Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №08 (61) Август 2021

УДК 372824

Дата публикации 31.08.2021

Роль семьи в развитии изобразительных способностей детей младшего школьного возраста

Кожихова Татьяна Леонидовна
магистрант 3 курса 44.04.01. Педагогическое образование, направленность: Педагогика одаренности, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет», РФ, г. Киров, kozhihovat@mail.ru
Александрова Наталья Сергеевна
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет», РФ, г. Киров, profaleksandrova@yandex.ru

Аннотация: В статье дан краткий теоретический экскурс в историю развития представлений о влиянии социально-биологических факторов на способности ребёнка в контексте его художественного развития. Описаны результаты пилотажного исследования связи между уровнем развития изобразительных способностей обучающихся и эстетической средой семьи.
Ключевые слова: изобразительные способности, художественное творчество, культурная среда, народное искусство, эстетическое воспитание.

The role of the family in the development of the visual skills of primary school children

Kozhikhova T.L.
3rd year master's student 44.04.01. Pedagogical education, orientation:Pedagogy of giftedness, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Vyatka State University", RF, Kirov
Alexandrova N.S.
Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Pedagogy and Methodology of Preschool and Primary Education, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Vyatka State University", RF, Kirov

Abstract: The article gives a brief theoretical excursion into the history of the development of ideas about the influence of socio-biological factors on the child's abilities in the context of his artistic development. The results of a pilot study of the relationship between the level of development of students' visual abilities and the aesthetic environment of the family are described.
Keywords: visual skills, artistic creativity, cultural environment, folk art, aesthetic education.

Правильная ссылка на статью
Кожихова Т.Л., Александрова Н.С. Роль семьи в развитии изобразительных способностей детей младшего школьного возраста // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 08 (61). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/rol-semi-v-razvitii-izobrazitelnykh-sposobnostej-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html (Дата обращения: 31.08.2021)

Дополнительное образование даёт возможности каждому обучающемуся свободно выбирать область обучения, профиль программ, время для своего развития, участие в широком спектре занятий по своему выбору. Личностно-ориентированный характер образовательного процесса решает основную задачу дополнительного образования - выявление, развитие и продвижение одаренных детей [1, c.11]. В основном, в детские школы искусства приходят дети, одарённость которых в сфере художественного развития уже начала раскрываться в семье или в учреждениях дошкольного образования. Условия для освоения специальных знаний и умений создаёт мотивацию этих детей на занятия художественно-творческой деятельностью. При поступлении на художественное отделение школы дети не проходят конкурсный отбор по одаренности или по степени подготовленности, просто учитывается наличие рисунков, их количество, выбор сюжетов как факт увлечённости изобразительной деятельностью, а также интерес родителей к занятиям ребёнка.

Главная задача любого оценивания и диагностики в нашей области – выявить проявляется ли и в какой степени проявляется в данный момент обучения одаренность к художественному творчеству, изначально присущая каждому человеку. Поэтому актуальными являются вопросы, связанные с тайной истоков детского творчества, которые явно выходят за пределы педагогической психологии в область философии и культурологии. Ответы на эти вопросы помогут педагогу в его практической работе по художественному развитию обучающихся.

В данной статье мы рассмотрим два вопроса, касающиеся сущности изобразительных способностей: первый - данные способности - это свойства индивида, которые зависят от наследственной программы, второй - эти способности - влияние культурной среды, как определённого оптимального микросоциума.

Указанная проблема имеет большую историю. Еще в 1875 году была выпущена книга английского антрополога и психолога Фрэнсиса Гальтона «Наследственность таланта. Ее законы и последствия». Автор изучил родственные связи многих сотен выдающихся людей и сделал вывод о том, что таланты передаются по наследству либо по отцовской, либо по материнской линии. Однако выводы не имели научной достоверности. Единственный вывод, который был сделан по его материалам, заключался в том, что семьи состоятельных и образованных людей составляют благоприятную среду, где могут развиться качества, необходимые для занятия интеллектуальным трудом. Никаких выводов о предрасположенности к тем или иным профессиям на основании данных Гальтона ни один добросовестный исследователь не решался сделать [5, c.30].

Исследования американских ученых, проводившиеся с 1970-х по 1990-е годы, показали, что от наследственности на 70 % зависит уровень IQ. Так же было обнаружено влияние генов на умственные способности, а именно — на определенные участки ДНК, статистически ассоциированные с высоким или низким интеллектом.

Японский исследователь Ибука Масару, размышляя над особенностями развития детей в книге «После трёх уже поздно», отмечал: «С древних времён считается, что выдающийся талант — это прежде всего наследственность, каприз природы. Кода нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трёх лет или, что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: «Конечно, они же гении». Однако подробный анализ ранних лет жизни и Моцарта и Милла говорит о том, что их строго воспитывали родители, которые хотели сделать своих детей выдающимися. Можно предположить, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование». Таким образом, ни способности, ни талант, ни гениальность по наследству не передаются. В генно - хромосомной системе ребенок получает от родителей лишь вероятностные возможности для их проявления. Эти проявления - результат социального наследования и влияния социальной среды, в частности, воспитания.

«Если у кого-то из родителей ярко выражены способности, например к искусству, скорее всего, дети их унаследуют. Но лишите потенциального Рафаэля возможности взять в руки карандаш и краски, и талант окажется закопанным в землю. Любое дарование прежде всего нуждается во внимании и развитии».

Эта цитата говорит нам, что не нужно учить ребенка рисовать, потому что этот процесс зависит от процесса развития, как и другие области развития ребенка. Подобно тому, как ребенок лепечет, прежде чем сказать первые несколько слов, точно так же, как он ползает, прежде чем безопасно ходить на двух ногах, визуальный язык ребенка также развивается в соответствии с его собственными принципами. Каждую фазу развития каждый ребенок переживает индивидуально, при этом как дольше оставаться в фазе, так и пропускать фазы совершенно нормально. Ограничение времени или принуждение не приводят к улучшениям, а, наоборот, мешают ребенку развивать свои способности. Из-за стремления к подражанию дети очень скоро пытаются делать то, что они видят в своих родителях, братьях, сестрах или сверстниках. Все, описанное до сих пор в детских рисунках, от бессодержательной экспрессии каракулей до выражения настроения и отношения в цвете, служит проявлением общей одаренности – творческой активности человеческой души – на материале, или с помощью изобразительной деятельности. Если это и имеет отношение к художественной одаренности, то лишь в ее возрастном и родовом, а не индивидуальном аспекте. И ценность занятий маленьких детей изобразительной деятельностью (как и другими видами искусства) именно в том, что они дают детям психологически необходимый творческий опыт как таковой, опыт «бывания автором» [3, c.42].

Говоря, что для художественного развития ребенку необходим культурный образец в широком смысле слова, мы не выступаем против заявленного тезиса о том, что детерминантой развития является неосознаваемая, изнутри рождающаяся потребность самого ребенка проявить себя как потенциально существующую творческую личность. Культурные, или шире - средовые влияния не создают ни саму эту потребность, ни ее индивидуально-избирательный характер. Но они необходимы, чтобы неопределенная и поначалу никуда не направленная нужда человеческого существа в творческой самореализации превращалась в осознанную потребность, избирательно направленную на те или иные формы деятельности. Это не может произойти без встречи с культурой, или, упрощая дело до повседневных ситуаций детской жизни, с конкретными культурными образцами. При этом чрезвычайно высока ответственность того, кто организует подобные встречи, обсуждает с ребенком и оценивает их результаты. Ребенок должен постоянно сохранять право и возможность брать из культурной среды именно то, что в данный момент жизни соответствует его склонностям и потенциальным возможностям, ведет в его зону ближайшего развития — и отстранять то, что этому не соответствует по причинам индивидуального или возрастного характера. Здесь, как и во всех других случаях, развитие выступает как саморазвитие, происходящее при поддержке «извне» [4, c.145].

Важно, чтобы такую поддержку ребёнок получил от родителей, так как раннее творчество детей берёт истоки в семейной среде, благоприятствующей художественному и эмоциональному развитию. Такая среда характеризуется, с одной стороны, серьезным, уважительным, «диалогическим» интересом взрослых к самым первым проявлениям детского творчества, стремлением понять мотивы и замыслы ребенка и помочь ему в осознании и реализации этих замыслов. С другой — она исключает преждевременное прогнозирование будущих достижений ребенка, «фантомы» гениальности, за которые детям впоследствии приходится расплачиваться.

Одним из важнейших средств нравственно-эстетического воспитания детей в семье являются традиции и обычаи семьи, которые имеют культурологическое наполнение. В воспитании эстетической культуры значимой оказывается сама эстетическая среда семьи. В домашней обстановке формируются такие качества, как интерес к декоративным бытовым элементам, рукоделию и выполнению разнообразных поделок, к красоте быта. Есть много семей, где интерес к произведениям искусства и художественного творчества, плетению кружев, вязанию и вышивке передается из поколения в поколение [6, c.49].

В настоящее время актуальной является проблема определения средств, обеспечивающих преемственность в духовно-эстетическом, культурном и интеллектуальном развитии поколений, которые к тому же могут оказывать существенное влияние на эффективность и качество художественного образования. В поле пристального внимания находится своеобразный мир традиционных народных ремесел и промыслов. Педагогами-практиками давно замечено интересное явление. Если процесс обучения изобразительному искусству строится на совокупности постижения художественно-образного языка народного искусства с одновременным освоением практики и теории реалистического изображения предметов и явлений окружающего мира, то формирование художественной культуры обучающихся осуществляется значительно успешнее. Так же отмечаются факты, что в районах развития гончарного искусства дети лучше понимают форму, конструкцию и обычно более успешно самореализуются в рисунке и скульптуре, традиционно высокий оригинальный уровень художественного творчества детей можно наблюдать и на примере таких широко известных центров художественной росписи народных промыслов России как Полхов-Майдан, Хохлома, Гжель, Городец, Жостово, Палех, и т.д. Художественные средства выражения, свойственные народному искусству: активное выявление материала, особая экспрессивность в линии и цвете, высокая культура ритмической организации изображения — оказываются вполне актуальными, востребованными для выражения эмоциональных переживаний, эстетических предпочтений и устремлений ребёнка [2, c.7].

В начале учебного года мы проводили констатирующее исследование по выявлению уровней развития художественно-творческих (изобразительных) способностей первоклассников художественного отделения. Исследование проводилось на базе МКОУ ДО Орловская  ДШИ. В нём приняли участие дети 6 -7 лет в количестве 10 человек. Для выявления уровней развития художественно-творческих способностей,  была взята методика А. А. Мелика-Пашаева, где критериями развития данных способностей младших школьников являются: эстетическое отношение к действительности, развитие воли к выражению (творческой компетентности), владение материалом и художественной формой.

Чтобы выявить взаимосвязь между уровнем развития изобразительных способностей обучающихся и воспитанием и развитием ребёнка в условиях семьи, детям было предложено следующее задание:

«Ребята, поговорите со своими родителями, дедушками и бабушками и составьте рассказ на тему «Художественное творчество моей семьи». Для составления рассказа вам нужно узнать:

- какими ремёслами занимались ваши прабабушки и прадедушки?

- какие предметы, сделанные их руками, сохранились в вашей семье?

- какими видами художественного творчества занимаются ваши бабушки, дедушки, родители? Добавьте к рассказу фотографии».

Приведём фрагменты рассказов обучающихся, которые в ходе диагностического исследования показали высокий уровень развития изобразительных способностей по всем критериям.

Анна Ш. «Вся женская половина моей семьи – настоящие рукодельницы. Моя прабабушка Зина вязала крючком салфетки и даже скатерти. Её рукоделие до сих пор используют в оформлении «русской горенки» в детском саду, где работает моя мама. Бабушка Таня прекрасно шьёт и вяжет. Вся семья ходит в вещах, сделанных её умелыми руками. В последнее время бабушка увлеклась плетением из бумажных трубочек, и у неё это отлично получается. Моя мама тоже любит в свободное время что-нибудь мастерить. Она увлекается вышивкой крестиком, алмазной мозаикой, скрапбукингом. А недавно мы вместе сшили из фетра замечательную книжку - развивайку для моей маленькой сестрёнки. Моя старшая сестра занималась в кружке «Юный дизайнер», её красивые поделки до сих пор украшают квартиры бабушек. Папина мама – бабушка Аля вышивает картины крестиком, бисером, шьёт кукол из ткани. Я тоже, как и мои родные, хочу научиться делать красоту своими руками».

Полина Г. «Мои прабабушки Марина и Зина, по рассказам бабушек, пряли пряжу, умели ткать, шили, вышивали, как и все женщины крестьянских семей. Прадед Фёдор умело валял валенки, а прадед Алексей паял и лудил посуду. В те времена эти умения были необходимы и передавались из поколения в поколение. Бабушки Зина и Зоя умеют и любят замечательно шить и вязать. Дедушка Вова с детства хорошо рисует, хотя этому нигде не учился. Его картины всегда пользуются успехом и украшают дома всех родственников. Первые уроки рисования я брала именно у него, как и моя мама. Часто все вместе мы ездим в различные музеи и посещаем выставки. Я хочу научиться рисовать как дедушка».

Приведённые примеры ещё раз подтверждают положение, сформулированное авторами «Рабочей концепции одарённости» о том, что как бы мы ни рассматривали роль природно-обусловленных факторов и влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие ребёнка, значение семьи является решающим. Такие обстоятельства, как повышенное внимание родителей к любому проявлению художественного творчества детей и увлеченность самих родителей этим творчеством, являются благоприятными факторами развития изобразительных способностей одарённого ребёнка.


Список литературы

1. Рабочая концепция одаренности. 2-е издание, расширенное и переработанное / Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева и др. — М., 2003.- С.1.
2. Бадаев В.С. Искусство русской кистевой росписи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности 050602.65(030800) — «Изобразительное искусство» /. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013.- С 7.
3. Мелик-Пашаев А. А. Развитие одаренности: становление автора // Художественное образование в России на современном этапе: научный поиск, обновление содержания и повышение качества: сборник научных материалов по итогам международного научно-практического кластера «Теория и практика непрерывного художественного образования в современных социокультурных условиях» (ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», 19–20 июня 2018 г.) / Сост. О. В. Гальчук. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2018. – С.42.
4. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Истоки и специфика детского художественного творчества. (Ред.), А. А. Адаскина, Н. Ф. Чубук, М: Издательский Дом «Навигатор», 2014 - С.145.
5. Савенков, А. И. Психология детской одаренности: учебник для среднего профессионального образования / А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — М: Издательство Юрайт, 2019.- С.30.
6. Щербакова, Е. В. Эстетическое воспитание детей в семье с позиций истории и современности / Е. В. Щербакова, Т. Н. Щербакова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 49. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/13979/ (дата обращения: 21.07.2021).

Расскажите о нас своим друзьям: