Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №09 (98) Сентябрь 2024
УДК 316.77; 37.032.
Дата публикации 11.09.2024
Школьный буллинг как социально-педагогическая проблема
Айзман Роман Иделевич
д.б.н., проф., заслуженный деятель науки РФ, проф. каф.анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Новосибирск, aizman.roman@yandex.ru
Третьякова Алёна Витальевна
студентка 2 курса магистратуры, Новосибирский государственный педагогический университет», РФ, г. Новосибирск, alena.tretyakova.01@bk.ru
Аннотация: В статье поднимается проблема школьного буллинга. Рассмотрены теоретические взгляды ученых к определению понятия «буллинг». Выделены основные компоненты буллинга. Охарактеризованы следующие виды буллинга: физический, вербальный, социально-психологический, экономический, кибербуллинг. Особое внимание уделено мотивам возникновения буллинга таких как зависть, самоутверждение в коллективе, месть. В тексте акцентируется внимание на буллинге как форме насилия, проявляющейся в различных формах и приводящей к негативным последствиям для жертв, а также подчеркивается важность его предотвращения на уровне государства.
Ключевые слова: буллинг, насилие, травля, агрессия, жертва.
Doctor of Biological Sciences, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Prof. of the Department of Anatomy, Physiology and Life Safety, Novosibirsk State Pedagogical University, Russian Federation, Novosibirsk
2nd year graduate student, Novosibirsk State Pedagogical University, Russian Federation, Novosibirsk
Abstract: The article raises the problem of school bullying. The theoretical views of scientists on the definition of the concept of "bullying" are considered. The main components of bullying are highlighted. The following types of bullying are characterized: physical, verbal, socio-psychological, economic, cyberbullying. Special attention is paid to the motives of bullying such as envy, self-affirmation in the team, and revenge. The text focuses on bullying as a form of violence that manifests itself in various forms and leads to negative consequences for victims, and also emphasizes the importance of its prevention at the state level.
Keywords: bullying, violence, harassment, aggression, victim.
Айзман Р.И., Третьякова А.В. Школьный буллинг как социально-педагогическая проблема // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 09 (98). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/shkolnyj-bulling-kak-sotsialno-pedagogicheskaya-problema.html (Дата обращения: 11.09.2024)
Подростковый возраст является одним из сложных, конфликтных и противоречивых этапом развития личности. Происходит физические и психологические изменения, половое созревание, поиск своего «Я», борьба за лидерство, конфликты. Референтной группой для подростка становятся его сверстники, которые также могу применять неэкологичные способы взаимодействия с обществом. Рассмотрим теоретические трактовки и подходы учёных в понимании процесса буллинга.
На сегодняшний день существует множество взглядов к пониманию термина «буллинг». Проблему буллинга первым начал изучать скандинавский профессор Дэвид Олвеус, который в 70-х годах провел исследование этого явления среди мальчиков. После этого изучение феномена буллинга началось во всех странах. В России первые публикации на тему буллинга появились только в 2005 году [1].
Буллинг (bullying, от анг. Bully) - хулиган, драчун, задира, грубиян. Шведско-норвежский психолог Д. Олвеус понимает буллинг как особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает или угрожает другому человеку (или группе), последний из которых слабее и не может себя защитить ни физически, ни морально [1].
Американский исследователь Дэвид Иден Лэйн описывает буллинг как сложный и скрытый процесс, в котором есть жертвы и преследователи. По мнению автора, буллинг характеризуется как длительное физическое или психическое насилие со стороны одного человека или группы в отношении отдельного ученика, который в данной негативной ситуации не может за себя постоять [2, с. 438].
Исследователь С. Арора пришел к выводу о том, что буллинг - это агрессивные действия, имеющие место в общении между молодыми людьми в школе [3].
Современный финский социолог Кристина Салмивалли также подчеркивает социальную природу буллинга, ссылаясь на широкий диапазон ролей его участников, выходящий за рамки отношений между хулиганом и жертвой [8].
Советский и российский социолог, психолог и философ И.Н. Кон трактует буллинг как запугивание, физический или эмоциональный террор, с целью проявления у жертвы страха и тем самым подчинения его себе [9, с. 16].
Психотерапевт И. Бердышев под буллингом понимает осознанное, длительное насилие, не имеющее признаков самозащиты и исходящее от определенного количества человек [10].
С точки зрения школьного пространства, для понимания необходимо обратить внимание на объяснение понятия психологом С.В. Кривцовой, которая отмечала: «Буллинг – это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил агрессора и жертвы, агрессия имеет тенденцию повторяться, при этом ответ жертвы показывает, как сильно она задета происходящим» [4].
Куприянова С.Г. даёт расширенное толкование данному явлению и рассматривает буллинг как отдельное социальное явление, при помощи которого человек скрывает свою несостоятельность посредством целенаправленной агрессии, направленной на другого человека. По утверждению автора, подростки, которые когда-либо подверглись насилию, склонны испытывать стыд и неуверенность в себе и предпочитают не сообщать никому о произошедших издевательствах и унижениях [5, С. 268].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что буллинг - это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации; это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого [6].
Почему же изучение данного явления как никогда актуально в современном образовательном пространстве? Во-первых, согласно статистике, уже в 2021 году уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова заявила, что по результатам опросов 55% детей сталкивались с буллингом, это чаще, чем каждый второй [11]. Во-вторых, школьные годы – это время становления личности. В данный период восприимчивый ребёнок крайне нестабилен. Эмоциональные потрясения, которые происходят при разных видах буллинга, травмируют личность, подавляют её, иногда даже уничтожают или толкают к суициду. Кроме того, опасным является то, что позиции «жертва» и «агрессор» могут закрепиться в подсознании и в дальнейшем сопровождать всю жизнь.
Буллинг включает в себя четыре главных компонента:
1. Агрессия. Это намеренное причинение вреда или страдания другой личности. Агрессия может быть физической, вербальной или социальной.
2. Повторяемост. Буллинг не является единичным инцидентом. Он проявляется в виде повторяющихся действий, что усиливает его негативное воздействие на жертву.
3. Несоответствие сил. В буллинге обычно присутствует дисбаланс сил между агрессором и жертвой. Это может быть физическая сила, социальный статус или психологическое влияние.
4. Целенаправленность. Действия агрессора направлены на конкретную жертву с целью причинения ей вреда, унижения или изоляции.
Буллинг бывает прямым и косвенным. Первый тип предполагает открытое воздействие, избиения, оскорбления в лицо. Второй тип предполагает скрытые издевательства, например, распространение слухов или объявление бойкота человеку.
По направленности школьный буллинг бывает между учеником и учеником, учениками и учеником, учителем и учеником, учителем и учениками, учениками и учителем, учеником и учителем.
Виды буллинга по специфике содержания подразделяются на:
• Физический. К физическому буллингу можно отнести избиения, толчки, плевки, захват вещей. Это самый распространенный и заметный тип буллинга. Психологи отмечают, что данный тип чаще встречается в 6-8 классах, а к старшим классам исчезает;
• Вербальный. Данный вид характеризуется «приклеиванием» прозвищ, угрозами, оскорблениями, насмешками, унижениями. Чаще встречается в старшем школьном возрасте и студенческой молодежной среде;
• Социально-психологический. Примерами данного вида являются сплетни и слухи, игнорирование, выставление на посмешище, бойкот и изоляции, а также манипуляции. Этот тип актуален для всех возрастов, но чаще других остается незамеченным. Между тем именно этот тип вызывает самый сильный эмоциональный дистресс у жертвы;
• Экономический. Этот вид подразумевает вымогательство или прямой отбор денег, вещей, а также порчу одежды или имущества. Характерен для старших возрастов и в открытую мало применяется;
• Кибербуллинг. Предполагает травлю через телефон и компьютер, электронную почту, Интернет. Виртуальный буллинг не зависит от возраста, подразумевает распространение слухов и ложной информации, взлом страниц, отправку негативных сообщений и комментариев, похищение и распространение фотографий, личных данных.
Размышляя о мотивах, которые являются толчком к издевательствам и унижениям, социологи выделяют три основных и самых частых мотива буллинга:
1. Зависть. Агрессоры могут подвергать травле жертву из-за зависти.
2. Самоутверждение в коллективе. Буллинг – один из способов самоутвердиться в коллективе, занять высокое место во внутренней иерархии.
3. Месть. Бывают случаи, когда жертва сама становится агрессором и стремится отомстить обидчику.
По данным западных исследователей, каждые четыре месяца хотя бы один раз один из четверых детей в начальной школе и один из десяти - в средней, подвергаются издевательствам со стороны сверстников. В силу несколько иной организации школьного обучения пик травли в российских школах, по мнению многих исследователей, приходится на среднюю школу. Многие учёные и учителя отмечают повышение общего уровня тревожности среди школьников, независимо от их возраста или пола [6, с. 90]. Общий фон тревожности и нестабильности школьников приводит к возрастанию детских самоубийств.
Буллинг чаще всего скрыто протекающий процесс, его сложно выявить среди большого количества учеников, а устранить ещё сложнее. Дети, которые подверглись травле, получают психологическую травму различной степени тяжести, что приводит к тяжёлым последствиям, вплоть до суицидов. Причём, вид буллинга не имеет значения, будь то физический, психологический или виртуальный способ воздействия.
Буллинг является своего рода насилием, которое совершается в отношении человека к человеку, в разных его проявлениях и степени. Фурманов И.А., Купченкош В.Е. утверждали, что школьное насилие - это вид насилия, при котором имеет место принуждение, применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или учителям. Предотвращение случаев буллинга является важнейшей задачей государства, поскольку жестокое отношение неминуемо приводит к негативным последствиям [7]. Наряду с явными и вербализованными формами буллинга нередки случаи его скрытых и тщательно замаскированных проявлений, слишком часто ускользающих от внимания.
С точки зрения психологии, можно утверждать, что совершение буллинга детьми по отношению к другим бесспорно связано с их собственным психологическим неблагополучием. Травмирующий опыт ребёнка нарушает его внутренний баланс, дестабилизирует психику и является начальной точкой к совершению неправомерных действий.
Таким образом, буллингом можно считать умышленное, не носящее характера самозащиты и не санкционированное нормативно-правовыми актами государства, длительное (повторяющееся) физическое или психологическое насилие со стороны индивида или группы, которые имеют определенные преимущества (физические, психологические, административные и т.д.) относительно индивида, и которое происходит преимущественно в организованных коллективах с определенной личной целью (например, желание заслужить авторитет у некоторых лиц).
Список литературы
1. Олвеус Д. Буллинг в школе// Интернет архив 1993. 156 с.
2. Лейн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Дэвида Лейна и Эндрю Миллера. СПб.: Питер, 2001. 438 с.
3. Арор К.M. Измерение буллинга с помощью контрольного списка в школе // Патронаж в сфере образования. 1994, № 12. С. 11-15.
4. Кривцова С. В. Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных // Федеральный Институт развития образования, центр развития психологической службы. 2011.
5. Куприянова С. Г. Агрессивное поведение школьников: причины, последствия, профилактика // Продуктивное обучение: опыт и перспективы: материалы Х Международной научной конференции. 2018. С. 265-271.
6. Хабиров Э.А. Буллинг-проблема XXI века // IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся. URL: https://school-science.ru/9/8/44532 (дата обращения: 15.07.24).
7. Фурманов И. А., Купченкош В. Е. Особенности агрессии подростков, переживающих насилие со стороны сверстников // Социальная психология
URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/185167/1/73-79.pdf (дата обращения: 13.07.24).
Список источников
8. Медведева Д.А. Психолого-педагогические основы буллинга как социального явления // Электронная бибилиотека студентов «Библиофонд» URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=789971 (дата обращения: 16.07.24).
9. Кон И.С. Буллинг и как с ним бороться? // «Семья и школа». 2006. № 11. С. 15-18.
10. Бердышев И. Лекарство против ненависти // Первое сент. 2005. № 18. URL: http://ps.1september.ru/article.php?ID=200501822 (дата обращения: 15.07.24).
11. Статистика распространения буллинга за 2021 год // российское государственное федеральное информационное агентство ТАСС. 2021. URL: https://tass.ru/obschestvo/12315131 (дата обращения: 16.07.24).