Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №01 (78) Январь 2023

УДК 37

Дата публикации 26.01.2023

Система развивающего обучения как фактор развития творческих качеств личности

Скоробогатова Алёна Андреевна
студент психолого-педагогического факультета, Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, Россия, Ессентуки
Научный руководитель Прокопенко Галина Ивановна
к.п.н., доцент кафедры общей педагогики и педагогических технологий, Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, Россия, Ессентуки

Аннотация: В статье рассматривается актуальная для современной практики образования проблема развития творческих качеств личности в системе развивающего обучения. Специфика развивающего обучения создает возможности для полноценного индивидуального раскрытия творческого потенциала детей в различных видах деятельности.
Ключевые слова: развивающее обучение, творческие качества, творчество, личность.

The system of developing education as a factor in the development of the creative qualities of the individual

Skorobogatova Alena Andreevna
student of the psychological and pedagogical faculty, Branch of the Stavropol State Pedagogical Institute in Essentuki, Russia, Essentuki
Scientific adviser Prokopenko Galina Ivanovna
cand. philosophy Sciences, Branch of the Stavropol State Pedagogical Institute in Essentuki, Russia, Essentuki

Abstract: The article deals with the problem of the development of creative qualities of a person in the system of developmental education, which is relevant for modern educational practice. The specificity of developmental learning creates opportunities for the full individual disclosure of the creative potential of children in various activities.
Keywords: developing learning, creative qualities, creativity, personality.

Правильная ссылка на статью
Скоробогатова А.А., Прокопенко Г.И. Система развивающего обучения как фактор развития творческих качеств личности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 01 (78). Режим доступа: hhttps://scipress.ru/pedagogy/articles/sistema-razvivayushhego-obucheniya-kak-faktor-razvitiya-tvorcheskikh-kachestv-lichnosti.html (Дата обращения: 26.01.2023)

В современных условиях образования появилась необходимость развития творческой, инициативной, конкурентоспособной личности, которая имеет ярко выраженные индивидуальные качества и способной реализовывать свои потребности.

Если творчество не станет ценностной ориентацией в детский период, то существует вероятность, что оно не будет сформировано и в будущем, а, соответственно, человек не сможет проявить свою самореализацию в условиях инновационной экономики.

Исходя из этого, определилась педагогическая проблема, связанная с творческим развитием учащихся, становлению  личностных качеств, а также созданием благоприятных условий для самовыражения и самореализации [4].

Необходимо рассмотреть определения «творчества» и «творческая личность». Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или сделать по-новому, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, а творчество - это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением.

Творческая личность обладает следующими характерными особенностями:

1) Стремится решать проблемы, ищет нестандартные пути решения, ищет новые возможности.

2) Имеет рациональное и критическое мышление, а также широкие познания во многих областях.

3) Способна использовать и комбинировать различные находки.

4) Деятельность приносит положительные эмоции.

5) Обладает высоким уровнем мотивации и стремлением к совершенствованию.

6) Способна определить перспективный путь своего развития [3].

Достижение творческого уровня развития личности может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии. Но существуют технологии, в которых развитие творческих способностей является приоритетной целью, это:

- выявление и развитие творческих способностей И.П. Волкова;

- технология технического творчества (теория решения изобретательских задач) Г.С. Альтшуллера;

- технология воспитания общественного творчества И.П. Иванова.

Они направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфические особенности. Система развивающего обучения берет своё начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др.

С целью развития творческих качеств в настоящее время используется система развивающего обучения. Целью данной системы является воспитание инициативной и активной творческой личности, способной внести вклад в общественную культуру. Задачи реализуется посредством использования различных средств, форм и методов, направленных на развитие творчества [5].

Планируемые результаты развития творческих качеств на основе использования развивающей системы обучения заключаются в::

- развитие личностных качеств учащихся;

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование адекватной самооценки;

- развитие потребности в творческой самореализации [1].

Цели и задачи системы развивающего обучения определяют социализацию и содержание развитие творческих качеств личности. В процессе развития творческих качеств, человек как личность реализуется в обществе. Система развивающего обучения способствует раскрытию скрытому потенциалу.

С целью раскрытия творческих способностей учащихся в МКОУ «СОШ №2» ст.Курской  используют технологию творческого развития, взяв за основу систему развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (идею общественного творчества И. П. Иванова, технологию развитию критического мышления). Данную технологию используют в учебно-воспитательном процессе.

Цель применения технологии: воспитание общественно-активной творческой личности, способной приумножить общественную культур, сделать вклад в построение правового демократического общества.

Задачи:

- формирование творческого потенциала личности посредством использования различных видов деятельности в рамках программы «Творческая мастерская».

- поддержка и развитие творчества учащихся в разнообразных его проявлениях. Предполагаемый результат.

- развитие индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

- повышение коммуникативной компетентности учащихся;

- развитие самоуважения и формирование адекватной самооценки;

- формирование потребности в творческой самореализации личности;

- формирование уважительного отношения к личности других людей.

Развитие творчества в МКОУ «СОШ №2» ст.Курской осуществляется посредством:  игровых форм работы,  творческих презентаций,  проектной и исследовательской деятельности.

В МКОУ «СОШ №2» ст.Курской творчески подходят к организации проектной деятельности, активно используют интегрированные проекты, применяют информационные технологии. Продукт деятельности учащихся будет выполнен на высоком уровне только тогда, когда он интересен и детям, и учителю. Ученики разрабатывают мультимедийные фильмы, проводят публичные презентации проектов с использованием информационной техники. Развитие творческого потенциала, формирование творческой личности учащихся возможно только при условии творческого подхода самого преподавателя к процессу обучения. Речь идет о совместном поиске, сотворчестве. В совместной деятельности творческие способности и возможности участников деятельности (партнеров) реализуются наиболее полно: дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития. В результате систематической и целенаправленной работы у учащихся формируется готовность к творческой работе, развивается воображение, мышление, появляется положительная мотивационная направленность на поиск нового, нестандартного, оригинального.

Развитие творческого потенциала, формирование творческой личности учащихся возможно только при условии творческого подхода самого преподавателя к процессу обучения. Речь идет о совместном поиске, сотворчестве. В совместной деятельности творческие способности и возможности участников деятельности (партнеров) реализуются наиболее полно: дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития. В результате систематической и целенаправленной работы у учащихся формируется готовность к творческой работе, развивается воображение, мышление, появляется положительная мотивационная направленность на поиск нового, нестандартного, оригинального [2].

Таким образом, системы развивающего обучения направлены на совершенствование уже имеющихся навыков детей, на развитие и нахождение творческих качеств личности. В развивающей системе обучения есть ряд плюсов и минусов, хоть они и не прослеживаются в явном виде. Плюсы состоят в том, что:

1) используются различные формы проведения;

2) акцент приходится не на результат, а на сам процесс получения знаний;

3) обобщения творческих качеств проходит в виде мозгового штурма, рисунком или творческого дела – это повышает интерес в обучении предмета.

Минусами являются:

1) возрастные ограничения в работах;

2) сложно подбирать различный материал на каждую систему;

3) по одной системе сложно добиться нужного результата, необходимо объединять традиционные системы с системами творческого развития качеств личности.


Список литературы

1. Барболин, М. П. Методологические основы развивающего обучения / М.П. Барболин. - М.: Петрополис, 2019. - 280 c
2. Клевцова Л. Е. Развитие творческих способностей школьников / Начальная школа. – 2019. № 10. – С.19
3. Лободина С. Как развивать способности ребёнка: учеб. пособие. / С. Лободина. – Питер, 207. – 256 с.
4. Никитина А. В. Развитие творческих способностей учащихся / Начальная школа. 2018. № 9. С. 34–37.
5. Николаева, Е.И. Психология детского творчества: Учебное пособие / Е.И. Николаева. - СПб.: Питер, 2019. - 256 c.
6. Развитие творческой активности школьников: учеб. пособие. под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Просвещение, 2018. – 160 с.

Расскажите о нас своим друзьям: