Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №08 (61) Август 2021

УДК 372.461

Дата публикации 31.08.2021

Особенности развития речевой культуры младших школьников во внеурочной деятельности

Лучинина Анастасия Олеговна
канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров, a8210@rambler.ru
Кобелева Юлия Андреевна
магистрант кафедры педагогики, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров, kobeleva.yuliya@inbox.ru

Аннотация: Цель статьи заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности программы по развитию речевой культуры младших школьников. Ведущим методом исследования явился педагогический эксперимент, направленный на выявление уровней речевой культуры младших школьников. Для этого были определены критерии и показатели развитости речевой культуры у первоклассников. В эксперименте приняли участие учащиеся 1–х классов в количестве 80 человек. Для подтверждения достоверности данных были использованы методы математической статистики (T – критерий Вилкоксона, U – критерий Манна–Уитни). Результаты исследования представлены в виде разработанной программы внеурочной деятельности, основанной на знакомстве с русскими народными сказками в алфавитном порядке.
Ключевые слова: речевая культура, структура речевой культуры, развитие речи, младшие школьники, первоклассники, внеурочная деятельность.

Features of the development of the speech culture of younger schoolchildren in extracurricular activities

Luchinina Anastasia Olegovna
Cand. Sci. (Ped.), associate professor at the Department of Pedagogy, Vyatka State University, Russia, Kirov
Kobeleva Yulia Andreevna
undergraduate at the Department of Pedagogy, Vyatka State University, Russia, Kirov

Abstract: The purpose of the article is to provide theoretical justification and experimental verification of the effectiveness of the program for the development of of speech culture of younger schoolchildren. The leading method of research was a pedagogical experiment aimed at identifying the levels of speech culture of younger schoolchildren. For this purpose, the criteria and indicators of the development of speech culture in first-graders were determined. The experiment was attended by students of the 1st grades in the number of 80 people. To confirm the reliability of the data, methods of mathematical statistics were used (Wilcoxon T-test, Mann-Whitney U-test). The results of the study are presented in the form of a developed program of extracurricular activities based on acquaintance with russian folk tales in alphabetical order.
Keywords: speech culture, younger schoolchildren, extracurricular activities.

Правильная ссылка на статью
Лучинина А.О., Кобелева Ю.А. Особенности развития речевой культуры младших школьников во внеурочной деятельности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 08 (61). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-razvitiya-rechevoj-kultury-mladshikh-shkolnikov-vo-vneurochnoj-deyatelnosti.html (Дата обращения: 31.08.2021)

Активная общественная жизнь в современном обществе обуславливает необходимость повышения культурного уровня людей, в частности развития речевой культуры. Умение четко и ясно излагать свои мысли, говорить грамотно, умение общаться и привлекать внимание своей речью – важные характеристики современного человека.

Развитие речевой культуры является важной задачей начального образования. Именно начальная школа является тем периодом обучения, в течение которого учащиеся пытаются овладевать нормами устного и письменного литературного языка и должны научиться использовать языковые средства в соответствии с целями и задачами речи, применяя их в разных условиях общения.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования (ФГОС НОО) подчеркнута необходимость овладения младшими школьниками первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка и правилах речевого этикета; умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач, а также важность сформированности позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека.

Таким образом, актуальность нашего исследования находит подтверждение в требованиях, предъявляемых стандартом к уровню владения универсальными коммуникативными действиями, которые, как отмечается, необходимо формировать как в урочной, так и во внеурочной деятельности младших школьников.

В настоящее время в педагогической науке существует много исследований, посвященных развитию речевой культуры младших школьников на уроке, а во внеурочной деятельности эта проблема изучена недостаточно подробно, что обусловило выбор темы исследования.

Понятие речевой культуры впервые в отечественной психологии ввел Л. С. Выготский. В труде «Мышление и речь» автор определил данное понятие как «…единство мышления и речи, в котором диалектически отождествляются и различаются по своему развитию обе стороны единого процесса» [4].

Исследования проблемы продолжили развивать в своих трудах А. Н. Леонтьев, Л. Р. Лурия, И. А. Зимняя и др. Отечественные психологи доказывают, что речевая культура является основной единицей коммуникации. Работа А. Н. Леонтьева в области речевой культуры позволила выделить внутреннюю и внешнюю речь и определить различие структур внешней и внутренней речи.

Исследовательскую работу по развитию речи младших школьников проводят такие педагоги, как М. Р. Львов, Т. А. Ладыженская, Г. И. Сорокина, М. С. Соловейчик, О. М. Казарцева. Авторы понимают развитие речевой культуры как нацеленность на обучение школьников устному и письменному общению с помощью средств языка.

Овладение речевой культурой предполагает не только понимание значения слов, словосочетаний, интонаций, но и умение правильно использовать литературные нормы языка [3].

Б. Г. Бобылев, Л. А. Введенская, М. Р. Львов, Е. Н. Ширяев, Н. Ю. Штрекер и др. выделяют три составляющих компонента речевой культуры: нормативный, коммуникативный и этический [1; 5; 7; 8; 9].

Речевая культура предполагает, прежде всего, правильность речи, т. е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве «идеала», образца. Культурная речь отличается богатством словаря, правильностью формулировки понятий, художественной выразительностью, логической стройностью.

Речевая культура вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами. Выбор необходимых для данной цели языковых средств – основа коммуникативного аспекта культуры речи. Известный филолог, крупный специалист по культуре речи Г. О. Винокур писал: «Для каждой цели свои средства, таков должен быть лозунг лингвистически культурного общества» [7].

Этический аспект культуры речи – это моральное и нравственное обоснование звучащего и написанного слова: знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях [9].

Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопросы, благодарности, поздравления; обращение на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формы обращения и т.п.) [2].

Анализ теоретических и прикладных исследований в данной области, позволил сформулировать основные положения нашего исследования:

  • Речевая культура означает владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в соответствии с целями и условиями общения.
  • Структура речевой культуры младших школьников представлена следующими компонентами: когнитивный, процессуальный, коммуникативный. Критериями оценки данных компонентов являются: понимание значения слов; связность и логическая последовательность речи; способность применять языковые средства в процессе речевого общения. Результатом оценивания выступает определение уровня развития речевой культуры у младших школьников: низкий, средний, высокий.
  • Компонентная структура определяет основные задачи педагога по развитию речевой культуры младших школьников. Во-первых, развитие способности формулировать правильное определение понятий и понимать значение слов. Во-вторых, формирование активного словарного запаса и умения выстраивать речевое высказывание. В-третьих, овладение навыками применения языковых средств в процессе речевого общения.
  • Условиями эффективного развития речевой культуры младших школьников являются:

а) содержательность речи педагога;

б) создание речевой среды;

в) речевая активность самого ребенка;

г) реализация в образовательном процессе начальной школы авторской программы по развитию речевой культуры «В мире русских сказок».

  • Данные условия необходимо соблюдать как на уроке, так и во внеурочной деятельности, применяя нетрадиционные подходы к планированию и реализации работы по развитию речевой культуры, одним из которых является изучение русских народных сказок в алфавитном порядке.
  • Методами развития речевой культуры младших школьников во внеурочной деятельности являются речевая разминка, словарная работа, чтение текста, анализ текста, игра (игра-драматизация, игра-викторина, командный конкурс, решение кроссворда, квест).

С целью анализа данных положений нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе общеобразовательных организаций г. Кирова. В исследовании приняли участие учащиеся 1-х классов в количестве 80 человек: 40 человек в экспериментальной группе и 40 человек в контрольной группе.

Экспериментальная работа проводилась в три этапа:

1 этап – констатирующий эксперимент. Цель данного этапа: разработка критериально-оценочного аппарата изучения уровня развития речевой культуры и определение уровня развития речевой культуры младших школьников.

2 этап – формирующий эксперимент. На данном этапе была разработана и реализована программа по развитию речевой культуры у младших школьников.

3 этап – контрольный эксперимент. На данном этапе была проведена повторная диагностика уровня развития речевой культуры младших школьников.

Теоретический анализ позволил нам разработать критериально-оценочный аппарат изучения уровня развития речевой культуры младших школьников, состоящий из когнитивного, процессуального и коммуникативного компонентов, а также соответствующих им критериев и показателей (табл. 1).

Таблица 1. Компоненты, критерии и показатели развитости речевой культуры у младших школьников

Компоненты

Критерии

Показатели

1. Когнитивный компонент

Понимание значения слов.

  1. Способность формулировать правильное определение понятий.
  2. Сформированность пассивного словарного запаса.

2. Процессуальный

компонент

 

Связность и логическая последовательность речи.

  1. Способность ясно и грамотно выражать свои мысли.
  2. Сформированность активного словарного запаса.
  3. Способность выстраивать грамотное и осознанное речевое высказывание в устной форме.

3. Коммуникативный компонент

 

 

Способность применять языковые средства в процессе речевого общения.

1. Способность слушать и понимать речь других людей.

2. Владение устной речью в процессе общения.

3. Знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях.

Для выявления и оценки данных критериев и показателей у младших школьников нами использовались следующие методики:

– Методика «Определение понятий» (Р.С. Немов);

– Методика «Определение активного словарного запаса» (Р.С. Немов);

– Наблюдение.

Таким образом, развитие речевой культуры младших школьников – это процесс, который характеризуется разноуровневым развитием составляющих его компонентов: когнитивного, процессуального и коммуникативного.

С целью развития речевой культуры младших школьников нами была разработана и внедрена программа, основными задачами которой явились:

1) развитие способности формулировать правильное определение понятий и понимать значение слов;

2) формирование активного словарного запаса и умения выстраивать речевое высказывание;

3) овладение навыками применения языковых средств в процессе речевого общения.

Программа по развитию речевой культуры основана на использовании русских народных сказок, которые содержат богатый материал для развития связной речи младших школьников. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Сказки полны яркими образами, которые эмоционально воспринимаются детьми, развивают их воображение, фантазию, наблюдательность и интерес ко всему окружающему. Из сказок дети берут большое количество сведений, выносят много нового. С помощью сказок ребенку можно объяснить многие явления и расширить представление о временном пространстве, о человеке и связи его с окружающим миром.

Учащийся младшего школьного возраста активен по своей природе, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них. В связи с чем, нами использовались следующие методы и приемы работы:

Речевая разминка проводится перед изучением сказки и представляет конструирование слов, словосочетаний и предложений, например, придумывать однокоренные слова, рифмовать два слова, составлять длинные слова, составлять распространенные предложения, объяснять происхождение слов.

– Богатый материал для развития речи содержат в себе загадки. Процесс отгадывания загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, обогащает их словарный запас. В рамках нашей программы мы используем преимущественно загадки про буквы алфавита.

Словарная работа представляет собой широкую систему разнообразных заданий, направленных на осмысленное восприятие текста литературного произведения, уточнение известных обучающимся слов и понятий, введение в их связную речь необходимой лексики, практическое овладение выразительными стилистическими средствами языка.

Чтение сказки. Включает первичное восприятие текста (выразительное чтение учителя, прослушивание сказки в записи с диска) и вторичное восприятие текста (чтение детьми вслух по цепочке, чтение в парах, чтение про себя).

Сказка должна быть хорошо рассказана (или прочитана) учителем. Произношение должно быть ясным и правильным, педагогу не следует забывать о логических ударениях и паузах. Важное значение при произнесении народного произведения имеет интонация. Неправильная интонация, например интонация деловой речи, приводит к разрушению иллюзии сказочного мира. Задача педагога – исполнить произведение так, чтобы донести до слушателей его идейно-художественные достоинства, речевые особенности, пробудить интерес к народной сказке, ее языку, вызвать у учеников эмоциональный отклик на изображенных в ней события и героев.

– После чтения сказки педагогом начинается работа с текстом, которая предполагает наблюдение за изобразительно-выразительными средствами языка произведения. При выборе методических приемов для работы над сказкой учитель должен руководствоваться жанровой природой текста, особенностями художественных средств языка. Наличие эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, литот, фольклорных формул (например, троекратные повторы, устойчивые обороты народной речи и т. д.), свойственных языку сказочных текстов, позволяет младшему школьнику не только определять вид изучаемой сказки (бытовая, волшебная, анималистическая), но и способствует развитию его ассоциативного мышления, творческого воображения.

По окончании анализа текста детям предлагается самим прочитать сказку. Читая сказку, младшие школьники учатся не только замечать лексическое богатство русского языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образными выражениями, фразеологическими оборотами, метафорами, эпитетами и начинают применять их при выражении своих мыслей и чувств.

Творческая работа. Творческая работа по сказке может проходить в форме игры. Использование игровой методики для развития речевой культуры младших школьников очень важно. Основываясь на положениях Л. С. Выготского о том, что следует не прививать детям язык взрослых, а помогать им в выработке и формировании собственного языка, а также о том, что игра и детское творчество нужны самому ребенку «для правильного развития его сил», на занятиях следует использовать игровую деятельность. Игровая методика особенно хорошо «работает» в классах, где много слабых учеников, поскольку система игровых форм деятельности предполагает для них механизм защиты. Игровая методика, в отличие от традиционной, позволяет выбрать свой темп и форму работы для каждого ребенка, «включить» всех и выявить творческие способности практически у каждого ученика.

В рамках разработанной нами программы мы использовали такие разновидности игр, как игра-драматизация, игра-викторина, командный конкурс, решение кроссворда, квест.

Программа включает 34 внеурочных занятия продолжительностью 40 минут (табл. 2).

Таблица 2. Занятия программы «В мире русских сказок»

№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия

1

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Речевая разминка.

Загадка про букву «А».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Викторина по сказке (работа в парах)

2

Русская народная сказка «Бобовое зернышко»

Дидактическое упражнение «Скажи одним словом».

Загадка про букву «Б».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Викторина по сказке (индивидуальная работа)

3

Русская народная сказка «Волшебная дудочка»

Дидактическое упражнение «Один звук, марш!»

Загадка про букву «В».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Викторина по сказке (работа в парах)

4

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Речевая разминка.

Загадка про букву «Г».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Игра-драматизация (инсценировка отрывка из сказки (работа в группах))

5

Русская народная сказка «Два Мороза»

Речевая разминка.

Загадка про букву «Д».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Викторина по сказке (работа в парах)

6

Русская народная сказка «Елена Премудрая»

Дидактическое упражнение «Звери заблудились»

Загадка про букву «Е».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Кроссворд по сказке (индивидуальная работа)

7

Русская народная сказка «Ёж»

Дидактическое упражнение «Волк, собака и охотник»

Загадка про букву «Ё».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Игра «Расскажи сказку по кругу»

8

Русская народная сказка «Жихарка»

Речевая разминка.

Загадка про букву «Ж».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Викторина по сказке (работа в парах)

9

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Речевая разминка.

Загадка про букву «З».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Игра «О ком это?»

10

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»

Дидактическое упражнение «Заблудившаяся буква».

Загадка про букву «И».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Кроссворд по сказке (работа в парах)

11

Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

Речевая разминка.

Загадка про букву «Й».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Игра-драматизация (спектакль по отрывку из сказки (коллективная работа))

12

Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»

Речевая разминка.

Загадка про букву «К».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Командный конкурс по рядам

13

Л. Пантелеев «Две лягушки»

Дидактическое упражнение «Назови букву».

Загадка про букву «Л».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Игра «Расскажи сказку по кругу»

14

Русская народная сказка «Морозко»

Речевая разминка.

Загадка про букву «М».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Конкурс «Сравнительная характеристика падчерицы и родной дочери старухи» (работа в парах)

15

Русская народная сказка «Никита Кожемяка»

Дидактическое упражнение «Дополни до целого слова».

Загадка про букву «Н».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Рассказ сказки учениками по мнемокарте (коллективная работа)

16

Русская народная сказка «Окаменелое царство»

Дидактическое упражнение «Кто больше?».

Загадка про букву «О».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Игра «Найди ошибку»

17

Русская народная сказка «По щучьему веленью»

Речевая разминка.

Загадка про букву «П».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Игра-драматизация (спектакль по отрывку из сказки (коллективная работа))

18

Александр Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Речевая разминка.

Загадка про букву «Р».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Конкурс по группам.

19

Русская народная сказка «Снегурочка»

Дидактическое упражнение «Собери цветок».

Загадка про букву «С».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Викторина по сказке (работа в парах)

20

Русская народная сказка «Теремок»

Речевая разминка.

Загадка про букву «Т».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Игра «Расскажи сказку по кругу»

21

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Речевая разминка.

Загадка про букву «У».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Рассказ сказки учениками по мнемокарте (коллективная работа)

22

Русская народная сказка «Финист – ясный сокол»

Дидактическое упражнение «Математическая грамматика».

Речевая разминка.

Загадка про букву «Ф».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Командный конкурс по рядам

23

Русская народная сказка «Храбрый баран»

Речевая разминка.

Загадка про букву «Х».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Викторина по сказке (индивидуальная работа)

24

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Речевая разминка.

Загадка про букву «Ц».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Кроссворд по сказке (индивидуальная работа)

25

Виталий Бианки «Чей нос лучше»

Дидактическое упражнение «Читаем сами».

Загадка про букву «Ч».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Игра «Найди ошибку»

26

Русская народная сказка «Шабарша»

Дидактическое упражнение «Читаем сами».

Загадка про букву «Ш».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Викторина по сказке (работа в парах).

27

Русская народная сказка «Лев, щука и человек»

Речевая разминка.

Загадка про букву «Щ».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Кроссворд по сказке (работа в парах)

28

Александр Афанасьев «Зимовье зверей»

Речевая разминка.

Загадка про букву «Ъ».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Игра-драматизация (спектакль по сказке (коллективная работа))

29

Русская народная сказка «Хвосты»

Дидактическое упражнение «Внимательные покупатели».

Загадка про букву «Ы».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Викторина по сказке (индивидуальная работа).

30

Русская народная сказка «Маша и медведь»

Речевая разминка.

Загадка про букву «Ь».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Игра «Войди в роль» (групповая работа).

Рассказ сказки учениками по мнемокарте (коллективная работа)

31

Русская народная сказка «Кощей Бессмертный»

Дидактическое упражнение «Внимательные покупатели».

Загадка про букву «Э».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Конкурс «Найди все слова на букву «Э».

Кроссворд по сказке  (работа в парах)

32

Русская народная сказка «Анютка»

Речевая разминка.

Загадка про букву «Ю».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Игра «Найди ошибку»

33

Сутеев В.Г. «Яблоко»

 

 

Речевая разминка.

Загадка про букву «Я».

Словарная работа.

Чтение сказки.

Работа с текстом.

Игра «Расскажи сказку по кругу»

34

В мире русских сказок

Речевая разминка.

Квест по изученным сказкам

Для реализации программы в экспериментальной группе было проведено 34 занятия. В контрольной группе данная программа не была внедрена в образовательный процесс.

На контрольном этапе эксперимента была проведена контрольная диагностика уровня развития речевой культуры младших школьников. Результаты проведенного мониторинга в контрольной и экспериментальной группах представлены на рис. 1, 2.

 

 

Сравнительный анализ результатов, полученных нами в экспериментальной группе с данными контрольной группы показал, что в экспериментальной группе число младших школьников с низким уровнем развития речевой культуры уменьшилось с 65 до 20%, то есть на 45%, а в контрольной группе с 48 до 35%, то есть на 13%.

В экспериментальной и контрольной группах произошло увеличение числа младших школьников с высоким уровнем развития речевой культуры (на 9% в контрольной группе и на 18% в экспериментальной группе).

Проверка наличия статистически значимых различий по изучаемым признакам в контрольной и экспериментальной группах проводилась при помощи двустороннего критерия Вилкоксона – Манна – Уитни [4].

Эмпирическое значение критерия Манна-Уитни на констатирующем этапе эксперимента составило U = 990. Эмпирическое значение критерия Вилкоксона Wэмп = 1,83 ≤ 1,96. Следовательно, гипотеза о том, что сравниваемые выборки совпадают, была принята на уровне значимости 0,05.

Эмпирическое значение критерия Манна-Уитни на контрольном этапе эксперимента составило 579, значение Wэмп = 2,13 > 1,96. Следовательно, достоверность различий сравниваемых  выборок  составила 95%.

Итак, начальные (до начала эксперимента) состояния экспериментальной и контрольной групп совпадают, а конечные (после окончания эксперимента) –  различаются.  Следовательно, можно сделать вывод, что эффект изменений обусловлен внедрением в образовательный процесс начальной школы программы по развитию речевой культуры младших школьников.

Таким образом, проведенный анализ теоретических источников и собственного опыта работы показали, что для развития речевой культуры младших школьников необходимо поэтапное формирование когнитивного, процессуального и коммуникативного компонентов развитости речевой культуры с помощью комплексного применения активных методов. Особенно актуальным в данном направлении явился игровой метод, который отвечает психологическим и возрастным особенностям младших школьников.

В результате проделанной работы была выявлена динамика развития речевой культуры, в экспериментальной группе на 45% снизилось количество испытуемых с низким уровнем развития речевой культуры. Математические расчёты при помощи двустороннего критерия Вилкоксона – Манна – Уитни показали значительные изменения в развитии речевой культуры младших школьников экспериментальной группы.


Список литературы

1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2001. – 544 с.
2. Воронцова Т.А. Культура речи. Учебное пособие. – Ижевск: Изд-во УдГУ, 2011. – 141 с.
3. Гакаева А.Х. Культура речи в младших классах и методы ее развития // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. – Казань: Бук, 2015. – С. 1–4.
4. Левшин Е.О. Речь и культура общения // Молодой ученый. – 2016. – № 13.2 (117.2). – С. 50-52
5. Львов М.Р. Основы теории речи. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 248 с.
6. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). – М.: МЗ-Пресс, 2004. – 67 с.
7. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для высшего профессионального образования / под ред. Б.Г. Бобылева. – Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК», 2014. – 401 с.
8. Ширяев Е.Н. Что такое культура речи // Русская речь. – 1991. – № 4. – С. 52–57.
9. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 351 с.

Расскажите о нас своим друзьям: