Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №08 (61) Август 2021

УДК 372.881.1

Дата публикации 31.08.2021

Актуализация РПД «Иностранный язык» с учетом внедрения информационных и цифровых технологий в образовательный процесс вуза

Маркова Татьяна Анатольевна
канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой иностранных языков ФГБОУ ВО «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н. В. Верещагина», г. Вологда, mar_ta.vologda@mail.ru

Аннотация: В статье представлен анализ актуализированной рабочей программы дисциплины «Иностранный язык» с учетом внедрения информационных и цифровых технологий в образовательный процесс вуза в рамках реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Обоснована актуальность применения знаний и навыков в сфере информационных и цифровых технологий. Автором продемонстрированы примеры использования информационных и цифровых технологий на занятиях по иностранному языку со студентами (работа с иноязычными образовательными сайтами, обучающими платформами, с аудио и видеоматериалами из сети Интернет, YouTube канала).
Ключевые слова: рабочая программа дисциплины, информационные и цифровые технологии, образовательный процесс вуза, цифровая экономика.

Updating a work program for the discipline "Foreign Language" taking into account introduction of information and digital technologies in the educational process of the university

Markova Tatjana Anatoljevna
Candidate of Science (Pedagogy), Associate Professor, the Head of the Department of Foreign Languages Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education the Vereshchagin State Dairy Farming Academy of Vologda, Vologda

Abstract: The article presents the analyze of the updated work program for the discipline "Foreign Language", taking into account the introduction of information and digital technologies in the educational process of the university as part of the implementation of the federal project "Human Resources for the Digital Economy". It is spoken about the relevance of the application of knowledge and skills in the field of information and digital technologies. The author demonstrates examples of using information and digital technologies in foreign language classes (for example, of working with foreign language educational sites, platforms, with audio and video materials from the Internet, YouTube channel).
Keywords: work program for the discipline, information and digital technologies, educational process of the university, digital economy.

Правильная ссылка на статью
Маркова Т.А. Актуализация РПД «Иностранный язык» с учетом внедрения информационных и цифровых технологий в образовательный процесс вуза // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 08 (61). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/aktualizatsiya-rpd-inostrannyj-yazyk-s-uchetom-vnedreniya-informatsionnykh-i-tsifrovykh-tekhnologij-v-obrazovatelnyj-protsess-vuza.html (Дата обращения: 31.08.2021)

В рамках реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» перед преподавателями вузов ставится задача по актуализации рабочих программ дисциплин с учетом внедрения информационных и цифровых технологий в образовательный процесс. Рассмотрим основные дефиниции, упоминаемые в данной работе.

Как указывает Б. Паньшин, понятие «цифровой экономики» было введено в оборот Н. Негропонте в 1995 г. как метафора новой информационной культуры, органической частью которой стал контент в цифровой форме (музыка, фильмы, картины, игры и т.д.), что вначале определялось как «компьютирование». Со временем оно в большей степени стало применяться к экономике [1, с. 53].

Согласно доклада, подготовленного коллективом Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, цифровая экономика определяется как «деятельность по созданию, распространению и использованию цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг». Авторы доклада предлагают также взаимосвязанный с цифровой экономикой термин цифровых технологий – «технологии сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных в электронном виде» [6, с. 13]. В Федеральном законе № 149-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» используется следующее понятие «информационных технологий» – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов [5]. Для нас представляют интерес информационные и цифровые технологии, применяемые в образовательной среде. Так, О.И. Пащенко раскрывает информационные технологии обучения (ИТО) как «совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющей знания людей и развивающей их возможности по управлению техническими и социальными процессами». Е.И. Машбиц и Н.Ф. Талызина рассматривают ИТО как некоторую совокупность обучающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте. В.Ф. Шолохович предлагает определять ИТО с точки зрения ее содержания как отрасль дидактики, занимающуюся изучением планомерно и сознательно организованного процесса обучения и усвоения знаний, в котором находят применение средства информатизации образования. [2, с. 22]. Из приведенных понятий видим, что в первом случае они могут рассматриваться как дидактический процесс, а во втором как создание определенной технической среды обучения, в которой ключевое место занимают используемые информационные технологии. В нашей работе мы берем за основу второе определение.

В рамках теории обучения иностранным языкам определение «цифровые технологии» обозначает те виды технологий, которые связаны с использованием компьютеров и портативных электронных устройств (планшетов, смартфонов и др.). К цифровым технологиям относятся электронные инструменты, устройства, системы и ресурсы, которые производят, хранят или обрабатывают информацию в различных форматах [11].

Несмотря на активное использование информационных и цифровых технологий остается открытым вопрос разработки преподавателями собственных обучающих продуктов и создание с их помощью обучающей языковой среды, позволяющей максимальное погружение обучающихся в среду изучаемого языка. В связи с этим целью данной статьи является анализ актуализированной рабочей программы дисциплины (далее – РПД) «Иностранный язык» для направлений подготовки 35.03.01 «Лесное дело», профиль Лесное дело и 35.03.02 «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств», профиль Лесоинженерное дело, а также демонстрация опыта использования информационных и цифровых технологий, образовательных порталов и сайтов в процессе обучения иностранным языкам студентов неязыкового вуза. Дисциплина «Иностранный язык» входит в Блок базовых дисциплин и начинается с первого курса обучения, что способствует началу формирования базовых информационных и цифровых навыков в современной образовательной среде.

Актуальность применения знаний и навыков в сфере информационных и цифровых технологий обосновывается тем, что современным производствам и деревоперерабатывающим предприятиям необходим новый уровень подготовки выпускника высшей школы, способного работать с большим объемом данных и быстро осваивать новые производственные технологии; имеющего опыт работы не только индивидуально, но и коллективно на базе различных сетевых платформ; а также умеющего быстро реагировать на изменения окружающего мира.

Цель учебной дисциплины «Иностранный язык» первоначально была сформулирована как обучение практическому владению разговорно-бытовой речью и языком специальности для активного применения иностранного языка как в повседневном, так и в профессиональном общении, закрепление программы средней школы по иностранному языку в разделах: фонетика, лексика и грамматика, изучение нового и расширение известного лексико-грамматического материала. Критерием практического владения иностранным языком является умение достаточно уверенно пользоваться наиболее употребительными и относительно простыми языковыми средствами в основных видах речевой деятельности: говорении, восприятии на слух (аудировании), чтении и письме.

В актуализированной РПД цель и задачи дисциплины раскрыты с учетом внедрения информационных и цифровых технологий. Таким образом, цель и задачи дисциплины звучат как:

- обучение практическому владению разговорно-бытовой речью и языком специальности для активного применения иностранного языка в межличностном общении и профессиональной деятельности, в т.ч. с применением программных продуктов: Word, PowerPoint, Miro, Zoom, Skype, Moodle, Google Meet и др.;

- формирование навыков оформления деловой переписки, в т.ч. с помощью ПО: Grammarly, Beewriter, FluentU;

- формирование навыков подготовки презентаций с помощью программных приложений PowerPoint, Canva, Google Slides;

- формирование навыков перевода профессиональных текстов, в т.ч. с помощью онлайн-словарей: Multitran, Longman Dictionary и др. и получения информации профессионального содержания из интернет-источников: ЭБС «Знаниум», «Лань», «Юрайт», e-LIBRARY.RU;

- формирование навыков работы в Google – документах для обмена профессиональной информацией на иностранном языке.

В соответствии с ФГОС ВО по направлениям подготовки 35.03.01 «Лесное дело» и 35.03.02 «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» процесс изучения дисциплины «Иностранный язык» направлен на формирование универсальных компетенций: УК-3 – способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде и УК-4 – способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах).

В результате освоения вышеуказанных компетенций обучающиеся должны

  • знать: иностранный язык в объеме, необходимом для получения информации профессионального содержания из интернет-источников: ЭБС «Знаниум», «Лань», «Юрайт», e-LIBRARY.RU; стиль делового общения, основы публичной речи, подготовки презентаций, в т.ч. с помощью ПП: PowerPoint, Canva, Google Slides; правила оформления деловой переписки, в т.ч. с помощью ПО: Grammarly, Beewriter, FluentU.
  • уметь: использовать информационно-коммуникативные технологии Skype, Zoom при поиске необходимой информации с применением браузеров Google, Yandex в процессе решения коммуникативных задач на государственном и иностранном языках; использовать иностранный язык в межличностном общении и профессиональной деятельности, в т.ч. с применением программных продуктов: Word, PowerPoint, Miro, Zoom, Moodle, Google Meet, stories.freepik.com и др.;
  • владеть: навыками работы в Google-документах для обмена профессиональной информацией на иностранном языке; навыками перевода профессиональных текстов, в т.ч. с помощью онлайн-словарей: Multitran, Longman Contemporary Dictionary, Longman Business Dictionary и др.; иностранным языком в объеме, необходимом для получения информации из зарубежных источников: Web of Science, Core Collection и др.

В настоящей статье продемонстрированы лишь некоторые примеры работы с информационными и цифровыми технологиями, применяемыми на занятиях со студентами.

Дисциплина «Иностранный язык» у вышеназванных направлений подготовки изучается в течение трех семестров, ее общая трудоемкость составляет 6 зачетных единиц (216 часов). Таким образом, в первом семестре большое внимание уделяется освоению грамматического материала и формированию навыков чтения и перевода специализированных текстов «Plants Formation and Their Environment», «Tree», «How the Tree Lives», «How a Tree Grows» и других, в том числе с помощью онлайн-словарей Multitran, Longman Contemporary Dictionary, Longman Business Dictionary с целью получения информации профессионального содержания.

На практических занятиях помимо работы с классическими текстовыми учебниками и пособиями мы предлагаем наполнить содержание тем «Имя существительное. Артикли», «Имя прилагательное. Наречия», «Глагол», «Модальные глаголы и их эквиваленты» и прочих лексико-грамматическими упражнениями, тестами, размещенными на платформах British Council, esl-lounge.com, Moodle, Quizlet.com [8, 9, 4], подключиться к которым студенты вполне могут со своих смартфонов.

Для организации запоминания иноязычной лексики интересным представляется обращение к флеш-картам на платформе Quizlet.com. Например, при освоении раздела «Forest in our country» студентам предлагается на платформе Quizlet.com перейти по ссылке [https://quizlet.com/gb/578357109/new-forest-case-study-flash-cards/], познакомиться с информацией на тему «New forest case study» и решить тест [https://quizlet.com/578357109/test].

Использование таких цифровых технологий, как Skype, Zoom, Discord в учебном процессе стало необходимостью во время перехода на дистанционное обучение всех образовательных учреждений как среднего, так и высшего образования в марте 2020 года в связи с распространением новой коронавирусной инфекции Covid-19. На наш взгляд, приобретенные навыки только положительно отразились на профессиональной деятельности участников образовательного процесса и в дальнейшем, на наш взгляд, следует продолжать использовать эти ресурсы и технологии для организации самостоятельной работы обучающихся [7]. Например, студентам предлагается прочитать текст «What is Forest?», присоединиться по предложенной преподавателем ссылке к онлайн-конференции в Zoom [https://zoom.com/] и обсудить следующие вопросы: 1. How do pure and mixed forests differ? 2. Which forest type is more common: a pure forest of a mixed one? 3. Do the species planted in pure stands grow well? Why or why not? 4. What age classes are stands divided into? 5. What term is used for a stand in which all the trees are of the same age? 6. What kinds of trees does an uneven-aged stand include?

Благодаря развитию информационных и цифровых технологий мы живем в эпоху облачных вычислений и основной программой в этой зоне находится Google Диск. Одним из важных компонентов Google Диска являются Google-документы, которые во многом похожи на Microsoft Word. Google-документы имеют такой же интерфейс, как и Microsoft Word с раскрывающимися меню и панелью инструментов с кнопками для функций стандартного форматирования. Тем не менее, Google-документы предлагают уникальные функции, такие как совместное использование документов, совместная работа в реальном времени, инструменты исследования и облачные вычисления, с помощью которых мы можем получить доступ к нашим файлам в любом месте и в любое время по сравнению с Microsoft Word. Студенты могут пригласить преподавателя для просмотра их записей в режиме реального времени для редактирования, и в то же время преподаватель может просматривать историю изменений, чтобы проверить, что и как студенты исправляли в своих сочинениях, докладах и т.д. [10; с. 87].

Таким образом, работа с Google-документами помогает научить студентов обмениваться профессиональной информацией на иностранном языке с другими членами команды. Например, при освоении темы «Boreal Coniferous Forest» мы предлагаем подготовить групповой доклад на тему «Coniferous». Выполняя данное задание, студенты делятся на группы по 3-4 человека, в браузере Google создают шаблон документа, делятся ссылкой на данный документ с преподавателем и членами своей группы, пишут общий доклад, опираясь на следующие вопросы: 1. Why are conifers so important in the world economy? 2. What are the distinctive features of conifers? 3. When do most conifers flower? 4. Where do people raise conifers? 5. Where is softwood used? 6. Why is softwood more suitable for paper-making than hardwood? 7. What kinds of artificial board are manufactured from softwood? Преподаватель, в свою очередь, может оценить работу каждого участника группы.

В соответствии с УК-4 – способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на иностранном языке у обучающихся необходимо развивать умение подготовки презентаций с помощью программных приложений: PowerPoint, Canva, Google Slides. Так, при изучении темы «Plants, Climate and Weather» студентам предлагается подготовить презентацию на английском языке с помощью указанных программных приложений на выбор в количестве не более 15 слайдов.

Эффективным для изучения иностранных языков представляется использование специализированных видеоматериалов, направленных на запоминание профессиональной терминологии, т.к. видеоинформация обладает высоким фактором аутентичности. При работе с видеоматериалами также учитывается возможность использования субтитров для тех обучающихся, испытывающих сложности с восприятием на слух речи на иностранном языке, что актуально для студентов неязыкового вуза.

Приведем пример разработанных заданий к англоязычному видеоматериалу, размещенному на платформе Ted.com. В теме «Drought control» студентам предлагается перейдите по ссылке [https://www.ted.com/talks/pavan_sukhdev_put_a_value_on_nature], посмотреть видеосюжет и выполнить следующие упражнения:

1. Отметьте, верны или неверны следующие утверждения (Check if the following statements are true or false):

Statements

True

False

1. Pavan Sukhdev began his life as a markets professional.

 

 

2. A project called TEEB was started in 2009.

 

 

3. The depletion of ocean fisheries is not significant.

 

 

4. A billion people depend on fish for their main source for animal protein.

 

 

5. TEEB has less than a dozen separate groups of solutions.

 

 

 

2. Ответьте на вопросы к видео (Answer video questions):

What problem related to the Amazon rainforests is discussed by the speaker ? 2. How can we put a value on nature ?

3. Подберите соответствующие русские эквиваленты из видеоматериала (Find the appropriate Russian equivalents from the video): conservation, economic invisibility, pollination, agricultural output, rainforest, depletion, ecosystem level, prevention, drought control, humanity, global biomass, mangroves, green carbon markets, biodiversity, livelihoods.

Анализ актуализированной рабочей программы дисциплины «Иностранный язык» с учетом внедрения информационных и цифровых технологий в образовательный процесс вуза показал преимущества и ценность их применения. Информационные и цифровые технологии придают процессу обучения новые качества и возможности: интерактивность, позволяющую расширить поле самостоятельного обучения и реализовать активные формы изучение языка; мультимедийность, обеспечивающую возможность сделать учебный контент универсальным (представление фрагментов реального или воображаемого мира через визуализацию, демонстрацию видеоматериалов); дифференцированность (разноуровневость), вариативность; гибкость и адаптивность, создающих условия для персонализации обучения. Мы разделяем точку зрения Р.К. Потаповой, которая считает, что внедрение компьютерных (цифровых) технологий в учебный процесс может решить ряд важных проблем учебного процесса. Во-первых, сократить временной разрыв между знакомством с новыми явлениями и контролем результатов. Во-вторых, решить проблему недостаточной дифференцированности обучения, учета индивидуальных особенностей обучающихся. В-третьих, наладить процесс целенаправленного обучения учащихся приемам самостоятельной работы [3, с. 54].

Нельзя отрицать и тот факт, что образная информация усваивается лучше, чем текстовая, и информационные и цифровые технологии в этом плане имеют огромный потенциал. Объединяя в себе текст с вербальной и графической информацией, динамику и звук, такие технологии делают процесс обучения более эффективным за счет воздействия на несколько каналов восприятия одновременно, а результаты обучения, соответственно, прочнее.


Список литературы

1. Паньшин Б. Цифровая экономика: понятия и направления развития // Наука и инновации, №3 (193), Март 2019. – С. 48-55.
2. Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 227 с.
3. Потапова Р. К. Новые информационные технологии и лингвистика: учеб. пособие; Московский гос. лингвистический ун-т. - Изд. 6-е. - Москва: ЛЕНАНД, 2016 - 364 с.
4. Система управления обучением MOODLE (Образовательный портал) – режим доступа: https://moodle.molochnoe.ru/
5. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
6. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение Ч-80 [Текст]: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др. ; науч. ред. Л. М. Гохберг ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 82, [2] с.
7. Экспресс-анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ в дистанционной форме / И. А. Карлов, В. О. Ковалев, Н. А. Кожевников, Е. Д. Патаракин, И. Д. Фрумин, А. Н. Швиндт, Д. О. Шонов; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 56 с. - Режим доступа: https://www.rvc.ru/upload/iblock/ecd/educational_services.pdf
8. British Council – режим доступа: https://learnenglishteens.britishcouncil.org/
9. Esl-lounge.com – режим доступа: https://www.esl-lounge.com/
10. Regina Maria Ambrose, Shanthini Palpanathan. Investigating the Effectiveness of Computer-Assisted Language Learning (CALL) Using Google Documents in Enhancing Writing – A study on Senior 1 Students in a Chinese Independent High School / IAFOR Journal of Language Learning, Volume 3, Issue 2, Winter 2017, P. 87.
11. Teaching with Digital Technologies [Электронный ресурс]. State Government of Victoria, Australia, 2017 URL: http://www.education.vic.gov.au/school/teachers/support/Pages/elearningcurriculum.aspx

Расскажите о нас своим друзьям: