Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №07 (84) Июль 2023

УДК 372.881.1

Дата публикации 31.07.2023

Интерактивные методы групповой работы как способ повышения мотивации при изучении иностранного языка в неязыковом вузе

Веремеева Ирина Феликсовна
Старший преподаватель Академического департамента английского языка, Дальневосточный федеральный университет, РФ, г. Владивосток, veremeeva.if@dvfu.ru
Пепеляева Светлана Николаевна
Старший преподаватель Академического департамента английского языка, Дальневосточный федеральный университет, РФ, г. Владивосток, pepelyaeva.sn@dvfu.ru

Аннотация: В статье рассматривается вопрос актуальности использования интерактивных методов обучения для повышения мотивации при изучении иностранного языка в неязыковом вузе. Перечисляются формы интерактивной групповой работы, ориентированные на повышение мотивации при изучении иностранного языка, приводятся примеры практических занятий с использованием различных образовательных ресурсов в сети интернет. Описывается использование интерактивных сервисов в процессе обучения, таких как Н5р, Vizia, Ed Puzzle, Vocaroo, Vizer, российской образовательной платформы взнания, все это создает момент увлеченности и включенности всех студентов группы в учебный процесс. Такая совместная деятельность на занятии позволяет организовывать разные виды работ: индивидуальные, парные, групповые, использовать проектную работу, ролевые игры, работу с документацией и многое другое. Таким образом, среда образовательного общения, созданная на принципах взаимодействия всех обучающихся в группе и на их активности, позволяет преподавателю отказаться от роли некоего фильтра в своей работе, и выполнять функцию помощника и наставника, а это в свою очередь способствует повышению учебной мотивации студентов. Авторы описывают собственный опыт применения интерактивных методов групповой работы на занятиях по иностранному языку в вузе. Делается вывод, что использование современных методов обучения на занятиях по английскому языку в значительной степени повышает интерес студентов к изучению иностранного языка, а внедрение информационных и цифровых технологий способно активизировать познавательную деятельность обучающихся и в итоге добиться высоких результатов в получении знаний.
Ключевые слова: интерактивные методы обучения, усиление мотивации, процесс познания, интерактивная групповая работа, эффективность обучения, английский язык, образовательная платформа.

Interactive methods of group work as a way to increase motivation in learning a foreign language in a non-linguistic higher education institution

Veremeeva Irina Feliksovna
Senior Lecturer, Academic Department of English, Far Eastern Federal University, Russia, Vladivostok
Pepelyaeva Svetlana Nikolaevna
Senior Lecturer, Academic Department of English, Far Eastern Federal University, Russia,Vladivostok

Abstract: The article deals with the issue of the relevance of using interactive teaching methods to increase motivation when learning a foreign language in a non-linguistic university. Forms of interactive group work are listed, focused on increasing motivation in learning a foreign language, examples of practical exercises using various educational resources on the Internet are given. The use of interactive services in the learning process, such as H5p, Vizia, Ed Puzzle, Vocaroo, Vizer, the Russian educational platform of knowledge, is described, all this creates a moment of enthusiasm and involvement of all students of the group in the learning process. Such joint activity in the classroom allows you to organize different types of work: individual, pair, group, use project work, role-playing games, work with documentation, and much more. Thus, the environment of educational communication, created on the principles of interaction of all students in the group and on their activity, allows the teacher to refuse the role of a certain filter in his work, and perform the function of an assistant and mentor, and this in turn helps to increase students' learning motivation. The authors describe their own experience of using interactive methods of group work in foreign language classes at a university. It is concluded that the use of modern teaching methods in English classes greatly increases the interest of students in learning a foreign language, and the introduction of information and digital technologies can enhance the cognitive activity of students and, as a result, achieve high results in obtaining knowledge.
Keywords: interactive teaching methods, motivation enhancement, learning process, interactive group work, learning effectiveness, English language, educational platform.

Правильная ссылка на статью
Веремеева И.Ф., Пепеляева С.Н. Интерактивные методы групповой работы как способ повышения мотивации при изучении иностранного языка в неязыковом вузе // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2023. № 07 (99). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/interaktivnye-metody-gruppovoj-raboty-kak-sposob-povysheniya-motivatsii-pri-izuchenii-inostrannogo-yazyka-v-neyazykovom-vuze.html (Дата обращения: 31.07.2023)

В настоящий момент современная система высшего профессионального образования находится в процессе реформирования. С течением времени к уровню профессиональной подготовленности выпускников высших учебных заведений начинают предъявляться более высокие требования. Это усложняет задачи преподавателей и неизбежно приводит к поиску новых методов организации педагогического процесса. Внедрение в образовательный процесс новейших технологий и методик образования позволяет педагогу добиться наилучшего результата в обучении студентов. Традиционные формы учебной деятельности, включающие в себя лекционные и некоторые практические занятия, тоже могут способствовать развитию учебной мотивации, если будут применяться в совокупности с инновационными методами. В высшей школе познавательная активность студентов, то есть их учебная (академическая) активность, реализуется средствами познавательных умений и навыков, формирующихся и развивающихся в учебно-воспитательном процессе [1, с. 20].

Основное методическое нововведение последних лет – интерактивные методы обучения. Понятие интерактивности связано с коммуникативной способностью. Участники интерактивного занятия находятся в постоянном взаимодействии – это может быть как диалог между людьми, так и между человеком и компьютером. Так, интерактивное обучение принято считать, в первую очередь, диалоговым [4, с. 169]. Это имеет огромное значение для изучения английского языка. Английский, как и любой иностранный язык, эффективнее всего изучать именно в диалоговой форме. Интерактивное обучение изменяет привычные формы предоставления учебного материала на диалогические, которые основываются на взаимодействии и взаимопонимании [3, с. 4]. Для этого, например, существует конструктор Core, который по сути является идеальной платформой диалогового тренажера. Все что нужно для начала, это создать мини-игру или смоделировать ситуацию и погрузить в нее участников, которым предстоит выбрать как поступать в той или иной ситуации. В этом случае никакие лекции не заменят практическое языковое взаимодействие, общение на изучаемом языке. Интерактивные образовательные технологии формируют особую специфику построения занятий: учебный процесс движется не от теоретических аспектов к практическим, а от получения практического нового опыта к его теоретическому осознанию [2, с. 23].

Цель интерактивного обучения – создание преподавателем таких условий, в которых студент по собственной инициативе и желанию изучает учебный материал. При использовании интерактивных технологий студенты становятся полноправными участниками процесса восприятия, а их субъектный опыт превращается в основание учебного познания [5, с. 46].  Целью интерактивных методик непосредственно в изучении английского языка является формирование мотивации и заинтересованности по отношению к языку, а также предоставление условий, способствующих развитию у студентов необходимых речевых компетенций. Таким образом, задача педагогического процесса с применением интерактивных методов заключается в том, чтобы каждое отдельное занятие было познавательным, вдохновляющим и развивающим познавательный интерес обучающихся [2, с. 23]. В переводе с английского interactive – взаимодействие, и действительно, основное новшество, которое вносит компьютер в процесс обучения - это интерактивность, т. е. возможность развивать активно-деятельностные формы обучения. Это проявляется как в развитии всех видов речевой деятельности, так и во взаимодействии между участниками общения.

 С этим нельзя не согласиться: именно интерактивная компетенция говорящего начинается с простых фраз и предложений, которые студенты составляют по теме по заданию преподавателя, и продолжается более сложным заданием - разработкой диалога по данной теме. Это и есть тот фидбэк, которым дорожат сами студенты и преподаватель, так как видят, что собственные продукты их креативности увенчались успехом, хотя вначале были ошибки.

В современной образовательной среде и особенно в преподавании иностранных языков невозможно в настоящее время обойтись без образовательных сервисов, которыми наполнен Интернет. Их огромное количество, но некоторые из них все же стоит отметить, как наиболее интересные и привлекательные на наш взгляд. Например, такие сервисы как Н5р, Vizia, Ed Puzzle, Vocaroo, Vizer и некоторые другие нам удалось в течение учебного года посмотреть и использовать.  H5p-бесплатный сервис, и это является его первым достоинством. А, во-вторых, он позволяет легко создавать интерактивный контент по нужной вам теме и делиться им в студенческой группе. Его можно использовать как для работы в классе, так и в качестве домашнего задания. Мы попробовали применить данный сервис со студентами-робототехниками, получается очень хорошо, современно, актуально. Конечно, в Интернете очень много видео роликов по Робототехнике, по инжинирингу электроэнергетических систем и по инфокоммуникационным технологиям.   Но мы взяли за основу именно те специфичные темы, которыми ребята занимаются сейчас, разрабатывают и будут защищаться по данной научной теме. Например, для таких робототехнических тем как “AUV stabilization system with using additional thruster”, “Comparison of methods for tracking moving objects”, “Complex surface treatment” был создан интерактивный обучающий трек, куда вошли наши специфичные термины по робототехнике, тексты, видеосюжеты и задания к ним.  

Если же взять сервис wizer http: // app.wizer.me, то мы сразу же окунаемся в завораживающий поток интерактивных рабочих тетрадей. Wizer.me-это автоматизированная онлайн-платформа для создания креативных презентаций со смыслом. На YouTube размещен подробный тьюториал для преподавателей как работать в этом сервисе и создавать интерактивные рабочие листы для работы в режиме онлайн. 

Нужно также отметить, что активность студентов повышается особенно тогда, когда студентам дается задание зарегистрироваться на одной из образовательных платформ, например, Edvibe, Stepic, GetCourse, Moodle, Blackboard или других, и выполнять задания, которые там загружены преподавателем заранее. Мы пока успешно работаем на платформах Stepic для грамматического контроля и Blackboard для лексического. В ближайшей перспективе мы намерены осваивать и другие цифровые инструменты с их тренажерами, начиная от уровня Elementary, и заканчивая уровнем Upper- intermediate. Преимущества такого тренажера, как English Geek, и подобных широко известны: обучаться в тренажере можно из любой точки мира - из дома, университета, офиса, в общем, где тебе удобно и когда удобно. То есть сам студент решает сколько времени уделять прохождению тренажера, но мы, преподаватели, контролируем эту часть самостоятельной работы на интерактивной платформе постоянно. Самостоятельное обучение на тренажере проходит в удобном темпе без привязки к группе или срокам. Характерным преимуществом тренажера является еще и то, что в нем доступны сразу 600 интерактивных уроков для тренировки чтения, письма, аудирования, словарного запаса и грамматики плюс семь тысяч практических упражнений с автопроверкой ответов и двадцать тысяч полезных слов и выражений. Мы на практике убедились, что тренажеры необходимы для современных студентов, так как они дают возможность повысить свой уровень владения иностранным языком, улучшить навык понимания иностранного текста, его восприятия на слух и начать лучше понимать носителей иностранного языка. За счет тренажеров увеличивается словарный запас, убираются пробелы в грамматике и в итоге студент может сказать: “My English is getting better”.  

Важное значение имеет информационный ресурс, который используется для работы. Содержательное наполнение призвано привлекать внимание обучающегося и соответствовать теме занятия. Форма подачи информации на ресурсе должна соответствовать вовлечённой аудитории и учитывать специфику работы с интернетом. Хорошая интерактивность - это не только наличие гиперссылок и всплывающее меню, но и возможность организовать диалог для многостороннего обмена информацией. Интерактивные методы предусматривают более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и в этом процессе доминирует активность студентов в процессе обучения.

Образовательная платформа, которая широко использует методы интерактивности и вполне может удовлетворить любые цифровые потребности педагогов-практиков – это российская образовательная платформа интерактивного обучения – “взнания” (https://vznaniya.ru). На этом ресурсе учитель может активно сопровождать учебный процесс, отслеживать и корректировать обучение с помощью цифровых инструментов. Проблема использования сторонних образовательных ресурсов стала ещё более актуальной в начале 2022 года, когда некоторые зарубежные IT-компании заблокировали свои сервисы для российских учителей.

Взнания — это российский конструктор для создания интерактивных материалов к любым видам уроков, который во многом не уступает, а часто и превосходит аналогичные сервисы, например, Quizlet, Kahoot, Triventy, Socrative и ряда других. Преподаватель получает возможность сопровождать студента на всех этапах усвоения учебной информации: от объяснения нового материала и закрепления знаний с помощью интерактивных упражнений, до проверки знаний в процессе занятия и итогового тестирования учащихся.

Также на взнания можно создавать уроки на заучивание, проверку знаний, создавать интерактивное видео, проводить занятия в режиме реального времени, создавать марафоны, интенсивы. Преподаватель видит результаты работы студентов в едином журнале, что позволяет легко отслеживать прогресс как одного учащегося, так и всей группы. Удобный и понятный интерфейс сокращает время на подготовку занятия. Любые изменения в работе учащихся отражаются в уведомлениях. Студенты своевременно могут узнавать о новых заданиях преподавателя. Вы можете отследить работу каждого ученика, получить подробные данные по каждому из заданий. Собираются также общие статистические данные по всему классу. Результаты хранятся не только в вашем аккаунте. Вы можете загрузить их на компьютер в формате Excel. Что касается интерактивного видео, то до сих пор у нас был только один российский конструктор интерактивного видео на платформе Joyteka. Теперь и взнания создали свой аналог, превосходящий Джойтеку по количеству вариантов заданий. Причём можно вставить ссылку не только с видеохостинга YouTube, но и из облачного хранилища Google Drive.

Алгоритм работы по созданию интерактивного занятия на платформе взнания выглядит следующим образом: выбираем группу для которой создаем урок, нажимаем добавить урок, тип урока - видео, пишем название урока, выбираем картинку урока, выбираем крайний срок выполнения урока, копируем ссылку на видео и вставляем её в поле, нажимаем «+» чтобы вставить задание в видео,  выбираем тип задания - multiple choice, true-false, fill in the gaps, choose the correct options, чтобы успешно выполнить работу ученику нужно досмотреть видео до конца и выполнить задания.

При изучении иностранного языка очень важны знания правил грамматики, которые ученик должен твёрдо запомнить и без которых невозможен дальнейших успех в овладении последующей учебной информацией. И блок заучивания, безусловно, важен. При создании интерактивного задания, например, на запоминание, преподаватель формирует пары: слово - определение, слово - перевод, а дальше программа делает всё за вас. Студентам предлагается несколько упражнений на запоминание: проверь себя, найди пару, скрэмбл, заполни пропуски, введи слова, тест.

Инструменты модуля интерактивного урока также позволяют создать полноценный интерактивный рабочий лист. Преподаватель располагает хорошим набором инструментов по созданию интерактивных заданий: да/нет (верно/неверно), составление предложений из перемешанных слов, заполнение пропусков переносом слов или фраз, ручное заполнение пропусков, тест со всплывающим списком, тест на соответствие, открытый ответ, вставка текста (мини-эссе), причём студент может также прикрепить к своему ответу файл со своим проектом, вставка изображения. Пример задания на составление вопросов из перемешанных слов может выглядеть следующим образом: Put the words in order to make questions.                                               

Example:      like you do food vegetarian?

Do you like vegetarian food?

1 work have we to do evening this?

  _____________________________________________

2 yet tickets you have the bought?

  _____________________________________________

3 the how have violin been you long learning?

  _____________________________________________

Выполняя задания, студенты могут работать не только на компьютерах и ноутбуках, но также на планшетах и смартфонах. Для этого достаточно бесплатно загрузить мобильное приложение.

Таким образом, в наших руках находится эффективная образовательная платформа, позволяющая сопровождать учеников по всем этапам процесса получения знаний на современном этапе.

К числу интерактивных методов групповой работы как способа повышения мотивации при изучении иностранного языка в неязыковом вузе следует отнести такие формы работы, когда студенты, придумав необходимый и интересный “case” по теме, могут увлеченно и с энтузиазмом соединить свою позицию в компании (а группа предварительно поделена на компании) с темой, которая изучается, и с задачей, которую ставит преподаватель перед студентом неязыковой специальности. И нужно сказать, что данные задания выполняются успешно! Как показывает практика, студенты вполне способны придумывать такие кейсы (ситуации), в которые они увлеченно интегрируют поставленные задачи. Например, преподаватель на уроке задает вопрос: “Когда компания, в которой Вы работаете, считается успешной?” Студенты, отвечая на этот вопрос, выдвигают много различных предложений, но только одно из этих предложений считается наиболее правильным и верным. Это тогда, когда ваша компания регулярно будет приносить большой доход. А чтобы компания приносила большие доходы, необходимо, чтобы каждый работник компании четко и правильно умел считать непосредственно свои доходы. Весь разговор идет на английском языке, и вот так начинается изучение темы «Numerals».

В своей практической работе на уроках иностранного языка мы, преподаватели вуза, как раз и используем метод деловых (ролевых) игр. Поскольку группы на первом курсе большие: 23-30 человек, то мы их делим на небольшие подгруппы. Эти подгруппы практически сразу же превращаются в определенные бизнес-компании со своими определенными названиями, которые придумывают студенты, и им это очень нравится. Это уже и есть первый момент для повышения мотивации у студентов к преподаваемому предмету. В каждой компании выбирается CEO-Chief Executive Officer-главный исполнительный директор, который руководит всеми действиями компании. Далее CEO набирает штат своих сотрудников. А это те участники подгрупп, на которые поделена большая группа студентов. В каждой подгруппе (компании) CEO проводит интервью на иностранном языке, в данном случае - английском, с каждым из участников с целью выявления лучших кандидатур на ту или иную позицию в компании. Происходит интересный диалог между работодателем и потенциальным работником. Заранее потенциальные работники этих компаний (подгрупп) пишут сопроводительные письма, так называемые Cover Letters, в те компании, в которых им хотелось бы работать, используя для написания письма необходимые рекомендации по написанию делового письма. Это второй этап проявления мотивации: ведь каждому будущему сотруднику компании (студенту подгруппы) хочется пройти собеседование как можно лучше и поступить на работу именно в ту компанию, в которую он отправлял сопроводительное письмо-Cover Letter. Далее работа в компаниях (подгруппах) идет по заранее намеченному совместному плану-проекту преподавателя и CEO, что в свою очередь также создает интригу в командах (подгруппах) и повышает мотивацию к работе в команде и к изучению иностранного языка.  

Таким образом, применение в образовательном процессе современных методов обучения положительно влияет на качество образования, способствует его индивидуализации и совершенствует языковую подготовку обучающихся. Использование интерактивных методов обучения на занятиях по английскому языку в значительной степени увеличивает учебную мотивацию студентов в неязыковом вузе, а внедрение информационных технологий способно активизировать познавательную деятельность обучающихся. Личностная направленность образования существенно повышает его эффективность, поскольку позволяет учитывать индивидуальный уровень знаний студентов и необходимый темп изучения учебного материала. Все эти условия обеспечивают интенсификацию образовательного процесса.

Тем не менее, вопрос о формировании и повышении мотивации при изучении иностранного языка в неязыковом вузе остается актуальным, поскольку мир представляет собой динамичную систему. С течением времени меняются интересы обучающихся, а также способы и методы развития их заинтересованности в изучении предмета. Исследуются и сами дисциплины, появляется множество научных открытий, образовательных статей, учебных пособий. Как следствие, система образования находится в процессе постоянного изменения и совершенствования.


Список литературы

1. О путях повышения академической активности студентов технического вуза на занятиях по иностранному языку / О. И. Тараненко, Л. А. Федько, Е. В. Щепотьева, И. Ф. Веремеева // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2021. – Т. 13, № 2(52). – С. 19-25.
2. Береснев А.А. Применение интерактивных методов обучения на занятиях английским языком как способ повышения мотивации и эффективности учебного процесса студентов вуза / А.А. Береснев, З.С. Бекирова // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. –№76-2. – С. 23-26.
3. Овезова, У. А. Методы интерактивного изучения иностранных языков как средство формирования языковой компетенции студентов неязыковых вузов / У. А. Овезова // Мир науки. – 2017. – Т. 5, № 6. – С. 1-8.
4. Осетрова М.О. Реализация интерактивных методов обучения иностранному языку студентов в неязыковом вузе / М.О. Осетрова // Вопросы педагогики. – 2020. – №2-1. – С. 169-173.
5. Бахольская, Н. А. Влияние интерактивного обучения на развитие профессиональной направленности студентов педагогических специальностей высшего учебного заведения / Н. А. Бахольская // Гуманитарно-педагогические исследования. – 2017. – Т. 1, № 1. – С. 45-49.

Расскажите о нас своим друзьям: