Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №07 (84) Июль 2023

УДК 373.24

Дата публикации 31.07.2023

Плейбэк-театр как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

Лучинина Анастасия Олеговна
канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров, a8210@rambler.ru
Алахвердянц Роза Борисовна
магистрант кафедры педагогики, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров, kop-alyans@yandex.ru

Аннотация: Цель статьи заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности программы по развитию эмоционального интеллекта старших дошкольников. Ведущим методом исследования явился педагогический эксперимент, направленный на выявление уровней развития эмоционального интеллекта старших дошкольников. Для этого были определены критерии и показатели развитости эмоционального интеллекта дошкольников. В эксперименте приняли участие воспитанники подготовительных групп в количестве 48 человек. Для подтверждения достоверности данных были использованы методы математической статистики (t-критерий Стьюдента). Результаты исследования представлены в виде разработанной программы с применением плейбэк-театра как средства развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, старшие дошкольники, театрализованная деятельность, плейбэк-театр.

Playback theater as a means of developing the emotional intelligence of older preschool children

Luchinina Anastasia Olegovna
Cand. Sci. (Ped.), associate professor at the Department of Pedagogy, Vyatka State University, Russia, Kirov
Alakhverdiants Roza Borisovna
undergraduate at the Department of Pedagogy, Vyatka State University, Russia, Kirov

Abstract: The purpose of the article is to theoretically substantiate and experimentally test the effectiveness of the program for the development of emotional intelligence of older preschoolers. The leading research method was a pedagogical experiment aimed at identifying the levels of development of the emotional intelligence of older preschoolers. For this, criteria and indicators of the development of emotional intelligence of preschoolers were determined. Pupils of preparatory groups in the amount of 48 people took part in the experiment. To confirm the reliability of the data, methods of mathematical statistics were used (calculation of Student's t-test). The results of the study are presented in the form of a developed program of extracurricular activities based on familiarity with the forms of playback theater.
Keywords: emotional intelligence, senior preschoolers, theatrical activity, playback theater.

Правильная ссылка на статью
Лучинина А.О., Алахвердянц Р.Б. Плейбэк-театр как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста// Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 07 (84). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/plejbek-teatr-kak-sredstvo-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html (Дата обращения: 31.07.2023)

 

Современное общество предъявляет широкий спектр требований к человеку, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности, что обуславливает необходимость повышения социокультурного уровня людей, в частности развития эмоционального интеллекта. Умение понимать собственное эмоциональное состояние, эмоциональное состояние других людей, управлять своими эмоциями – важнейшие качества современного человека.

Развитие эмоционального интеллекта является одной из приоритетных задач дошкольного образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДОО) подчеркнута необходимость развития  у дошкольников эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального интеллекта, воспитания гуманных чувств и отношений, а также  усвоения и присвоения принятых в российском обществе норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей, как показателей общей культуры человека [3, с. 7].

Способность понимать свои и чужие эмоции относится к мягким навыкам, которые важны для людей любого возраста. Однако, в старшем дошкольном возрасте эмоциональный интеллект выступает основой для овладения ребенком норм поведения в социуме, общения со сверстниками и взрослыми. В связи с чем, важным является поиск и разработка эффективных средств развития эмоционального интеллекта с учетом возрастных  особенностей старших дошкольников и структуры изучаемого феномена.

Впервые понятие «эмоциональный интеллект» как вид интеллекта, связанный с обработкой, интерпретацией и использованием эмоциональной информации, было введено в 80-90-е гг. XX в. Дж. Майерем, П. Сэловеем, Д. Карузо.

Учеными была разработана первая и самая известная модель эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект в данной модели состоит из следующих способностей:

  1. Идентификация эмоций – способность точно выражать и распознавать эмоции.
  2. Эмоциональное содействие мышлению – способность определять эмоции, которые повышают эффективность мышления и деятельности.
  3. Понимание эмоций – способность понимать состав сложных эмоций, переходы одной эмоции в другую, обстоятельства, вызывающие ту или иную эмоцию.
  4. Управление эмоциями – способность сохранять или изменять свое эмоциональное состояние и эмоции другого человека [5, с. 55].

Однако идеи неразрывной связи и динамического единства интеллектуальных и аффективных процессов были заимствованы у Л.С. Выготского, который показал, что изменение  межфункциональных связей и отношений между отдельными процессами, включая эмоциональную и интеллектуальную области психики человека, носит доминирующий характер [4, с. 130].

Рассматривая особенности и компоненты эмоционального интеллекта старших дошкольников, мы придерживаемся подхода М.А. Нгуена, согласно которого эмоциональный интеллект старшего дошкольника означает «готовность ребёнка ориентироваться на другого человека, учитывать его эмоциональное состояние и на основе этих знаний регулировать отношения с ним и находить пути решения возникающих проблем» [2, с. 49]. Компонентами эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста являются:

  • направленность внимания ребенка к миру людей и эмоций;
  • эмоциональная ориентация ребенка на другого;
  • готовность ребенка учитывать эмоциональное состояние другого в своей деятельности.

Несколько иной подход предлагает А.О. Куракина, которая выделяет такие компоненты в структуре эмоционального интеллекта дошкольников, как: эмоциональный (чувственный аппарат), когнитивный (оценка посредством понятий и суждений) и поведенческий (эмоциональная саморегуляция) [4, с. 133].

Анализ теоретических и прикладных исследований в данной области позволил сформулировать основные положения нашего исследования:

  • Эмоциональный интеллект дошкольника означает способность понимать собственные эмоции и эмоции окружающих людей, а также управлять ими.
  • Структура эмоционального интеллекта старших дошкольников представлена следующими компонентами: когнитивный, оценочный, деятельностный. Критериями оценки данных компонентов являются: сформированность представлений об эмоциональных состояниях, их причинах и последствиях; готовность учитывать эмоциональное состояние  другого человека; способность конструктивно выражать эмоции во взаимодействии с людьми. Результатом оценивания выступает определение уровня развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников: низкий, средний, высокий.
  • Компонентная структура определяет основные задачи педагога по развитию эмоционального интеллекта старших дошкольников. Во-первых, развитие способности понимать собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей. Во-вторых, формирование умения учитывать эмоциональное состояние другого человека.  В-третьих, овладение навыками управления эмоциями  во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
  • Условиями эффективного развития эмоционального интеллекта старших дошкольников являются:

а) создание благоприятной социокультурной  среды;

б) содержательность и эмоциональность речи педагога;

в) речевая и эмоциональная активность самого ребенка;

г) комплексное использование активных методов развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников;

в) соответствие методов психологическим и возрастным особенностям старших дошкольников, в том числе особенностям эмоциональной сферы.

  • Методами развития эмоционального интеллекта старших дошкольников являются эмоциональная и речевая разминка, словарная работа, работа со сказкой (рассказом), вербальные и невербальные этюды, театральная инсценировка,  методы творческой деятельности, игра и упражнения.

С целью анализа данных положений нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе дошкольной образовательной организации г. Тюмени. В исследовании приняли участие воспитанники подготовительных группы в количестве 48 человек: 25 человек в экспериментальной группе и 23 человека в контрольной группе.

Экспериментальная работа проводилась в три этапа:

1 этап – констатирующий эксперимент. Цель данного этапа: разработка критериально-оценочного аппарата изучения уровня развития эмоционального интеллекта и определение уровня развития эмоционального интеллекта старших дошкольников.

2 этап – формирующий эксперимент. На данном этапе была разработана и реализована программа по развитию эмоционального интеллекта у старших дошкольников.

3 этап – контрольный эксперимент. На данном этапе была проведена повторная диагностика уровня развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников.

Анализ литературы в исследуемой области позволил разработать критериально-оценочный аппарат изучения уровня развития эмоционального интеллекта старших дошкольников, состоящий из когнитивного, оценочного и деятельностного компонентов,  а также  соответствующих им критериев и показателей (табл. 1).

 

Таблица 1. Компоненты, критерии и показатели развитости эмоционального интеллекта старших дошкольников

Компонент

Критерий

 

Показатели

 

Когнитивный

Сформированность представлений об эмоциональных состояниях, их причинах и последствиях

 

  1. Способность идентифицировать эмоцию и найти для нее словесное выражение.
  2. Понимание особенностей проявления эмоционального состояния.
  3. Понимание причины, вызвавшую данную эмоцию, и следствия, к которому она приведет.

Оценочный

Готовность учитывать эмоциональное состояние  другого человека

  1. Эмоциональное отношение к сверстнику.
  2. Ориентация на эмоциональное состояние сверстника.

Деятельностный

Способность конструктивно выражать эмоции во взаимодействии с людьми

1. Адекватные эмоциональные реакции.

2. Проявление отзывчивости и доброжелательности в отношениях со сверстниками и взрослыми.

 

Для выявления и оценки данных критериев и показателей у старших дошкольников нами использовались следующие методики:

– «Изучение особенностей понимания детьми основных эмоциональных состояний» (И. О. Карелина);

– «Оценка эмоциональной ориентации ребенка на сверстника в детской группе» (И. О. Карелина).

Таким образом, развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников есть  процесс, характеризующийся разноуровневым развитием образующих его компонентов: когнитивного, оценочного и деятельностного.

С целью поэтапного формирования компонентов эмоционального интеллекта нами была разработана и реализована парциальная программа «Студия эмоций». Программа основана на использовании форм плейбэк-театра. В переводе с английского «playback» означает «игра назад, наоборот». Плейбэк-театр – оригинальная форма импровизационного искусства, в которой пришедшие на представление зрители рассказывают о реальных событиях, произошедших в их жизни, а затем наблюдают, как эти рассказы воплощаются в сценическое действие [1, с. 47].

В процессе театрализации дети знакомятся с палитрой человеческих эмоций, учатся взаимодействовать, сопереживать, понимать и объяснять свои чувства и чувства других, быть эмоционально раскрепощенными, открытыми к общению с другим, а также «переводить» «отрицательные» эмоции в «положительные». Речь обогащается экспрессивно окрашенной лексикой, образными выражениями. Плейбэк-театр  помогает детям излагать свое отношение к увиденному и прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Имея социальную направленность, плейбэк-театр позволяет взглянуть на жизненные ситуации с другой стороны.  С помощью плейбэк-театра детям можно объяснить многие социальные явления, расширить представление о человеческих взаимоотношениях.  

Метод плейбэк-театра необходимо сочетать и комбинировать с другими методами развития эмоционального интеллекта, которые будут дополнять и усиливать эффективность театрализованной деятельности. Рассмотрим их.

Речевая и/или эмоциональная разминка.  Проводится в начале занятия, в частности, перед изучением формы плейбэк-театра, и представляет конструирование слов, словосочетаний и предложений, например, назвать схожие или противоположные эмоции, продемонстрировать эти эмоции.

Словарная работа. Представляет собой систему разнообразных заданий, направленных на осмысленное восприятие услышанного или увиденного, уточнение известных воспитанникам слов и понятий, введение в их связную речь необходимой лексики, практическое овладение выразительными стилистическими средствами языка.

Чтение сказки (рассказа). Включает первичное восприятие текста (выразительное чтение педагога).

Сказка (рассказ) должна быть  рассказана (или прочитана) интонационно грамотно,  с правильной передачей чувств и эмоций героев. Произношение должно быть ясным, педагогу  следует помнить о логических ударениях и паузах. Важное значение при прочтении текста имеет экспрессия. Интонационно и мимически неправильно переданная эмоция, в частности демонстрация радости, грусти безэмоционально, в одной манере или интонации,  может привести к формированию неправильного представления о сущности эмоции и способе ее выражения. Задача педагога – исполнить произведение так, чтобы донести до слушателей его идейно-художественную задумку, эмоциональное состояние героев, раскрыть причины тех или иных поступков, показать связь этих поступков с эмоциональным состоянием героев, вызвать у воспитанников эмоциональный отклик на отображенные в сказке  события.

После чтения сказки (рассказа) педагогом начинается работа с текстом, которая предполагает обсуждение эмоционального состояния героев и вызвавших их события. При выборе методических приемов для работы над сказкой педагог должен руководствоваться жанровой природой текста, особенностями художественных средств языка. Наличие эпитетов, сравнений, сопоставлений, метафор (например, злой, как волк; ласковый, как солнце; повесить нос; золотое сердце и др.), свойственных языку сказочных текстов, позволяет страшим дошкольникам глубже проникнуться в суть эмоциональных переживаний героев и понять причину тех или иных поступков; помогает правильно определять характер  эмоции, способствует развитию его ассоциативного мышления, эмоционального интеллекта и  воображения.

- Этюды (вербальные и невербальные). Представляют собой  сценическое упражнения импровизационного характера (работа в группах парах, индивидуально). Направлены  на развитие умения правильной идентификации и демонстрации эмоций и эмоциональных состояний.

- Инсценировка с применением форм плейбэк-театра. Включает первичное знакомство с одной из форм плейбэк-театра и дальнейшее закрепление демонстрации эмоций и/или варианта поведения в конкретной ситуации.

Распространенными формами плейбэк-театра являются: «жидкая скульптура», «трансформация», «хор», «говорящий хор», «пять элементов», «фотографии», «коллаж», домино», «розетка», «эпизоды», «свободный джаз», «история в трех предложениях», «палитра», «спектр», «три солиста» и другие.

Формы плейбэк-театра, как и сами эмоции, должны быть продемонстрированы воспитателем. Демонстрация должна быть четкой и ясной, при этом педагогу стоит помнить об эмоциональной экспрессии. Важное значение при демонстрации эмоции имеет интонация. Неправильная интонация, например интонация деловой речи, приводит к неправильной идентификации эмоции и эмоционального состояния, разрушению иллюзии сказочного мира. Задача педагога – показать эмоцию таким образом,  чтобы донести до воспитанников его смысловую нагрузку, вызвать  эмоциональный отклик от увиденного или услышанного.

Игра. Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном детстве является игра, то важным условием успешного развития эмоционального интеллекта является использование игровой методики. Основываясь на положениях Л. С. Выготского о том, что игра и детское творчество нужны самому ребенку «для правильного развития его сил», на занятиях следует использовать игровую деятельность. Применение метода игры особенно эффективно в группах, где много стеснительных, нерешительных детей, поскольку система игровых форм деятельности вызывает чувство защищенности. Игровая методика обеспечивает индивидуализацию и создает условия, при которых каждый ребенок становится непосредственным участников образовательно-воспитательного процесса.

В рамках разработанной нами программы были использованы такие разновидности игр, как, игра-демонстрация, игра-импровизация, игра-обсуждение, игра-путешествие, хакатон, дидактическая игра. Нами также использовались дидактические упражнения, не имеющие игровых правил и содержащие одну игровую задачу или одно игровое действие.

- Творческая работа. Предполагает индивидуальную или коллективную работу с изготовлением конечного продукта. В частности, изготовление «Спинера эмоций», плакатов «Жители страны эмоций», «Дерево настроения» «Планета Дружбы и Добра», куклы Добряши и другое. В процессе творческой деятельности развивается воображение, раскрывается творческий потенциал, дети учатся понимать себя, работать в команде.

Программа «Студия эмоций» включает 30 занятий продолжительностью 30 минут (табл. 2).

Таблица 2. Занятия программы «Студия эмоций»

№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия

 
 

1

Вводное занятие «Что такое эмоции и зачем они нужны»

Речевая разминка.

Словарная работа.

Вербальные этюды.

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот».

Творческая работа: коллективное изготовление плаката «Мое настроение».

 

2

Вводное занятие «Плейбэк-театр и его формы»

Эмоциональная разминка.

Словарная работа.

Невербальные диалоги.

Дидактическое упражнение «Найти пару».

Творческая работа: индивидуальное изготовление рисунка «Мое настроение».

 

3

Путешествие в страну Эмоций

Речевая и эмоциональная разминка.

Словарная работа.

Игра-путешествие «Путешествие в страну Эмоций».

Творческая работа: коллективное изготовление плаката «Жители страны эмоций».

 

 

4

Знакомство с формой плейбэк-театра «Жидкая скульптура», чтение сказки Т.А. Шорыгиной «Добрый поросенок»

Речевая разминка.

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Игра-демонстрация эмоций из сказки (групповая работа) с применением формы плейбэк-театра «Жидкая скульптура.

Творческая работа: коллективное изготовление плаката «Дерево настроения».

 

5

Закрепление формы плейбэк-театра  «Жидкая скульптура», чтение сказки Т.А. Шорыгиной «Волшебный фонарик»

Эмоциональная разминка.

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Вербальные этюды по сказке (работа в парах)

Творческая работа (индивидуально): «Побеждаем страхи».

 

6

Знакомство с формой плейбэк-театра  «Трансформация»

Эмоциональная разминка.

Словарная работа.

Дидактическое упражнение «Противоположности»

Невербальные диалоги с применением формы плейбэк-театра «Трансформация»

Творческая работа: книжка-малышка «Противоположности» (индивидуально).

 

7

Закрепление  формы плейбэк-театра  «Трансформация», чтение рассказа Т.А. Шорыгиной «Царевна Несмеяна»

Речевая разминка.

Словарная работа.

Чтение рассказа.

Работа с текстом.

Игра-инсценировка по сказке с применением формы плейбэк-театра «Транформация».

Творческая работа (индивидуально): «Спинер эмоций».

 

8

Знакомство с формой плейбэк-театра  «Хор»

Эмоциональная  разминка.

Словарная работа.

Дидактическая игра-ассоциация «Какого цвета эмоция?».

Игра-инсценировка эмоций с применением формы «Хор».

Творческая работа (индивидуально): «Палитра эмоций».

 

9

Закрепление  формы плейбэк-театра  «Хор», чтение рассказа Т.А. Шорыгиной «Письмо от слоника»

Речевая разминка.

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Игра-инсценировка по сказке с применением формы плейбэк-театра «Хор».

Викторина по теме «Эмоции» (работа в группах).

 

10

Знакомство с формой плейбэк-театра  «Говорящий хор», чтение сказки Т.А. Шорыгиной «Ленивая белочка»

Эмоциональная разминка.

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Игра-инсценировка по сказке с применением формы плейбэк-театра «Говорящий хор».

Вербальные этюды (в парах).

 

11

Закрепление формы плейбэк-театра «Говорящий хор»

Речевая разминка.

Словарная работа.

Дидактическая игра «Подбери эмоцию».

 

12

«Я и мое поведение»

Эмоциональная разминка.

Словарная работа.

Игра-обсуждение «Я и мое поведение» (работа в группах.

Творческое задание «Копилка добрых дел».

 

13

Знакомство с формой плебэк-театра «Домино», рассказ Т.А. Шорыгиной «История о мальчике Яше

Дидактическое упражнение «Назови эмоцию».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Игра-инсценировка по сказке с применением формы плейбэк-театра «Домино».

 

14

Форум «Выход есть всегда»

Речевая разминка.

Словарная работа.

Обсуждение и выполнение задания по группам (хакатон).

 

15

Закрепление  формы плейбэк-театра «Домино», рассказ Т.А. Шорыгиной «История, которая приключилась с маленькой Катей»

Дидактическое упражнение «Закончи предложение».

Загадка про букву «Н».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Игра-обсуждение «Сравнительная характеристика Яши и Кати» (работа в парах).

 

16

Знакомство с формой плэйбэк-театра «История в одно слово», сказка Т.А. Шорыгиной «Пластилиновый Буратино»

Дидактическое упражнение «Назови одним словом».

Словарная работа.

Упражнение с применением формы плейбэк-театра «История в одно слово».

Вербальные этюды (работа в парах) «Похвали друга».

 

17

Мини-проектов «Мыслю иначе»

Речевая разминка.

Словарная работа.

Защита проектов (работа в группах) (кейс-метод).

Творческое задание «Подарок для друга».

 

18

Закрепление формы плейбэк-театра «История в одно слово», рассказ Т.А. Шорыгиной «Про Витю»

Эмоциональная разминка.

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Вербальные этюды «Радуюсь твоим успехам». Упражнение с применением формы плейбэк-театра «История в одно слово».

 

19

Знакомство с формой плейбэк-театра «Палитра», сказка Т. А. Шорыгиной «Злой мешочек»

Дидактическое упражнение «Собери цветок эмоций».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Игра-инсценировка с применением формы плейбэк-театра «Палитра».

Творческое задание «От злости до радости» (индивидуально).

 

20

Закрепление  формы плейбэк-театра «Палитра», сказка Т. А. Шорыгиной «Как Змей Горыныч добрым стал»

Речевая разминка.

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Упражнение с применением формы плейбэк-театра «Палитра».

Игра «Придумай концовку для сказки».

Творческое задание «Символ добра».

 

21

Знакомство с формой плейбэк-театра «Пары»

Эмоциональная разминка.

Словарная работа.

Заслушивание историй детей из жизни.

Инсценировка историй с применением формы плейбэк-театра «Пары» (работа в парах).

Творческое задание «Соедини котенка с его хозяином» (индивидуально).

 

22

Закрепление формы плейбэк-театра «Пары»

Речевая разминка.

Словарная работа.

Упражнение с применением формы плейбэек-театра «Пары» «Придумай и покажи историю» (работа в парах».

Творческое задание «Символ радости».

 

23

Знакомство с формой плейбэк-театра «Символическая история», сказка Т.А. Шорыгиной «Как солдат страх победил»

Речевая разминка.

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Упражнение с применением формы пейбэк-театра «Символическая история».

Упражнение «Бумеранг добра».

 

24

Закрепление формы плейбэк-театра «Символическая история»

Речевая разминка.

Словарная работа.

Заслушивание историй из жизни детей.

Инсценировка историй из жизни детей с помощью формы плейбэк-театра «Символическая история»
Творческое задание «Делюсь позитивом» (коллективно).

 

25

Знакомство с формой плебэк-театра «Мудрец», В. Бианки «Чей нос лучше»

Эмоциональная разминка.

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Упражнение с применением формы плейбэк-театра «Мудрец».

Творческое задание: «Дорисуй лица в соответствии с сюжетом» (индивидуально).

 

26

Знакомство с формой плейбэк-театра «Табло»

Речевая разминка.

Словарная работа.

Упражнение «Придумай и покажи историю».

Творческое задание «Соедини лица и подходящие им ситуации» (индивидуально).

 

 

27

Закрепление формы плейбэк-театра «Табло»

Речевая разминка.

Словарная работа.

Беседа и демонстрация в форме плейбэк-театра «Табло» наиболее запомнившейся каждому истории и связанной с ней эмоцией.

Творческое задание: «Подбери домик для эмоции» (индивидуально).

 

28

Подготовка к проведению акции «Делюсь добром»

Беседа.

Изготовление куклы Добряши (индивидуально).

 

29

Проведение акции «Делюсь добром»

Дарение детьми кукол, сопровождающееся добрыми пожеланиями.

 

30

Итоговое занятие

Беседа.

Творческая работа изготовление плаката «Планета Дружбы и Добра» (коллективная работа).

 

Для реализации программы в экспериментальной группе было проведено 30 занятий. В контрольной группе данная программа не была внедрена в образовательный процесс.


На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старших дошкольников. Результаты проведенного мониторинга в контрольной и экспериментальной группах представлены на рис. 1, 2.

Сравнительный анализ результатов, полученных нами в экспериментальной группе с данными контрольной группы показал, что в экспериментальной группе число старших дошкольников с низким уровнем развития эмоционального интеллекта  уменьшилось с 25 до 4%, то есть на 21%, а в контрольной группе с 52 до 48%, то есть на 4%.

В экспериментальной и контрольной группах произошло увеличение числа старших дошкольников с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта (на 2% в контрольной группе и на 45% в экспериментальной группе).

Проверка наличия статистически значимых различий по изучаемым признакам в контрольной и экспериментальной группах проводилась при помощи Т-критерия Стьюдента.

Эмпирическое значение Т-критерия Стьюдента на констатирующем этапе эксперимента составило T = 0,6. Эмпирическое значение Т-критерия Стьюдента Wэмп = 2,01 ≤ 2,69. Следовательно, гипотеза о том, что сравниваемые выборки совпадают, была принята на уровне значимости 0,05.

Эмпирическое значение Т-критерия Стьюдента  на контрольном этапе эксперимента составило 579, значение Wэмп = 2,13 > 1,96. Следовательно, достоверность различий сравниваемых  выборок  составила 95%.

Итак, начальные (до начала эксперимента) состояния экспериментальной и контрольной групп совпадают, а конечные (после окончания эксперимента) –  различаются. Следовательно, можно сделать вывод, что эффект изменений обусловлен внедрением в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения программы по развитию эмоционального интеллекта старших дошкольников.

Таким образом, проведенный анализ теоретических источников и собственного опыта работы показал, что для развития эмоционального интеллекта старших дошкольников необходимо комплексное применение активных методов с использованием средств театрализованной деятельности.  Особенно актуальным в данном направлении явился плебэк-театр, который отвечает психологическим и возрастным особенностям старших дошкольников.

 


Список литературы

1. Лукина А.К., Цегельник Н.А. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников средствами театрализованной деятельности // Социальная педагогика. 2020. №2. С. 46-54.
2. Нгуен М.А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 46-51.
3. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
4. Токарева О.А., Серый А.В., Федоров А.И. Теоретико-методологические проблемы исследования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. №3. С. 129-139.
5. Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Российская практика. М.: МИФ, 2020. 427 с.



Расскажите о нас своим друзьям: