Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №04 (93) Апрель 2024

УДК 37.06

Дата публикации 22.04.2024

Сложности адаптация иностранных студентов в российском ВУЗе

Крамаренко Дмитрий Александрович
аспирант 3 курса, направления «Педагогическое образование», направленности «Теория и методика профессионального образования», института физико-математического, информационного и технологического образования, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, gordej87@yandex.ru

Аннотация: Рассматривается актуальная проблема адаптации иностранных студентов в российском ВУЗе. Сформулированы преимущества экспорта образования для потребителей услуг (иностранных студентов) и для России. На основе анализа работ отечественных учёных выделены сложности адаптации иностранных студентов и намечены направления работы по улучшению условий адаптации.
Ключевые слова: сопровождение иностранных студентов, иностранные студенты, высшее образование, адаптация.

Difficulties of adaptation of foreign students in a Russian university

Kramarenko Dmitry Alexandrovich
Postgraduate of Institute of Physics and Mathematics, Information and Technology Education, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk

Abstract: The actual problem of adaptation of foreign students in a Russian university is considered. The advantages of exporting education for consumers of services (foreign students) and for Russia are formulated. Based on the analysis of the works of domestic scientists, the difficulties of adaptation of foreign students are highlighted and areas of work to improve the conditions of adaptation are outlined.
Keywords: support of foreign students, foreign students, higher education, adaptation.

Правильная ссылка на статью
Крамаренко Д.А. Сложности адаптация иностранных студентов в российском ВУЗе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (93). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/slozhnosti-adaptatsiya-inostrannykh-studentov-v-rossijskom-vuze.html (Дата обращения: 22.04.2024)

Количество иностранных граждан, обучающихся в высших учебных заведениях России, растёт с каждым годом. По показателю образовательного экспорта Российская Федерация находится на лидирующих позициях. По количеству иностранных студентов Россия занимает пятое место в мире.

Такая тенденция благоприятно складывается для нашей страны по следующим причинам:

– взращивание иностранных специалистов, которые впоследствии могут стать представителями мировой элиты укрепляют позиции России на мировой арене;

– популяризация российского образования, культуры, науки, военного дела за счёт интеграции в мировое сообщество;

– увеличиваются доходы в бюджет РФ за счёт оплаты за обучение от иностранных студентов.

Обучаясь в России, иностранные студенты имеют возможность от своего государства пользоваться дополнительными стипендиями, грантами и льготами. Российская система образования становится привлекательной для иностранных студентов по следующим моментам:

  1. Качество образования: Российские университеты и институты предлагают высококачественное образование в различных областях, таких как наука, технологии, медицина, искусство, культура. Некоторые из них входят в число лучших в мире, например, МГУ, СПбГУ, МГТУ им. Баумана, ИТМО и другие.
  2. Культурное разнообразие: Россия - многонациональная страна с богатым культурным наследием. Иностранные студенты могут получить уникальный опыт, изучая российскую культуру, историю и традиции.
  3. Доступ к научным исследованиям: Российские научно-исследовательские учреждения, такие как Сколковский институт науки и технологий и Курчатовский институт, предлагают иностранным студентам возможность участвовать в передовых научных исследованиях.
  4. Международное сотрудничество: Многие российские вузы активно сотрудничают с зарубежными университетами и научными центрами, что позволяет иностранным студентам проходить стажировки и программы обмена за рубежом.
  5. Стоимость обучения: Стоимость обучения в российских вузах значительно ниже, чем в некоторых западных странах. Это делает российскую систему образования более доступной для иностранных студентов.

Каждый иностранный гражданин проходит процесс адаптации к жизни в России и к системе обучения в российском ВУЗе. Социальная адаптация представляет собой процесс интеграции человека в общество, в ходе которого формируются самосознание, самоконтроль, налаживание адекватных взаимоотношений с окружающими. Социальная адаптация также включает в себя усвоение норм поведения, культуры, способность человека находить «свою нишу» в новом обществе, умение вести нормальную жизнедеятельность.

Вопросы адаптации иностранных студентов к образовательному процессу в российском ВУЗе активно изучаются в трудах отечественных учёных. Данная проблема изучается с позиций социологии, социальной психологии, педагогики.

Проводимые исследования широко освещают проблему классификации факторов (проблем, трудностей, барьеров, особенностей), возникающих у иностранных студентов в период обучения в российском ВУЗе.

М. И. Иванова [2] выделяет:

– адаптационные трудности на языковом, понятийном, нравственно-информационном, климатическом, бытовом уровнях;

– психофизиологические трудности, связанные с переустройством личности в условиях начальной адаптации и «вхождением» в новую макросреду (этносоциальную и этнокультурную) и микросреду (межнациональную по горизонтали и управляемую по вертикали);

– учебно-познавательные трудности, связанные в первую очередь с языковым барьером, преодолением различий в системе образования, адаптацией к новым требованиям и системе контроля знаний; организацией учебного процесса, который должен строиться на принципах саморазвития личности, навыках самостоятельной работы;

– коммуникативные трудности: по вертикали – с администрацией факультета, преподавателями, сотрудниками; по горизонтали – в ходе межличностного общения внутри группы, учебного потока, в общежитии, на улице, местах общественного пользования;

– бытовые трудности, связанные с отсутствием навыка самостоятельного решения возникающих проблем.

Л. Е. Зеленина, К. А. Митрофанова, А. К. Абдырахманова, Е. П. Ашеева в своих исследованиях подчёркивают, что наиболее существенным препятствием на пути интеграции иностранного студента в российский университет является языковой барьер [1].

И. А. Тышова, Л. В. Прохорова отмечают: «ВУЗ организует подготовительный факультет для желающих бучиться из иных стран. Туда поступают те, кому необходимо подтянуть или выучить русский язык для успешного обучения в ВУЗе».

В. П. Мамина, И. А. Романовская выделяют следующие факторы, которые могут помочь в адаптации иностранных студентов [3]:

– увеличение часов практики,

– развитие института наставничества иностранных студентов, создание студенческих сообществ,

– поддержка со стороны преподавателей, вопитательного отдела, психологическое сопроводение,

– повышение коммуникативной компетентности преподавателей, ведущих обучение на языке-посреднике,

– организация спортивных соревнований.

Г. Д. Распаева, А. М. Маркусь, Е. Н. Ярославова рассматривают коммуникативный аспект адаптации как совокупность шести компонентов: мотивационного, когнитивного, эмоционального, интеллектуального, нравственно духовного и инструментального.

Мотивационный компонент выявляет личностные коммуникационные цели и мотивы поведения студентов в ходе общения и неявные интенции при взаимодействии с другими людьми. Когнитивный компонент социокультурной адаптации включает в себя умение объективно воспринимать происходящее в коммуникативной сфере. Эмоциональный компонент нацелен на распознавание, отслеживание, контроль собственных эмоций и понимание чувств других людей. Интеллектуальная составляющая состоит из комплекса способностей студента осмыслять, осознавать и использовать запас знаний для продуктивного общения. Нравственно-духовный компонент является своеобразным ориентиром, детерминирующим границы адаптации, обусловленными духовно-нравственными представлениями личности и табуированным поведением в различных видах взаимодействии. Инструментальный компонент реализуется в выборе определённого коммуникативного инструментария в течение адаптации к собеседнику [4].

И. И. Черемискина в своих трудах исследует совладающее поведение у студентов разных этничексих групп. Она отмечает, что стратегии поведения в стрессовой ситуации у российских, лаосских и китайских студентов отличаются. Поэтому нормы психологического поведения иностранных студентов не всегда стоит равнять на нормы поведения российских студентов.

В ситуации стресса и фрустрации русские будут отличаться большей экспрессивностью и агрессивностью. Для них характерна активность в принятии решений и выборе способа разрешения сложной ситуации. Китайцы будут проявлять сочувствие и внимание по отношению к партнёру, скорее предпочтут сами оказать какую-либо помощь, нежели попросят её от другого человека. Лаосцы проявят пассивность в принятии решений, предпочтут компромиссы и избегут обвинений и проявлений агрессий в адрес партнёра. [8]

И. Д. Столбова, Л. В. Кочурова, Е. А. Опарина выделяют факторы, которые благоприятно влияют на работу со студентами-иностранцами [6]:

– административные мероприятия по адаптации студентов в новых условиях их проживания и обучения;

– подготовленный персонал по работе с иностранными студентами;

– корректировка имеющихся специализированных учебных материалов с акцентом на иностранных студентов;

– создание площадок для общения иностранных студентов для преподавателей;

– совместные творческие проекты иностранных и российских студентов.

А. Н. Ременцов, М. Н. Кожевникова рассматривают в своих трудах адаптационный аспект в обучении китайских граждан. Многие иностранцы имеют низкий уровень знаний о России, поэтому по приеду в нашу страну на обучение испытывают сильнейшее психологическое потрясение, вызванное контактом с иной культурой. Культурный шок сопровождается отрицательными условиями и фактами: потерей привычного круга общения, удивления и дискомфорта от новой культуры, путаницей в ценностях, личностной и социальной идентичности.

Практика обучения китайских студентов показывает, что они в большей степени, чем обучающиеся из других стран, подвержены влиянию культурного шока. Это объясняется особенностями нации [5]:

– этноцентризм – осознание превосходства китайской нации над другими. Это связано с тем, что в эпоху династии Хань люди других наций представлялись китайцам менее развитыми, варварами;

– отсутствие строгой иерархии и давления авторитетов вводят китайца в состояние растерянности и страха, от этого китаец начинает враждебно воспринимать окружающую действительность;

– законопослушность и традиционализм китайцев сложно трансформируется к ценностям и правилам другой страны;

– каждый китаец старается избегать случаев, где он может уронить своё достоинство. Оказавшись в новых условиях, китайцы боятся сделать что-то не так и оказаться в неловкой ситуации.

А. Н. Ременцов, М. Н. Кожевникова предлагают увеличить срок довузовской подготовки китайских студентов с одного года до 1,5 -2 лет. По их мнению, одного года недостаточно для того, что воспринимать образовательную программу на русском языке и адаптироваться в новом социуме.

Адаптация иностранных студентов – это многогранный и сложный процесс. Он требует комплексного подхода и включает в себя меры по преодолению языкового барьера, более детальное знакомство с русской культурой, обычаями, ценностями и встраивание их работу (как вариант, создание новых национально – ориентированных курсов), коррекции специализированных дисциплин для иностранных граждан, налаживание быта. Форматы и методы работы с иностранными студентами подстраиваются под политическую обстановку в мире и направлены на создание условий для более мягкой адаптации иностранных студентов.

 


Список литературы

1. Зеленина Л. Е., Митрофанова К. А., Абдырахманова А. К., Ашеева Е. П. Интеграция иностранных студентов с образовательную среду медицинского университета. Опрос студентов // Педагогическое образование в России. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-inostrannyh-studentov-v-obrazovatelnuyu-sredu-meditsinskogo-universiteta-opros-studentov (дата обращения: 06.03.2024).
2. Иванова М. И. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России: дис. д-ра психол. наук. СПб., СПбГТУ, 2001.
3. Мамина В. П., Романовская И. А. Особенности процесса адаптации иностранных студентов к обучению в Российском ВУЗе // Педагогические исследования (сетевое издание). 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-protsessa-adaptatsii-inostrannyh-studentov-k-obucheniyu-v-rossiyskom-vuze (дата обращения: 06.04.2024).
4. Распаева Г. Д., Маркусь А. М., Ярославова Е. Н. Социокультурная адаптация иностранных студентов в Российском ВУЗе: коммуникативный аспект // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-adaptatsiya-inostrannyh-studentov-v-rossiyskom-vuze-kommunikativnyy-aspekt (дата обращения: 06.04.2024).
5. Ременцов А. Н., Кожевникова М. Н. Адаптационный аспект в обучении китайских граждан на этапе довузовской подготовки в российской высшей школе // Агроинженерия. 2008. №6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsionnyy-aspekt-v-obuchenii-kitayskih-grazhdan-na-etape-dovuzovskoy-podgotovki-v-rossiyskoy-vysshey-shkole (дата обращения: 06.04.2024).
6. Столбова И. Д., Кочурова Л. В., Опарина Е. А. Адаптация цифровой среды предметной подготовки иностранных студентов в Российском ВУЗе // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. №1 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-tsifrovoy-sredy-predmetnoy-podgotovki-inostrannyh-studentov-v-rossiyskom-vuze (дата обращения: 06.04.2024).
7. Тышова И. А., Прохорова Л. В. Особенности процесса адаптации иностранных студентов в Челябинском государственном университете // Общество, экономика, управление. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-protsessa-adaptatsii-inostrannyh-studentov-v-chelyabinskom-gosudarstvennom-universitete (дата обращения: 18.03.2024).
8. Черемискина И. И. Совладающее поведение у студентов разных этнических групп // Территория новых возможностей. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovladayuschee-povedenie-u-studentov-raznyh-etnicheskih-grupp (дата обращения: 06.04.2024).

Расскажите о нас своим друзьям: