Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №08 (61) Август 2021

УДК 376.37

Дата публикации 31.08.2021

Нарушение слоговой структуры слова у учащихся первых классов с общим недоразвитием речи: механизмы и симптоматика

Задумова Наталья Павловна
канд. пед. наук, доцент кафедры логопатологии, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, РФ, г. Санкт-Петербург, nataly777.05@mail.ru

Аннотация: В статье освещены результаты экспериментального исследования воспроизведения слоговой структуры слова учащимися первых классов с общим недоразвитием речи, раскрыты проявления и возможные механизмы выявленных нарушений, представлены данные о типологии и распространенности вариантов ошибочного воспроизведения слогового состава слова. На основании анализа полученных данных сделан вывод доминировании ошибок в виде упрощения кластеров у детей с общим недоразвитием речи, о наличии корреляционных связей показателей, отражающих состояние артикуляционного праксиса, оперативной фонологической памяти, с возможностью воспроизведения учащимися с речевой патологией слоговой структуры слов и фраз.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, слоговая структура слова, фонематическое восприятие, оральный праксис, артикуляционный праксис, оперативная фонологическая память.

Violation of the syllabic structure of the word in first-grade students with general speech underdevelopment: mechanisms and symptoms

Zadumova Natalya Pavlovna
Cand. Sci. (Ped.), аssociate professor at the Department of Logopathology, St. Petersburg State Pediatric Medical University, Russia, St. Petersburg

Abstract: The article highlights the results of an experimental study of the reproduction of the syllabic structure of the word by first-grade students with general speech underdevelopment, reveals the manifestations and possible mechanisms of the detected violations, presents data on the typology and prevalence of variants of erroneous reproduction of the syllabic composition of the word. Based on the analysis of the obtained data, it is concluded that errors in the form of simplification of clusters in children with general speech underdevelopment are dominant, that there are correlations of indicators reflecting the state of articulatory praxis, operational phonological memory, with the possibility of reproducing the syllabic structure of words and phrases by students with speech pathology.
Keywords: general underdevelopment of speech, syllabic structure of the word, phonemic perception, oral praxis, articulatory praxis, operative phonological memory.

Правильная ссылка на статью
Задумова Н.П. Нарушение слоговой структуры слова у учащихся первых классов с общим недоразвитием речи: механизмы и симптоматика // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 08 (61). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/narushenie-slogovoj-struktury-slova-u-uchashhikhsya-pervykh-klassov-s-obshhim-nedorazvitiem-rechi-mekhanizmy-i-simptomatika.html (Дата обращения: 31.08.2021)

Вводная часть и новизна. Воспроизведение слоговой структуры слова отражает возможности говорящего в плане моторной реализации речи. Слог рассматривается в качестве основной произносительной единицы языка. В литературе представлены данные о связи формирования произносительной стороны речи с состоянием орального и артикуляционного праксиса, фонематического восприятия [1, 2, 3]. Наиболее доступным для воспроизведения является открытый слог типа СГ, что, в свою очередь, определяет возможность раннего освоения ребенком слоговой структуры в виде редупликации указанного типа слогов (СГСГ) [4]. Дальнейшее овладение слоговой структурой слова предполагает усложнение реализуемых в речи типов слогов (СГС, ССГ и т.п.), с одной стороны, и удлинение слова – с другой. Исследования в области онтогенеза детской речи свидетельствуют о проявлениях ошибочного воспроизведения дошкольниками слов различной структуры в виде пропуска звуков и слогов и их перестановки, сокращения стечений согласных, уподобления звуков и слогов. Среди указанных вариантов неверного воспроизведения структуры слова, носящих в речи нормально развивающихся детей временный, преходящий характер, наибольшей частотностью обладает слоговая элизия (сокращение количества слогов в слове). Происхождение такого рода ошибок связывают со сравнительной силой слогов, вследствие чего более доступным является воспроизведение ударного слога, затем первого предударного и, наконец, более слабых безударных слогов; с артикуляционными возможностями детей [4].     

Необходимо отметить, что в специальной литературе представлены сведения, касающиеся нарушений воспроизведения слоговой структуры слова у дошкольников с разными видами речевой патологии [5, 6]. В то же время, данные о возможностях передачи слогового состава слова у детей младшего школьного возраста с недоразвитием речи отличаются некоторой фрагментарностью и неполнотой, что определяет актуальность настоящего исследования. В свою очередь, его новизну отражает попытка выявления механизма возникновения различных типов ошибок при воспроизведении учащимися слоговой структуры слова.

Данные о методике исследования. Исследование слоговой структуры младших школьников было ориентировано на выявление как симптомов, характеризующих фонетический дефект, так и возможных механизмов, лежащих в основе выявленных нарушений. Это, в свою очередь, обусловило необходимость выделения следующих разделов методики констатирующего эксперимента:

1) исследование воспроизведения слоговой структуры слова (Волкова Г.А.);

2) исследование состояния артикуляционного праксиса («Тест на артикуляционный диадохокинез», Корнев А.Н.);

3) исследование состояния статического и динамического орального праксиса (Корнев А.Н.);

4) исследование фонематического восприятия (дифференциация слов-квазиомонимов, Волкова Г.А.);

5) исследование оперативной фонологической памяти (тест «Non-word repetition» или «Повторение несуществующих слов», Корнев А.Н.).

Исследование слоговой структуры слова было основано на анализе вербальной продукции учащихся, полученной при отраженном воспроизведении ими различного по степени сложности речевого материала, включающего: а) 10 слов сложной слоговой структуры, состоящих из 4-7 слогов и включающих 1-2 стечения согласных (кораблекрушение, парикмахерская, аквалангист, простокваша, водопроводчик, регулировщик и т.д.); б) 10 фраз со словами сложной слоговой структуры (Водопроводчик чинит водопровод. Волосы подстригают в парикмахерской и т.д.).

Оценка результатов исследования производилась с учетом как количественных (регистрация всех случаев верного и ошибочного произнесения слов и фраз в каждой из групп учащихся), так и качественных (выявление типов ошибочного воспроизведения слоговой структуры в виде слоговой элизии, метатезиса и проч.) показателей.

Речевая продукция детей записывалась на диктофон.

К участию в констатирующем исследовании были привлечены учащиеся 1-ых классов (n=20) в возрасте 7-8 лет с общим недоразвитием речи (третий уровень речевого развития), составившие экспериментальную группу. В контрольную группу были включены 20 детей того же возраста без речевой патологии.

Экспериментальная часть, анализ, обобщение и разъяснение собственных данных или сравнение теорий. Для учащихся обеих групп характерна общая тенденция к более успешному воспроизведению слоговой структуры слов (69% случаев правильного воспроизведения в ЭГ и 89% – в КГ) и менее высоким показателям при повторении фраз (52% случаев правильного воспроизведения в ЭГ и 79% – в КГ, что обусловлено как сложностью фонетического контекста, так и объемом предъявляемых стимулов с позиции количества слогов и слов.

В то же время, математико-статистический анализ полученных данных с применением критерия Манна-Уитни позволил выявить достоверные межгрупповые различия показателей успешности воспроизведения детьми с общим недоразвитием речи и их сверстников без речевой патологии как слов сложной слоговой структуры (р<0,001), так и фраз (р<0,001).

Качественный анализ речевой продукции детей позволил выявить типы ошибок, характеризующих особенности воспроизведения слоговой структуры.

Так, общими для обеих групп учащихся и наиболее частотными по отношению ко всем типам трудностей при воспроизведении структуры слова стали ошибки в виде упрощения кластеров (1,25 в ЭГ и 0,1 в КГ), метатезиса (0,9 в ЭГ и 0,7 в КГ), слоговой элизии (0,6 в ЭГ и 0,2 в КГ). Данные математико-статистической обработки с использованием критерия Манна-Уитни свидетельствуют о наличии достоверных различий показателей распространенности упрощения стечений согласных (р<0,001) в речевой продукции учащихся экспериментальной и контрольной групп. Возникновение такого рода ошибок связывают с недоразвитием артикуляционных возможностей ребенка [7].

Помимо общих типов ошибок, свойственных учащимся как экспериментальной, так и контрольной групп, были выявлены и специфические, характерные лишь для детей с общим недоразвитием речи. Так, в речи младших школьников с речевой патологией были зафиксированы явления выпадения согласного при отсутствии стечения (0,4), замены звука (0,4), слогового проговаривания (0,3), добавления слога (0,1), лексической замены (0,1). Последнее, вероятно, свидетельствует о попытке компенсировать недостатки воспроизведения слоговой структуры посредством актуализации другого (более доступного с позиции фонетического оформления) слова.

Задание на повторение фраз, включающих слова сложной слоговой структуры, вызвало более значительные трудности у учащихся как экспериментальной, так и контрольной групп, особенно выраженные в речи младших школьников с общим речевым недоразвитием. Общее количество ошибок при воспроизведении фраз детьми обеих групп возросло, однако, как и при повторении отдельных слов, наибольшей частотой встречаемости характеризовались случаи упрощения кластеров (3,4 в ЭГ и 1,0 в КГ).

В результате статистического анализа были выявлены достоверные межгрупповые различия показателей, отражающих распространенность ряда ошибок при воспроизведении фраз в виде упрощения кластеров – 3,4 в ЭГ и 1,0 в КГ (р<0,001), слоговой элизии – 1,2 в ЭГ и 0,1 в КГ (р<0,05), антиципации – 1,2 в ЭГ и 0,2 в КГ (р<0,05). Межгрупповые различия, характеризующие частотность иных типов нарушения слоговой структуры (метатезис, добавление согласного, персеверация) достоверными не являлись.

Следует отметить, что лишь учащимся с общим недоразвитием речи были свойственны случаи неверного воспроизведения структуры слов в виде пропуска согласного без стечения (0,6), замены звука (0,4), проявления комбинированных ошибок (0,25) и аграмматичного повторения фразы (0,1).

Экспериментальное исследование было ориентировано на выявление как симптоматики, так и возможных механизмов, опосредующих нарушения слоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи. С этой целью была осуществлена оценка состояния орального праксиса, артикуляционного праксиса («Тест на артикуляционный диадохокинез», фонематического восприятия, оперативной фонологической памяти (тест «Non-word repetition» или «Повторение несуществующих слов»).

Корреляционный анализ по Спирмену показал наличие положительной связи показателей, отражающих состояние оперативной фонологической памяти и воспроизведение слоговой структуры слов (коэффициент корреляции равен 0,467) и фраз (коэффициент корреляции равен 0,498) у учащихся с общим недоразвитием речи. Так, более успешному повторению несуществующих слов (взун, смеча, фурник, посидор, фортитуд, нарантивин и проч.) сопутствовало более продуктивное воспроизведение слоговой структуры при произнесении как отдельно предъявляемых слов, так и фраз. Таким образом, достаточный уровень развития оперативной фонологической памяти способствует удержанию и воспроизведению заданной моторной программы.

Наряду с вышеуказанным, выявлена отрицательная взаимосвязь показателей сформированности оперативной фонологической памяти и распространенности следующих типов ошибок при воспроизведении слоговой структуры: слоговой элизии (коэффициент корреляции равен -0,531), уподобления слогов (коэффициент корреляции равен -0,462) и персеверации (коэффициент корреляции равен -0,486). Таким образом, более высокому уровню сформированности оперативной фонологической памяти соответствовала меньшая частотность названных типов ошибок.

Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о наличии положительной взаимосвязи показателей сформированности артикуляционного праксиса и воспроизведения слоговой структуры слов (коэффициент корреляции составляет 0,516). Тест на артикуляционный диадохокинез направлен на исследование способностей переключения при повторении серии слогов, включающих как одинаковые (ПА-ПА-ПА, ТА-ТА-ТА, КА-КА-КА), так и различные по месту образования согласные (ПА-ТА-КА). Более высокие возможности при произнесении серии разноименных слогов (ПА-ТА-КА) соответствуют более успешному воспроизведению слоговой структуры слов. Аналогичные данные, иллюстрирующие связь динамического праксиса и слоговой структуры слова, представлены в современной литературе.

Отрицательная связь имеет место между показателями сформированности артикуляционного праксиса и представленностью ошибок при воспроизведении слоговой структуры в виде упрощения кластеров (коэффициент корреляции равен -0,476) и персеверации (коэффициент корреляции составляет -0,522). Испытуемые с большим количеством правильных повторений серии слогов ПА-ТА-КА имеют меньшее количество ошибок в воспроизведении сложной слоговой структуры слов и фраз. На основании этого можно сделать вывод о взаимосвязи развития артикуляционного праксиса и слоговой структуры

Выводы и рекомендации. Проведенное  исследование ориентировано на анализ проявлений и возможных механизмов нарушений воспроизведения слоговой структуры слова у учащихся первых классов с общим недоразвитием речи. На основании обобщения полученных данных сделан вывод доминировании ошибок в виде упрощения кластеров у детей с общим недоразвитием речи, о наличии корреляционных связей показателей, отражающих состояние артикуляционного праксиса, оперативной фонологической памяти, с возможностью воспроизведения учащимися с речевой патологией слоговой структуры слов и фраз.    


Список литературы

1. Корнев А.Н., Балчюниене И., Недоря А.Е. Становление звуко-слоговой структуры у ребёнка: новый метод анализа корпусных данных. Анализ разговорной русской речи (АР3-2017): Труды седьмого междисциплинарного семинара. — СПб.: Политехника-принт, 2017. — с. 53-58.
2. Артемова Е.Э., Григорьева О.В. Нейропсихологический аспект изучения нарушений звуковой и слоговой структуры слова// Universum: Психология и образование: электронный научный журнал. 2016. № 10(28). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3736.
3. Дубровина Т.И., Чеснокова М.М. Роль сукцессивных процессов в формировании слоговой структуры слова//Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия. Методический сборник по материалам Международного симпозиума/Под общей редакцией А.А. Алмазовой, А.В. Лагутиной, Л.А Набоковой, Е.Л. Черкасовой. – М., 2018. – С. 142-145.
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 472с.
5. Макарова Н.В. Современное состояние проблемы изучения звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи //Вестник ТГПИ. Гуманитарные науки. 2014. – С. 66-70.
6. Медведева Е.Ю., Берсенёва Т.А. Изучение состояния слоговой структуры слова у старших дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. №61(1). 2018. – С. 177-180.
7. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: учебно-метод. пособие. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. – 128 с.

Расскажите о нас своим друзьям: