Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №08 (61) Август 2021

УДК 376.33

Дата публикации 31.08.2021

Обзор рекомендаций по подготовке электронных курсов для студентов с нарушениями слуха

Пономаренко Екатерина Петровна
старший преподаватель кафедры «Английский язык», ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова», РФ, г. Ижевск, catpep@mail.ru
Красавина Юлия Витальевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Инженерная графика, профессиональная педагогика и технология рекламы», директор Центра инклюзивного обучения, ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова», РФ, г. Ижевск, juliadamask@yandex.ru
Жуйкова Ольга Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Инженерная графика, профессиональная педагогика и технология рекламы», ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова», РФ, г. Ижевск, zhuykovaolga2012@mail.ru
Серебрякова Юлия Вадимовна
кандидат культурологии, доцент, главный специалист учебного отдела издательского центра «Академия медиа», РФ, г. Москва, julia_serebro@mail.ru

Аннотация: В статье описывается теоретическое исследование педагогического опыта создания электронной образовательной среды для студентов с нарушениями слуха. Систематизированы основные правила обеспечения эффективного электронного обучения для данной категории обучающихся. Описаны трудности, возникшие в процессе дистанционного обучения в период пандемии коронавирусной инфекции. Даются рекомендации по разработке электронных учебных курсов для слабослышащих и глухих студентов.
Ключевые слова: дистанционное обучение, слабослышащие и глухие студенты, электронный курс, инклюзия.

A Review of Guidelines for Developing E-learning Courses for Students with Hearing Impairments

Ponomarenko Ekaterina Petrovna
Senior Lecturer, the Department of English language, Kalashnikov Izhevsk State Technical University, Russia, Izhevsk
Krasavina Yuliya Vitalevna
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor of the Department of Engineering Graphics, Vocational Pedagogy and Advertising Technology, Director of the Center on Inclusive Education, Kalashnikov Izhevsk State Technical University, Russia, Izhevsk
Zhuykova Olga Victorovna
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Engineering Graphics, Vocational Pedagogy and Advertising Technology, Kalashnikov Izhevsk State Technical University, Russia, Izhevsk
Serebryakova Yuliya Vadimovna
Candidate of Culturology, Associate Professor, Chief specialist of the Educational Department of Publishing House Academia, Russia, Moscow

Abstract: The paper presents a theoretical study of the pedagogical experience of developing an electronic educational environment for students with hearing impairments. The basic guidelines for ensuring effective e-learning for this category of students have been systematized. The difficulties encountered in the process of distance learning during the coronavirus pandemic are described. The recommendations are given on the development of electronic training courses for hearing impaired and deaf students.
Keywords: e-learning, hearing impaired and deaf students, e-course, inclusive education.

Правильная ссылка на статью
Пономаренко Е.П., Красавина Ю.В., Жуйкова О.В., Серебрякова Ю.В. Обзор рекомендаций по подготовке электронных курсов для студентов с нарушениями слуха // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 08 (61). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/obzor-rekomendatsij-po-podgotovke-elektronnykh-kursov-dlya-studentov-s-narusheniyami-slukha.html (Дата обращения: 31.08.2021)

Статья подготовлена в рамках исследования по гранту РФФИ 19-013-00701 «Исследование особенностей восприятия и обработки информации студентами с нарушением слуха в зависимости от вида ее носителя».

Применение цифровых технологий при обучении слабослышащих и глухих студентов открывает новые возможности благодаря интерактивной визуализации учебной информации, а также удобной и быстрой коммуникации [1]. В настоящее время для организации электронного обучения активно разрабатываются электронные учебные курсы, которые могут разнообразить процесс обучения, поскольку они содержат не только справочно-информационную информацию, но и различные демонстрационные упражнения и имитационно-моделирующие игры, позволяющие совершенствовать навыки по разным дисциплинам [15].

На данный момент основные требования к разработке электронных курсов для данной категории обучающихся остаются такими же, как и для обучающихся с нормой здоровья, в том числе общая информация о курсе, учебный и тестовый материалы, список литературы и  методика проверки и оценки результатов обучения [1]. Следует сказать, что если внешнее оформление и общие правила для электронных курсов могут быть едиными, то содержание и наполнение должно отбираться и формироваться с учетом индивидуально-типологических особенностей студентов с нарушениями слуха [2]. Возникает вопрос о необходимости выделения методических рекомендаций по созданию электронных курсов для слабослышащих и глухих студентов, обеспечивающих наиболее эффективные решения и обобщающих опыт работы в инклюзивном образовании.

Для достижения указанной цели теоретического исследования необходимо решить следующие задачи: во-первых, изучить передовой отечественный и западный опыт по организации электронного обучения при работе со слабослышащими и глухими студентами; во-вторых, систематизировать основные принципы разработки электронных курсов для студентов с нарушением слуха; и, в-третьих, составить рекомендации по созданию электронных курсов с учетом специфики обучаемой категории студентов. Для анализа и осмысления существующих практик и принципов разработок электронных курсов для студентов с инвалидностью по слуху в статье применяется метод контент-анализа.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что сформулированные методические рекомендации могут быть использованы в педагогической деятельности для усовершенствования инклюзивного образовательного процесса в электронной форме.

Согласно ранним исследованиям, нацеленным на определение условий формирования эффективной среды электронного обучения для слабослышащих и глухих студентов, ключевыми требованиями являются:

– обеспечение перевода учебного контента с помощью жестового языка и наличие субтитров к аудио- и видеоматериалам [3, 4];

– навигация электронных образовательных платформ должна быть простой и интуитивно понятной с ограниченным количеством опций [3];

– применение интерактивных технологий в целях социального развития студентов [5];

– включение коротких и синтаксически простых текстов [3, 6, 7].

Следует отметить, что наличия текстовой информации и субтитров бывает не достаточно для осмысления учебного материала студентами с ограничениями по слуху. Это объясняется тем, что у обучающихся, как правило, низкий уровень грамотности и, как следствие, недостаточное понимание или незнание понятий и закономерностей [8]. Поэтому тексты должны или исключать их, или содержать ссылки на определения незнакомых терминов или положений, изложенные простым языком, желательно сопровождаемые визуальным представлением [7, 9]. Кроме того, в связи с тем, что жестовый язык отличается от грамматики разговорного языка, формирование навыков письма у студентов с данным типом нозологии затруднено, что негативно сказывается на навыках чтения [8]. Результаты научного исследования подтверждают, что глухие студенты, имеющие доступ к обучающим видеоматериалам с жестовым переводом, показали лучшую академическую успеваемость [10].

Основные сложности с разработкой и адаптацией электронных учебных курсов для студентов с ограничениями по слуху возникли в момент перехода на дистанционное обучение в период в пандемии в 2020 году, когда возникла необходимость преподавать удаленно [8, 11, 15].

Практика показала, что электронные курсы могут быть интегрированы в учебный процесс при условии, что студенты способны заниматься самообразованием [15] и при наличии психолого-педагогического сопровождения. Учитывая тот факт, что студенты с инвалидностью по слуху поступают в университеты с серьезными пробелами в знаниях, работа с электронными курсами для данной категории обучающихся может стать весьма проблематичной [8]. Было обнаружено, что дистанционный формат обучения без наличия непосредственного традиционного участия преподавателя снизил уровень познавательной активности, что отрицательно отразилось на академических результатах [12]. Многие студенты не усваивали предлагаемый материал по причине отсутствия систематичной работы и наличия внешних отвлекающих факторов.

Также было отмечено, что мотивация обучающихся снизилась, когда образовательный процесс был организован только в электронном формате и не был адаптирован для студентов с нарушениями слуха, то есть учебный материал был информационно избыточен и изложен сложным научным или профессиональным языком [12]. Многие разработанные курсы для дистанционного обучения содержали большое количество текстовых документов, видео и других ресурсов, при этом некоторые тексты были полностью заменены иллюстрациями, не содержащими логических пояснений к ним, а электронные презентации включали чрезмерное количество слайдов [8].  

Университеты были вынуждены принять меры для разрешения существующих трудностей и обеспечения качественного электронного обучения слабослышащих и глухих студентов. Так, Национальный центр глухих техасского университета США (National Deaf Center on Postsecondary Outcomes The University of Texas at Austin) издал рекомендации и правила по организации онлайнового обучения [16, 17]. Важными дополнениями к списку обязательных требований становятся: наличие не только текстовой расшифровки учебных материалов (скрипты), но и конспектов, а также использование таких платформ, которые содержат специальные системы автоматического распознавания речи, не допускающие ошибок при генерации субтитров.

Результаты последних исследований подтверждают важность наличия вспомогательных технологий, таких как жестовый переводчик, приложения для цифровых заметок и системы видеотекста, современные платформы для обмена сообщениями [8, 11]. Однако и профессиональные переводчики жестового языка могут внести большой вклад, работая в инклюзивной образовательной среде [8], в том числе консультируя в процессе дистанционного обучения.

В настоящее время в связи с появлением ресурсов со встроенными системами распознавания речи, студенты с ограничениями по слуху имеют разные предпочтения, одни голосуют за жестовый язык, а другие больше склонны к чтению субтитров [13]. В любом случае, следя за переводчиком или читая субтитры, студенты не могут полностью сконцентрироваться на видео, поэтому важно, чтобы студент имел возможность при необходимости пересмотреть его.

Наш собственный опыт свидетельствует о том, что необходимо, чтобы электронный курс для студентов с ограничениями по слуху являлся целостной дидактической единицей с пошаговыми инструкциями к выполнению заданий разного уровня сложности, в которой особое внимание уделяется профессиональным терминам, представленным с помощью графических информационных элементов (рисунки, схемы, анимации, изображения и т.д.) с последовательными пояснениями для облегчения восприятия учебного материала [14].

Таким образом, мы приходим к следующему выводу, что самое главное профессионально-педагогическое заблуждение заключается в том, что студенты с нарушениями по слуху – это такие же студенты, как с нормой здоровья, которые только не слышат [8]. Поэтому электронные курсы для слабослышащих и глухих студентов должны отвечать особым образовательным потребностям данной группы инклюзивного образования, а для этого необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • создавать интерактивный контент, содержащий пояснения к трудным понятиям, фактам и концепциям, включая их визуальное представление, и соответствующий уровню студента;
  • включать оптимальное количество учебного материала, достаточное для самостоятельного изучения, избегая его чрезмерного объема;
  • использовать разные визуально-графические модели для иллюстрации теоретического материала курса с целью его качественного усвоения;
  • внедрять электронные курсы в рамках смешенного обучения, не исключающего традиционный подход и гарантирующего непосредственное общение студентов с преподавателем;
  • обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение, под которым понимается своевременное оказание компетентной помощи студенту при возникновении у него затруднений в работе с электронным курсом.

Список литературы

1. Ковачевич Йа., Радованович В. Онлайн-обучение – барьер или задача для глухих и слабослышащих людей // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-obuchenie-barier-ili-zadacha-dlya-gluhih-i-slaboslyshaschih-lyudey (дата обращения: 17.08.2021).
2. Hashim H., Tasir Z., Mohamad S.K. E-Learning Environment for Hearing Impaired Students // Turkish Online Journal of Educational Technology. 2013. 12, P. 67-70. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1018030.pdf (дата обращения: 17.08.2021).
3. Debevc M., Kosec P., Holzinger A. E-Learning Accessibility for the Deaf and Hard of Hearing - Practical Examples and Experiences // Leitner G., Hitz M., Holzinger A. (eds) HCI in Work and Learning, Life and Leisure. USAB 2010. Lecture Notes in Computer Science, vol 6389. Springer, Berlin, Heidelberg. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-642-16607-5_13
4. Straetz K., Kaibel A., Raithel V., Specht M., Grote K., Kramer F. An e-learning environment for deaf adults // Conference proceedings 8th ERCIM workshop. 2005. URL: http://ui4all.ics.forth.gr/workshop2004/files/ui4all_proceedings/adjunct/interactive_applications/77.pdf (дата обращения: 17.08.2021).
5. Nasr M.M. An enhanced e-learning environment for Deaf/HOH pupils // 2nd International Conference on Computer Technology and Development, 2010. P. 724-727, DOI: 10.1109/ICCTD.2010.5646421
6. Javier Bueno F., Raul Fernández del Castillo J., Soledad Garcia, Reca Borrego. E-learning content adaptation for deaf students // SIGCSE Bull. 39, 3 (September 2007). P. 271-275. DOI: https://doi.org/10.1145/1269900.1268862
7. Javier Bueno F., Goretti Alonso M., Raul Fernandez del Castillo J. Assisting lecturers to adapt e-learning content for deaf students // SIGCSE Bull. 39, 3 (September 2007), P. 335. DOI: https://doi.org/10.1145/1269900.1268903
8. Abdallah A. Alshawabkeh, M. Lynn Woolsey, Faten F. Kharbat. Using online information technology for deaf students during COVID-19: A closer look from experience // Heliyon. 7. e06915. 2021. DOI: 10.1016/j.heliyon.2021.e06915
9. Pappas Marios A., Eleftheria Demertzi, Yannis Papagerasimou, Lefteris Koukianakis, Dimitris Kouremenos, Ioannis Loukidis, Athanasios S. Drigas. E-Learning for Deaf Adults from a User-Centered Perspective // Education Sciences 8, 2018. N4: 206. https://doi.org/10.3390/educsci8040206
10. Mohd Hashim M.H., Tasir Z. An e-learning environment embedded with sign language videos: research into its usability and the academic performance and learning patterns of deaf students // Education Tech Research Dev 68, 2020. P. 2873–2911 DOI: https://doi.org/10.1007/s11423-020-09802-4
11. Alsadoon E., Turkestani M. Virtual Classrooms for Hearing-impaired Students during the COVID-19 Pandemic // Revista Romaneasca pentru Educatie Multidimensionala, 2020. 12(1Sup2), 01-08. DOI: https://doi.org/10.18662/rrem/12.1sup1/240
12. Kokhan S.T., Osmuk L.A., Varinova O.A. Distance learning for students with hearing impairments in pandemic situation // E3S Web Conf., 273. 2021. 12090. DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127312090
13. Kim K., Kang Ch. Here's how we can improve online learning for deaf students. URL: https://www.weforum.org/agenda/2021/04/here-s-how-we-can-improve-online-learning-for-deaf-students/ (дата обращения: 20.08.2021).
14. Жуйкова О.В., Красавина Ю.В., Серебрякова Ю.В., Пономаренко Е.П. Разработка и внедрение электронного учебного курса по начертательной геометрии для дистанционного сопровождения образовательного процесса у слабослышащих студентов // Педагогический имидж. 2020. Т. 14. № 4 (49). С. 607-618.
Список источников
15. Соловейчик Е.В. Готовы ли глухие к дистанционному образованию? URL: https://voginfo.ru/education/2020/04/23/gotovy-li-gluhie-k-distancionnomu-obrazovaniju/ (дата обращения: 17.08.2021).
16. Checklist for Teaching Deaf Students Online. URL: https://www.nationaldeafcenter.org/sites/default/files/asset/document/Checklist_TeachingDeafStudents%20%282%29.pdf (дата обращения: 20.08.2021).
17. Making Online Learning Accessible for Deaf Students: A Guide for Disability Services. URL: https://www.nationaldeafcenter.org/sites/default/files/asset/document/Checklist_TeachingDeafStudents%20%282%29.pdf (дата обращения: 20.08.2021).

Расскажите о нас своим друзьям: