Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №02 (79) Февраль 2023

УДК 37.036

Дата публикации 28.02.2023

Роль народного декоративно-прикладного искусства при обучении студентов художественных направлений подготовки

Гузенко Наталья Владимировна
канд. пед. наук, доцент кафедры лесопромышленных производств и обработки материалов, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск, e-mail: guzenko.nv@yandex.ru
Прилуцкая Екатерина Николаевна
канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии детства, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск, e-mail: e.priluzkaya@narfu.ru

Аннотация: В статье раскрывается роль народного декоративно-прикладного искусства при обучении студентов художественных направлений подготовки. На основе анализа Концепции художественного образования в Российской Федерации выявлена актуальность подготовки кадров для сферы искусства и культуры, а также педагогических работников для системы художественного образования. Особое значение в статье уделено важности национально-регионального подхода к формированию содержания образовательного процесса в вузе с целью сохранения и развития ценностей народных традиций и национального культурного наследия. Авторами описано разнообразие самобытных промыслов Архангельской области, раскрыт их образовательный потенциал и отражен опыт реализации идеи в САФУ им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск).
Ключевые слова: художественное образование, образовательное пространство, эстетическое воспитание, культура, декоративно-прикладное искусство, народное творчество, народные промыслы.

The role of folk applied arts in the training of students with artistic majors

Guzenko Natalya Vladimirovna
candidate of pedagogical sciences, associate professor, NArFU named after M.V. Lomonosov, Russia, Arkhangelsk
Prilutskaya Ekaterina Nikolaevna
candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor, NArFU named after M.V. Lomonosov, Russia, Arkhangelsk

Abstract: The article reveals the role of folk applied arts in the training of students with artistic majors. By means of analyzing the Concept of artistic education in the Russian Federation the relevance of training professionals in the field of art and culture is stated, as well as the teaching staff in the system of artistic education. The main emphasis in the article is placed on the significance of national-regional approach to developing the content of university educational process with the objective to maintain and prolong the values of folk traditions and national cultural heritage. The authors describe the variety of original crafts in the Arkhangelsk region, reveal their educational capabilities and reflect the experience of their implementation in NArFU named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk).
Keywords: artistic education, educational environment, aesthetic education, culture, applied art, folk creative work, folk crafts.

Правильная ссылка на статью
Гузенко Н.В., Прилуцкая Е.Н. Роль народного декоративно-прикладного искусства при обучении студентов художественных направлений подготовки // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 02 (79). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/rol-narodnogo-dekorativno-prikladnogo-iskusstva-pri-obuchenii-studentov-khudozhestvennykh-napravlenij-podgotovki.html (Дата обращения: 28.02.2023)

Сохранение и обогащение культурной самобытности во все времена являлось приоритетной задачей общества. Ведущую роль в её решении играет система образования, поскольку она обеспечивает возможность преемственной передачи культурных ценностей и традиций от поколения к поколению.

В нашей стране проводится целенаправленная государственная политика, обеспечивающая системную поддержку образования в сфере культуры и искусства, что находит подтверждение на законодательном уровне. С опорой на «Национальную доктрину образования в Российской Федерации», раскрывающую стратегию развития системы образования в России на период до 2025 года, принята «Концепция художественного образования в Российской Федерации» [1]. Одной из приоритетных задач, согласно этой концепции, является «подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования» [1, с. 2].

Данная специализация будущих кадров возможна на базе высших учебных заведений художественного профиля, например РГХПУ им. С.Г. Строганова, СПГХПА им. А.Л. Штиглица, МГАХИ им. В. И. Сурикова и других, имеющих мировое признание и авторитет в сфере искусства. Наряду с этим подготовка творческих специалистов осуществляется в образовательных учреждениях нехудожественного профиля, в частности педагогических вузах, выпускающих учителей ИЗО и технологии для общеобразовательных учебных заведений, а также преподавателей художественных школ и педагогов дополнительного образования. В Приказе Минобрнауки России от 01.02.2022 N 89 отражен перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, в том числе и с художественным уклоном [2].

Современная система художественного образования ориентирована на помощь будущим специалистам в приобретении навыков по преобразованию пространственной среды и созданию эстетических объектов. Значительную роль в процессе профессионального становления студентов художественных направлений подготовки играет декоративно-прикладное искусство, существующее «в единстве и гармонии творчества и окружающей действительности» [3, с. 122]. Практическое назначение понятия «декоративно-прикладное искусство» подчеркивается самой этимологией термина. Прикладной характер деятельности ориентирован на изменение окружающей материальной предметно-пространственной среды и создание объектов, обладающих эстетической значимостью.

Многообразие видов декоративно-прикладного искусства обусловлено используемыми материалами и техниками их обработки (роспись, плетение, вышивка, ткачество, резьба, литье и другие). Создание декоративного образа у каждого вида характеризуется специфичным художественным языком, основанным на сочетании стилистической направленности, формообразовании материала, семантическим значением декора, композиционными и колористическими решениями, комбинацией выразительных изобразительных средств. Изучение декоративно-прикладного искусства студентами художественных направлений подготовки способствует эмоционально-ассоциативному восприятию окружающей действительности, пониманию композиционных основ и художественных свойств материалов, применению декоративной интерпретации и стилизации форм в создании изделий по собственному замыслу.

В трудах отечественных ученых, посвященных разработке теоретических основ декоративно-прикладного искусства Т.Я. Шпикаловой [4], Л.В. Косогоровой [5], Ю.О. Тарасенко [3], Л. А. Буровкиной [6] и других, отмечается его широкий воспитательный потенциал, заключающийся в способности повысить уровень понимания подлинного искусства. Включение художественных дисциплин прикладной направленности в содержание образовательного процесса будущих профессионалов для сферы искусства и культуры способствует формированию у них прочных осознанных представлений о многообразии видов декоративно-прикладного искусства и разнообразных техник обработки материалов, развитию интереса к изучению традиций и культурных ценностей, приобретению практических навыков по воплощению творческих идей при создании предметов, имеющих утилитарное и эстетическое значение.

Неотъемлемой частью декоративно-прикладного искусства и источником вдохновения для творческих людей является народное искусство, сохраняющее живые нити традиций между поколениями и отличающееся стилистической обобщенностью, переработкой природных объектов в декоративные формы, характерными цветовыми решениями, семантическим значением архетипических образов, тесной связью формы и назначения предмета. Изделиям народных мастеров характерны необычайная пластика формы, ясность узора, образность, гармоничное сочетание цветов, красота пропорций, базирующиеся на коллективном опыте народа. Искусство, отражающее преемственность народных традиций, благотворно влияет на «формирование духовной личности, системы ее ценностей, того стержня, вокруг которого складывается неповторимая человеческая сущность» [7].

Приобщение к народному искусству играет важную роль в развитии эмоционально-ценностного отношения подрастающего поколения к национальной культуре, способствует осознанию «своей принадлежности к определенному культурному слою с его особыми художественно-эстетическими представлениями и вкусами» [1, с. 4]. Это подчеркивает особое значение генетической культурной памяти, ориентирующей на возрождение и развитие художественных промыслов в местах их бытования. Национально-региональный подход к формированию содержания образовательного процесса студентов художественных направлений подготовки создает своеобразную культурную среду, помогающую идентифицировать субъективный опыт личности с этнокультурными особенностями своего региона и стимулирующую к принятию ответственности за сохранение самобытных национальных традиций.

В своей работе Ломанова Т.М. отмечает, что «лишь в некоторых регионах начинается обращение к красоте и символике народного орнамента, к яркой узорчатости старинного костюма, к теплоте резного дерева, к очарованию глиняной игрушки-свистульки, к народным ремеслам, многие из которых долгое время считались забытыми» [8, с. 125].

В нашей многонациональной, поликультурной стране каждый регион обладает уникальным культурным наследием и самобытными промыслами. Так, например, мировую известность получили промыслы, зародившиеся в Архангельской области: холмогорская резьба по кости, каргопольская глиняная игрушка, сольвычегодская финифть, лешуконское узорное вязание, соломбальский пряничный промысел и другие. Общепризнанным является многообразие видов росписей по дереву, бытующих в Архангельской области, имеющих свои стилистические особенности (мезенская, пижемская, борецкая, пучужская, ракульская, уфтюжская, пермогорская, шенкурская, онежская и другие).

Освоение широкого спектра народных ремесел своего региона способствует глубокому пониманию передаваемого по наследству опыта мастеров и формированию у подрастающего поколения целостного многомерного художественного образа родного края, его значимости в национальном и мировом культурном пространстве.

В Архангельской области широко используется образовательный потенциал народной художественной культуры на базе Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова по приобщению студентов к культурному наследию народного декоративно-прикладного искусства. Обучение студентов художественных направлений подготовки различным видам промыслов с превалирующей практической направленностью является неотъемлемой частью всего процесса подготовки специалистов.

Наряду с освоением ремесел Архангельского края в образовательном процессе проводятся нацеленные на сохранение культурного наследия научно-исследовательская работа и проектная деятельность по выявлению культурных особенностей различных видов промыслов, бытующих в данном регионе.

Благодаря тесному сотрудничеству установлены партнерские отношения с образовательными организациями, учреждениями сферы культуры и искусства, а также творческими мастерскими, специализирующимися на создании продукции народных промыслов в местах бытования (Детская школа народных ремесел, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельский государственный музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», гончарная мастерская ArcticCeramics, мастерская ткачества «Светлица» и другие). Студентам предоставлена возможность общения с профессионалами, знакомства с подлинными произведениями народных мастеров, а также прохождения технологической и производственной практики на предприятии народных художественных промыслов «Беломорские узоры», являющимся лидером на рынке сувенирной продукции в русском народном стиле и сохраняющим традиции промыслов Архангельского края. За счет широкой вариативности изучаемых видов декоративно-прикладного искусства (резьба по кости, роспись по дереву, ткачество, плетение из бересты и корня сосны, лепка из глины и другие) в САФУ имени М.В.Ломоносова обеспечивается емкость и качество подготовки специалистов, формируется их художественно-практическая компетентность.

Таким образом, народное декоративно-прикладное искусство играет значимую роль при обучении студентов художественных направлений подготовки, погружая в наследие родной культуры и способствуя осознанию ее вклада в национальное культурное достояние. Соответственно, обучение будущего профессионала «включает как формирование собственной художественно-эстетической базы, так и развитие понимания своей социальной ответственности за сохранение и умножение ценностей отечественной культуры» [9, с.38].

Планомерная подготовка специалистов художественной направленности средствами народного декоративно-прикладного искусства способствует их общекультурному развитию, позволяет удовлетворить образовательные потребности в соответствии с их склонностями, создает возможность для профессиональных проб в разных сферах художественной деятельности.


Список литературы

1. Приказ Минкультуры РФ от 28.12.2001 N 1403 "О концепции художественного образования в Российской Федерации" (вместе с "Концепцией ...", утв. Минобразования РФ 26.11.2001, Минкультуры РФ 26.11.2001) // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты российской федерации [сайт]. Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minkultury-rf-ot-28122001-n-1403/ (дата обращения: 25.02.2023).
2. Приказ Минобрнауки России от 01.02.2022 N 89 "Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2022 N 67610) // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203030033?ysclid=lek4oxdjkr341455502 (дата обращения: 25.02.2023).
3. Тарасенко Ю. О. Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся детских художественных школ // Молодой ученый. 2017. № 38 (172). С. 122-125. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/172/45690/ (дата обращения: 24.02.2023).
4. Шпикалова Т.Я. Этнохудожественное образование студентов вузов культуры и искусств на основе деятельностной парадигмы // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 6. С. 52-54. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20217443 (дата обращения: 25.02.2023).
5. Косогорова, Л. В. Этнокультурная образовательная среда как фактор освоения декоративно-прикладного искусства студентами вуза // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 1 (45). С. 146-150. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17751561 (дата обращения: 25.02.2023).
6. Буровкина Л. А. Роль ДПИ в современной теории и практике художественного образования и эстетического воспитания учащихся // Научно-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: монография. М. : Московский городской педагогический университет, 2011. 320 c. Режим доступа: https://ozlib.com/1013764/iskusstvo/rol_sovremennoy_teorii_praktike_hudozhestvennogo_obrazovaniya_esteticheskogo_vospitaniya_uchaschihsya (дата обращения: 25.02.2023).
7. Степанов Н.П. Роль народного декоративно-прикладного искусства в национальном художественно-культурном пространстве // Инфоурок [сайт]. Режим доступа: https://infourok.ru/rol-narodnogo-dekorativnoprikladnogo-iskusstva-v-nacionalnom-hudozhestvennokulturnom-prostranstve-1773962.html?ysclid=lekc7nayug378989520 (дата обращения: 25.02.2023).
8. Ломанова Т.М. Народное декоративно-прикладное искусство в контексте художественного образования. На примере художественных учебных учреждений Красноярского края // Педагогика искусства. 2020. №1. С. 119-126. Режим доступа: http://www.art-education.ru/en/node/1989 (Дата обращения: 25.02.2023)
9. Художественное образование в Российской Федерации: развитие творческого потенциала в XXI веке : аналит. доклад = Arts Education in the Russian Federation: Building Creative Capacities in the 21st Century : analytical report / Л.Л. Алексеева и др. ; Рос. ин-т культурологии и др. ; отв. ред. К.Э.Разлогов. — М., 2011. — 72 с.

Расскажите о нас своим друзьям: