.2023)

 

Интенсивное развитие техники и технологий нефтегазовой отрасли актуализировало потребность рынка труда в квалифицированных рабочих. Квалификация современного рабочего характеризуется наличием как знаний, умений и навыков, так и качествами личности: мобильностью, способностью к самообразованию соответственно развитию технологий бурения и добычи нефти и газа, внедрению инновационного нефтегазового оборудования. В этой связи ведущую роль приобретает профессиональное обучение, позволяющее в относительно короткие сроки освоить профессию рабочего и сформировать профессиональную готовность.

Понятие «содержание обучения» в словаре профессионального образования С.М. Вишняковой трактуется как «совокупность сведений, необходимых для выполнения в будущем определенной профессиональной деятельности» [2]. В настоящее время исследуются различные аспекты содержания профессионального обучения: учебная дисциплина (Е.С. Илюшина, Г.А. Грибина, Е.Л. Ермолаева и др.) [10], учебный текст (Е.Д. Кулик) [5], профессионально-ориентированная задача (Г.В. Галавова, А.Н. Гарипова) [3]. По сути данные аспекты соответствуют трем уровням построения содержания профессионального обучения: общего теоретического представления, учебного предмета, учебного материала (Е.А. Уракова, А.В. Хижная, Е.Н. Гусев) [11]. Итак, первый уровень обусловлен целью профессиональной подготовки будущих рабочих нефтегазовой отрасли: сформировать профессиональную готовность.  Указанная цель уточняется в задачах и воплощается в программе профессиональной подготовки по рабочим профессиям, устанавливающей перечень учебных дисциплин, отражающих специфику предстоящей трудовой деятельности обучающихся. Второй уровень учебного предмета представлен содержанием профессионального обучения в рабочих программах учебных дисциплин, конкретизирующих темы занятий, которые, как правило, разрабатываются преподавателем. Третий уровень учебного материала определяет содержание каждой темы занятия и включает такие информационные источники как лекция педагога, профессионально-ориентированные задачи, учебные пособия на электронных и бумажных носителях.

К примеру, содержание профессионального обучения будущих рабочих нефтегазовой отрасли характеризуется на уровне общего теоретического представления программой профессиональной подготовки по рабочей профессии «Оператор по добыче нефти и газа», разработанной в соответствии с требованиями профессионального стандарта. Рабочая программа учебной дисциплины «Автоматизация и телемеханизация добычи нефти и газа» отражает содержание профессионального обучения на уровне учебного предмета. Уровень учебного материала представлен темой «Автоматизированные сепарационные установки», изучение которой требует информации, полученной непосредственно от преподавателя на лекционном занятии, учебной и научной литературы, а также других источников, интегрированных в информационной образовательной среде профессиональной образовательной организации.

Современное профессиональное обучение неотъемлемо от информационной образовательной среды, разработка которой производится с учетом требований государства к ее контенту, связанных с образовательными потребностями обучающихся и определяющих функции педагогов в ее создании [7]. Понятие контента рассматривается Т.С. Павленко как «часть информационной составляющей сетевого ресурса (или сайта), которую пользователь может использовать по своему усмотрению (в частности, загрузить на собственный компьютер и сохранить для личного использования). В контексте учебной дисциплины учебный материал является формой, которая наполнена содержанием (контентом)» [9, с. 31-32]. Таким образом, в профессиональном обучении будущих рабочих нефтегазовой отрасли контент представлен содержанием учебных дисциплин в цифровом формате на сайте профессиональной образовательной организации. Основным потребителем контента является обучающийся, а функции преподавателя состоят в его разработке, экспертизе, использование данных для мониторинга результатов освоения учебных дисциплин. Вместе с тем выполнение представленных функций требует также взаимодействия преподавателя с контентом других информационных источников: нормативной документации, научной и учебной литературы, реальных производственных случаев из сети Интернет. Соответственно, характеристика информационного аспекта профессионального обучения в формировании профессиональной готовности связана с необходимостью предоставления образовательного контента обучающимся и информационного – преподавателям.

Образовательный контент, согласно мнению Е.Г. Беляковой, И.Г. Захаровой, включает научные и учебные материалы на электронных и бумажных носителях [1]. Цифровой образовательный контент характеризуется В.В. Колчиной как «информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео и другую информацию» [4, c. 180]. По сути, образовательный контент рассматривается исследователями как один из аспектов электронной информационно-образовательной среды, предназначенный для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, а конструируют его преимущественно преподаватели.

В свою очередь, основная потребность преподавателей в процессе формирования профессиональной готовности состоит в наличии информационных источников, необходимых в профессионально-педагогической деятельности, а их совокупность составляет информационный контент. Согласно мнению С.В. Напалкова, наполнение данного контента должно соответствовать информационным потребностям пользователя [8]. Однако данные исследования Э.Д. Мелгазиевой и З.Р. Асановой подтверждают, что информационный контент сайтов образовательных организаций, актуальный для педагогических работников, представлен только 20% исследуемых Интернет-ресурсов [6]. Соответственно, требуется уточнение содержания информационного контента для педагогов, необходимого в формировании профессиональной готовности будущих рабочих нефтегазовой отрасли.

Информационно-образовательный контент формирования профессиональной готовности будущих рабочих нефтегазовой отрасли конкретизирован нами покомпонентно и представлен в таблице 1 (табл. 1) и составляет информационный аспект профессионального обучения.

Таблица 1. Информационно-образовательный контент формирования профессиональной готовности будущих рабочих нефтегазовой отрасли

Компонент профессиональной готовности

Информационный контент

Образовательный контент

Потребитель информации

Преподаватель

Обучающийся

Мотивационно-целевой

программы профессиональной подготовки по рабочим профессиям, профессиональные стандарты по рабочим профессиям

электронные курсы лекций, учебники, электронные тесты

Функционально-действенный

методические указания по применению компьютерных тренажеров,

программа мониторинга

видеоматериалы, демонстрирующие выполнение трудовых функций; презентация результатов мониторинга

Рефлексивно-оценочный

доступ к информационным источникам, содержащим реальные производственные случаи профессиональной деятельности рабочих из СМИ, сети Интернет

дополнительная учебная и научная литература в электронном формате

Таким образом, информационный аспект профессионального обучения в формировании профессиональной готовности будущих рабочих нефтегазовой отрасли  связан с охватом информацией субъектов сообразно их потребностям, представленной в контенте сайта профессиональной образовательной организации. Информационно-образовательный контент формирования профессиональной готовности  интегрирует информационные источники, необходимые преподавателям в организации данного процесса и образовательные для учебной деятельности будущих рабочих.


Список литературы

1. Белякова Е.Г., Захарова И.Г. Взаимодействие студентов вуза с образовательным контентом в условиях информационной образовательной среды // Образование и наука. – 2019. – Т. 21. – № 3. – С. 77-105.
2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, актуальная лексика. - Москва: Новь, 1999. - 535 с.
3. Галавова Г.В. Гарипова А.Н. Значимость усвоения содержания дифференцированного обучения студентами на основе классификации типов профессионально-педагогических задач // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: материалы X Международной научно-практической конференции, Махачкала, 21 февраля 2016 года. – Махачкала: ООО "Апробация", 2016. – С. 6-7.
4. Колчина В.В. Цифровая трансформация образования в условиях современного университета // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 70-4. – С. 180-183.
5. Кулик А.Д. Тексты как материальная основа содержания профессионально ориентированного обучения // Современные технологии в преподавании русского языка: материалы международной научно-практической конференции, к 60-летию кафедры методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета, Москва, 02–03 октября 2020 года. – М.: МПГУ, 2020. – С. 335-339.
6. Мелгазиева Э.Д., Асанова З.Р. Анализ состояния взаимодействия субъектов образовательного процесса посредством виртуального общения в массовой практике дошкольного образовательного учреждения // Форум молодых ученых. – 2017. – № 9(13). – С. 535-542.
7. Мельникова Е.В. Образовательная среда в информационный век: особенности содержания // Ноосферные исследования. – 2020. – № 2. – С. 49-54.
8. Напалков С.В. Об одном подходе к определению основных составляющих информационного контента тематического образовательного WEB-квеста по математике // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2013 - № 5. – С. 147-151.
9. Павленко Т.С. Понятие "контент": типология, виды и технология получения дидактического контента в образовательном процессе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2017. – № 10(123). – С. 31-35.
10. Содержание теоретического обучения в профессиональных образовательных организациях / Е.С. Илюшина, Г.А. Грибина, Е.Л. Ермолаева [и др.] // Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве: Сборник научных статей по итогам работы одиннадцатого международного круглого стола, Шахты, 30 декабря 2019 года. – Шахты: ООО "КОНВЕРТ", 2019. - № 2 – С. 206-207.
11. Уракова Е.А., Хижная А.В., Гусев Е.Н. Проектирование содержания обучения в учреждениях среднего профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 70-2. – С. 266-269.

Расскажите о нас своим друзьям: