Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №06 (71) Июнь 2022
УДК 37
Дата публикации 01.06.2022
Роль пейзажной живописи в процессе формирования эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста
Скоробогатова Людмила Андреевна
студентка, Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г.Ессентуки
Аннотация: Статья посвящена исследованию возможности использования пейзажной живописи в формировании эстетического восприятия у младших школьников. Пейзажная живопись позволяет расширить и углубить знания детей, является хорошим началом в понимании гармонии природы детьми. Пейзажная живопись в начальной школе вызывает интерес детей, приносит им чувство радости, создает настроение, снимает чувство страха, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие.
Ключевые слова: эстетическое восприятие, эмоциональное восприятие, младший школьный возраст, пейзажная живопись, личность.
Student, Branch of the State Budgetary educational institution of Higher Education "Stavropol State Pedagogical Institute", Russian Federation, Essentuki
Abstract: The article is devoted to the study of the possibility of using landscape painting in the formation of aesthetic perception in younger schoolchildren. Landscape painting allows you to expand and deepen the knowledge of children, is a good start in understanding the harmony of nature by children. Landscape painting in elementary school arouses the interest of children, brings them a sense of joy, creates a mood, relieves a sense of fear, provides emotional and psychological well-being.
Keywords: aesthetic perception, emotional perception, primary school age, landscape painting, personality.
Скоробогатова Л.А. Роль пейзажной живописи в процессе формирования эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 06 (71). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/rol-pejzazhnoj-zhivopisi-v-protsesse-formirovaniya-esteticheskogo-vospriyatiya-u-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html (Дата обращения: 01.06.2022)
Младший школьный возраст считается самым благоприятным для развития познавательной, активной и творческой личности. В этом возрасте дети очень любознательны, эмоциональны, и у них есть всегда огромное желание познавать мир. Ребёнок, познавая мир, наблюдает, исследует его и делает массу открытий для себя, а также проявляет интерес к разным областям окружающей действительности [3].
Именно в начальной школе начинается целенаправленное обучение и воспитание и основным видом деятельности у детей становится учебная деятельность, которая формирует, развивает и воспитывает их психические свойства и качества. Задача состоит не только в том, как писать, считать, читать, конструировать, но и научить видеть, воспринимать и эстетически оценивать неповторимую красоту и необычайность окружающего мира. Но для того, чтобы научиться видеть и воспринимать красоту природы, по мнению А.И.Фахретдиновой, у детей должно быть развито эстетическое восприятие [11].
Эстетическая культура, по мнению В.И.Самохваловой, представляет собой способность понимать и чувствовать свою взаимосвязь с окружающим миром, переживать и выражать полноту этих отношений, видеть во всем прекрасное и получать от этого удовольствие [8].
В понимании красоты природы младшими школьниками важную роль играет эмоциональное восприятие, которому характерны: содержание знаний об эстетических свойствах объектов природы, эмоциональная окраска, вызывающая положительную или отрицательную эмоцию, оценочный характер. Возникающая информация может служить поводом для определенных ассоциаций, связанных с метафоричностью образа.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) отмечается, что развитие эстетического восприятия у детей происходит через личностные универсальные учебные действия. Они обеспечивают целостный, социальный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы и культуры, а также формируют эстетические потребности, чувства, ценности, понимание и сопереживание чувствам других, эмоционально-нравственную отзывчивость [10].
Основными формами работы по ознакомлению с пейзажной живописью являются:
- Экскурсии. Выставки.
- Беседа, классные часы.
- Поэтические вечера
- Конкурсы рисунков.
Основной особенностью эстетического восприятия личности является качественная, но чувственно окрашенная форма объектов, а это их цвет, форма, размер, композиция (смысл), симметрия, ритм, звук. Поэтому развитие эстетического восприятия требует большой сенсорной культуры. Красота воспринимается второклассником как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности цвета, звуков, линий, а содержание объекта - в композиции, то есть формируется идея и смысл. Однако стоит отметить, что дети воспринимают предмет тогда, как показали исследования В.В.Канащенкова, когда он эмоционально окрашен и связан с определённой идеей, только тогда он становится эстетическим [4]. Поэтому педагогу важно знать истинные мотивы отношения детей к искусству и помочь им сосредоточить внимание на выразительном образе, представленном в произведении. С целью формирования у него эстетического отношения, считает А.Р.Нурутдинова, педагог не только формирует у младшего школьника представления о природе, о человеке, об обществе, об отношениях между людьми, но и содействует развитию эстетического представления, анализу, суждению и оцениванию предмета [7].
Вопрос о проблеме развития эстетического восприятия рассматривался в работах Б. Т.Лихачева, В.Н.Шацкой и других выдающихся отечественных культурологов (Н. И.Киященко, Т. С.Комарова, А. Р.Нурутдинова, В. Н.Самохин). Несмотря на растущее количество научных трудов, учебных и методических пособий, программ по формированию универсальных учебных действий, многие выпускники начальной школы не умеют воспринимать, правильно понимать и оценивать красоту окружающего мира, а это значительно отражается на дальнейшей успеваемости детей [5].
Основной задачей эстетического воспитания, по мнению К.Д.Ушинского, является развитие ребенка через освоение эстетических образов и формирование представлений на основе художественного слова [10].
Б.Т.Лихачёв предлагает рассматривать эстетическое восприятие как целенаправленный процесс, в котором младший школьник развивается как творческая активная личность, то есть он способен воспринимать и оценивать прекрасное и безобразное в природе, в жизни и искусстве [6]. Большинство учёных (В.В.Канащенкова, В.Н.Самохин и др.) сходны во мнении о том, что эстетическое восприятие ‑ сложный познавательный процесс, при котором ребёнок с помощью чувств и переживаний воспринимает и оценивает прекрасное в природе [4; 8]. В частности, Ю.Б.Борев отметил, что «эстетическое восприятие» является одной из форм познания. В процессе обучения эстетическое восприятие выступает важным процессом познавательной деятельности детей [1].
На основе вышеперечисленных определений под эстетическим восприятием понимаем вид эстетической деятельности, посредством которой ребенок выражает свои переживания, чувства и даёт оценку произведению искусства.
В развитии эстетического восприятия важную роль играют произведения искусства, а именно картины русских художников-пейзажистов. Они помогают в освоении детьми социокультурного опыта, формировании эстетического интереса, эстетических чувств и эстетической оценки художественных образов. Младшие школьники эмоционально воспринимают картины русских художников, так как при виде произведения искусства у них возникают чувства и переживания, которые оставляют неизгладимый след в душе.
Для лучшего осмысления и восприятия произведения искусства педагог использует разнообразные методы и приемы работы с картинами пейзажной живописи [2]:
Методы и приемы работы с картинами |
1. Словесный (вопросы на выделение содержания, настроения и выразительных средств картины; беседы, рассказы, в которых ребенок выражает свою мысль, отношение к увиденной картине); 2. Наглядный (наблюдение за природой, экскурсии, рассматривание репродукции картин художников-пейзажистов, сравнение и анализ фотографий, иллюстраций, рисунков, картин); 3. Практический (дидактические игры, творческие задания, задания на дом). |
Также к словесному и наглядному методам относится приём композиционных и колористических вариантов, где педагог рассказывает и показывает, как меняется в картине содержание, чувства и настроение, выраженные в зависимости от изменения чёткого порядка в соотношении с элементами (композиции) самого произведения или цветового сочетания (колорита) [7].
Используя пейзажную живопись, дети младшего школьного возраста воспринимают и познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются с помощью своих чувств и мыслей на события и явления окружающего мира, выражают своё отношение к картинам природы, ищут в них ценностный смысл [4].
Младшие школьники видят природу по-разному. Одни видят ее внешнюю чарующую красоту, другие способны любоваться переливами красок, нежными оттенками цветов, наблюдать за жизнью насекомых. Эстетическое восприятие дает возможность видеть не только внешнюю красоту природы, но и ее внутренние прелести, скрытые от взоров человека.
Развивающий потенциал пейзажной живописи может быть заложен как в содержании (идея и замысел художника-пейзажиста), так и в работе с детьми на уроке.
Таким образом, эстетическое восприятие посредством пейзажной живописи не ограничивается лишь формированием у младших школьников способности чувствовать. Пейзажная живопись обогащает опыт, наводит на глубокое осознание разнообразных явлений, рождает стремление обосновать свои суждения и оценки, повышает любознательность и наблюдательность.
Список литературы
1. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Высшая школа, 2012. 511 с.
2. Грибанова М.В. Психолого-педагогические условия обогащения художественно-эстетической компетенции детей дошкольного возраста. Пермь, 2015. 56 с.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Просвещение, 2009. 544 с.
4. Канащенкова В.В. Подходы к исследованию феномена «художественное мышление» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2018. № 3. С. 143-146.
5. Киященко Н.И. Эстетика жизни. М.: ИНФРА-М, 2015. 564 с.
6. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. 175 с.
7. Нурутдинова А.Р. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства на уроках и во внеучебной деятельности // Искусство в школе. - 2017. №1. С. 64-66.
8. Самохвалова В.И. Эстетическая культура как ком- плексный феномен утверждения и реализации человека в мире / В.И. Самохвалова // Эстетическая культура: ИФРАН, 1996.
9. Самохин В.Н. Эстетическое восприятие: вопросы методологии и критики. М.: Просвещение, 2015. 208 с.
10. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании/ Ушинский К.Д. Ушинский /Сост. П.А. Лебедев.- М., 1998
11. Фахретдинова А. И. Эстетическое воспитание младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования // Научный журнал. 2018. № 28(49). – С.11-16
12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – 2022. - №1. – С. 4 –25