Коррекционная психология | Мир педагогики и психологии №02 (79) Февраль 2023

УДК 376+159.9

Дата публикации 28.02.2023

Беглость составления нарратива у младших школьников с трудностями в обучении

Архипова Екатерина Алексеевна
Студентка 4 курса кафедры логопедии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, РФ, г. Москва
Соловьева Ольга Денисовна
Студентка 4 курса кафедры логопедии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, РФ, г. Москва
Сидорова Анна Андреевна
Студентка 4 курса кафедры логопедии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, РФ, г. Москва

Аннотация: В статье исследуются особенности связной речи младших школьников с трудностями в обучении: время составления нарратива, количество слов в тексте, беглость речи. Описаны гендерные различия, приведены примеры детских рассказов. Материалы статьи могут быть использованы в диагностической логопедической и психологической практике, лингвистических исследованиях.
Ключевые слова: Дислексия, дисграфия, дети с трудностями в обучении, нарратив, количественные параметры, беглость речи, объем текста.

Fluency of narrative composition in younger students with learning difficulties

Arkhipova Ekaterina Alekseevna
4th year student of the Department of Speech Therapy of the Institute of Special Education and Psychology of the Moscow City Pedagogical University, Russian Federation, Moscow
Solovyova Olga Denisovna
4th year student of the Department of Speech Therapy of the Institute of Special Education and Psychology of the Moscow City Pedagogical University, Russian Federation, Moscow
Sidorova Anna Andreevna
4th year student of the Department of Speech Therapy of the Institute of Special Education and Psychology of the Moscow City Pedagogical University, Russian Federation, Moscow

Abstract: The article examines the features of coherent speech of younger schoolchildren with learning difficulties: the time of narrative composition, the number of words in the text, fluency of speech. Gender differences are described, examples of children's stories are given. The materials of the article can be used in diagnostic speech therapy and psychological practice, linguistic research.
Keywords: Dyslexia, dysgraphia, children with learning difficulties, narrative, quantitative parameters, fluency of speech, text volume.

Правильная ссылка на статью
Архипова Е.А., Соловьева О.Д., Сидорова А.А.​​​​​​​ Беглость составления нарратива у младших школьников с трудностями в обучении // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 02 (79). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/beglost-sostavleniya-narrativa-u-mladshikh-shkolnikov-s-trudnostyami-v-obuchenii.html (Дата обращения: 28.02.2023)

Изучение механизмов школьных трудностей является одной из актуальных задач коррекционной педагогики [3, 5, 8, 11, 12]. В отечественной логопедии расстройства письма (дисграфию) и чтения (дислексию) традиционно связывают с речевым недоразвитием [4, 8, 11, 12]. При этом при оценке речевого статуса логопедом анализ связной речи ребенка становится значимым компонентом, поскольку позволяет судить о произносительных возможностях, словаре, грамматике и навыках построения предложения и текста [1, 2, 6, 7, 9, 10, 13, 14, 16].

Однако интерпретация рассказа по серии картинок (нарратива) часто носит субъективный характер, зависит от опыта специалиста и его профессиональных предпочтений [1, 6, 7, 9, 10]. Отсутствие количественных данных, стандартизированных процедур оценки не позволяет вести сравнительные исследования в области патогенеза дисграфии и дислексии, показать отличительные особенности связного высказывания школьников с проблемами в обучении.

Недостаток объективных данных в этой области определил цель исследования – описать количественные параметры устного нарратива у школьников с трудностями в обучении.

Исследование проводилось в 2020-2021 году на базе анонимизированных аудиозаписей, полученных в онлайн-центре помощи детям с трудностями в обучении «Ассоциации родителей детей с дислексией».   В выборку попал 51 ученик 2 класса (9 девочек и 42 мальчика). Родители второклассников обратились за онлайн-диагностикой проблем с чтением и письмом. В ходе диагностики проводилось полное логопедическое обследование. Однако в данной статье мы рассмотрим лишь показатели, имеющие отношение к составлению рассказа по серии картинок. Детям было предложено составить рассказ по картинкам Н.Э. Радлова (Кошка и собака) [15].

В ходе исследования проводилось аудирование записи устного нарратива, орфографическое транскрибирование и разметка при помощи программы ELAN 6.4.

В ходе исследования были получены данные относительно объема и времени составления нарратива. Сопоставление этих показателей дает представление о беглости речи второклассников в исследованной выборке.

Рассмотрим среднее время составления рассказа по серии картинок (данные представлены в таблице 1). Видно, что ученики 2 класса, испытывающие трудности с освоением школьных навыков, в среднем тратят на высказывание 17,36 секунд, SD= 8,04. При этом были школьники, у которых рассказывание заняло более 52 секунд. Минимальное время рассказывания в выборке 4 секунды

В среднем рассказ состоял из 25 слов, SD= 12 Минимум составил 5 слов, максимум 77. При том, что время, затраченное на рассказывание, и количество слов являются связанными показателями, были школьники, которые отличались крайне невысокой беглостью речи, т.е. не смогли составить большие тексты, даже затратив продолжительное время на их составление. По всей видимости, беглость речи – один из важных показателей для оценки нарратива и речи в целом [13, 14].

Таблица 1. Показатели беглости составления нарратива плохо успевающими второклассниками

Показатель

Среднее значение

Стандартное отклонение (SD)

Минимум

Максимум

Время составления нарратива (сек.)

17,36

8,04

4,12

52,73

Количество слов в тексте

25

12

5

77

Беглость речи

(количество слов в секунду)

 

1,44

 

1,49

 

1,21

 

1,46

 

Приведём несколько примеров детских рассказов, характеризующихся различным объемом и временем составления и обратим внимание на то, что качество рассказа не всегда соотносится с его беглостью.

Таисия П. (17,13 сек., 23 слова):

«Кошка… была злая. Решила бросить на собаку кактус. Кактус летел, но упал на грабли, а грабли попали ей в нос, а собака проснулась».

В целом, девочка верно передала основную мысль, в тексте редко встречаются повторы, он грамматически правильно оформлен.

Если сравнить рассказ Таисии с более продолжительным и объемным рассказом Ильи В. (52 сек., 77 слов), то можно сделать вывод, что обилие слов не гарантирует точности их употребления, не обеспечивает синтаксической стройности, логичности текста.

 «Ну первое кошка опрокинула этот как его кувшин или как. … Вот кошка опрокинула горшок с кактусом, потом он упал на собачку, собака испугалась, а кошка, э … как-то вот неудачно, а собака проснулась и ударила по по грабле и кошку ударила грабля. …Не, не, не так, не так. Кошка опрокинула вазу …потом, потом они она, она. Оказалось, что там лежит собака, потом собака проснулась, кувшин упал на, на граблю и потом прям э кошке в нос».  

В данном рассказе есть повторение местоимений, наречий и предлогов, есть вербальные замены. Это говорит о лексических трудностях. Причинно-следственные связи здесь ребенку передать не удалось.

Иван В. составил крайне лаконичный текст (4,12 сек., 5 слов):

 «Кот уронил кактус и ударился»

Фактически это одно предложение, при помощи которого школьник не смог донести ключевую информацию по серии картинок.

Несмотря на то, что в изученной выборке преобладали мальчики, рассмотрим гендерные различия по беглости речи. Создается впечатление, что девочки (n=29,8) составляют более длинные тексты, чем мальчики (n=24,21). Эти данные представлены на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Среднее количество слов в тексте у девочек и мальчиков

 

Рассмотрим пример составления рассказа Юлианой Х. (18 сек., 29 слов):

«Кот скидывает а кактус. Кактус падает на собаку, разбивается. Собака проснулась и, и собака толкает грабли, и верхняя часть граблей падает на кота.»

Рассказ Елисея Л. (16 сек., 20 слов):

«Что котёнок уронил кактус, а собака хотела его поймать. Собаку, а кактус, э. Упал на грабли, а грабли ударили кошку.»

Рассказ Феди Е. (19 сек., 26 слов):

«Кошка видимо э не любила э ту собаку. И хоте, и она хотела на неё сбросить кактус и случайно попала на грабли, которые ударили её».

Рассказ Лизы П. (29 сек., 50 слов):

«Жила-была кошка, она не любила ту собаку, которая жила под её окном. Она кинула кактус на эту собаку, не заметив, что рядом грабли стоят. Обрадовалась, что всё по плану у неё идет, и её и кактус упал на грабли и её ударило, а собака просто посмотрела, ладно какой-то кактус упал».

Кажется, что рассказы девочек несколько более описательные, предложение длиннее и немного сложнее, что говорит о лучших по сравнению с мальчиками синтаксических навыках. Мальчики меньше заостряют своё внимание на деталях. У них чаще встречаются ошибки в согласовании слов и повторы.

Девочки рассказывают несколько дольше, чем мальчики (диаграмма 2).

Диаграмма 2. Среднее время составления нарратива девочками и мальчиками

В целом показатели беглости речи девочек (д) и мальчиков (м) представлены в таблице 2.

Таблица 2. Показатели беглости составления нарратива плохо успевающими второклассниками

Показатель

Среднее значение

Стандартное отклонение (SD)

Минимум

Максимум

м

д

м

д

м

д

м

д

Время составления нарратива (сек.)

16,69

20,48

7,93

8,25

4,12

6,05

52,73

32,28

Количество слов в тексте

24

30

11

14

5

10

77

55

Беглость речи

(количество слов в секунду)

1,43

1,46

0,12

1,69

1,21

1,65

1,46

1,70

Таким образом, в ходе исследования были получены данные относительно неодинаковой беглости речи при составлении рассказа по серии картинок среди младших школьников с трудностями в обучении, было проведено сравнение беглости речи по гендерному признаку.

Выводы. Проведенное исследование показало, что большой объем текста не всегда может является положительным показателем и может сочетаться с трудностями развертывания высказывания, нарушением передачи причинно-следственных связей. С другой стороны, о нарушении текстовой деятельности могут свидетельствовать и крайне лаконичные нарративы, в некоторых из которых повествование практически отсутствует.

По всей видимости, показатель беглости речи должен учитываться при оценке речевого статуса школьника. Он может являться маркером синтагматической стороны речи: способности к программированию высказывания, синтаксических навыков, возможностей грамматического структурирования. Однако необходимо его сопоставление с такими параметрами как связность текста, целостность, передача причинно-следственных отношений и последовательности событий, а также лексическим и грамматическим наполнением нарратива.

В этой связи особое значение приобретают средние показатели беглости речи школьников с трудностями в обучении, а также гендерные особенности нарративов в данной выборке. Результаты, полученные на описанном стимульном материале, нуждаются сопоставлении с результатами тестирования выборки нормотипичных школьников, могут быть использованы в диагностической практике для сопоставления. Однако они представляют и самостоятельную ценность как размеченный корпус детских высказываний, который может быть использован для проведения как психологических, так и лингвистических исследований.

 


Список литературы

1. Анисимова, Л.Н. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР/ Л.Н. Анисимова // Логопед. – 2009 – № 7 – С. 72-78.
2. Балчюниене И., Корнев А. Н. Анализ нарративов у детей с недоразвитием речи // Специальное образование. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-narrativov-u-detey-s-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 24.02.2023).
3. Величенкова, О. А. Первоклассники с предрасположенностью к дислексии: проблемы обучения грамоте в общеобразовательной школе / О. А. Величенкова // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. – 2016. – № 9. – С. 48-52.
4. Величенкова, О. А. Возрастные показатели фонологической рабочей памяти младших школьников с трудностями в обучении (по данным онлайн-диагностики) / О. А. Величенкова, К. В. Белоусова, Р. Р. Хакимуллина // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. – 2022. – Т. 16, № 3. – С. 195-214.
5. Величенкова, О. А. Обучение чтению детей с особыми образовательными потребностями: зачем, когда и как / О. А. Величенкова, А. В. Лагутина // Русский язык за рубежом. – 2018. – № 6(271). – С. 37-42.
6. Воробьёва Е.А. РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Инновационная наука. 2021. №8-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-mladshih-shkolnikov-1 (дата обращения: 24.02.2023).
7. Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
8. Григоренко Е.Л. Влияние индивидуальных особенностей когнитивного развития на овладение навыками чтения и письма младшими школьниками: Дис. … д-ра психол. наук. - М., 2012. - 320 с.
9. Глухов В. П. Исследование особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с системным недоразвитием речи // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. №2 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osobennostey-formirovaniya-navykov-svyaznyh-vyskazyvaniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-sistemnym-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 24.02.2023).
10. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.:АРКТИ, 2004 –168 с.
11. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. - СПб.: КАРО, 2019. - 254 с.
12. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: избранные труды / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. - М.: АРКТИ, 2005. - 224 с.
13. Ощепкова, Е. С. Связь состояния функций программирования и контроля и развития синтаксиса у детей 8 лет / Е. С. Ощепкова, Т. В. Ахутина // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2022. – Т. 164, № 1-2. – С. 68-86. – DOI 10.26907/2541-7738.2022.1-2.68-86.
14. Ощепкова Е. С., Бухаленкова Д. А., Якупова В. А. Развитие связной устной речи в старшем дошкольном возрасте // СДО. 2020. №3 (99). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-svyaznoy-ustnoy-rechi-v-starshem-doshkolnom-vozraste (дата обращения: 24.02.2023).
15. Радлов Н.Э. Рассказы в картинках. – М.: Махаон. 2022. 48 с.
16. Шиян О. А. Детские нарративы как возможный ресурс развития диалектического мышления старших дошкольников // СДО. 2018. №6 (88). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskie-narrativy-kak-vozmozhnyy-resurs-razvitiya-dialekticheskogo-myshleniya-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 24.02.2023).

Расскажите о нас своим друзьям: