Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №02 (79) Февраль 2023

УДК 376.112.4

Дата публикации 28.02.2023

Прохождение психолого-медико-педагогической комиссии: как убедить родителей

Шестакова Юлия Викторовна
старший преподаватель, Институт развития образования Иркутской области, y.shestakova@iro38.ru

Аннотация: Приступая к образовательной деятельности, в развитии ребенка как дошкольного, так и школьного возраста могут быть обнаружены проблемы: когнитивные, психологические, поведенческие, речевые, эмоциональные и т.д. Задача специалистов и педагогов образовательной организации своевременно выявить имеющиеся трудности и инициировать прохождение психолого-медико-педагогической комиссии. Только комиссия, исходя из реальной ситуации развития ребенка и имеющихся особых образовательных потребностей сможет определить оптимальный образовательный маршрут. Зачастую, педагоги образовательной организации могут столкнуться с рядом проблем: отказ родителей от прохождения ПМПК, агрессия, обвинения в непрофессионализме и др. В представленной статье была предпринята попытка в помощь педагогам и специалистам образовательных организаций, предложить последовательный алгоритм действий, которые можно использовать при убеждении родителей пройти с ребенком психолого-медико-педагогическую комиссию. Данный алгоритм поможет выстроить конструктивный механизм взаимодействия с законными представителями.
Ключевые слова: психолого-медико-педагогическая комиссия, проблемы развития, работа с родителями, информирование, разъяснение, ответственность, обязанности родителей.

Undergoing a Medical and Psycho-Pedagogical Evaluation: how to Convince Parents

Shestakova Yulia Viktorovna
Senior Teacher Education Development Institute of Irkutsk Region

Abstract: When starting an educational activity, problems may be detected in the development of a child of both pre-school and school age: cognitive, psychological, behavioural, speech, emotional, etc. The task of the specialists and teachers in an educational institution is to identify the existing difficulties in good time and initiate a medical and psycho-pedagogical evaluation. Only the evaluation can determine the best educational route based on the actual development of the child and the existing educational needs. Teachers in an educational institution may often face a number of problems: parents’ refusal to have their child undergo a medical and psycho-pedagogical evaluation, aggression, accusations of lack of professionalism, etc. In this article, an attempt has been made to help teachers and specialists in educational institutions by proposing a consistent algorithm of actions that can be used to convince parents to take their child to a medical and psycho-pedagogical evaluation. This algorithm will help to build a constructive mechanism for interaction with legal representatives.
Keywords: medical and psycho-pedagogical evaluation, developmental problems, work with parents, informing, explanation, responsibility, parental duties.

Правильная ссылка на статью
Шестакова Ю.В. Прохождение психолого-медико-педагогической комиссии: как убедить родителей // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 02 (79). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/prokhozhdenie-psikhologo-mediko-pedagogicheskoj-komissii-kak-ubedit-roditelej.html (Дата обращения: 28.02.2023)

Целью деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) является выявление детей с особенностями в развитии и поведении и, соответственно, проведение комплексного психолого-педагогического обследования [5]. Во время диагностического обследования важным является не только оценить особенности и уровень развития, но и выделить ресурсы, дефициты и механизм психического дизонтогенеза [2, с. 53].

Любая образовательная организация, утверждает своим локальным актом систему оценивания достижений развития обучающихся. В дошкольной образовательной организации – это целевые ориентиры. На уровне школьного обучения – это личностные, метапредметные и предметные результаты. Одна из задач педагогов – ориентируясь на достижения обучающихся, своевременно провести оценку результатов и определить тех детей, которые испытывают трудности в усвоении образовательной программы: адаптационные, поведенческие, интеллектуальные, речевые и т.д. В центре внимания специалистов – непосредственно ребенок и возможности его развития [7, с. 525].

Психолого-педагогический консилиум  – полифункциональная структура образовательной организации, выполняющая ряд функций в работе с семьей: консультативная, сопровождающая, аналитическая, информационно-просветительская [4, с. 14]. По результатам индивидуальных диагностических обследований специалистами и коллегиального обсуждения выявленных проблем, психолого-педагогический консилиум образовательной организации может принять решение о направлении ребенка на ПМПК [6]. Данная ситуация потребует от специалистов и педагогов образовательной организации особого внимания, так как прохождение ПМПК возможно только с согласия родителей (законных представителей) обучающегося [5]. «Просвещение» семьи должно стать отправной точкой не только в понимании проблем ребенка, но и мотивировании родителей на  преодоление возникших трудностей [3, с.148]. Как правило, когда со стороны образовательной организации звучит просьба о прохождении с ребенком ПМПК, первая реакция, которую можно наблюдать у родителей – непонимание, страх, боязнь, опасение. Многие родители категорически отказываются проходить ПМПК. Со временем проблема становится многогранной: усугубление состояния ребенка, невозможность договориться с законными представителями.

В 2015 году Институтом проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета в рамках федерального проекта было проведено исследование деятельности центральных и территориальных ПМПК России. Анализ данных показал, что главная причина возникающих конфликтов – несогласие родителей с рекомендациями [1, с.67].

Реализуя лекционные и практические занятия на курсах повышения квалификации в ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области» и беседуя со слушателями, были сделаны следующие выводы. 80 % педагогов массовых общеобразовательных школ, в том числе и дошкольных образовательных организаций, отмечают наличие трудностей при взаимодействии с родителями, если встает вопрос о посещении ПМПК. Родители не принимают рекомендации специалистов, отказываются от их выполнения; отрицают наличие проблем у ребенка, и, соответственно, игнорируют рекомендации по прохождению ПМПК.

Примечательно, что 30 % педагогов специальных (коррекционных) школ указывают на аналогичные проблемы. С одной стороны, ситуация может показаться противоречивой: для того, чтобы попасть в специальную (коррекционную) школу родители обязаны предоставить копию заключения ПМПК. Тем самым соглашаясь с наличием у ребенка особых образовательных потребностей, установленного статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», адаптированной программой и специальных условий получения образования. Негативные реакции со стороны законных представителей в этом случае будут связаны с повторным посещение ПМПК, инициированной педагогами образовательной организации, когда ребенок не справляется с ранее установленной адаптированной программой.

В содержании представленной статьи мы предприняли попытку определить рекомендуемый пошаговый алгоритм педагогов и специалистов на пути убеждения родителей в необходимости прохождения ребенком ПМПК.

Шаг 1. Информирование родителей о наличии у ребенка трудностей в обучении и воспитании.

В письменной форме важно дать родителям понять, что основная задача образовательной организации заключается в обеспечении качества образования при создании благоприятных условий для всестороннего развития, его безопасности и психологического комфорта. Реализация представленной задачи предусматривает мониторинг достижений обучающимися в овладении образовательной программы. Необходимо родителям продемонстрировать результаты мониторинга с имеющимся наличием стойких трудностей в овладении содержанием учебных дисциплин (достижении целевых ориентиров).

Шаг 2. Согласование с родителями обследования ребенка специалистами образовательной организации.

Для понимания причин трудностей обучения и определения путей помощи, родителям необходимо предоставить письменное согласие на диагностическую работу специалистами психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог).

Шаг 3. Информирование о результатах обследования.

По результатам проведенных диагностических мероприятий, родители знакомятся с характеристиками, заключениями и предложенными рекомендациями специалистов. Если предполагаемые у ребенка трудности подтверждаются результатами диагностического обследования, родители приглашаются на коллегиальное заседание психолого-педагогического консилиума, где будет возможность при очной встрече со специалистами и педагогами обсудить имеющиеся проблемы и принять решения по конкретизации образовательного маршрута ребенка, исходя из особых образовательных потребностей.

Шаг 4. Информирование родителей о ПМПК.

Педагогам необходимо объяснить родителям, что такое ПМПК. Донесение до родителей правильной информации – очень важный аспект. Агрессия, негативизм, реакции, которые можно наблюдать у родителей при слове «ПМПК», могут быть обусловлены элементарным незнанием. «Что такое ПМПК?», «Для чего необходима ПМПК?», «Каковы последствия?» - далеко не полный перечень вопросов, которыми задаются родители, услышав предложение пройти с ребенком комиссию.

В подавляющем большинстве, родители знают и понимают проблемы своего ребенка. Любому педагогу здесь важно объективно донести информацию, тем самым снизив агрессию и уровень негатива. Педагогам важно убедить родителей в необходимости, важности и нужности ПМПК. Разъяснение о необходимости посещения ПМПК можно также предложить родителям в письменной форме.

Каждое действие образовательной организации, каждый этап работы рекомендуется подкреплять именно письменным документом. С одной стороны, может показаться, что это лишняя документационная нагрузка на специалистов. Но если педагоги понимают, что родители тревожные, конфликтные и в любой момент могут отказаться от комиссии, письменное подкрепление должно быть обязательно.  Тем самым, специалисты и педагоги образовательной организации смогут подстраховать себя в случае необходимости обращения в государственные органы.

Пройдя комиссию, законные представители имеют право не предоставлять копию заключения ПМПК в образовательную организацию. Но при этом, нужно понимать, что если родители не выполняют рекомендации комиссии, а у ребенка сохраняются проблемы в обучении, поведении, речевом развитии и т.д., то образовательная организация вправе поставить вопрос о том, что родители действуют не в интересах ребенка и привлечь соответствующие государственные органы.

Нередки случаи, когда родители не соглашаются на диагностическое обследование специалистами образовательной организации, не соглашаются с рекомендациями психолого-педагогического консилиума, уходят, не закончив беседу, проявляют агрессию, не подписывают документы. В таких случаях допустимо пригласить еще нескольких коллег: представителя администрации, учителей других классов и др. и вручить информационный документ. Если со стороны родителя поступает отказ, в этот же момент составить акт об отказе и подписать присутствующим педагогам.

Шаг 5. Разъяснение последствий непрохождения ПМПК.

Пояснение родителям следующей информации:

- неправильно организованный образовательный процесс вследствие неадекватной образовательной программы. Со временем, проблемы ребенка не только закрепятся и приобретут устойчивый характер, но и вторично появятся психологические проблемы в связи с постоянной неуспешностью в учебном процессе.

- непринятие коллективом сверстников. Как следствие, психологические проблемы, нарушение социализации.

- ответственность за необеспечение родителями процесса обучения. Законные представители несут ответственность и обязательства за предоставление ребенку надлежащего образовательного процесса. Если по результатам диагностического обследования у ребенка выявлены особенности психофизического развития, при этом родители отказываются и не дают свое согласие – это может рассматриваться как административное правонарушение согласно Семейному кодексу РФ, вплоть до лишения родительских прав.

- обращение в государственные органы (полиция, прокуратура, органы опеки, комиссия по делам несовершеннолетних) с разъяснением последствий такого обращения. Государственные органы, например, прокуратура, уполномочены в обязательном порядке проводить экспертизу состояния или медико-психологическую экспертизу ребенка. Родителям необходимо пояснить, что образовательная организация обязана сообщать в государственные органы, когда со стороны законных представителей наблюдается нарушение прав ребенка на получение доступного и качественного образования.

Педагоги замечают проблемы развития ребенка и пытаются оказать поддержку, зачастую сталкиваясь с препятствием: отказ родителей от помощи и отрицание проблем ребенка. Защитная реакция у родителей формирует негативные, настороженные чувства по отношению к специалистам и педагогам. Результат – неконструктивная позиция к проблемам своего ребенка. Самая главная задача педагога в сложившейся ситуации – показать родителям реальное существование проблем в развитии, обучении, воспитании. Ответственность за судьбу ребенка несут родители, педагоги могут лишь предлагать возможности и варианты. В любом случае, только слаженная работа окружающих взрослых послужит реальной и объективной поддержкой ребенку.

Обобщая выше изложенный материал, можно сделать следующий вывод. Работа специалистов психолого-педагогического консилиума образовательной организации должна иметь четкий, структурированный алгоритм последовательных действий. Поэтапная фиксация позволит сформировать у законных представителей ответственную и адекватную позицию: за воспитание и развитие ребенка; собственную новую социальную роль. Важно научить родителей грамотно принимать, понимать и анализировать проблемы и использовать предлагаемую помощь и поддержку.


Список литературы

1. Вакорина Л.Ю. Взаимодействие родителей и психолого-медико-педагогической комиссии как важный фактор эффективности инклюзивного образования: результаты общероссийского мониторинга // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. - № 12. - С. 66-69
2. Деганд К.В., Елизарьянц М.Н. Роль ПМПК в организации специального образования // XIII Международная научно-практическая конференция «Научное и образовательное пространство: перспективы развития»: Сб. статей \ ред. Широков О.Н. – М. – 2019. – С.52-53
3. Ковалева М.А., Михайлова Н.В., Ходоровская Л.В. Психолого-педагогические технологии работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, в рамках ПМПК (из опыта работы) // Актуальные вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальной школы. - 2020. - №7. - С. 146-152
4. Левченко И.Ю. Некоторые вопросы подготовки специалистов для работы в психолог-медико-педагогических комиссиях // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2018. - № 2 (76). - С. 11-17
5. Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии [Электронный ресурс]: Приказ министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 г. №1082. URL: http://internet.garant.ru (дата обращения: 10.01.2023).
6. Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации [Электронный ресурс]: Распоряжение министерства просвещения РФ от 09.09.2019 г. №Р-93. URL: http://internet.garant.ru (дата обращения: 28.12.2022).
7. Рычкова Л.С., Кузнецова М.Н., Ботова Н.Д. Психолого-медико-педагогическая комиссия как полиморфная бригада специалистов в решении диагностических вопросов у детей с проблемами в развитии // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгарфа. - 2022. - № 1. - С. 523-530

Расскажите о нас своим друзьям: