Психология труда, инженерная психология, эргономика | Мир педагогики и психологии №04 (81) Апрель 2023

УДК 159.9

Дата публикации 30.04.2023

Самодетерминационный аспект профессионального развития личности: современные методы исследования

Чернышенко Эдуард Александрович
кандидат психологических наук, преподаватель, Военный университет Минобороны России, Москва chernyshenko_eduard@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается проблематика мотивации человека в контексте самодетерминации профессионального развития и достижения высокого уровня профессионализма. В свою очередь, продвижение человека к вершинам профессионализма рассматривается сквозь призму его индивидуализации как субъекта труда. В статье определены основные категории и раскрыта сущность современной теории самодетерминации. Особенности каузальных ориентаций субъекта труда при осуществлении им метапрофессиональной деятельности представляются в роли индивидуальных стилей самодетерминации профессионального развития. Проведен анализ различных методик диагностики мотивационных структур личности человека. Предложены методики для диагностирования внутренних мотивационных сил человека, позволяющих самостоятельно и эффективно управлять процессом своего профессионального развития и, как следствие, достигать высокого уровня профессионализма в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: личность, профессиональная деятельность, профессиональное развитие, профессионализм, мотивация, самодетерминация, каузальная ориентация, стиль.

Motivational aspect of professional personality development: modern research methods

Chernyshenko Eduard A.
PhD of Psychological Sciences, lecturer, Military University of the Ministry of Defense of Russia, Moscow

Abstract: The article deals with the problems of human motivation in the context of self-determination of professional development and achievement of a high level of professionalism. In turn, the advancement of a person to the heights of professionalism is viewed through the prism of his individualization as a subject of labor. The article defines the main categories and reveals the essence of the modern theory of self-determination. Features of the causal orientations of the subject of labor in the implementation of his metaprofessional activity are presented as individual styles of self-determination of professional development. The analysis of various methods of diagnosing the motivational structures of a person's personality has been carried out. Techniques for diagnosing the internal motivational forces of a person are proposed, which allow one to independently and effectively resolve social situations of professional development and, as a result, achieve a high level of professionalism in professional activities.
Keywords: personality, professional activity, professional development, professionalism, motivation, self-determination, causal orientation, style.

Правильная ссылка на статью
Чернышенко Э.А. Самодетерминационный аспект профессионального развития личности: современные методы исследования // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 04 (81). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/samodeterminatsionnyj-aspekt-professionalnogo-razvitiya-lichnosti-sovremennye-metody-issledovaniya.html (Дата обращения: 30.04.2023)

Процесс становления профессионала является непосредственным результатом профессионального развития личности человека как субъекта труда, включенного в систему социальных и профессиональных отношений. В психологии профессиональное развитие рассматривается как одна из сторон целостного процесса развития личности, касающаяся, в первую очередь, развития профессионально важных качеств человека, то есть личностных качеств необходимых для выполнения той или иной трудовой деятельности. Профессиональный путь каждого человека апостериорно уникален, следовательно, и траектория профессионального развития субъекта труда носит ярко выраженный индивидуализированный характер. Процесс индивидуализации профессионального развития тесно связан с феноменом самодетерминации развития личности, являющейся внутренней движущей силой человека, позволяющей достигать высот профессионализма уникальным способом, выражающимся в индивидуальном стиле достижения профессионализма. При этом на первый план выходит активность человека по отношению к своей профессиональной жизни не только в вопросах профессиональной подготовки и выполнения трудовых функций, но и в вопросах организации профессионального саморазвития, сознательного и целенаправленного развития в себе необходимых профессионально важных качеств.

Профессиональная индивидуализация субъекта труда заключается не только в формировании и развитии неповторимого, исключительного профессионального мастерства, проявляющегося в форме индивидуального стиля деятельности, но и в индивидуальном способе самого профессионального развития. «С позиции категории «индивидуальный стиль деятельности» можно говорить об индивидуальном стиле формирования личности и деятельности профессионала, об индивидуальном стиле их реализации, осуществления и, наконец, об индивидуальном стиле саморегуляции или самодетерминации развития личности профессионала в целом» [6, с. 57]. То есть продвижение человека к вершинам профессионализма происходит на фоне индивидуально-своеобразных способов самоорганизации прогрессивного профессионального развития, которые детерминированы осуществляемой профессиональной деятельностью, профессиональной средой и его индивидуальностью. При этом под самоорганизацией профессионального развития следует понимать деятельность (систему приемов, методов), направленную на упорядочивание, структурирование процесса профессионального становления и развития личности человека, ориентированного на высокий уровень профессиональных достижений. В соответствии с этим, на пути к профессионализму человек прилагает определенные усилия для развития в себе качеств необходимых для приобретения желаемого положительного результата в своем профессиональном развитии, которые тесно связаны с проблематикой внутренней мотивации человека, а точнее – самодетерминацией профессионального развития.

Проблематика феномена мотивации поведения и деятельности человека пользуется популярностью у исследователей с начала ХХ века и активно развивается в настоящее время. Однако, в теории мотивации до сих пор отсутствует стройный, гармоничный и непротиворечивый теоретический конструкт, отвечающий на все возникающие вопросы, касающиеся глубинных внутренних источников мотивации человека. Наиболее известными современными теориями мотивации являются: теория иерархии потребностей А. Маслоу; теория ERG (потребностей существования роста и связей), разработанная К. Альдерфером; теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда; теория двух факторов Ф. Герцберга; теория ожиданий В. Врума; модель Портера-Лаулера.

В соответствии с указанными теориями разработаны и апробированы ряд методик диагностики мотивационных структур личности человека, которые в своем большинстве направлены на исследование актуальных мотивационных состояний объекта исследования. Например, методика «Пирамида потребностей» И. А. Акиндиновой предназначена для выявления базовых потребностей-мотиваторов в соответствии с теорией мотивации А. Маслоу. Диагностика мотивационной структуры личности В. Э. Мильмана направлена на выявление устойчивых тенденций в поведении: общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечение комфорта и социального статуса и др. Методика С. М. Петрова позволяет адекватно отражать мотивационную обусловленность «Я-концепции» личности, для изучения которой используется стимульный материал в виде пословиц, что обусловлено их близостью к архетипическим образованиям психики и ментальным формам сознания. Тест мотивов аффилиации С.А. Шапкина, позволяет диагностировать потребность человека в установлении, сохранении и упрочении хороших отношений с людьми. Данный опросник оценивает две мотивационные тенденции, соотносимые с потребностью аффилиации: стремление к людям и боязнь быть отвергнутыми. Мотивационные методики Т. Элерса «Мотивация достижения успеха» и «Мотивация избегания неудач», методика А. А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи», а также модификация теста-опросника измерения мотивации А. Мехрабиана (в адаптации М. Ш. Магомед-Эминова) предназначены для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи.

В своем большинстве теории мотивации описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека. Среди представленного разнообразия методик ни одна из них не направлена непосредственно на исследование фундаментальных основ самодетерминации, где под самодетерминацией понимается способность человека к самостоятельному выбору направления саморазвития. Будучи самодетерминированным, человек действует на основе собственного выбора, а не на основе обязательств или принуждений, и этот выбор базируется на осознании своих потребностей и сопоставлении их с внешними условиями.

В связи с этим, исследования в области мотивации профессионального развития человека должны быть направлены именно на поиск объяснительного конструкта, позволяющего понять глубинные внутренние мотивационные силы человека, позволяющие ему самостоятельно и эффективно разрешать социальные ситуации профессионального развития и, как следствие, достигать профессионализма в своей профессиональной деятельности. Операционализировать поставленную задачу позволяют  положения теории самодетерминации, авторами которой являются Эдвард Л. Деси и Ричард М. Райан. В России существенный вклад в развитие теории самодетерминации внесла научная школа факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (Д. А. Леонтьев, Т. О. Гордеева, О. Е. Дергачева, Е. И. Рассказова, Е. Н. Осин, Е. Ю. Мандрикова, О. В. Митина, Д. Д. Сучков и др.). Теория самодетерминации позволяет понять природу внутренней мотивации профессионального развития субъекта профессионализации.

В теории самодетерминации ключевое значение придается потребности в автономии, которая играет решающую роль в функционировании феномена внутренней мотивации человека. Потребность в автономии означает потребность в осуществлении и переживании выбора, в стремлении самостоятельно контролировать собственные действия и поведение, быть их независимым инициатором. При этом на передний план выдвигается проблема формирования индивидуальных особенностей построения мотивационных структур человека как результат регулярного удовлетворения, или наоборот, подавления потребности в автономии под воздействием окружающей социальной среды. Формирование мотивационных структур человека наиболее активно происходит в детском возрасте, в «первые двенадцать лет, поскольку именно в этом возрасте формируется базовая ориентация, которая впоследствии подвержена лишь незначительным изменениям» [1, с. 118]. Следовательно, мотивационная подсистема личности человека, формируясь и развиваясь в процессе его социализации, представляет собой индивидуализированный «…синтез аффективного опыта, убеждений и установок относительно себя, среды и других людей, а также программу взаимодействия со средой» [4, с. 178]. В российской психологической практике широкое распространение получили две методики измерения уровня автономии – это тест самодетерминации Е. Н. Осина и русскоязычный опросник каузальных ориентаций Э. Деси и Р. Райана (далее – РОКО).

Тест самодетерминации Е. Н. Осина, представляет собой модификацию шкалы самодетерминации К. Шелдона и Э. Деси, адаптированную и существенно дополненную по результатам апробации на русскоязычных выборках. Тест Е. Н. Осина измеряет субъективное переживание индивидом того, насколько он сам определяет ход собственной жизни и насколько его жизнь соответствует его желаниям. Тест включает в себя две шкалы: шкалу автономии и шкалу самовыражения. Шкала автономии измеряет степень воспринимаемого выбора, или степень уверенности человека в том, что у него есть в жизни возможность выбора и что он сам делает этот выбор, определяя ход собственной жизни. Шкала самовыражения измеряет, в какой мере человек переживает собственную жизнь как соответствующую его собственным желаниям, потребностям и ценностям. Методика содержит альтернативные утверждения, диагностирующие автономию (уверенность в возможности выбора в жизненных ситуациях) и самовыражение (переживание жизни как соответствующей собственным желаниям, потребностям и ценностям) [10].

Российская версия опросника каузальных ориентаций  Э. Деси и Р. Райана (в адаптации Д. А. Леонтьева, О. Е. Дергачевой) направлена на диагностику сравнительной выраженности одного из трех способов принятия решения в ситуации выбора: опора на самостоятельные внутренние критерии (автономия), опора на внешние критерии и основания (контроль), выжидание и уход от решения (безличная ориентация). Методика РОКО для целей исследования мотивации профессионального развития представляет наибольший интерес, так как дает характеристику стилевым особенностям принятия решения в различных жизненных ситуациях, в том числе при осуществлении метапрофессиональной деятельности в форме профессионального самоопределения. Методика РОКО позволяет не только диагностировать уровень автономии, но и раскрыть внутреннюю структуру феномена самодетерминации через анализ каузальных ориентаций объекта исследования.

В соответствии с особенностями развития мотивационных структур у человека формируется индивидуальный локус каузальности. Понятие локуса каузальности отражает то, на что ориентируется человек в своем поведении. Если поведение основывается на собственном автономном выборе, это внутренний локус каузальности, если на внешних требованиях или ожидаемой награде, это внешний локус, если оно исходит из невозможности достижения желаемого результата каким-либо путем и носит случайный, хаотичный характер, налицо безличный локус каузальности. Каждому типу локуса каузальности соответствует мотивационная подсистема – тип преобладающей мотивации [2, с. 93].

Тип мотивационной подсистемы человека в сочетании с соответствующими когнитивными, аффективными и другими психологическими характеристиками определяется как каузальная ориентация, которая может быть внутренней (интернальной), внешней (экстернальной) или безличной [Там же].

Люди с автономной каузальной ориентацией оперируют внутренней мотивационной системой. У них проявляются тенденции воспринимать локус каузальности как внутренний и испытывать чувства самодетерминации и компетентности. Налицо высокая степень осознания базовых потребностей и четкое использование информации для принятия решений о поведении, вследствие чего развито чувство компетентности и высокий уровень самодетерминации. Такой человек способен обращать автоматизированное поведение в самодетерминированное, перепрограммировать его или управлять им по своему усмотрению. Ему не свойственно самообвинение в случае неудачи, он обладает гибким поведением и чувствительностью к изменениям среды [Там же, с. 94].

Люди с доминирующей внешней каузальной ориентацией характеризуются стремлением к сверхдостижениям. Они верят в зависимость получаемых результатов от поведенческих реакций и, стремясь достичь успеха, находятся в поиске его внешних признаков. В основе этой личностной ориентации лежит недостаток самодетерминации. Такой человек в основном оперирует внешней мотивационной подсистемой, что ведет к негибкости в поведенческих реакциях и в переработке информации. При совершении выбора его решения базируются не на внутренних потребностях, а на внешних импульсах и критериях. Мотивы чрезмерно определяются внешними обстоятельствами. Такие люди утратили связь с основными органическими потребностями. Потеря чувства самодетерминации компенсируется сильной потребностью в контроле извне [2].

У людей с безличной каузальной ориентацией возникает феномен «выученной беспомощности», поскольку они научаются на своем опыте тому, что среда не реагирует на их действия. Такой человек демонстрирует минимум самодетерминации. У него доминирует амотивирующая субсистема с некоторыми проявлениями внешней мотивирующей, что реализуется в автоматическом и беспомощном поведении [Там же].

Считается, что на практике у человека присутствуют каузальные ориентации всех трех типов, а индивидуальные различия выражаются в их пропорциях. Следовательно, исследование внутренней мотивации профессионального развития следует осуществлять по трем показателям: автономия, контроль и безличность. Соответственно, каждый из указанных показателей позволяет измерить степень выраженности одного из трех типов каузальных ориентаций личности в ситуациях выбора: опора на самостоятельные внутренние позиции (автономия), опора на внешние основания (контроль), выжидание и уход от решения (безличность).

Таким образом, в целях исследования мотивационных аспектов профессионального развития человека по самодетерминационному критерию, целесообразно использовать «Русскоязычный опросник каузальных ориентаций» (Д. А. Леонтьев, О. Е. Дергачева), разработанный на основе англоязычной методики «The General Causality Orientation Scale – GCOS» (Э. Деси, Р. Райан). Применение данного методического инструментария позволяет дать характеристику особенностям каузальных ориентаций субъекта труда при осуществлении им профессиональной или метапрофессиональной деятельности, которые в свою очередь, выступают в роли индивидуальных стилей самодетерминации профессионального развития.


Список литературы

вации: теория Э. Деси и Р. Райана // Современная психология мотивации / Под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2002. С.103–121.
2. Дергачева, О. Е. Русскоязычная адаптация опросника каузальных ориентаций / О. Е. Дергачева, Л. Я. Дорфман, Д. А. Леонтьев // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2008. №3. С. 91–106.
3. Исьемина, М. С. Основные модели и концепции мотивации трудовой деятельности в организации (зарубежные теории мотивации) / М. С. Исьемина, П. С. Слободин // Современные тенденции развития менеджмента и государственного управления : Материалы межрегиональной заочной научно-практической конференции: в 2-х томах, Орел, 06–07 декабря 2018 года / Под редакцией А.В. Полянина. Том 2. Орел: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2019. С. 22-24.
4. Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 679 с.
5. Плотникова, Е. С. Автономия и самодетерминация в структуре самоактуализации личности / Е. С. Плотникова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2022. № 4(61). С. 40-48.
6. Поварёнков Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности / Ю. П. Поварёнков. Ярославль: Канцлер, 2008. 401 с.
7. Сельминская, О. И. Самодетерминация личности и проблема ее исследования в психологии / О. И. Сельминская // Дружининские чтения : Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Сочи, 24–25 мая 2019 года / Под редакцией И.Б. Шуванова, В.П. Шувановой, А.А. Смирновой. Сочи: Сочинский государственный университет, 2019. С. 226-231.
8. Степанова, Н. А. Проблема изучения самодетерминации личности в отечественной психологической науке // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. №1. С. 69–73.
9. Феномен самодетерминации: психологические истоки и современное понимание. Часть 1 / Н. Л. Москвичева, Е. В. Зиновьева, С. Н. Костромина [и др.] // Новые психологические исследования. 2022. Т. 2, № 4. С. 90–116.
10. Osin E., Boniwell I. Self-determination and well being. Poster presented at the 4th International Self-Determination Conference. Ghent, Belgium, 2010.

Расскажите о нас своим друзьям: