Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №09 (62) Сентябрь 2021

УДК 37.013.41

Дата публикации 10.09.2021

Области применения цифровых компетенций учителя общеобразовательной школы

Бочкарева Анастасия Викторовна
магистрант 2 года обучения, отделения математики и естественных наук, кафедра математики и прикладной информатики, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, Россия, г. Елабуга, Avbochkareva1488@mail.ru
Анисимова Татьяна Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и прикладной информатики, отделения математики и естественных наук, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, Россия, г. Елабуга anistat@mail.ru

Аннотация: Актуальность темы обусловлена влиянием цифровой экономики на формирование набора ключевых компетенций и подготовку востребованных специалистов в современном мире. В статье раскрывается сущность областей цифровых компетенций современного цифрового ми. Проведен анализ на уровень усвоения технических навыков у учителей средней общеобразовательной школы, в рамках проведения курсов повышения квалификации в Елабужском институте Казанского (Приволжского) федерального университета.
Ключевые слова: цифровая компетентность, T-Shaped, области применения, модели цифровых компетенции, организация образовательного процесса, образование.

Areas of application of digital competencies of a secondary school teacher

Bochkareva A.V.
2-year Master's student, Department of Mathematics and Natural Sciences, department of Mathematics and Applied Computer Science Yelabuga Institute of Kazan (Volga Region) Federal University, Yelabuga
Anisimova T. I.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Mathematics and Applied Informatics, Department of Mathematics and Natural Sciences, Yelabuga Institute of Kazan (Volga Region) Federal University, Russia, Yelabuga

Abstract: The relevance of the topic is due to the influence of the digital economy on the formation of a set of key competencies and the training of in-demand specialists in the modern world. The article reveals the essence of the areas of digital competencies of the modern digital world, and also identifies user and professional digital competencies according to the European model of digital competencies for education. The analysis of the level of mastering technical skills of teachers of secondary general education schools, within the framework of advanced training courses at the Yelabuga Institute of Kazan (Volga Region) Federal University, was carried out.
Keywords: digital competence, T-shaped, areas of application, models of digital competence, education, organization of the educational process.

Правильная ссылка на статью
Бочкарева А.В., Анисимова Т.И. Области применения цифровых компетенций учителя общеобразовательной школы // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 09 (62). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/oblasti-primeneniya-tsifrovykh-kompetentsij-uchitelya-obshheobrazovatelnoj-shkoly.html (Дата обращения: 09.09.2021)

Переход от традиционных способов и методов развития экономики к современным цифровым решениям в настоящее время является одним из ключевых и приоритетных направлений для России. Сегодня реализуется программа «Кадры для цифровой экономики» в рамках национального проекта «Цифровая экономика России», утвержденная правительством Российской Федерации в 2019 г. [6]

Сутью программы «Кадры для цифровой экономики» является обеспечение массовой цифровой грамотностью и персонализация образования, а также выпуск высококвалифицированных кадров и конкурентоспособных специалистов на рынке труда для цифровой экономики.

Стоит отметить, что обеспечение вышеупомянутыми кадрами невозможно без современного подхода к системе образования, а именно внедрение новых информационных технологий в организацию процесса обучения, также предоставление компетентных наставников, или модераторов, в лице педагогов. Которые в свою очередь смогут обеспечить качественное, эффективное и индивидуальное наставничество для достижения образовательных целей.

В цифровом образовании, как и в других отраслях цифровой экономики, всё более востребованными станут мультипрофильные, «конвергентные» профессионалы или же говорит современным языком T-Shaped специалист. T-Shaped — модель обучения, которая не ограничивается основной специализацией, а насыщается интересами из смежных областей. В итоге есть одна главная специализация: писать текст, снимать видео, создавать дизайн. И развивать интересы вокруг — например, языки, менеджмент, науку. T-Shaped специалист – это специалист работает на стыке дисциплин и развивает общую специализацию с помощью своих же интересов. Предшественником T-Shaped

был классический I-Shaped специалист — это специалист, который отвечает только за свою часть работы и не знает, что происходит в других процессах [4].

В такой среде учитель должен обладать необходимыми знаниями, навыками и умениями для организации современного учебного процесса с использованием популярных методов смешанных и инвертированных занятий.

К функциям учителя можно отнести:

· создание локального компонента цифровой образовательной среды индивидуально разработанного учебного курса с использованием новейших интерактивных технологий, разработанных с использованием форм, методов обучения и рабочих материалов;

· предоставление сценариев учебных занятий с использованием интерактивных цифровых технологий;

· обеспечение индивидуальной и командной работы учащихся в цифровой образовательной среде;

· обеспечение коммуникационной деятельности, включая организацию совещаний и обсуждение личного опыта:

· формирование и развитие критического мышления в процессе поиска и выбора информации в цифровой среде;

· мотивация участников образовательного процесса;

· разработка и взаимодействие с другими учителями, работающими в том же направлении или смежных [2].

Для эффективной организации образовательного процесса и выполнения ранее перечисленных функций учитель должен обладать необходимыми цифровыми компетенциями.

Так, обращаясь к модели цифровых компетенций учителя ЮНЕСКО, акцентируется внимание на три позиции компетенций:

1. Применение ИКТ – использования цифровых технологий в организации образовательного процесса;

2. Освоение знаний – формирование у учащихся способностей к воспроизведению своих знаний, умений и навыков в экономической и социальной среде с использованием цифровых технологий:

3. Производство знаний – участие учащихся в инновационных процессах, используя цифровые технологии

Исходя из этого, педагоги должны не только обладать ИКТ-компетенциями и помогать ученикам развивать их, но и уметь использовать ИКТ так, чтобы сформировать у учащихся навыки совместной работы и принятия решений, нестандартный и творческий подход к решению задач, привить им активную гражданскую позицию.

Другой моделью цифровой компетентности учителя служит «Модели цифровой компетентности педагогов DigCompEdu», стоит отметить, что данная и вышеуказанная модели схожи между собой, но есть различие в поставленной ими цели.

Рекомендации ЮНЕСКО разработаны с целью организации обучения преподавателей использованию ИКТ как во время их профессиональной подготовки, так и в процессе работы, а Европейская модель цифровой компетентности педагогов ориентирована, прежде всего на оценку цифровой компетентности педагогами в результате прохождения опросника.

Европейская модель имеет 6 блоков компетенций:

Профессиональные взаимодействия – коммуникация с участниками образовательного процесса, сотрудничество, способность к самоанализу, непрерывное самообразование и развитие;

1. Цифровые ресурсы – умение находить, анализировать и отбирать цифровые ресурсы, адаптировать их под учебный процесс;

2. Преподавание и учеба – управление учебным процессом, совместное обучение, саморегулируемое обучение;

3. Оценка учащихся – анализ, стратегия и алгоритм оценивания, организация и проведение обратной связи;

4. Расширение прав, возможностей и самостоятельности учащихся в учебном процессе - обеспечение всех учащихся доступом к цифровым устройствам (ПК, планшетам и т.д., дифференциация и персонализация);

5. Развитие цифровой компетенции учащихся - информационная грамотность, общение и совместная работа в цифровой среде, создание цифрового контента, ответственное использование цифровых технологий

Таким образом, можно сказать, что данная модель отлично подходит для оценки цифровых компетенций для уже практикующего педагога.

В рамках данного исследования в 2018-2021 году на курсах повышения квалификации для учителей средней образовательной школы было проведено исследование на уровень усвоения базовых цифровых компетенций. В опросе участвовало 89 учителей предметников из различных школ Республики Татарстан. Опрос состоял из следующих вопросов:

1. Есть ли опыт работы с цифровыми инструментами?

2. Есть ли опыт работы в онлайн – документам группового пользования?

3. Знаете ли вы о возможностях цифровых инструментов для организации образовательного процесса?

4. Какие проблемы вы решаете с помощью цифровых инструментов?

5. С помощью каких инструментов вы организовываете учебных процесс?

6. Каким способом вы поддерживаете связь с учениками и родителями?

7. Возникают ли проблемы при создании цифрового контента? Какие? Можете ли вы их решить самостоятельно?

8. Используете ли вы виртуальные доски?

9. Пользуетесь ли вы современными готовыми платформами для организации учебного процесса?

10. Оцените свой уровень использования цифровых инструментов в организации образовательного процесса по шкале от 1 до 5 (1 – совсем не использую цифровых инструменты, 5 – использую практически на каждом этапе учебного процесса) [1].

По итогам исследования в 2018 году 69% учителей не имели опыт работы с цифровыми инструментами, 90% не создавали цифровой контент, интернет использовали в основном для поиска информации, связь с учениками поддерживали непосредственно в классе, либо через родителей [3, 5].

В 2020-2021 году показатели по всем позициям выросли на 100%, из-за вынужденного перехода в дистанционный режим в 2020 году. По итогам опроса: 100% учителей имели опыт работы с цифровыми инструментами, 70% использовали инструменты групповой работы, 50% опрошенных могут сами решить проблемы при создании цифрового контента, 73% имеют свои площадки с цифровым контентом, связь с учениками поддерживают через социальные сети.

Таким образом, проанализировав модели и структуры цифровых компетенций, которые на сегодняшний день являются приоритетными, а также проведя опрос и сделав выводы, можно сформулировать и предположить о том, что необходимо разработать модель оценки цифровых компетенции более индивидуализированную и современную, определив области применения цифровых компетенций учителей, а также разработать алгоритм формирования цифровых компетенций у учителей в рамках повышения квалификации.

Области применения – это различные отрасли производства, науки, техники, медицины, образования, управленческой деятельности.

В контексте данного исследования к областям применения можно отнести 4 основные области деятельности учителя: коммуникационная, педагогическая, социальная, исследовательская. А к областям применения цифровых компетенций относится использование необходимого перечня компетенций в вышеперечисленных областях.

Если представить это в виде таблицы, то будет выглядеть следующим образом (см. таблицу 1).

Таблица 1. Области применения цифровых компетенций

Область деятельности

Компетенции (область применения)

Коммуникационная

Эмоциональный интеллект,

Находить подход к людям,

Коммуникативные и управленческие таланты, способность разрешать конфликтные ситуации

Педагогическая

Преподавание

Разработка цифровых ресурсов

Создание цифровых образовательных сред

Готовность к продуманному риску, нагрузкам, стрессам и конфликтам,

Гибкость

Социальная

Управление информацией

Умение убеждать

Безопасность

Исследовательская

Находить, отбирать и применять информацию

Склонность к поиску альтернативных решений

Таблица включает в себя четыре связанных между собой 4 области: коммуникационная (4 компетенции), педагогическая (5 компетенций), социальная (3 компетенции), исследовательская (2 компетенции).

Коммуникационная область – коммуникация с участниками образовательного процесса, коллегами из других областей с помощью цифровых технологий.

Педагогическая область – область применения знаний, умений и навыков преподавания, организация образовательного процесса.

Социальная область – это грамотное и безлопастное использование окружающих технологий для поиска и анализа информации.

Исследовательская область – управление полученной информацией и поиск альтернативных решений возникающих вопросов с помощью собственного опыта и опыта коллег.

Всего 14 основных компетенций и 4 области, стоит отметить, что перечисленные компетенции могут в большей или меньшей степени быть в разных областях применения. Из них к цифровым относится все что связано с организацией образовательного процесса: разработка цифровых ресурсов, разработка цифровых образовательных сред, коммуникация, управление информацией, безопасность. Навыки цифровых компетенций необходимо развивать с помощью курсов повышения квалификации или самостоятельно с помощью сети Интернет на образовательных платформах, например, Stepik. Также необходимо индивидуализировать подход к формированию и развитию цифровых компетенций, удовлетворяющие требованиям саморазвития и запросам государства.


Список литературы

1. Анисимова Т.И., Бочкарева А.В., Иванова А.А.. Web-инструменты для организации самостоятельной деятельности учащихся // Перспективы развития высшей школы: материалы I Международной научно-практической конференции (25 сентября 2020 года) / отв. редактор М. В. Баделина. – Тюмень: ТИУ, 2020. C. 151-153.
2. Воронина Ю.В. Цифровая грамотность педагога: анализ содержания понятия и структура / Ю.В. Воронина // Вестник Оренбургского Государственного педагогического университета / Электронный научный журнал URL: http://vestospu.ru/archive/2019/articles/17_32_2019.pdf
3. Галимуллина Э. З., Бочкарева А. В. Сервис Google как способ создания информационно-образовательного пространства педагога / Э.З. Галимуллина, А.В. Бочкарева // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2019. - №5. - С. 404-413.
4. Больше чем обучение: как развить цифровые компетенции? // EduTech URL: https://sberbank-university.ru/upload/iblock/690/22_EduTech_web.pdf (дата обращения: 04.04.2021).
5. Отчет об уверенности педагогов за 2020 г. // Educator Confidence Report URL: https://www.hmhco.com/educator-confidence-report/special-focus (дата обращения: 19.04.2021).
6. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 9 августа 2019 г. № 590 «О Международном совете по реализации отдельных мероприятий федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

Расскажите о нас своим друзьям: