Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №07 (84) Июль 2023

УДК 37

Дата публикации 31.07.2023

Анализ требований к разработке Фонда оценочных средств сформированности компетенций магистров

Петрова Яна Олеговна
Магистрант кафедры правового обеспечения государственной и муниципальной службы ФГБОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева» г. Самара, lapshova.yana176@mail.ru
Петров Максим Сергеевич
АО «Самотлорнефтепромхим», г. Самара, max_petrov63@bk.ru
Лапшова Екатерина Сергеевна
ФГБОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева» г. Самара, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации, канд.пед.наук, доцент, lapshova2002@mail.ru

Аннотация: В условиях медленной трансформации образования под быстрые изменения рынка труда, острой необходимости в технологическом суверенитете и недостатка быстрых решений и соответствующих кадров для производств требуется подготовка специалистов с уникальными навыками и знаниями. Цель работы – проанализировать требования к разработке Фонда оценочных средств (ФОС) сформированности компетенций магистров в современных реалиях. Методы исследования: описательный, сравнительный и количественный анализ. В ходе исследования, во-первых, были выделены компоненты структуры комплекта ФОС; во-вторых, проанализированы требования к диагностической работе, в-третьих, рассмотрены типы заданий. В результате исследования пришли к выводу, что система контроля знаний и оценивания компетенций, способствующая достижению требований ФГОС ВПО; эффективному освоению магистрантами ООП ВПО; направленна на достижение аккредитационных показателей вузом и выстраивается как комплексный процесс планирования, организации и проведения контрольно-оценочных процедур по заданному набору оцениваемых показателей и критериев.
Ключевые слова: Фонд оценочных средств, диагностическая работа, задания открытого типа, задания закрытого типа, образовательные результаты.

Analysis of evaluation means fund design requirements for masters’ competencies development

Petrova Yana Olegovna
master student, Samara University
Petrov Maksim Sergeevich
Joint-stock company "Samotlorneftepromhim"
Lapshova Ekaterina Sergeevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Modern Languages and Professional Communication Department, Samara University

Abstract: Slow education transformation in the labor market rapid changes requires specialists training with unique skills and knowledge. The purpose of the work is to analyze evaluation means fund design requirements for masters’ competencies development in modern realities. We use the research methods such as descriptive, comparative and quantitative analysis. The results are firstly, the structure components were identified; secondly, the requirements for diagnostic work are analyzed, and thirdly, the types of tasks are considered. As a result, we came to the conclusion that the knowledge control and competence assessment system contributing requirements achievement of the Federal State Educational Standard of Higher Education and the effective development of the master's degree, is built as a complex process of planning, organizing and conducting control and evaluation procedures according to a given set of evaluated indicators and criteria.
Keywords: Fund of evaluation means, diagnostic work, open-type tasks, closed-type tasks, educational results.

Правильная ссылка на статью
Петрова Я.О., Петров М.С., Лапшова Е.С. Анализ требований к разработке Фонда оценочных средств сформированности компетенций магистров // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 07 (84). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/analiz-trebovanij-k-razrabotke-fonda-otsenochnykh-sredstv-sformirovannosti-kompetentsij-magistrov.html (Дата обращения: 31.07.2023)

Сегодня в условиях медленной трансформации образования под быстрые изменения рынка труда, острой необходимости в технологическом суверенитете и недостатка быстрых решений и соответствующих кадров для производств требуется подготовка специалистов с уникальными навыками и знаниями. Университет становится площадкой поиска сложных решений в непрерывном образовании взрослых.

В соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 18.04.2023 N 409 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования, методики расчета и применения аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования» к аккредитационным показателям относится доля обучающихся, выполнивших заданий диагностической работы, сформированной из фонда оценочных средств образовательной организации [5].

В связи с этим проблема разработки фонда оценочных средств (ФОС), направленного на объективную оценку приоб­ретаемых магистрами компетенций является актуальной.

Корректный отбор содержания дисциплины, выбор традиционных, активных и интерактивных форм занятий, технологий преподавания, форм организации самостоятельной работы обучающихся, средств и методов оценивания результатов заложено в основу формирования компетенций магистра в рамках дисциплины ООП [2].

Оценочные средства, формы и процедуры определения качества освоения учебного материала, являются неотъемлемой частью ООП ВПО. В соответствии с видом профессиональной деятельности виды и формы контроля находят отражение в рабочих программах и направлены на достижение результатов обучения и уровня сформированности компетенций магистров.

Следует отметить, что ФОС для промежуточной аттестации по учебным дисциплинам в составе профессиональных модулей магистрантов разрабатываются и утверждаются Вузами самостоятельно. В то время как ФОС для проведения промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации разрабатываются с учётом мнения работодателей, требований к аккредитации специалистов, в соответствии с законодательством Российской Федерации и утверждаются каждым Вузом [4].

Разработка ФОС для контроля сформированности компетенций магистров осуществляется на основании положений: ФГОС ВПО; Программы учебной дисциплины; Профессионального стандарта и т.д.

В структуру комплекта фонда оценочных средств входят:

1. Спецификация оценочных средств – описание структуры и содержания оценочных средств.

2. Кодификатор проверяемых элементов содержания - перечень проверяемых элементов содержания в контексте компетенций.

3. Оценочные средства – диагностические задания [9].

В ходе анализа были выделены следующие требования к диагностической работе:

  1. Надежность – стабильность результатов при многократном использовании контрольных материалов;
  2. Репрезентативность – целостность охвата изученного материала;
  3. Стандартизированность – единство процедуры оценки сформированности компетенций магистров;
  4. Валидность – соответствие проверочного материала целям контроля [6];
  5. Краткость  и осознанность – четко обозначенная формулировка задания, требующая однозначного ответа;
  6. Калибровка         по     трудности – задания различной степени сложности;
  7. Взаимосвязь – соотношение заданий по содержанию и корреляция между ними [10].

Оценочные материалы в ФОСах формируются в виде заданий закрытого и открытого типа.

В методической литературе к заданиям открытого типа относятся: задания на дополнение; задания свободного изложения. Отличительной чертой является то, что магистранту необходимо самому сформулировать ответ, который состоит из словосочетаний или нескольких предложений [1,7,8].

К заданиям закрытого типа относятся: альтернативные ответы; один правильный вариант ответ из множественного выбора; несколько правильных вариантов ответа из множественного выбора; на восстановление соответствия; на восстановление последовательности [3]. Таким образом, задания закрытого типа – всегда задания с представленными вариантами ответа.

Следует отметить, что задания должны быть сформированы на проверку и знаний, и умений, и навыков.

Образовательные результаты могут быть представлены следующим образом:

Таким образом, целью каждой формы контроля является фиксирование приобретенных магистрами в результате освоения дисциплины знаний, умений, навыков и решения профессиональных задач, направленных на формирование компетенций. Компетенция считается сформированой, если обучающийся набрал 70% и более правильных ответов в ходе выполнения заданий.

Система контроля знаний и оценивания компетенций, способствующая достижению требований ФГОС ВПО и эффективному освоению магистрантами ООП ВПО, направленная на достижение аккредитационных показателей вузом выстраивается как комплексный процесс планирования, организации и проведения контрольно-оценочных процедур по заданному набору оцениваемых показателей и критериев.


Список литературы

1. Воробьева, Т.А. Тестовые технологии в преподавании русского языка как иностранного на начальном этапе обучения / Т.А. Воробьева // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2014. – № 5(58). – С. 57–61.
2. Воронкова И.Е. Разработка ФОС и оценка качества знаний обучающихся высших учебных заведений / И.Е. Воронкова, Н.А. Киселева // Новейшие исследования в области истории и педагогики: Материалы II Международной научной конференции, Орёл, 26 апреля 2022 года / Редколлегия: И.Е. Воронкова [и др.]. – Орёл: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2022. – С. 417–422.
3. Лапшова Е.С., Дудович Д.Л. Формирование навыков англоязычной диалогической речи магистрантов в условиях электронного обучения / Е.С. Лапшова, Д.Л. Дудович // Проблемы современного педагогического образования, 2022. - №. 77–4. – С. 166-170.
4. Методические рекомендации «Педагогические тесты в системе психологической подготовки МЧС России». – М., 2012. – 149с.
5. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 18.04.2023 № 409 [Электронный ресурс]. - pravo.gov.ru (дата обращения: 21.05.2023.)
6. Ракшина Н.С. Формирование комплекта контрольно-оценочных средств для итогового контроля по дисциплине "Фармакология" для студентов специальности "Лечебное дело" / Н.С. Ракшина // Наука и образование: новое время. – 2014. – № 4(4). – С. 323-326.
7. Столяров А. Л. Методика оценки сформированности профессиональных компетенций курсантов военных вузов / А.Л. Столяров // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты, 2019. –4 (43). – С.25-31.
8. Туревская Е.И. Систематизация оценочных средств и их место в формировании профессиональной компетентности будущих учителей при апробации новых модулей / Е.И. Туревская, Е.В. Романова // Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2015. – № T34. – С. 76-80.
9. Филатова А.В. Проблемы формирования и использования фондов оценочных средств в Высшей школе / А. В. Филатова // Фонд оценочных средств аттестации студентов и выпускников вуза в соответствии с ФГОС-3: разработка и использование: XLI научно-методическая конференция преподавателей, аспирантов и сотрудников, Самара, 30 января 2014 года / Под редакцией О.Л. Бугровой. – Самара: Самарский государственный институт культуры, 2015. – С. 216-218.
10. Шевченко М.С. Фонд оценочных средств в условиях реализации ФГОС во 3++: опыт разработки / М.С. Шевченко, Н.Б. Самойленко, Л.А. Моря // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 79-2. – С. 396-399.

Расскажите о нас своим друзьям: