Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №01 (78) Январь 2023
УДК 37.015.3
Дата публикации 25.01.2023
Особенности уровня притязаний у будущих врачей
Матющенко Виктория Сергеевна
канд. филос. наук, доцент, зав. кафедрой философии, истории Отечества и иностранных языков, Амурская государственная медицинская академия, РФ, г. Благовещенск, v89246728625@yandex.ru
Пеков Денис Борисович
канд. техн. наук, доцент кафедры философии, истории Отечества и иностранных языков, Амурская государственная медицинская академия, РФ, г. Благовещенск, alex-ddd@mail.ru
Герасимова Татьяна Викторовна
старший преподаватель кафедры философии, истории Отечества и иностранных языков, Амурская государственная медицинская академия, РФ, г. Благовещенск, timoshenko-72@inbox.ru
Аннотация: Статья посвящена итогам прикладного исследования авторов такого психологического феномена как уровень притязаний у будущих врачей. Уровень притязаний есть степень трудности задания, которую ставит перед собой индивид, исходя из своего прошлого опыта и своей самооценки. Выявив его, можно оценить вероятность выполнения поставленной задачи. Человек, имеющий большой уровень притязаний, будет пытаться ее реализовать, вопреки трудностям и неудачам (это особенно актуально при работе врача). Субъект же с низким уровнем притязаний, испытавший поражение при достижении цели, может отступить от ее достижения. В ходе изучения уровня притязаний было выяснено, что основными критериями его определения являются: цель, уровень трудности, самооценка и опыт субъекта. Исходя из этих показателей, был проведен констатирующий эксперимент, который подтвердил предположение о том, что у студентов-медиков к третьему курсу уровень притязаний адекватный, независимо от его высоты. В ходе исследования было установлено, что существуют обстоятельства, влияющие на уровень притязаний личности, но не зависят от нее, а именно: социальная группа, на которую она ориентируется; избирательное поведение при постановке цели, исходя из своих возможностей. Полученные результаты имеют большое значение для совершенствования психолого-педагогической работы со студентами.
Ключевые слова: уровень притязаний, будущие врачи, самооценка, констатирующий эксперимент, прикладное исследование.
Candidate of Philos. of Sciences, Associate Professor, head of the department philosophy, history of the Fatherland and foreign languages, Amur State Medical Academy, Russian Federation, Blagoveshchensk
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy, History of the Fatherland and Foreign Languages, Amur State Medical Academy, Russian Federation, Blagoveshchensk
Senior Lecturer of the Department of Philosophy, History of the Fatherland and Foreign Languages, Amur State Medical Academy, Russian Federation, Blagoveshchensk
Abstract: The article is devoted to the results of an applied study of the authors of such a psychological phenomenon as the level of claims of future doctors. The level of claims is the degree of difficulty of the task that an individual sets for himself, based on his past experience and his self-esteem. Having identified it, you can estimate the probability of completing the task. A person with a high level of pretensions will try to realize it, despite difficulties and failures (this is especially true when working as a doctor). A subject with a low level of pretensions, who has experienced defeat when achieving a goal, can retreat from achieving it. In the course of studying the level of claims, it was found out that the main criteria for determining it are: goal, level of difficulty, self-esteem and experience of the subject. Based on these indicators, a ascertaining experiment was conducted, which confirmed the assumption that medical students have an adequate level of claims by the third year, regardless of its height. In the course of the study, it was found that there are circumstances that affect the level of a person's claims, but do not depend on it, namely: the social group that she focuses on; selective behavior when setting goals based on her capabilities. The results obtained are of great importance for improving psychological and pedagogical work with students.
Keywords: the level of claims, future doctors, self-assessment, ascertaining experiment, applied research.
Матющенко В.С., Пеков Д.Б., Герасимова Т.В. Особенности уровня притязаний у будущих врачей // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 01 (78). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-urovnya-prityazanij-u-budushhikh-vrachej.html (Дата обращения: 25.01.2023)
Термин уровень притязаний, отображающий субъективные особенности мотивации и направленности действий человека, был введен в психологию в 30-е гг. XX в. американским ученым Т. Дембо. В своих исследованиях она обнаружила, что человек устанавливает для себя «более легкую задачу, представляющую собой приближение к исходной цели, которую … хочет достигнуть по этапам» [1, с.3]. Вот эту промежуточную цель психолог и назвала уровнем притязаний. Позже исследовались его динамика, обусловленность возрастом, самооценкой, аффективными состояниями душевнобольных людей (Ф. Хоппе, М. Юкнат, В. Гошек, Б.И. Бежанишвили и др.) [2]. Однако не были изучены особенности этого явления у людей определенных профессий. Поэтому, целью прикладного исследования было определение параметров уровня притязаний у будущих врачей. Объектом исследования являлись студенты-медики, а предметом – уровень и особенности притязаний будущих врачей. Гипотеза заключалась в следующем: у студентов-медиков к третьему курсу уровень притязаний адекватный, автономен от его высоты. Ниже излагаются итоги прикладного исследования.
К настоящему времени в зарубежной психологической литературе существует много трактовок понятия уровень притязаний [2,3]. Однако общим для них является степень трудности выбираемых субъектом целей. В отечественной психологической науке данный термин тоже имеет неоднозначное толкование. Например, Н.Г. Калита определяет уровень притязания через самооценку: «Уровень притязаний есть не что иное, как потребность в определенной, удовлетворяющей человека самооценке» [4, с. 207]. У Н.Л. Коломенского «уровень притязаний представляет собой модель самосуществования, образ-Я, который личность считает для себя приемлемым» [5].
Изучение трудов ученых позволяет сделать вывод, что основополагающими категориями определения уровня притязания являются: цель, уровень ее трудности, самооценка и опыт субъекта.
Исходя из теоретического анализа понятия уровень притязаний, был проведен констатирующий эксперимент по определению его основных характеристик у студентов-медиков. В исследовании принимали участие 62 студента 3 курса Амурской государственной медицинской академии, из них 47 девушек и 15 юношей в возрасте от 19 до 25 лет.
В процессе работы были использованы следующие методы: беседа, тест (методика на изучение самооценки и уровня притязаний Т. Дембо и С.Я. Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан), методы математической статистики (корреляционный анализ), изучена документация по успеваемости студентов 3 курса медицинской академии.
Результаты анализировались по шести показателям: высота уровня притязаний (УП) и самооценки (СО); величина расхождения между средним уровнем притязаний и средним уровнем самооценки; степень дифференцированности уровня притязаний (диф. УП), то есть разницу между самым высоким и самым низким уровнем притязаний; и степень дифференцированности самооценки (диф. СО).
Рассмотрение высоты уровня притязаний необходимо для представления своих возможностей. Прослеживая высоту самооценки, можно установить релевантность уровня притязаний.
Итоги исследования позволяют сделать следующие выводы:
- Анализ высоты уровня притязаний и самооценки показал, что у будущих врачей преобладает очень высокий уровень притязаний (у 79,0 %), что свидетельствует о неадекватном понимании студентами собственных возможностей, а уровень самооценки у 69,4 % испытуемых свидетельствует о незрелой личности. Однако нет различия по возрастам: и в 19-21 год, и в 22-25 лет преобладают данные уровни притязаний и самооценки.
- При анализе степени отклонения между уровнями притязания и самооценки было обнаружено, что у большинства (61,3 %) наблюдается средняя степень расхождения. Эта часть студентов способна реалистично посмотреть на свои возможности. При дифференциации по возрасту картина следующая: 19-21год (у 63,3 %) и 22-25 лет (у 53,8 %) наблюдается средняя степень расхождения между уровнями притязания и самооценки. Слабая степень превалирует в группе 22-25 лет (у 30,8 %), а сильная характерна для 19-21 год (у 22,4 %) испытуемых.
- На основе пункта 2 можно сделать вывод, что преобладают средняя степень диф. УП (у 51,6 %) и средняя степень диф. СО (у 45,2 % испытуемых). Это говорит об обдуманности, взвешенности, рефлексивности. При дифференциации по возрасту расхождений не наблюдается: во всех возрастных группах доминирует средняя степень диф. УП и СО.
- Изучение индивидуальных сочетаний параметров уровня притязаний и самооценки, выявило, что наиболее часто встречающимися являются следующие сочетания:
а) повышенный уровень дифференциации самооценки + высокий уровень притязаний (у 52,8 %). Это свидетельствует о наличии затруднений у личности, а также более тщательного изучения в последующем.
б) высокой самооценки + средней степени дифференциация самооценки + высокий уровень притязаний и + средней степени уровень притязаний (у 36,1 % испытуемых). Это характерно для студентов с высоким уровнем целеустремленности (ставят трудновыполнимые задачи, опираясь на адекватную оценку своих способностей). Они имеют относительно большой уровень социально-психологической адаптированности.
Таким образом, в ходе исследования подтвердилось предположение о том, что у студентов-медиков к третьему курсу уровень притязаний адекватный, автономен от его высоты. Об этом свидетельствует высокая успеваемость студентов и средняя степень дифференцированности уровней притязания и самооценки.
Уровень притязаний обуславливает целеобразование и, выявив его, можно оценить вероятность выполнения поставленной задачи. Человек, имеющий большой уровень притязаний, будет пытаться ее реализовать, вопреки трудностям и неудачам (это особенно актуально при работе врача). Наоборот, субъект с низким уровнем притязаний, испытавший поражение при достижении цели, может отступить от ее достижения.
Итоги исследования будут использованы для совершенствования психолого-педагогической работы со студентами.
Список литературы
1. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М.: МГУ,1985 - 98 с.
2. Сидоров К.Р. Концепт «Уровень притязаний» в истории зарубежной психологии // Вестник Удмуртского университета. - 2008. Вып. 2 Философия. Психология. Педагогика. – С. 56-63.
3. Сидоров К.Р. Концепт «Уровень притязаний» в современной психологии // Вестник Удмуртского университета. - 2014. Вып. 4 Серия «Философия. Психология. Педагогика». – С. 53-60.
4. Настина Е.А., Алмакаева А.М. Роль уровня притязаний и социальных сравнений в детерминации удовлетворенности жизнью // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 1. – С. 206-224.
5. Шагалина М.Н. Взаимосвязь уровня притязания и локуса контроля у студентов // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5.;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19101 (дата обращения: 24.01.2023).