Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №08 (97) Август 2024

УДК 376.37

Дата публикации 31.08.2024

Научно-методические подходы к разработке диагностических заданий для выявления нарушений фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи

Лобанова Валентина Игоревна
Магистрант, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», РФ, г. Новосибирск, friend37@mail.ru

Аннотация: В статье актуализируется проблема диагностики нарушений фразовой речи дошкольников с общим недоразвитием речи и оценки нарушенных структурных компонентов фраз в их самостоятельной речи. Автором дается характеристика терминам «фраза» и «фразовая речь», раскрываются ее компоненты. Определены нормы развития фразовой речи в онтогенезе и механизмы ее нарушения у дошкольников с общим недоразвитием речи. Основное внимание в работе автор акцентирует на диагностическую методику выявления нарушений фразовой речи. Предложенные задания позволяют определить умение дошкольника составлять фразы, имеющие разную сложность, и оценить, опираясь на структуру сформированных ребенком предложений, используемые им количество слов и грамматические категории при составлении фразы.
Ключевые слова: фраза, фразовая речь, предложения, общее недоразвитие речи, диагностика.

Scientific and methodological approaches to the development of diagnostic tasks for the detection of violations of phrasal speech in children with general speech underdevelopment

Lobanova Valentina Igorevna
Master's student, Novosibirsk, State Pedagogical University, Russia, Novosibirsk

Abstract: The article actualizes the problem of diagnosing violations of phrasal speech of preschoolers with general speech underdevelopment and assessing the impaired structural components of phrases in their independent speech. The author characterizes the terms "phrase" and "phrasal speech", reveals its components. The norms of the development of phrasal speech in ontogenesis and the mechanisms of its violation in preschoolers with general speech underdevelopment are determined. The author focuses on the diagnostic method of detecting violations of phrasal speech. The proposed tasks allow you to determine the ability of a preschooler to compose phrases of varying complexity, and evaluate, based on the structure of sentences formed by the child, the number of words used by him and grammatical categories when composing a phrase.
Keywords: phrase, phrasal speech, sentences, general underdevelopment of speech, diagnosis.

Правильная ссылка на статью
Лобанова В.И. Научно-методические подходы к разработке диагностических заданий для выявления нарушений фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 08 (97). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/nauchno-metodicheskie-podkhody-k-razrabotke-diagnosticheskikh-zadanij-dlya-vyyavleniya-narushenij-frazovoj-rechi-u-detej-s-obshhim-nedorazvitiem-rechi.html (Дата обращения: 31.08.2024)

Фундаментом для становления умения использовать связную речь является формирование фразовой речи. За счет умения оперировать фразами реализуются основные речевые функции: регулятивная, познавательная, коммуникативная. Ребенок, владея речевой фразой, способен емко выразить свои мысли и полноценно участвовать в разговоре. У дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, зачастую нарушена фразовая речь. Причины таких нарушений различны. Организация работы по преодолению своевременно выявленных нарушений является актуальной задачей.

«Фраза» – имеющее интонационную оформленность, смысловую законченность, синтаксическую структуру относительно самостоятельное синтактико-фонетическое целое. Границы фразы очерчиваются интонационными признаками и паузами. При изучении фразовой речи изучаются предложения, являющиеся продуктом речевой деятельности. Одним из признаков связанности является грамматическая оформленность указанного продукта. Развернутые фразы могут быть идентичны предложениям, которые объединяются во фразовую речь.

Фразовая речь, по определению, это отрезок речи, объединяющий в себе развернутую фразу или несколько высказываний, объединенных общей интонацией, имеющие четкую синтаксическую структуру и смысловую законченность. Самостоятельная фразовая речь ребенка отражает все аспекты владения родным языком (грамматика, словарный состав, звуковой строй).

Исследование фразовой речи, по мнению И.Б. Агаевой [1, с. 6] и Е.С. Корецкой [2, с. 53], должно включать в себя изучение ее основных характеристик:

  • структурные (количество слов в фразе, порядок слов, представленные члены предложения и части речи);
  • семантические (предикативность, смысловая организация предложения, выражающееся отношением мыслящего к действительности субъективное содержание предложения и его объективное содержание; соотношение с картиной мира носителя и его внеязыковой действительностью);
  • синтаксические (согласование слов, виды подчинительной связи, виды предложений по интонации и цели высказывания, по наличию второстепенных членов, грамматических основ, по средствам связи).

Понимание закономерности позволяет не только оценить степень сформированности фразовой речи, но и выявить отклонения в ее развитии. Поэтому далее остановимся на развитии фразовой речи в онтогенезе, опираясь на труды А.Н. Гвоздева [4, с. 5], Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой [5, с. 3]. Фразовая речь ребенка развивается поэтапно:

  • появляются словосочетания из 2-х лексических единиц, элементарная фразовая речь с 1 года 9 месяцев до 2 лет;
  • появляются предложения с 2 лет с их развитием в дальнейшем (от односложных фраз к комплексным и иерархически организованным синтаксическим и семантическим структурам, от конкретных к отвлеченно-обобщенным формам общения);
  • к 3 годам в речи появляются сложные придаточные предложения и вопросы «почему?», «когда?», ребенок начинает использовать почти все части речи, союзы и предлоги;
  • к 4 годам оформление речи становится грамматически правильным, используются более сложные фразы и суффиксы;
  • к 5 годам ребенок начинает в своей речи использовать союзы и предлоги, а также сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
  • с 5-6 лет ребенок начинает осваивать монологическую речь, может рассказать сам о ситуации, которая когда-то была, или пофантазировать, используя несколько связных предложений.

Проблематика развития фразовой речи у имеющих общее недоразвитие речи старших дошкольников рассматривалась Т.В. Тумановой и Т.Б. Филичевой [3, с. 36], в исследованиях которых отмечается, что нарушение фразовой речи является одним из признаков наличия общего недоразвития речи. Основной особенностью фразовой речи у имеющих общее недоразвитие речи старших дошкольников является то, что их лексический запас беден, словообразование и грамматическая сторона речи недостаточно сформированы, не могут переходить от ситуативной формы речи к контекстной. В связи с ограниченностью словарного запаса начинают неправильно интерпретировать слова, заменяя их другими. Наличие разных видов аграмматизма. Все это тормозит развитие фразовой речи у указанной категории детей.

При изучении диагностических методик (В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, О.Б. Иншаковой, Р.И. Лалаевой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной) выявлено отсутствие методики, позволяющей выявлять у детей нарушения фразовой речи. В литературе предлагаются только отдельные задания, направленные на способность выстраивать связное высказывание и грамматический строй языка. В заданиях, нацеленных на изучение особенностей реализации фразы и содержащихся в логопедической литературе, отсутствуют параметры и критерии, позволяющие четко оценивать сформированность структурных компонентов фраз. В отношении связного высказывания методология исследования отечественными авторами (В.К. Воробьева, В.В. Гербова, В.П. Глухов и др.) проработана более тщательно, то есть содержит по сформированности связной речи обобщенные критерии и параметры. Однако, недостаточно полно в логопедической литературе представлена методика изучения у дошкольников фразовой речи на уровне предложения.

Взяв за основу задания, рассмотренные выше, мы разработали систему заданий, направленную на выявление у имеющих общее недоразвитие речи старших дошкольников нарушений фразовой речи.

Первый блок. Исследование импрессивной фразовой речи (понимание фразовых конструкций, понимание фраз со словами).

Задание 1. Выполнение различных инструкций (ребенку предлагается показать: два последовательно называемых предмета, одним предметом другой).

Задание 2. Дифференциация предложно-падежных конструкций (ответы на вопросы по картинкам: «где кот идет по крыше?», «где вылез из трубы?», «где кот сидит на трубе?»).

Задание 3. Дифференциация форм глагола. Логопед раскладывает сюжетные картинки и спрашивает: «Какая девочка пьет, а какая спит?», «Покажи, кто здесь умылся? А кто умывается?», «Покажи, какой мальчик рисует, а какой пишет?».

Второй блок. Исследование экспрессивной фразовой речи.

Задание 1. Исследование внутреннего программирования отдельных высказываний. Логопед просит закончить предложение с использованием картинок: «Мальчик едет … (на велосипеде), а девочка… (едет на самокате)».

Задание 2. Составление рассказа по картинкам. Логопед: «На моей картинке девочка проснулась», а ребенок должен сказать: «На моей картинке она умывается».

Задание 3. Вставка пропущенного слова во фразу. Логопед просит ребенка дополнить предложение: глагольным сказуемым (Мальчик … дрова топором), дополнением (Лиса убежала в …), предлогом (Книга лежит … столе).

Третий блок. Исследование понимания и реализации внутренней структуры фразы. Верификация предложения. Логопед предлагает ребенку: «Я буду говорить предложения, а ты внимательно слушай и, если я скажу неправильно, меня поправь». Затем логопед задает ребенку следующие вопросы: «Правильно я сказала? Какое слово я сказала неправильно? А как сказать правильно?».

Предложенные нами задания позволяют определить умение ребенка составлять фразы, имеющие разную сложность, и оценить, опираясь на структуру сформированных ребенком предложений, используемые им количество слов и грамматические категории при составлении фразы. Составленная бальная система оценки позволяет проводить количественный анализ результатов.

Таким образом, на сегодняшний день актуальной проблемой остается диагностика нарушений фразовой речи дошкольников и оценка нарушенных структурных компонентов фраз в их самостоятельной речи. Предложенные задания позволяют определить у имеющих общее недоразвитие речи дошкольников особенности нарушений фразовой речи, и на основании полученных данных можно разработать и организовать логопедическую работу по преодолению выявленных нарушений – что и будет следующим этапом нашего исследования.

 

 


Список литературы

1. Агаева И.Б., Буцикова В.В. Проблема исследования фразовой речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи второго уровня: теоретический аспект // Наука России: Цели и задачи. Екатеринбург: Научно-издательский центр «Л-Журнал», 2021. С. 6-7.
2. Корецкая Е.С. Лингвистические аспекты исследования фразовой речи пациентов с афазией // Специальное образование. 2023. № 2 (70). С. 52-64.
3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Современный подход к проблеме выявления и коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Современные проблемы речевого дизонтогенеза: психолого-педагогические аспекты. М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2011. С. 35-44.

Список источников
4. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса [Электронный ресурс]. URL: https://sdo.mgaps.ru/books/K6/M7/file/2.pdf (дата обращения 11.06.2024).
5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб.: СОЮЗ, 1999. 160 с.

Расскажите о нас своим друзьям: