Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №09 (98) Сентябрь 2024
УДК 37.08
Дата публикации 12.09.2024
Анализ результатов оценочных процедур как вектор повышения предметных компетенций учителя (на примере преподавания биологии)
Барыбина Ирина Сергеевна
заведующий Валуйским межмуниципальным методическим центром, Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский институт развития образования», РФ, г. Белгород, barybina_is@beliro.ru
Лебедкина Виктория Борисовна
методист Валуйского межмуниципального методического центра, Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский институт развития образования», РФ, г. Белгород, lebedkina_vb@beliro.ru
Каверина Наталья Николаевна
методист Валуйского межмуниципального методического центра, Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский институт развития образования», РФ, г. Белгород, kawerina_nn@beliro.ru
Степенко Светлана Николаевна
методист Валуйского межмуниципального методического центра, Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский институт развития образования», РФ, г. Белгород, stepenko_sn@beliro.ru
Аннотация: Актуальность представленной статьи заключается в том, что она посвящена вопросам повышения качества образования через совершенствование профессионального мастерства педагога. Цель исследования заключается в изучение влияния анализа результатов оценочных процедур на повышение профессиональных компетенций учителя. Статья содержит обоснование необходимости методического сопровождения педагогов, по результатам анализа оценочных процедур, которые могут использоваться при планировании методической работы, а также направлены на повышение качества образования через развитие профессионального роста педагога. В работе приведены примеры успешного осуществления методического сопровождения и развития профессиональных компетенций педагогов в рамках работы Валуйского межмуниципального методического центра. Методы исследования: анализ методической литературы, наблюдение, анализ результатов оценочных процедур, обобщение и синтез полученных результатов, статистический метод. Авторами статьи определено, что эффективному функционированию общеобразовательной организации способствуют высоко мотивированные, квалифицированные, готовые к самообразованию и самосовершенствованию педагоги.
Ключевые слова: оценочные процедуры; предметные компетенции; планируемые результаты; учитель; обучающиеся; образовательный процесс; мониторинг.
Head of the Valuysky Intermunicipal Methodological Center, Regional State Autonomous Educational Institution of additional professional education "Belgorod Institute of Education Development", Russia, Belgorod methodologist of the Valuysky intermunicipal Methodological Center, Regional State Autonomous Educational Institution of Additional Professional Education "Belgorod Institute of Educational Development", Russia, Belgorod
methodologist of the Valuysky intermunicipal Methodological Center, Regional State Autonomous Educational Institution of Additional Professional Education "Belgorod Institute of Educational Development", Russian, Belgorod
methodologist of the Valuysky intermunicipal Methodological Center, Regional State Autonomous Educational Institution of additional Professional Education "Belgorod Institute of Educational Development", Russian, Belgorod
methodologist of the Valuysky intermunicipal Methodological Center, Regional State Autonomous Educational Institution of additional Professional Education "Belgorod Institute of Educational Development", Russian, Belgorod
Abstract: The relevance of the presented article is that it is devoted to improving the quality of education through improving the professional skills of a teacher. The purpose of the research is to study the impact of the analysis of the results of evaluation procedures on improving the professional competencies of teachers. The article contains a justification for the need for methodological support of teachers, based on the results of the analysis of evaluation procedures that can be used in planning methodological work, and are also aimed at improving the quality of education through the development of professional growth of a teacher. The article provides examples of successful implementation of methodological support and development of professional competencies of teachers within the framework of theInter-municipal methodological center of Valuyki. Research methods: analysis of methodological literature, observation, analysis of the results of evaluation procedures, generalization and synthesis of the results obtained, statistical method. The authors of the article determined that highly motivated, qualified, ready for self-education and self-improvement teachers contribute to the effective functioning of a general education organization.
Keywords: evaluation procedures; subject competencies; planned results; teacher; students; educational process; monitoring.
Барыбина И.С., Лебедкина В.Б., Каверина Н.Н., Степенко С.Н. Анализ результатов оценочных процедур как вектор повышения предметных компетенций учителя (на примере преподавания биологии) // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 09 (98). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/analiz-rezultatov-otsenochnykh-protsedur-kak-vektor-povysheniya-predmetnykh-kompetentsij-uchitelya-na-primere-prepodavaniya-biologii.html(Дата обращения: 12.09.2024)
Введение. В настоящее время в Российской Федерации сложилась система оценки качества образования на федеральном уровне, включающая целый комплекс оценочных процедур и государственной итоговой аттестации (далее – ГИА), направленный, в первую очередь, на систематическую диагностику состояния системы общего образования для принятия своевременных мер по устранению выявленных проблем и последующей оценки эффективности принятых мер для полноценного развития системы образования. На регулярной основе в течение последних лет в Российской Федерации проводится единый государственный экзамен (далее – ЕГЭ) и основной государственный экзамен (далее – ОГЭ).
Существенную роль в оценке качества российского образования играют сравнительные исследования, результаты которых позволяют выявить особенности и проблематику в овладении ряда важных компетенций российских школьников, что, в свою очередь, дает возможность устанавливать ориентиры совершенствования федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) и в целом ключевых направлений развития системы образования [4].
Управление качеством образования основано на систематическом знании руководителем того, как протекает управляемый процесс. Для этого в образовательной организации создается система мониторинга – постоянного отслеживания хода образовательного процесса с целью выявления и оценивания его промежуточных результатов, факторов, повлиявших на них, а также принятия и реализации управленческих решений по регулированию и коррекции образовательного процесса. На основе мониторинговой информации, собираемой в логике проблемного подхода, позволяет принимать адекватные управленческие решения в отношении улучшения качества процесса образования; разработки и реализации программ, совершенствования методов и форм, инструментария оценки, контроля и экспертизы качества образовательного процесса. Объективная информация и адекватные управленческие решения необходимы для перехода образовательной организации к новому качеству образования. В сложившейся на сегодняшний день отечественной системе общего образования источником объективной информации, безусловно, являются результаты независимых оценочных процедур, которые каждая школа в Российской Федерации получает на регулярной основе. Как говорилось выше, к таким данным относятся результаты ЕГЭ, ОГЭ.
Существуют традиционные формы повышения уровня профессионализма педагогов: участие в семинарах и конференциях, работа школьных методических объединений, педагогические советы, повышение квалификации. Необходимо также развивать наставничество, систему методической поддержки учителей, имеющих проблемы. Этот вопрос является управленческим и должен рассматриваться в общем контексте развития качества образования. Однако для принятия взвешенных и эффективных решений, формирующих целостную систему совершенствования качества работы учителей, необходимо на регулярной основе обеспечить проведение мониторинга, позволяющего отследить изменения, которые произошли в результате принятых мер.
Обозначенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каким образом результаты оценочных процедур влияют на повышение профессиональных компетенций педагога.
Целью исследования является изучение влияния анализа результата оценочных процедур на повышение профессиональных компетенций учителя.
Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, и (или) потребностям физического или юридического лица,
в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».
Образовательная организация относится к сложным социальным системам, специфика управления которой заключается в том, что поддержание целостности организации, оптимального функционирования и развития зависят не только от работы ее административного аппарата, но и от деятельности всего педагогического коллектива.
Управление качеством образования определено в исследованиях П.И. Третьякова и Т.И. Шамовой, В.П. Панасюка как целенаправленное комплексное воздействие на образовательный процесс школы в целом и на основные элементы в целях достижения наибольшего соответствия параметров ее функционирования соответствующим требованиям [1].
Остановимся подробнее на понятии «образовательный процесс» и его компонентах. В педагогике выделяют четыре уровня образовательного процесса (В.В. Краевский и др.):
− теоретический, предполагает рассмотрение образования и образовательного процесса как системы;
− уровень проекта учебного плана и программ по предметам;
− создание проекта конкретного образовательного процесса в форме его плана на год, учебную тему;
− уровень реального образовательного процесса в образовательной организации, уровень конкретного учебного занятия [2].
Отмеченные уровни задают структуру анализа управления образовательным процессом, поскольку на каждом уровне его отличают разные структурные компоненты. Для решения вопросов качества образования в образовательной организации важным является раскрытие специфики управления и структуры образовательного процесса на втором, третьем и четвертом уровне. Специфика особенностей управления образовательным процессом на этих уровнях подробно раскрыта в цитируемых источниках: пособии В.В. Краевского, А.В. Хуторского и публикациях Т.И. Шамовой, С.К. Калдыбаева и других.
В основу теоретико-методологической базы исследования положены научные труды Н.А. Рыбакина (компетентностный подход как методологическая основа развития педагога), В.Н. Введенского, А.В. Хуторского, В.А. Адольфа, А.А. Вербицкого, Н.В. Кузьминой (составляющие профессиональной компетентности педагога), Д.Н. Новикова, Т.И. Шамовой, Т.М. Давыденко (теория управления образовательными системами и процессами), Е.Н. Соколовой (структура профессиональной компетентности учителя), С.Г. Молчанова (система повышения квалификации педагогических работников), Т.Н. Гущиной (методическая компетентность), А.И. Зимней и А.Г. Бермуса (формирование профессиональных требований к специалисту), О.В. Петунина (профессиональные затруднения педагога при внедрении ФГОС).
Базой практического исследования выступил анализ результатов оценочных процедур выпускников территорий трех муниципалитетов (Валуйский городской округ, Вейделевский район, Ровеньский район), закрепленных за Валуйским межмуниципальным методическим центром ОГАОУ ДПО «БелИРО». В исследовании приняли участие 75 педагогов.
Материалы и методы исследования. Для проведения исследования был использован комплекс следующих методов:
- на этапе выявления проблемы исследования проведен теоретический анализ нормативно-правовых документов, психолого-педагогической и методической литературы,
- на этапе изучения проблемы исследования – анализ результатов оценочных процедур и изучение уровня предметных компетенций педагогов;
- при обобщении данных исследования – анализ и синтез полученных данных, статистические методы обработки результатов в виде таблиц, диаграмм.
Результаты и их обсуждение.
Подавляющее большинство авторов научных и методических работ, говоря об образовательном процессе, определяют его сущность и структуру на четвертом уровне и сходятся во мнении, что понятие «образовательный процесс» шире, чем понятие «процесс обучения». На это обращают внимание: А.В. Хуторской, который выделяет следующие компоненты образовательного процесса: целевой, содержательный, деятельностный, организационный, технологический и временной; В.А. Сластенин, который определяет педагогический, следовательно, и образовательный процесс как «специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии» [5].
В качестве основных элементов образовательного процесса авторы выделяют:
− педагогов и обучающихся (наиболее активные элементы),
− содержание образования,
− средства образования (материально-технические и педагогические) [3].
Т.И. Шамова, раскрывая особенности анализа образовательного процесса как педагогической системы, определяет его как специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, учащихся между собой, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, в результате решения которых происходят изменения в обученности, обучаемости, развитости учащихся, в их ценностных отношениях. Автор даёт схожую с рассмотренной выше (с точностью до синонимов) классификацию компонентов образовательного процесса.
Шире на структуру образовательного процесса (с позиции второго и третьего уровней) смотрят С.К. Калдыбаев и А.Б. Бейшеналиев. По мнению авторов, в характеристику качества образовательного процесса включаются и другие составляющие, влияющие на эффективность его протекания. Такими компонентами качества образовательного процесса авторы считают:
− содержание образовательных программ;
− менеджмент образовательного процесса;
− учебно-методическую и материально-техническую обеспеченность образовательного процесса;
− технологию образовательного процесса;
− качественный состав педагогов;
− состав обучающихся.
Однако каждый из этих объектов, в большинстве случаев, не поддается непрерывному отслеживанию и оценке в целостном виде, поскольку имеет различные проявления и уровни, поэтому логично формализовать модель качества образовательного процесса и отслеживать состояние объекта и его изменение по конкретным существенным критериям и показателям.
Одним из средств получения достоверной информации о качестве образования являются результаты участников ГИА, которые рассматриваются как один из элементов единой (общероссийской) системы оценки качества образования в части образовательных достижений обучающихся.
Результаты ГИА отличаются от результатов других оценочных процедур обучающихся тем, что они осуществляются по окончанию освоения основной образовательной программы основного и среднего общего образования и выступают объективными индикаторами результатов освоения обучающимися образовательных программ. Могут быть использованы для оказания «адресной» помощи педагогу в освоении и совершенствовании профессиональных компетенций.
Интерпретация результатов ГИА позволяет определять качество подготовки выпускников и уровень сформированности предметных компетенций педагога, формировать адресные планы повышения квалификации учителей [6].
В контексте анализа и интерпретации результатов ГИА по учебному предмету «Биология» следует отметить возможность принятия на их основе решений о необходимости оказания адресной методической помощи учителю на основе выявленных проблем или обозначение форм и методов трансляции позитивного опыта работы по подготовке обучающихся к процедурам ГИА.
Анализ результатов ЕГЭ по биологии показывает положительную динамику. Продолжает сокращаться количество участников, не преодолевших минимальный балл. По сравнению с 2021 годом данных участников на 2,14% меньше. Увеличился средний тестовый балл на 1,1. Продолжает повышаться количество высокобалльников: на 1,1%.
Этот факт можно объяснить увеличением количества обучающихся в образовательных организациях и приоритетом данного предмета для продолжения обучения по профессиональным образовательным программам.
Улучшение результатов объясняется тем, что в последние годы усилена вариативность образования: обучение по индивидуальным учебным планам, открытие классов медицинской направленности, где биология изучается на углубленном уровне, введение элективных курсов в соответствии с интересами и потребностями обучающихся, а также активного участия в предметных олимпиадах и конкурсах разного уровня.
В большинстве общеобразовательных организациях оборудованы специализированные кабинеты биологии: в достаточном количестве имеются микроскопы, микролаборатории, наборы препаратов, современные наглядные пособия, цифровые образовательные ресурсы.
Следствием этого является повышение мотивации к изучению предмета и осознанный его выбор выпускниками для сдачи ЕГЭ.
Успешность решения каждого задания контрольно-измерительных материалов (далее – КИМ) позволяет сделать вывод о степени сформированности каждого из требований, проверяемых данным заданием.
Выполнение каждого задания выпускниками 2022 года приведено на диаграмме 1.
Диаграмма №1. Средний процент выполнения заданий по биологии в 2022 году.
Успешность выполнения заданий КИМ представлена в виде среднего процента выполнения.
Но следует отметить, что на недостаточном уровне выпускники усвоили элементы содержания/умения, навыки, виды деятельности, проверяемые в следующих заданиях (табл. 1).
Таблица 1. Анализ усвоения на недостаточном уровне элементов содержания/умения, навыков, видов деятельности
№ задания / уровень | Процент выполнения | Проверяемые элементы содержания | Проверяемые умения, навыки, виды деятельности |
6-П | 34 | Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки. Установление соответствия (с рисунком) | Знать строение, жизнедеятельность и многообразии клеток. Уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, распознавать и сравнивать клетки разных организмов, процессы, протекающие в них |
10-П | 37 | Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы. Установление соответствия (с рисунком и без рисунка) | Знать и понимать строение и признаки биологических объектов, сущность биологических процессов и явлений; уметь распознавать и описывать, выявлять, сравнивать и определять биологические объекты, процессы и явления, происходящие в них |
23-В | 29 | Задание с изображением биологического объекта | Уметь распознавать биологические объекты и процессы по их описанию, рисункам, графикам, диаграммам, а также решать простейшие биологические задачи, использовать биологические знания в практической деятельности |
24-В | 37 | Задание на анализ биологической информации | Уметь формировать собственную позицию по отношению к биологической информации, получаемой из различных источников |
25-В | 18 | Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов | Применять знания в новой ситуации, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, систематизировать и интегрировать знания, обобщать и формулировать выводы |
26-В | 21 | Обобщение и применение знаний об эволюции органического мира и экологических закономерностях в новой ситуации | Знать виды, движущие силы, направления и результаты эволюции органического мира; уметь объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного мира и животного мира, устанавливать взаимосвязь движущих сил и результатов эволюции, решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике |
27-В | 28 | Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации | Знать и понимать строение и жизнедеятельность клетки; процессы, процессы, происходящие в клетке: пластический обмен, фотосинтез, хемосинтез, энергетический обмен, биосинтез белка; решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике |
Анализ результатов ЕГЭ показал, что на недостаточном уровне выпускники усвоили следующие элементы содержания/умения, навыки, виды деятельности:
– знать и понимать строение и признаки биологических объектов, сущность биологических процессов и явлений, современную биологическую терминологию и символику;
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
– умения и навыки работы с различными видами информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
– уметь распознавать биологические объекты и процессы по их описанию, рисункам, графикам, диаграммам, а также решать простейшие биологические задачи;
– умение грамотно формулировать развернутый ответ.
В заданиях линий 22-28 требовалось продемонстрировать не только знания, но и умения объяснять и интерпретировать научные факты, конкретные примеры, применять теоретические знания для объяснения биологических процессов и явлений.
Отмечается отрицательная динамика в отношении качества выполнения всех заданий высокого уровня сложности (22-28), но в большей степени это касается заданий 23, 24, 25, 26, 27 которые направлены на проверку умений обобщать и применять знания в новой ситуации, о многообразии живого мира, строении организма человека, об эволюции органического мира и экологических закономерностях; решать задачи по цитологии.
Основными причинами данных результатов являются:
– усложнение содержания заданий КИМ;
– включение заданий, требующих умения анализировать, использовать знания в нестандартных ситуациях, в практической деятельности;
– работать с текстом, рисунками и графиками.
В рамках реализации проекта по созданию Единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров и распространению форматов непрерывного профессионального развития педагогических работников, в соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 02 апреля 2021 года №АК-152/08 «О проведении процедуры оценки предметных и методических компетенций учителей» проведена оценка предметных и методический компетенций учителей-предметников.
Оценка компетенций преимущественно направлена на повышение уровня профессионализма учителя путем выявления и устранения проблем, связанных с непосредственным выполнением педагогом своих профессиональных обязанностей.
Оценка компетенций проводилась посредством выполнения диагностической работы с использованием оценочных материалов, разработанных на федеральном уровне, с целью выявления уровня компетенций учителя, в том числе и профессиональных дефицитов, по наиболее значимым аспектам профессиональной деятельности (с учетом ограничений, обусловленных стандартизацией оценочных материалов).
Предметом оценки являлись именно основные предметные и методические компетенции учителя-предметника, оцениваемые на основе результатов выполнения диагностической работы.
Объектом контроля предметной подготовки являлось знание преподаваемого предмета в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, истории преподаваемого предмета и его места в мировой культуре и науке.
Объектом контроля методики преподавания являлось знание основ методики преподавания предмета, основных принципов системно-деятельностного подхода, видов и приемов современных педагогических технологий и владение формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий (проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.).
Объектом контроля оценивания являлось знание путей достижения образовательных результатов и способов оценки результатов обучения; умение объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
Мониторинг показал, что в основном учителя биологии испытывают дефициты методической подготовки:
− не умеют планировать учебную деятельность на основе вариативных форм ее организации;
– осуществлять подбор методик обучения, обеспечивающих его индивидуализацию и создание зоны ближайшего развития обучающихся;
− существует проблема с анализом результата обучения биологии, с анализом причин ошибок учащихся и разработкой корректирующих мер;
– испытывают трудности при составлении технологической карты урока.
Анализ предметных компетенций педагогов, преподающих предмет «Биология», позволил установить, что у учителей чаще всего возникают следующие затруднения:
– применять теоретические знания на практике;
– решать биологические задачи по генетике и цитологии на применение знаний в новой ситуации;
– интерпретировать и преобразовывать текстовую информацию в иные знаковые формы (таблицу, схему, диаграмму и т.п.) и наоборот;
– четко и кратко по существу вопроса излагать письменный ответ.
Результаты мониторинга педагогов в сравнении с результатами государственной итоговой аттестации обучающихся позволили установить (выявить) зависимость между затруднениями учителей и западающими знаниями и умениями школьников приведены в диаграмме 2.
Диаграмма 2. Результаты мониторинга педагогов в сравнении с результатами государственной итоговой аттестации обучающихся
В работе по преодолению профессиональных затруднений учителей особое внимание необходимо уделить практическим формам работы.
Валуйским межмуниципальным методическим в целях повышения предметных компетенций для педагогов общеобразовательных организаций Валуйского городского округа, Вейделевского и Ровеньского районов были организованы и проведены мероприятия, направленные на совершенствование предметных и методических компетенций педагогов:
1. Круглый стол с целью обмена опытом («Формула профессионального роста педагога»).
2. Вебинар по повышению уровня предметных компетенций педагогов («Особенности подготовки к ГИА (ЕГЭ) по биологии в 2022 году: проблемы и пути решения).
3. Семинар по повышению эффективности подготовки к ГИА и освоения учителями практических навыков подготовки обучающихся к государственным экзаменам («Использование результатов государственной итоговой аттестации в управлении качеством образования»).
4. Практикум по использованию активных и продуктивных технологий и методов обучения, методических приемов и средств («Интерактивные методы обучения – инструмент формирования ключевых компетенций обучающихся»).
5. Разработаны индивидуальные образовательные маршруты для учителей биологии.
6. Теоретическая подготовка осуществлена через проведение заседаний муниципальных методических объединений (По приказам муниципальных органов управления образования).
В целом вся работа Валуйского межмуниципального методического центра была построена таким образом, чтобы обеспечить учителей биологии различными формами методического сопровождения по планированию, реализации и коррекции профессиональных дефицитов, с учетом результатов ГИА обучающихся по западающим знаниям и умениям школьников, что способствовало повышению профессиональной компетенции учителей и достижению положительных результатов.
Выводы. Обобщая результаты исследования, важно отметить, что развитие и совершенствование профессиональных компетенций – процесс динамический, способствующий стремлению к самосовершенствованию и повышению качества профессиональной деятельности.
Результатом методического сопровождения педагогов, направленного на расширение профессиональных компетенций, в частности предметных знаний и умений является профессиональный рост педагогов, выраженный в адаптации технологий, методов и приемов, усвоенных в процессе взаимодействия с методистами Валуйского межмуниципального методического центра, и изменении привычных практик преподавания.
Таким образом, можно сделать вывод, что система повышения профессионального мастерства должна обладать гибкостью и динамикой, учитывать потребности педагогических работников, способствовать снятию профессиональных затруднений педагогов. Такая подвижность системы методической работы и повышения квалификации возможна только благодаря анализу результатов оценочных процедур обучающихся, а так же мониторингу профессиональных компетенций учителей. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества образования.
Список литературы
1. Вальдман И.А. Подходы к управлению качеством образования на основе использования процедур оценки образовательных достижений учащихся. // Управление образованием: теория и практика. 2018. №4(12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-upravleniyu-kachestvom-obrazovaniya-na-osnove-ispolzovaniya-protsedur-otsenki-obrazovatelnyh-dostizheniy-uchaschihsya (дата обращения: 15.03.2023).
2. Габова М.А. Выявление и преодоление профессиональных затруднений педагогов Республики Коми // Методические рекомендации. – Сыктывкар: ОУДПО «КРИРО». 2018. С-49.
3. Барабас А.А., Школьникова М.Ю., Белогубец Я.А., Черепанова О.А., Баранова Ю.Ю. и [др.]. Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций по интерпретации результатов процедур внутрирегионального анализа оценки качества общего образования. – Челябинск: ГБУ ДПО РЦОКИО, 2017. – С.60.
4. Двуличанская Н.Н. Организационно-педагогические условия повышения профессиональной компетентности обучающихся в системе непрерывного естественнонаучного образования // Наука и образование. 2019. № 3. URL:http://technomag.edu.ru/doc/170201.html (дата обращения: 17.03.2023).
5. Петунин О.В. Профессиональные затруднения педагога при внедрении ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24061 (дата обращения: 28.03.2023).
6. Решетникова О.А. Принципы организации процедур оценки качества образования // Управление образованием: теория и практика. 2020. № 4 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-organizatsii-protsedur-otsenki-kachestva-obrazovaniya (дата обращения: 25.03.2023).