Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №09 (98) Сентябрь 2024
УДК 37.02
Дата публикации 13.09.2024
Модель формирования организационных умений младших школьников в проектной деятельности
Айхель Наталья Владимировна
учитель начальных классов «Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия № 80 г. Челябинска», Россия, г. Челябинск, evgenata@yandex.ru
Уварина Наталья Викторовна
доктор педагогических наук, профессор Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, г. Челябинск, nuvarina@yandex.ru
Аннотация: Высокая скорость жизни, многократно растущие объемы информации и трансформация в политической, экономической, общественной жизни общества выдвигают новые требования к системе образования. Стала актуальной потребность в личности, готовой к самообучению, самоорганизации, эффективной в процессе деятельности в постоянно меняющихся условиях на протяжении всей жизни. В статье представлено рассмотрение вопроса формирования организационных умений младших школьников в проектной деятельности. С помощью метода категориально-системной методологии «Схема функциональной системы» сконструирована модель формирования организационных умений младших школьников в проектной деятельности. Полученные в процессе разработки модели результаты, позволили получить новые представления об объекте и предмете исследования, интерпретировать процесс формирования организационных умений младших школьников в категориях схемы функциональной системы.
Ключевые слова: организационные умения, младшие школьники, формирование, проектная деятельность, метод «схема функциональной системы».
primary school teacher "Municipal Autonomous educational institution "Gymnasium No. 80 of Chelyabinsk", Russia, Chelyabinsk
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of South Ural State University of Humanities and Education, Russia, Chelyabinsk
Abstract: The high speed of life, the multiplying amounts of information and the transformation in the political, economic, and social life of society put forward new requirements for the education system. The need for a personality ready for self-learning, self-organization, effective in the process of activity in constantly changing conditions throughout life has become urgent. The article presents an examination of the issue of the formation of organizational skills of younger schoolchildren in project activities. Using the method of the categorical-system methodology "Scheme of a functional system", a model for the formation of organizational skills of younger schoolchildren in project activities is constructed. The results obtained during the development of the model made it possible to obtain new ideas about the object and subject of research, to interpret the process of formation of organizational skills of younger schoolchildren in the categories of a functional system scheme.
Keywords: organizational skills, primary school students, formation, project activity, the method "scheme of a functional system".
Айхель Н.В., Уварина Н.В. Модель формирования организационных умений младших школьников в проектной деятельности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 09 (98). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/model-formirovaniya-organizatsionnykh-umenij-mladshikh-shkolnikov-v-proektnoj-deyatelnosti.html (Дата обращения: 13.09.2024)
Стремительное развитие технологий, растущий объем информации и высокий ритм жизни побуждают современного человека к постоянному развитию, самосовершенствованию, самоорганизации. Сегодня, чтобы быть успешным, конкурентноспособным в постоянно меняющихся условиях в учебной, профессиональной деятельности и жизненных ситуациях, необходимо иметь достаточно высокий уровень самоорганизации, т.е. осознанно управлять своей жизнью. Умения ставить перед собой учебные, жизненные цели, определять порядок действий по их достижению, управлять временем и ресурсами, а также взаимодействие с другими людьми для достижения общих целей, являются ключевыми для современного человека в сегодняшних реалиях. Актуальной становится проблема развития организационных умений начиная с младшего школьного возраста.
Организационные умения входят в состав познавательных умений, которые мы можем определить как способность личности через осмысление, апробацию и закрепление действий, реализующихся на базе знаний, навыков и опыта к целенаправленной познавательной деятельности, характеризующейся адаптивностью, устойчивостью и развитием, в привычных и изменяющихся условиях [1] наравне с практическими, коммуникативными, интеллектуальными, рефлексивными и информационными и формируются, развиваются в процессе деятельности. В данной статье рассмотрим вопрос формирования организационных умений в процессе проектной деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что вопрос формирования организационных умений (чаще всего организационные умения рассматриваются в контексте обще-учебных или учебно-организационных умений) рассматривался как часть процесса подготовки обучающихся к самообучению и самообразованию. Т.И. Шамова еще в 1970 -х годах исследовала проблему учения как процесса самоуправления: «Процесс учения с позиций дидактики представляет собой организованную учителем (или самим учеником) целенаправленную самоуправляемую отражательно-преобразующую деятельность по овладению знаниями, способами их добывания, переработки и применения» [2, с.71]. С.Г. Воровщиков предлагает рассматривать учебно- управленческие умения, как умения определять учебные задачи, определять рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи, умения определять объем выполнения домашнего задания, ставить цели самообразовательной деятельности, владеть средствами самоконтроля, «через призму управленческого цикла, под которым принято понимать целостную совокупность сориентированных на достижение определенной цели взаимодействующих управленческих функций, выполняемых последовательно, а иногда параллельно» [3]. И. С. Сергеев и В.И. Блинов считают важным при формировании организационных умений групповые формы работы в сочетании с индивидуальными, отмечая необходимость умения обучающегося работать над решением задачи, проблемы не только самостоятельно, но и в сотрудничестве с другими участниками группы [4].
Вопрос формирования организационных умений младших школьников является одним из важных, поскольку именно от его решения во многом зависит успешность, организованность отдельного обучающегося и совершенствование учебного - воспитательного процесса класса и школы, который направлен на всестороннее развитие личности, готовой к самоорганизации и самообучению. Младший школьный возраст наиболее расположен к формированию организационных умений, поскольку у ребенка впервые ведущей деятельностью становится учебная, предполагающая организацию выполнения заданий на уроках и дома. Поскольку учение теперь основная деятельность обучающихся, они активно усваивают новые нормы поведения, новые правила и открыты ко всему новому.
Е. С. Полат определил проектную деятельность как «совместную деятельность учителя и учащихся, направленную на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации» [5, с. 66], в которой при сотрудничестве взрослого и обучающихся в групповой и индивидуальной работе реализуется потребность учащегося в творческой деятельности, самореализации и самовыражении.
Поскольку одним из ключевых результатов проектной деятельности является сформированная самостоятельность в планировании, которая отвечает стремлению к автономности обучающихся и позволяет им самим определять цели, способы и методы [6], а также способствует росту мотивации к решению реальных практических задач, проявлению сотрудничества и чувства общности среди участников проекта [7], можно сделать вывод, что проектная деятельность является одним из эффективных способов формирования и развития организационных умений
Материалы и методы
С помощью метода категориально-системной методологии «Схема функциональной системы» нами была создана модель формирования и развития организационных умений обучающихся в проектной деятельности.
Категориально-системная методология разрабатывалась профессором В.И. Разумовым, в дальнейшем нашла продолжение в научных работах профессора Г. Д. Боуш.
Выбор метода был обусловлен тем, что данный метод позволяет «применение категориальных схем в качестве когнитивных оболочек для упаковки знаний любого типа в форме качественных моделей соответствующих объектов». А также функциональные системы формируются для достижения и поддержания полезного приспособительного результата в ответ на изменения среды [8].
Продуктивность применения данного метода подтверждена научными результатами для исследования как педагогических проблем, (Васильева А.В. [9], Ванягина М.Р. [10] и др.), так и в других научных областях (Гульбинас А.С., Широкова Д.Н. [11], Ревтова Е.Г. [12], Чистова Е.В. [13]) и др.
Схема функциональной системы представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Схема функциональной модели
Элементы системы:
Внешнее воздействие - изменяющиеся условия среды, побуждающие объект к адаптации к новым условиям.
Память – наличие у объекта опыта поведения в сходных ситуациях.
Ресурсы – потенциал объекта или элементов среды, который может быть использован для формирования функциональной модели.
Блок программирования – область, где разрабатываются сценарии возможных ответов объекта на внешнее воздействие и в результате «мыслительных» экспериментов производится выбор наиболее адекватного из них.
Орган-исполнитель – подсистема, которая участвует в реализации сценария (проекта, программы), подготовленной в блоке программирования, также область проявления реакции функциональной системы на воздействия внешней среды.
Результат – характер приспособительной реакции объекта относительно внешнего воздействия, за счет обратной связи, позволяющий функциональной системе обучаться и совершенствоваться [8].
Последовательность действий, необходимая для претворения данного метода:
1) определить тип внешних воздействий на объект;
2) определить ресурс, который может обеспечить реализацию приспособительных реакций объекта на воздействия внешней среды;
3) выявить части объекта, являющиеся носителями памяти, опыта его поведения в сходных ситуациях;
4) выявить блок программирования, вырабатывающий сценарии реакции объекта на внешнее воздействие;
5) выявить орган-исполнитель, реализующий оптимальные сценарии реакций;
6) выявить результат реализации оптимального сценария реакции объекта на внешнее воздействие [8].
В соответствии с логикой применения категориального метода «Схема функциональных систем» мы выделили соответствующие элементы схемы.
Элемент Внешнее воздействие обусловлен социальным заказом, отраженным в ФГОС НОО, в котором четко обозначены требования к результатам обучающихся, а именно «готовность и способность обучающихся к самоорганизации и саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества [14].
Элемент Память представлен опытом организационной деятельности обучающихся, полученном в дошкольном возрасте и требующем развития, углубления и отработки.
Элемент Ресурс- участие обучающихся, в рамках проектной деятельности, в работе над индивидуальными и групповыми проектами.
Элемент Блок программирования - специально организованная проектная деятельность, способствующая формированию и развитию организационных умений.
Элемент Орган-исполнитель - образовательное учреждение, которое обеспечивает осуществление проектной деятельности, способствующей формированию и развитию организационных умений.
Элемент Результат – это сформированные организационные умения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Работа по программам – образовательное учреждение, согласно внутренним нормативным документам (программы, планы и т.д.) определяет общие направления развития образовательного процесса в учреждении, в том числе направление проектной деятельности, формирование необходимых умений, навыков обучающихся.
Генерация программ – в результате проектной деятельности, направленной на формирование организационных умений младших школьников, есть возможность сгенерированные новые идеи, подходы, методы включить в образовательную деятельность образовательного учреждения.
Стратегическое планирование системы – крайне важно, чтобы результат формирования организационных умений младших школьников в проектной деятельности соответствовал современному социальному заказу, стратегическим целям развития общества.
На рисунке 2 представлена модель формирования и развития организационных умений младших школьников:
Рисунок 2. Модель формирования и развития организационных умений младших школьников в проектной деятельности
Заключение
Разработанная модель «Формирование и развитие организационных умений младших школьников в проектной деятельности» дает представление об объемности и цельности процесса формирования и развития организационных умений.
Примененный метод «Схема функциональной системы» категориально-системной методологии позволил:
1)получить новые представления об объекте и предмете исследования;
2) трактовать процесс формирования и развития организационных умений младших школьников в проектной деятельности в категориях схемы функциональной системы;
3) выявить в объекте механизмы самоорганизации и организации, что позволит в последствии выявить возможные механизмы управления и самоуправления в нем;
4) разработать функциональную систему, отличную от существующих в педагогической теории и практике [8].
Практическая значимость представленной модели выражена в ее многофункциональности, так как дает возможность, используя материалы диагностики сформированности организационных умений, сгенерировать образовательные программы по формированию и развитию организационных умений обучающихся, а также выстроить индивидуальную траекторию формирования или развития организационных умений обучающегося в проектной деятельности и учебном процессе.