Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №09 (62) Сентябрь 2021

УДК 37.015.3

Дата публикации 09.09.2021

Актуальность и особенности применения бросового материала для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Декман Илона Евгеньевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии и социальной работы, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в городе Ессентуки), РФ, г. Ессентуки
Попкова Екатерина Сергеевна
студентка 6 курса, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в городе Ессентуки), РФ, г. Ессентуки

Аннотация: На основе проведения анализа научных источников по вопросу развития творческих способностей дошкольников раскрыта сущность понятия «творческие способности», даны ее основные характеристики, а также признаки наличия творческих способностей у детей дошкольного возраста. В рамках изучения данного вопроса приведены требования, предъявляемые к бросовому материалу (безопасность, доступность в обработке и т.д.), возрастные особенности работы с бросовым материалом, раскрыта специфика работы, а также техники работы с бросовым материалом.
Ключевые слова: Дети дошкольного возраста, дошкольные образовательные учреждения, творческие способности, творческое развитие, виды творческой деятельности, бросовый материал.

Relevance and features of the use of waste material for the development of creative abilities of preschool children

Dekman Ilona Evgenievna
candidate of psychological sciences, associate Professor Department of Educational Psychology and Social Work, Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki
Popkova Ekaterina Sergeevna
6 year student, Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki

Abstract: Based on the analysis of scientific sources on the development of creative abilities of preschoolers, the essence of the concept of "creative abilities" is revealed, its main characteristics are given, as well as signs of the presence of creative abilities in preschool children.As part of the study of this issue, the requirements for working with waste material are given, the specifics of the work, as well as the techniques for working with waste material, are disclosed.
Keywords: Preschool children, preschool educational institutions, creativity, creative development, types of creative activities, waste material.

Правильная ссылка на статью
Декман И.Е., Попкова Е.Н. Актуальность и особенности применения бросового материала для развития творческих способностей детей дошкольного возраста // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 08 (61). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/aktualnost-i-osobennosti-primeneniya-brosovogo-materiala-dlya-razvitiya-tvorcheskikh-sposobnostej-detej-doshkolnogo-vozrasta.html (Дата обращения: 09.09.2021)

Понятие ‏творчества всегда ‏привлекало к себе внимание ‏сихологов, педагогов, ‏искусствоведов и ‏философов. И сегодня, творчество не ‏потеряло свою ‏значимость, позволяя ‏ставить все новые вопросы ‏перед учеными ‏и находить ‏оптимальные пути ‏для его ‏формирования и ‏ㅤ развития.

Современное общество испытывает потребность в творческих, разносторонне развитых, свободно мыслящих, способных находить выход из сложной ситуации, людях,  с ярко выраженными индивидуальными качествами, способных, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества в целом.

Несомненно, в основе развития творческих способностей лежат знания, умения, навыки, которые являются фундаментом всех форм обучения и образования. В. А. Сухомлинский отмечал, что «...в душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат. Творчество ребенка - не спонтанное явление. Ему можно и нужно учить»  [6, с. 120].

Поощрение ‏творческих проявлений ‏особенно важно ‏в дошкольном ‏возрасте. Именно ‏у дошкольника ‏вся жизнь ‏пронизана фантазией ‏и творчеством. Не получив ‏должного развития в этот ‏период, творческий ‏потенциал далеко ‏не всегда  может проявится в ‏будущем.

Понятие «творческие способности» является предметом исследований многих отечественных и зарубежных исследователей. При этом изучаются:

- критерии оценивания творческих способностей в трудах Дж.П. Гилфорда, Э.П. Торренса;

- теория креативности на основе проявления широте ассоциацией в трудах В.Н. Дружиниа;

- проявление творческих способностей, начиная с дошкольного возраста в трудах Е.П. Ильина;

- эффективные подходы к развитию творческих способностей как к обособленному понятию в трудах Б.М. Теплова и др.

В дошкольных образовательных учреждениях педагоги используют широкий спектр форм и методов развития творческих способностей детей, среди которых аппликация, лепка, рисование, изготовление поделок из бросового материала.

Л.В. Куцаковой  отмечена большая роль использования бросового материала для развития творческих способностей. Ими отмечено, что в такой работе повышается  познавательная активность детей, требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, моделировать, находить связи и закономерности - все то, что в совокупности и составляет творческие способности [3, с. 15].

Творчество из вторичного сырья (бросового материала) доставляет радость и способствует творческому развитию детей, имеет большое значение для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста.

В ‏современных педагогических ‏и психологических  исследованиях доказывается ‏важность занятий с детьми по изготовлению поделок из бросового материала для ‏умственного, эстетического ‏и творческого ‏развития дошкольников В ‏работах В.В.Давыдова, А.В. ‏Запорожца, Н.Н.Поддъякова установлено, ‏что дошкольники ‏способны в ‏процессе данной деятельности выделять существенные ‏свойства предметов  и явлений,  устанавливать связи ‏между отдельными ‏предметами и ‏ явлениями и ‏отражать их  в образной ‏форме. Этот ‏процесс особенно ‏заметен в ‏различных видах ‏практической деятельности: ‏формируются обобщенные ‏способы анализа, ‏синтеза, сравнения ‏и сопоставления, ‏развивается умение ‏самостоятельно находить способы решения ‏ㅤ творческих задач,  умение планировать ‏свою деятельность.

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [1, с. 857].

Проблема развития творчества и творческих способностей тесно связана с проблемой развития личности в целом, поэтому многие исследователи, анализируя свойства личности, затрагивают в той или иной степени вопрос развития творчества и творческих способностей. Подавляющая часть взрослых людей проявляет творческие способности в области своей профессии, и том виде деятельности, который является жизненно ведущим, преобладающим. Никто не может с уверенностью сказать, что развитие творческих способностей заканчивается в каком-то определенном возрасте. Можно только утверждать, что творческие способности нарастают с возрастом и достигают высокого уровня своего развития в тех видах деятельности, которые являются основными, преобладающими, жизненно ведущими или наиболее интересными.

Кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства выдвигают новые задачи по воспитанию всесторонне развитой личности, способной усваивать научные знания, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и активно влиять на ход общественных, экономических и культурных процессов. В современных условиях необходимо не только вооружить человека определенной суммой знаний, но и воспитывать самостоятельную, творчески развитую личность.

Творчество является важнейшей характеристикой личности и формировать его необходимо у ребенка с самого раннего возраста. Особое место в развитии творчества имеет дошкольный период развития.

Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста свидетельствует, что основанием этого процесса является продуктивная деятельность детей. Именно с продуктивной деятельностью детей дошкольного возраста большинство исследователей связывают развитие творческих способностей ребёнка. Рассмотрение исследований, предметом которых было развитие творчества в разнообразных продуктивных видах деятельности, позволяет заключить, что эти виды деятельности играют разную по значимости роль в становлении психического и личностного развитая дошкольников.

Творческая деятельность дошкольников состоит из классических видов деятельности ребенка. Самой первой и основной является рисование, на втором месте лепка и конструирование и далее - пересказ детских произведений, сочинение рассказов, участие в театрализованных представлениях,

Практика дошкольных учреждений доказывает, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. Возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд, - везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка»

[4, с. 60].

По мнению ученых О.М. Дьяченко, К. Торренс, В.В. Давыдова, Е.Е. Кравцовой и др., творческая деятельность занимает особое место на ранних этапах развития ребенка. Именно в ней проявляются разные стороны развития личности ребенка. Психическое и личностное развитие тесно связано с творческой деятельностью детей и позволяет утверждать, что изучение условий и механизмов формирования творческой деятельности детей может рассматриваться как становление творчества в дошкольном периоде развития.

Педагогам и родителям важно знать, как проявляются склонности детей к определенным творческим областям. В этой связи, ниже приведем признаки творческих способностей дошкольников:

1.  Дошкольник предпочитает рисование или лепку, как только появляется выбор, чем заняться.

2. В рамках сюжета изображает большое количество предметов и людей.

3. Выбирает оригинальные сюжеты для своих рисунков (например, изображает не привычные дом-дерево-цветочки, а рисует небо, усыпанное звездами вокруг сияющего солнца, и называет свою картину Космосом).

4. Прибегает к рисованию или лепке, чтобы выразить свое настроение и чувства.

5. С интересом использует новый материал для осуществления своих замыслов, а также загорается желанием опробовать новое средство в деле (лепить из глины, а не пластилина; рисовать красками вместо карандашей).

6. Проявляет интерес к произведениям живописи и скульптуры – рассматривает, высказывается по поводу увиденной картины, статуи.

Именно родители и педагоги обязаны заметить, к чему больше тянется ребенок, каковы его возможности в конкретный период, и на развитии каких способностей важно сосредоточить основное внимание.

Обогащать личность дошкольника следует в разных направлениях – обучать рисованию и лепке, вместе конструировать и придумывать истории, организовать простенький домашний театр. В каждом из этих видов занятий есть место для преобразования действительности и проявления творческих способностей.

Большинство детей испытывают особый интерес не ко всем видам деятельности, а выделяют приоритетные для себя. Вот на этом поле родителям и педагогам следует создавать условия, чтобы ребенок открывал новые средства, расширял варианты их использования для воплощения своих замыслов. Направленные усилия взрослых, ненавязчивое участие в детских играх и занятиях можно нужно использовать для развития творческих способностей дошкольников.

А.В. Севостьянова подчеркивала, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность. Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств — актуальнейшая проблема современной психологии и педагогики. Детское творчество — это своеобразная самостоятельная сфера духовной жизни                   [5, с. 161].

Известная народная пословица гласит: «Век живи – век учись». В этой связи педагогам и родителям важно не пропустить период в жизни ребенка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к творческой деятельности.

Творческие способности детей можно развивать разными способами, в том числе и через работу с бросовым  материалом.

Современных детей, увлеченных компьютерными играми и многочисленными готовыми игрушками, сложно чем-то удивить. Но чем раньше научить их удивляться ручными поделками и привлекать к процессу творчества, тем раньше они захотят мастерить сами. Ведь желание творить есть в каждом ребёнке. А способность к творчеству – отличительная черта человека.

В каждом доме всегда можно найти ненужные вещи, которые не выбрасываются, а ждут своего часа. Работа с бросовым материалом позволяет по новому взглянуть на мир привычных вещей, подумать: «На что это похоже? Что из этого можно смастерить? Где это пригодится?». Дети учатся видеть материал, сравнивать различные материалы между собой, находить общее и разлиное, создавать поделки и игрушки из упаковочного картона, коробок, бумаги, бутылок, трубочек, обрезков меха, лоскутков ткани, остатков пряжи и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Поскольку материал для творчества относится к категории бросового, к нему предъявляются определенные требования, а именно, бросовый материал должен быть:
- безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);
- тщательно промытым и высушенным;
- доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т.д.);
- не вызывать чувство брезгливости у детей.

Необходимо учитывать и возрастные особенности работы с бросовым материалом:
- правильно распределять время работы в сочетании с кратковременным отдыхом;
- продумывать тематику предстоящей поделки с учетом имеющихся навыков и умений;
- процесс труда должен вызывать у детей только положительные эмоции;
- ребенок должен быть уверен в помощи педагога, если у него возникают какие-либо трудности с выполнением работы;
- если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии (проколоть отверстие шилом, необходимо, чтобы это сделал взрослый);
- педагог должен продумывать расположение детей за столами, чтобы они не мешали друг другу и не подвергались риску в работе с ножницами, проволокой и т.д. [7, с. 357].

Игрушки, сделанные из привычных, обыденных вещей меняют взгляд на обычные, никому, казалось бы, не нужные вещи. Будят фантазию, открывают возможность из ничего сделать массу полезного и интересного.

Дети, даже самые маленькие, как правило, не ограничиваются только предложенными им вариантами работ, а на основе их придумывают свои, проявляя элементы творчества уже на самых ранних этапах обучения.

Необходимым условием для успешного приобщения детей к занятиям с бросовым материалом –является организация развивающей среды. Очень важно создать необходимые условия для детской творческой деятельности. Любая продуктивная деятельность завершается организацией творческих выставок, созданием мини-музея, коллекций и т.д.

Чтобы процесс всестороннего развития ребенка был гармоничным, необходима помощь родителей. С целью вовлечения родителей в  общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребнком, в группах детских садов необходимо организовывать совместные выставки поделок, творческих работ.

В процессе изготовления поделок из бросового материала у детей:

         • развивается умение анализировать предметы окружающей действительности;

         • формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развивается самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус;

         • формируются ценные качества личности такие как (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т. д.);

         • у родителей формируются представления о влиянии ручного труда на развитие творческих способностей у ребенка [2, с. 105].

Важную роль в развитии творческих способностей детей играет общение. Общаясь на занятиях, дети взаимодействуют друг с другом, учатся прислушиваться к мнению сверстников, педагога, в процессе общения происходит развитие речи.

На занятиях желательно использовать разнообразные виды деятельности и техник:

         - изготовление игрушек, сувениров, предметов интерьера;

         - изготовление несложной основы для композиции из природного материала;

         - фитоаппликация (аппликации, панно, коллажи, картины из природных материалов);

         - работа в технике «Папье-маше»;

         - работа в технике «Декупаж»;

         - работа в технике «Травоплетение»;

         - работа в технике «Тестопластика» и др.

Включение разнообразных видов творческой деятельности дошкольников в учебно-воспитательный процесс позволяет ребенку получить возможность для своевременной реализации своих задатков и потребностей в осуществлении своих замыслов, формируется и углубляется внутренняя мотивация к деятельности, самопознанию и познанию, развивается смекалка. Создаются условия развития логического и образного мышления, происходит повышение точности мелких ручных действий, концентрация внимания, укрепление стремления к аккуратному исполнению своей работы, развитие способности к чтению инструкционных карт.

Благодаря широкому разнообразию интересных техник работы с бросовым материалом, дети дошкольного возраста находят пути, для самовыражения, развивая тем самым свои творческие способности, продолжают осваивать окружающий мир, находя в нем много нового, интересного и неизведанного. Именно смена деятельности, работа в разных техниках с использованием бросового материалов оказывает положительное влияние на организм ребенка, открывая широкий круг возможностей для творчества, развития творческих способностей и формирования его как творческой личности.

Важным моментом в развитии творческих способностей детей является изготовление конкурсных работ и участие в выставках, где ребенок может на практике показать полученные в процессе обучения знания, умения и навыки. Именно в эти моменты зарождается зерно здорового соперничества.

Практика показывает, что изготовление поделок и игрушек из бросового материала доставляет детям гораздо большее удовлетворение и радость, чем использование в работе готовых, «покупных» материалов.

Работа с необычными, нетрадиционными материалами в процессе художественного творчества, знакомство с оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

Таким образом, изучив теоретические аспекты  развития творческих способностей детей дошкольного возраста, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И педагоги, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

Во-вторых, изготовление поделок из бросового материала способствует развитию творческих способностей у дошкольников. Бросовый материал один из самых распространенных материалов для творчества и рукоделия. Пластиковые бутылки, крышки от бутылок, стаканчики, пластиковые соломинки, ложки и тарелки, капсулы от киндер-сюрпризов, старые вещи и прочие бытовые отходы ничего не стоят, а вот используя их в своем творчестве, дети способны создать  настоящие шедевры.


Список литературы

1. Большой энциклопедический словарь. – М.: науч. издание «Большая Российская энциклопедия», 2019. – 1434 с.
2. Кашпурова Л.А. Бросовый материал в развитии творческих способностей дошкольников / Л.А. Кашпурова - Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 2. — С. 105-115.
3. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 87 с.
4. Огородник, С. И. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование с различными материалами / С. И. Огородник, О. Н. Тюрина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 60-62.
5. Севостьянова, А. В. Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / А. В. Севостьянова, О. Н. Струкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 161-163.
6. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочтнания. М., Педагогика, 1979. - 324 с.
7. Федина, Е. И. Развитие творческих способностей дошкольников в процессе конструирования из природного и бросового материала / Е. И. Федина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 357-360.

Расскажите о нас своим друзьям: