Психология труда, инженерная психология, эргономика | Мир педагогики и психологии №01 (66) Январь 2022

УДК 159.923

Дата публикации 31.01.2022

Система оценки успешности учебной и служебной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России

Кустов Петр Васильевич
канд. пед. наук, доцент, профессор кафедры физической подготовки и прикладных единоборств, Санкт-Петербургский университет МВД России, РФ, г. Санкт-Петербург, kustov_pv1955@mail.ru
Силкин Николай Николаевич
д-р. пед. наук, профессор, профессор кафедры физической подготовки и прикладных единоборств, Санкт-Петербургский университет МВД России, РФ, г. Санкт-Петербург, silkin_nn@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрена проблема мониторинга успешности учебно-служебной деятельности курсантов (слушателей) вузов МВД России. Опираясь на анализ психолого-педагогической литературы и специфики учебно-служебной деятельности, авторы пришли к выводу, что при оценке успешности целесообразно выделять три составляющих: учеба, служба, готовность к будущей профессиональной деятельности. На основе этого разработана анкета экспертной оценки, которая была апробирована в рамках обследования первокурсников вуза МВД России. Применение авторской анкеты в рамках психологического сопровождения курсантов 1 курса позволило добиться положительной динамики, а именно количество респондентов со сниженными показателями адаптации по результатам экспертной оценки сократилось более чем в 2 раза, а именно, с 25% до 11% от списочной численности 1 курса.
Ключевые слова: успешность, учебная и служебная деятельность, анкета, курсанты, профессионально-важные качества.

The system for assessing the success of educational and service activities of cadets educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Kustov Petr Vasilievich
cand. ped. Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Physical Training and Applied Martial Arts, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russian Federation, St. Petersburg
Silkin Nikolai Nikolaevich
dr. ped. sciences, professor, Professor of the Department of Physical Training and Applied Martial Arts, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russian Federation, St. Petersburg

Abstract: The article considers the problem of monitoring the success of the educational and service activities of cadets (students) of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature and the specifics of educational and service activities, the authors came to the conclusion that when assessing success, it is advisable to single out three components: study, service, readiness for future professional activity. Based on this, an expert assessment questionnaire was developed, which was tested as part of a survey of first-year students at the university of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The use of the author's questionnaire as part of the psychological support of 1st year cadets made it possible to achieve positive dynamics, namely, the number of respondents with reduced adaptation indicators, according to the results of an expert assessment, decreased by more than 2 times, namely, from 25% to 11% of the 1st year headcount.
Keywords: success, educational and service activities, questionnaire, cadets, professionally important qualities.

Правильная ссылка на статью
Кустов П.В., Силкин Н.Н. Система оценки успешности учебной и служебной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 01 (66). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/sistema-otsenki-uspeshnosti-uchebnoj-i-sluzhebnoj-deyatelnosti-kursantov-obrazovatelnykh-organizatsij-mvd-rossii.html (Дата обращения: 31.01.2022)

Кадровым потенциалом органов внутренних дел являются выпускники образовательных организаций МВД России от уровня профессиональной подготовки, которых во многом зависит эффективность функционирования всей системы правоохранительных органов. А.Ф.Караваев в своей работе, посвященной профессиональному становлению специалистов правоохранительных органов, подчеркивает важность этапа профессиональной вузовской подготовки в системе МВД России: «От того, какие профессиональные знания, умения, навыки, личностные, психофункциональные качества получат курсанты, слушатели вузов, зависят судьба, будущее МВД России» [4, с. 129].

Психолого-педагогические исследования в области комплексного сопровождения профессиональной подготовки обучающихся вузов МВД России  осуществлялись такими учеными, как А.Т.Иваницкий, В.А.Шаповал, В.Е.Петров, М.В.Кутепова, И.А.Кибак, А.Ф.Караваев, В.Я.Кикоть, Н.И.Мягких, В.Ю.Рыбников, А.М.Столяренко, В.Г.Третьяк, М.В.Кроз, Н.Н. Башлуева.,      Р.С. Иванов, Т.Е.Еременко, О.В. Евтихов, О.А.Мальцева, А.В.Разепин, А.В.Мещерякова, И.А.Андреева, М.И.Марьин, В.А.Юренкова.

Т.Е.Еременко в своем диссертационном исследовании под успешностью служебной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России понимает «интегральную характеристику, включающую систему взаимосвязанных психологических ресурсов (личностных и деловых качеств) курсанта, детерминирующего высокий уровень личностной надежности и достижения результатов в служебной деятельности, конгруэнтных поставленным целями требованиям должностного регламента» [3, с.23].

В своем исследовании О.В.Евтихов, подчеркивая важность профессиональной подготовки, приводит основные затруднения, характерные для образовательной среды системных вузов: инертность образовательного процесса, методическое обеспечение не учитывает специфику служебно-профессиональной деятельности курсантов и слушателей, совмещение курсантами учебной и служебной деятельностей [2, с. 5].

Рассмотрим особенности учебно-служебной деятельности курсантов МВД России. Поступая в специализированный вуз, обучающийся сталкивается с новыми условиями образовательной среды, в том числе, с непривычными средствами и приемами познавательной и служебной деятельности, к ним можно отнести жестко регламентированный распорядок дня, четкие требования к внешнему виду, необходимость соблюдения правил ношения формы, строгая субординации при межличностном взаимодействии, необходимость неукоснительного выполнения приказов и распоряжений вышестоящего руководства, совмещение учебы со службой в нарядах и охраной общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий. От того насколько курсант благополучно адаптируется к новым требованиям образовательной среды вуза зависит успешность его как учебно-служебной, так и профессиональной деятельности [1,5].

В целом при оценке успешности ведущих видов деятельности курсантов (слушателей) вузов МВД России целесообразно выделять три составляющих: учеба, служба, готовность к будущей профессиональной деятельности. Готовность включает в себя в целом отношение курсантов к выбранной профессии, сформированность мотивационной направленности и профессионально важных качеств [2,5,6].

В рамках создания системы оценки успешности учебной и служебной деятельности курсантов существует проблема подбора достоверных критериев.  К объективным показателям учебной деятельности можно отнести: наличие/отсутствие задолженностей, средний балл по зачетно-экзаменнационной сессии, текущий балл по профилирующим дисциплинам, уровень физической подготовки. Наличие / отсутствие взысканий (поощрений), качественный уровень несения службы в наряде, тщательность в исполнении служебных поручений, инициативность и самостоятельность при решении учебно-служебных задач объективно отражают эффективность служебной деятельности. Уровень сформированности профессионально-важных качеств, в том числе устойчивость мотивационной направленности, демонстрируют отзывы о прохождении практики по специальности в комплектующим органе внутренних дел, активность в участии научно-практических конференциях и круглых столах по актуальным проблемам практической деятельности правоохранительных органов, физическая подготовленность.

Таким образом, в качестве основных критериев успешности курсанта можно рассматривать: успеваемость, уровень подготовки по профилирующим дисциплинам, качество физической и огневой подготовки,  служебную нормативность, уровень сформированности профессионально-важных качеств. Перечисленные критерии представляют собой основу системы оценки успешности курсанта. С практической точки зрения, данная система может быть использована для подготовки объективных характеристик для включения в служебный отзыв в рамках аттестации, для составления рейтинга курсантов по взводам и курсам с целью точного и объективного отражения достижений курсантов, для анализа эффективности профессионального психологического отбора, для подбора дифференцированных методов и приемов индивидуальной воспитательной работы, для мониторинга адаптации первокурсников.

С целью мониторинга успешности курсантов образовательных организаций МВД России была разработана анкета экспертной оценки курсантов (слушателей). Данная анкета заполняется начальником курса или его заместителем раз в семестр.

Анкета предполагает оценку по шестибалльной шкале по следующим показателям: нормативность обучения, служебная нормативность, социальная нормативность, эмоциональная устойчивость, а также включает в себя объективную информацию о количестве взысканий и поощрений и уровень заболеваемости. Затем эксперт относит курсанта к одной из четырех  категорий: первая категория – курсанты, положительно оцениваемые руководством, с высокой результативностью и надежностью деятельности, поведение которых рассматривается как наиболее профессиональное, образцовое, которым руководство доверяет во всех ситуациях, практически не болеющие, не имеющие замечаний, нарушений дисциплины, чаще наиболее опытные; вторая категория – курсанты, которые в демонстрирую средний уровень результативности деятельности, с достаточно высокой ее надежностью, на которых руководство обычно может положиться, есть ситуации, в которых на них нельзя положиться полностью, однако такие ситуации обычно известны; третья категория – курсанты без особых претензий к результативности деятельности, но с проблемами ее надежности, которые требуют, постоянной работы с ними, частого контроля деятельности; четвертая категория – курсанты с неудовлетворительной результативностью деятельности, поведение которых создает проблемы в коллективе и в деятельности, т.е. отмечается неадекватность поведения, постоянные конфликты, в том числе и не мотивированные, частые заболевания, деструктивные высказывания, отказы от выполнения служебных обязанностей и т.п.

В октябре 2021 года на базе Санкт-Петербургского университета МВД России был проведен мониторинг внешних показателей успешности учебно-служебной деятельности в период адаптации курсантов 1 курса. В качестве экспертов выступили курсанты, исполняющие обязанности заместителя командира взвода, а также руководство 1 курса. По результатам анкетирования сниженные показатели успешности и адаптации были выявлены у 59 курсантов, что составило 25% от фактической численности 1 курса. Полученные результаты экспертной оценки позволили скорректировать индивидуальную воспитательную  и психокоррекционную работу с данными курсантами. Результаты аналогичного мониторинга, проведенного в декабре 2021 года, свидетельствуют о положительной динамике: количество курсантов со сниженными показателями адаптации по результатам экспертной оценки сократилось более чем в 2 раза, а именно, с 25% до 11% от списочной численности 1 курса.

Таким образом, предложенную анкету экспертной оценки на основе системы оценки успешности курсантов целесообразно использовать в рамках психологического сопровождения курсантов образовательных организаций МВД России с целью повышения эффективности учебной и служебной деятельности, а также профилактики дезадаптации на ранних стадиях.


Список литературы

1. Базулина А.А. Личностно-развивающий подход в обучении курсантов образовательных организаций системы МВД России: учебно-методическое пособие. – Волгоград: ВА МВД России, 2019. – 78 с.
2. Евтихов О.В. Формирование профессиональной компетентности курсантов при интеграции учебно-воспитательной и профессионально-служебной деятельности в образовательном учреждении МВД России: дис. … д-ра пед.наук: 13.00.08. Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, Красноярск, 2021. – 401 с.
3. Еременко Т.Е. Психологические факторы успешности служебной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России: автореф. … канд. психол. наук: 19.00.03. Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя, Москва, 2016. – 27 с.
4. Караваев, А.Ф. Основы профессионального становления специалистов – сотрудников органов внутренних дел: Монография. – Омск: Омская академия МВД России, 2003. – 296 с.
5. Кутепова М. В., Башлуева Н. Н., Иванов Р.С. Психолого-педагогические особенности обучения курсантов и слушателей вузов МВД России в условиях модернизации современного общества: учебное пособие. – Москва: Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2020. – 205 с.
6. Петров, В. Е. Профилактика и актуальные проблемы дисциплинирования личного состава / В.Е. Петров, М.М. Абасов // Полицейская деятельность. – 2018. № 5. – С. 85-96.

Расскажите о нас своим друзьям: