Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №08 (61) Август 2021

УДК 37.013.41

Дата публикации 31.08.2021

Преодоление сценического волнения музыканта-исполнителя как педагогическая проблема

Суслин Евгений Алексеевич
магистрант группы МЗМZ-21 Магистерская программа «Музыкальное образование», ФГБОУ ВО Волгоградский государственный социально-педагогический университет, suvasu6@mail.ru
Щепотько Лариса Павловна
кандидат пед. наук, доцент кафедры теории и методики музыкального образования, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», cortie@rambler.ru
Игольникова Ирина Викторовна
кандидат пед. наук, доцент кафедры теории и методики музыкального образования, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», irivik09@mail.ru

Аннотация: В статье раскрываются теоретические основы проблемы сценического волнения во время выступления музыкантов-исполнителей, показаны причины и механизмы его возникновения.
Ключевые слова: сценическое волнение, публичное выступление, музыканты-исполнители.

Overcoming the stage excitement of a musician-performer as a pedagogical problem

Suslin Evgeny Alekseevich
Master's student of the MZMZ-21 gr. Master's program "Music Education", FSBEI of HE "Volgograd State Socio-Pedagogical University", Russia, Volgograd
Shchepotko Larisa Pavlovna
Candidate of Sciences, Associate Professor theories and techniques of music education, FSBEI of HE "Volgograd State Socio-Pedagogical University", Russia, Volgograd
Igolnikova Irina Viktorovna
Cand. Sci.(Pedagogy), associate Professor at the Department of theory and methods of music education, Volgograd socio-pedagogical University, Russia, Volgograd

Abstract: The article reveals the theoretical foundations of the problem of stage excitement during the performance of performing musicians, shows the causes and mechanisms of its occurrence.
Keywords: stage excitement, public performance, performing musicians.

Правильная ссылка на статью
Суслин Е.А., Щепотько Л.П., Игольникова И.В. Преодоление сценического волнения музыканта-исполнителя как педагогическая проблема // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 08 (61). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/preodolenie-stsenicheskogo-volneniya-muzykanta-ispolnitelya-kak-pedagogicheskaya-problema.html (Дата обращения: 31.08.2021)

Сегодняшний день ставит перед современной педагогикой задачи решения множества проблем в области коммуникации и реализации внутреннего потенциала личности. Одной из таких проблем является преодоление сценического волнения, которая, конечно же, может быть решена и интуитивно, самостоятельно, а может быть решена благодаря грамотной консультативной работе педагога.

Современное общество все больше требует людей, способных ярко и убедительно представить свои идеи публике. Большое значение приобретают публичные выступления: кому-то необходимо представить проект или защитить грант, рассказать о себе при приеме на работу, кто-то стремится раскрыть свои творческие способности на театральных подмостках, на концертах и конкурсах, студенты выступают на экзаменах и защитах курсовых или дипломных работ и т.д.

События последних месяцев, когда большинство людей оказались на самоизоляции, особенно остро поставила данную проблему – как через средства массовой коммуникации представить себя, раскрыть свои мысли. Конечно, возможность многократно записать свое выступление отчасти убирает волнение. Однако, большинство практикующих исполнителей, рассматривая проблемы преодоления сценического волнения, зачастую лукавят в утверждении, что его непременно нужно преодолевать. Мы считаем, что сам феномен волнения, возбуждения, трепета перед публичным выступлением необходимо для его яркости, воздействия на слушателей. И с этой точки зрения сценическое волнение необходимо исполнителю.

С другой стороны, данное волнение может послужить причиной неудачного выступления, «провала», имеющего особенно для начинающих исполнителей фатальные последствия. В этом случае сценическое волнение становится проблемой.

Поскольку механизмы и причины, по которым данное волнение становится проблемой являются общими для многих коммуникативных процессов, проблему успешности публичных выступлений начали изучать не только в области ораторского, драматического, музыкально-исполнительского искусства, но и в области коммуникации, делового и научного общения, различных социальных сферах, вплоть до политики.

Рассматривая проблемы, связанные с этим ряд авторов отмечает, что актерское самочувствие характеризуется прежде всего потерей самообладания, ощущением «зависимости от толпы». «Когда человек-артист выходит на сцену перед тысячной толпой, то он от испуга, конфуза, застенчивости, ответственности, трудностей теряет самообладание. В эти минуты он не может по-человечески говорить, смотреть, слушать, мыслить, хотеть, чувствовать, ходить, действовать» [2, с. 96]. Эти ощущения и переживания великолепно были описаны в рассказе «Первый раз на сцене» Ираклием ЛуасарбовичемАндронниковым, русским советским писателем, литературоведом и мастером художественного рассказа. В нем мы находим не только точнейшую передачу психологического состояния, но и проявление переживаний в неконтролируемых действиях, совершаемых на сцене.

Проблема «эстрадного волнения», как отмечает Л. Бочкарев [1, с.267.], относится к числу ключевых в музыкальной педагогике и психологии, так как умение владеть собой на эстраде – это одна из задач формирования пригодности к исполнительской деятельности. С. Савшинский[4, с. 244.] относит эстрадное самообладание к важнейшим качествам артистичности - способность увлекаться исполнением и отдавать ему все психические силы.

Каждый исполнитель сталкивается с этой проблемой. Неумение собраться, преодолеть сценическое волнение, особенно при сольном выступлении, часто приводит к смене ориентации исполнителя на педагогическую деятельность или на выступление в ансамблях или других коллективах. Таким образом, эстрадное самообладание, является одним из важнейших профессиональных компетенций, необходимых музыканту для осуществления важнейшей исполнительской деятельности.

Музыканты-исполнители пытаются решить проблему преодоления сценического волнения различным образом. Несмотря на то, что в специальной литературе (Л. Бочкарёв, В. Петрушин и др.) существуют рекомендации по преодолению таких сценических состояний, их применимость в ряде конкретных случаев ограничена, а эффективность предлагаемых стратегий часто невелика. Тем более, что многие эти рекомендации связаны с опытом конкретного педагога или исполнителя, которые именно для себя нашли те механизмы, которые позволяют преодолеть это состояние.

Такой интерес к данным проблемам объясним. Выступление музыканта любой специальности – это результат напряженного творческого труда исполнителя, являющимся для него ответственным актом, вдохновляющим его на дальнейший творческий рост. Различные качества внутреннего мира исполнителя, воля, интеллект, глубина эмоций, творческая фантазия, – все это, в той или иной мере проявляют себя во время сценического выступления.

Изучение феномена «сценическое волнение» подвергается сегодня тщательному исследованию, но в основном с психологической точки зрения – рассмотрение, как различные психотипы, такие как сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик, реагируют на данную стрессовую ситуацию (публичное выступление). При этом разные исследователи подчеркивают, что именно психотип определяет реакцию и поведение в данной ситуации. Таким образом, психологи подчеркивают индивидуальность подхода к разрешению данной проблемы, что невозможно дать рекомендации для всех.

При рассмотрении данной проблемы мы обратили внимание на то, что во всех этих ситуациях публичного выступления, включая деятельность актеров и музыкантов-исполнителей можно обнаружить общие моменты.

Например, большинство исследователей выделяет некуюэтапность в процессе подготовки и оценки сценического выступления – это подготовка к выступлению, само выступление и оценка выступления.

Исследователи проблемы сценического волнения музыкантов-исполнителей, сохраняя в целом данную этапность дополняют ее этапами, связанными со спецификой исполнительской деятельности. Так, Чагина Н.А. считает, что у музыкантов-исполнителей проходитпять фаз [5].

Первая фаза – это длительное предконцертное состояние, которое начинается уже тогда, когда устанавливается точная дата выступления. Ему, по мнению автора, часто сопутствует раздражительность, плохой сон, повышенное внимание к собственным переживаниям и яркое представление противоположных состояний: то ему кажется, что его ожидает грандиозный успех, то наоборот – полный провал. Чем ближе дата концерта, или накануне его, отрицательные эмоции переживаются наиболее болезненно.

Вторая фаза – это непосредственно концертное состояние. У некоторых исполнителей возникает очень возбуждённое состояние, нетерпеливое желание выступить, перемежающееся неясной тревогой. Во этой фазе чаще всего выявляется характер сценического волнения, и основными его разновидностями являются а) волнение-подъем, сопровождающийся легкойэйфорией, нетерпеливым желанием скорее выйти на сцену, мысленным планированием своего исполнения, что является наиболее оптимальным и наиболее желательным предконцертным состоянием; б) волнение-паника, связанная с сильным перевозбуждением, которое внешне проявляется в суетливости движений, отсутствии сосредоточенности, растерянности, когда тревожность вырастает до страха, что сопровождается даже внешними проявлениями(потеют руки, дрожит или даже пропадает голос, поднимается температура и др.); в) волнение-апатия, проявляющееся в угнетенном и подавленном состоянии, когда цель содержание выступления теряется и появляется желание просто как-то отмучиться.

Третья фаза – это очень короткий промежуток между объявлением и началом выступления. Выход на сцену, безмолвное движение по сцене на виду у публики, остановка, поклон. Эта фаза переживается очень остро, но у разных исполнителей, в зависимости от психотипа и настроя на выступление проходит по–разному. Некоторые идут как на казнь, с трудом преодолевая путь к своему месту на сцене. Другие стараются не смотреть на публику, внутренне отстраняются от неё, настраиваясь на исполнении программы. Третьи идут «работать», т.е. выполнять свой артистический или учебный «долг», сосредоточенно и деловито.

Четвёртая фаза – это само исполнение, начало артистического общения с публикой, сопровождающееся борьбой со своим стрессовым состоянием. У некоторых артистов (как у начинающих, так и у более опытных) нередко наблюдаются потери или даже срывы в исполнении, особенно первых произведений. Появляются темповые нарушения (чаще всего в сторону ускорения), технические погрешности, неровность пассажей, нечёткость фразировки, неоправданные градации звучности, а иногда провалы в памяти.

О подобных эпизодах своей концертной деятельности можно найти множество высказываний выдающихся музыкантов исполнителей, о которых они рассказывали своим друзьям или ученикам. Вот как вспоминает о своем первом выступлении замечательный французский дирижер Шарль Мюнш: «…По эстраде я шёл с таким чувством, словно пробирался сквозь плотную пелену тумана. Ноги не чувствовали веса тела…Я плыл по нереальному, как сон, миру, и дирижировал как автомат. Сочувствующая аудитория ошибочно приняла мою панику за вдохновение» [3]. О похожих ощущениях можно прочитать в воспоминаниях А. Рубинштейна, Г. Нейгауза, А. Гольденвейзера, К. Игумнова и др.

Пятая фаза – это состояние после концерта, характеризующееся положительными и отрицательными «эмоциями ожидания» оценки публики, словесной реакции преподавателя, слушателей, друзей на своё выступление.

Мы во многом согласны с автором, поскольку все данные этапы проходят все музыканты-исполнители в процессе публичного выступления, которое может быть связано как с учебными (экзамен, зачет), так и с концертными выступлениями (в ходе участия в концертах, конкурсах, фестивалях и т.п.).

Рассматривая причины появления сценического волнения, мы пришли к заключению, что они могут быть связаны с как с индивидуальными особенностями психики музыканта, так и с некоторыми, наиболее часто указываемыми исполнителями.

Самая распространённая болезнь среди неопытных музыкантов и учеников – это боязнь забыть текст. Скрипач Абрам Штерн говорил: «Если ты хочешь чему-то научиться, не бойся ошибаться. Это ошибки хирурга смертельны, а ты - не хирург» [3]. Данная причина связана отчасти с уровнем развития музыкальной памяти, а отчасти с той стрессовой ситуацией, в которой исполнитель боится, что он забудет текст, а волнуясь именно по этой причине его и забывает.

Вторая, не менее распространенная причина волнения – это значимость мероприятия, на котором выступает музыкант. Для обучающихся – это может быть экзамен или концерт, на котором присутствуют особенно важные для него люди. Для профессионалов большое значение имеет статус концерта, выступление, например, на конкурсах или фестивалях международного уровня.

Однако значимость мероприятия может объясняться личностными задачами, например, стремлением самоутвердиться, показать свои возможности, доказать самому себе справедливость личностных притязаний.

У многих начинающих исполнителей важным моментом становится установление контакта с публикой, ее приятие его как интересного и талантливого исполнителя, возможность «завоевать зал».

Иногда сценическое волнение оправдано плохим физическим состоянием, например, болезнью или плохим самочувствием. Однако, по свидетельству многих исполнителей-пианистов, как в прочем и драматических актеров, выход на сцену и погружение в исполняемый репертуар фактически излечивал их на время выступления.

Но кроме этого могут возникать и другие факторы, которые провоцируют стрессовое состояние – это фактор времени, связанный с особенностью сценической деятельности музыканта, поскольку выступление разворачивается во времени, и мы не можем остановиться и подумать в середине исполняемого произведения, не можем вернуться назад, не можем отдохнуть. Это может быть шум за дверью, гул машин, разговоры слушателей или другие звуки, отвлекающие музыканта от произведения, мешающие сосредоточиться на выразительной стороне образов.

Могут возникать отрицательные рефлексы на сам концертный зал или возраст слушателей, а возможно те же слушатели, перед которыми в прошлый раз состоялось неудачное выступление. Эти неблагоприятные в эмоциональном состоянии воспоминания могут также послужить причиной сценического волнения.

Так образом, проблема сценического волнения актуальна и требует дальнейшей разработки. Мы убедились, что при всей общности вопросов, связанных с проблемой успешности публичных выступлений, сценическое волнение музыкантов-исполнителей имеет целый ряд особенностей, связанных с особенностями сценической деятельности и особенностями музыкального искусства, его невербальностью и временным характером.

Кроме того, проявление сценического волнения у исполнителей различных специальностей связано с особенностями исполнения на инструменте. Так, у пианистов и скрипачей особое значение приобретает подвижность пальцев, их температура – неслучайно они часто перед выступлением греют руки или сушат салфетками, разминают их, у вокалистов особое значение приобретает разогрев связок и дыхательная гимнастика, исполнители-духовики особое значение придают дыханию и т.д.

В связи с этим мы считаем важным кроме рассмотрения общих моментов, связанных с преодолением сценического волнения у музыкантов-исполнителей, обратить особое внимание на специфические черты, связанные с особенностями звукоизвлечения, приемами передачи образного содержания при игре на разных музыкальных инструментах, которые могут быть преодолены совместно с педагогом, вырабатывающим индивидуальные, основанные на понимании особенностей личности, советы. Эти консультации у каждого ученика специфичны и особенно важны на тех этапах, которые особенно являются проблематичными.

Мы считаем, что сценическое волнение будет всегда присутствовать на выступлениях музыкантов-исполнителей (и оно должно присутствовать), но при этом способствовать более яркому и выразительному исполнению, то есть быть оптимальным, а деструктивные моменты, мешающие или срывающие выступления, должны быть минимизированы. Для этого необходимо педагогу разработать варианты стратегий, помогающих музыкантам-исполнителям в подготовке к публичным выступлениям.


Список литературы

1. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарев. – М.: Институт психологии РАН, 1997.
2. Кочнев В.И. Понятие сценического самочувствия в системе К.С. Станиславского / В.И. Кочнев // Вопросы психологии. – 1990. – №6. – С. 95-103.
3. Можарова О. Е. Сценическое волнение и методы его преодоления / О.Е. Можарова // http://as-sol.net/publ/metodicheskaja_stranica/scenicheskoe_volnenie_i_metody_ego_preodolenija/1-1-0-705
4. Савшинский С. Пианист и его работа / С. Савшинский. – М.: Классика-XXI век, 2002. _ 244 с.
5. Чагина Н.А. Проблема сценического волнения у музыкантов-исполнителей / Н.А. Чагина // ttps://docplayer.ru/119806819-Problema-scenicheskogo-volneniya-u-muzykantov-ispolniteley.html
6. Щепотько Л.П. Развитие творческого потенциала будущего педагога-музыканта средствами художественно-педагогического анализа / Л.П. Щепотько // Грани познания. – 2012. - №6 (20). – С. 16-19.

Расскажите о нас своим друзьям: