Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №02 (79) Февраль 2023

УДК 37.031

Дата публикации 28.02.2023

Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Балабан Магдалена Сергеевна
студент института педагогики, кафедры теории и методики начального, дошкольного и специального образования, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, РФ, г. Калуга, BalabanMS@studklg.ru
Найденова Мария Максимовна
студент института педагогики, кафедры теории и методики начального, дошкольного и специального образования, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, РФ, г. Калуга, NajdenovaMM@studklg.ru
Научный руководитель Чиркова Наталья Ивановна
канд. пед. наук, доц., Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, РФ, г. Калуга

Аннотация: Развитие пространственных представлений – процесс, требующий от педагога систематичности, активности и последовательности и для успешной реализации образовательного процесса следует применять различные дидактические средства, соответствующие каждой возрастной группе. Для того, чтобы разумно подобрать эти средства необходимо знать особенности, которым следует развитие пространственных представлений.
Ключевые слова: дошкольное образование, познавательное развитие, пространственные представления, формирование элементарных математических представлений, старший дошкольный возраст.

Development of spatial representations in older preschool children

Balaban M.S.
student of the Institute of Pedagogy, Department of Theory and Methodology of Primary, Preschool and Special Education, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky of the Russian Federation, Kaluga
Naidenova M.M.
student of the Institute of Pedagogy, Department of Theory and Methodology of Primary, Preschool and Special Education, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky of the Russian Federation, Kaluga
Scientific adviser Chirkova Natalia Ivanovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky of the Russian Federation, Kaluga

Abstract: The development of spatial representations is a process that requires a teacher to be systematic, active and consistent, and for the successful implementation of the educational process, various didactic means corresponding to each age group should be used. In order to intelligently select these tools, it is necessary to know the features that should be followed by the development of spatial representations.
Keywords: preschool education, cognitive development, spatial representations, formation of elementary mathematical representations, senior preschool age.

Правильная ссылка на статью
Балабан М.С., Найденова М.М. Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 02 (79). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/razvitie-prostranstvennykh-predstavlenij-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html (Дата обращения: 28.02.2023)

Введение. Как один из важнейших показателей гармоничного развития ребенка является уровень овладения пространственными представлениями, умение свободно ориентироваться в пространстве и знание основных понятий пространственной ориентации. Выработанные пространственные представления необходимы во всех видах детской деятельности таких как двигательная деятельность, письмо, чтение, конструирование, игра и другие. В процессе взаимодействия с окружающим миром у ребенка формируются представления о закономерностях окружающего пространства.

В философских и психолого-педагогических исследованиях отмечается крайняя важность сформированности пространственных представлений для построения целостной картины мира и осознания своего места в нем. Как было сказано выше, ориентировка в пространстве охватывает все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, что оказывает сильное влияние на развитие самосознания, что, в свою очередь, является неотъемлемой частью социализации личности.

На уровне дошкольного образования пространственные представления развиваются в различных видах деятельности: в ходе различных режимных моментов, начиная умыванием и гимнастикой, заканчивая приемом пищи;

Обзор литературы:

Вопросом сформированности пространственных представлений у дошкольников занимались многие ученые такие как: Е.Ф. Рыбалко, Б.Г. Ананьева, Т.А. Мусейибова, Л.А. Венгер.

Пространственные представления – это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, таких как величина, форма, относительное расположение объектов, их поступательном и вращательном движении и т.п. – такое определение можно увидеть в Большом психологическом словаре под ред. Б.Г. Мещерякова. [4]

Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко определяют следующие этапы формирования пространственных представлений:

1. Формирование механизма фиксации взора.

2. Перемещение взора за движущимися предметами.

3. Развитие активного осязания и развитие предметной деятельности (с середины первого года жизни).

4. Освоение пространства через ползание и ходьбу (вторая половина первого года жизни).

5. Появление отдельных умственных операций со словесным обозначением пространства в речи. [1, 3]

Формирование пространственных представлений происходить поэтапно. Т.А. Мусейибова выделяла четыре этапа в формировании пространственных представлений дошкольников:

  • ориентировка «на себе»;
  • от «любых предметов»;
  • вербальная система отсчета по основным направлениям;
  • воплощение полученных знаний в окружающем пространстве и на плоскости. [5]

Подход Леонида Абрамовича Венгера несколько отличается от идей исследователей, представленных выше, в своей методике, он придерживался следующих принципов:

  1. Развитие пространственных представлений следует осуществлять не по условно выделенным видам ориентировок, а совершенствовать пространственное мышление и способы восприятия и моделирования пространства;
  2. Основной содержательной математической единицей является отношение;
  3. Отношения сложны для восприятия дошкольника, необходима наглядность и использование моделей;
  4. В процессе моделирования дети учатся воспринимать и воспроизводить отношения;
  5. Необходимо развивать способность моделировать, а не отдельные виды ориентировок и разделы содержание;

Термин «Моделирование», сам Л.А. Венгер определял, как способность к выделению и обозначению существующих структур. [2]

Рассмотрим, как результаты овладения пространственными представлениями сформулированы в различных подходах. (таб. 1)

Таблица 1. Результаты овладения пространственными представлениями

Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко

- результатом считали овладение отдельными умственными операциями и их проявлениями, со словесным обозначением в речи;

Т.А. Мусейибова

 - умение применить полученные знания по ориентированию на плоскости и в окружающем пространстве;

 

Л.А. Венгер

 - успешность овладения пространственными преставлениями  видел в развитии пространственного мышления и, главным образом, овладение моделированием, как способа восприятия и воспроизведения отношений.

 

Подходы к формированию пространственных представлений могут быть разными, но никто из исследователей не сомневался в том, что пространственные представления и мышление является важнейшим компонентом умственного развития ребёнка. Что же педагог может предложить ребёнку старшего дошкольного возраста для успешного развития пространственных представлений и чем характерен этот возраст, мы рассмотрим далее.

Дискуссия. Л.С. Рубинштейн выделял общие особенности пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста:

  1. Конкретно-чувственный характер восприятия, дошкольник ориентируется на собственном теле и всё определяется относительно себя;
  2. Распознавание правой и левой руки представляется трудным для дошкольника, поскольку различия рук определяется ведущим характером одной из рук, который ещё не в полной мере доступен для осознания дошкольника;
  3. Для того, чтобы определить в каких отношениях тот или иной объект с другим объектом, ему необходимо представить себя на место одного из объектов;
  4. Дошкольнику проще ориентироваться в статике, чем в движении;
  5. Детям легче определять пространственные отношения к предметам, которые находятся на небольшом расстоянии от них; [6]

Развитие пространственных представлений представляет собой процесс поэтапный, согласно развитию мыслительных функций у дошкольника. И процесс этот подчиняется одному из главных законов развития – закону основной оси. Согласно этому закону пространственные представления ребёнка совершенствуются, начиная с плоскости расположенной вдоль его основной оси, средней линии тела (позвоночника). Таким образом, сначала формируются вертикальные, и только после - горизонтальные представления. Далее у ребёнка формируется представление о взаимосвязи его собственного тела и предметов, окружающей среды и перенос в речевую деятельность результатов восприятия. И итогом является активное применение полученных умений в различных видах детской деятельности. [8]

К особенностям же пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста относятся:

  1. Понимание смысла пространственных отношений (сверху-снизу, справа-слева, спереди-сзади и т.д.)
  2. Умение определять отношение предмета относительно себя и предметов относительно друг друга, выражать словесно результат восприятия;
  3. Умение ориентироваться на листе бумаги;
  4. Умение двигаться в заданном направлении и менять курс движения по сигналу. [9]

Исходя из анализа вышеизложенного материала, мы пришли к выводу о том, что необходимо охарактеризовать педагогические условия развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста:

  • Реализация специальной подготовки педагогов к использованию технологии развития пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста;
  • Материализация технологии развития пространственной ориентировки в пространстве, которая подразумевает:

- развитие ориентировки на собственном теле;

- развитие ориентировки в окружающем пространстве;

- развитие ориентировки в двухмерном пространстве;

- развитие умений давать характеристику предметам, используя при этом предлоги и наречия.

  • Обеспечение индивидуального подхода к детям, который бы учел уровень развития пространственной ориентировки дошкольников.

Хорошо известно, что ребенок – дошкольник интенсивно развивается во всех видах деятельности, присущие его возрасту. Самые важные из них – игровая и продуктивная деятельность (лепка, аппликация, рисования и др.). Во всех видах деятельности есть одна уникальность – ориентировка в пространстве. Например, решая игровую проблему, или, разыгрывая тот или иной сюжет в игре, дети используют пространственные термины (предлоги и наречия), а также моделируют взаимосвязь между объектами в пространстве. И в лепке дети используют опыт ориентировки на себе и на другом человеке.

Мусейибова Т.А. научно подтвердила главные методические приемы, лежащие в основе формирования у дошкольников пространственных представлений. Особое внимание придавала игровому началу в восприятии детьми пространственных отношений. Она предлагала внедрять различные виды игр, занимательных упражнений с использованием специально разработанного дидактического материала. [5]

Основываясь на изучении психолого-педагогической литературы, можно выделить группы игр и упражнений, решающих главные дидактические задачи по обучению дошкольников системам отсчета пространственного расположения объектов в среде.

Таблица 2. Дидактические игры и упражнения,  направленные на развитие пространственной ориентации старших дошкольников

Дидактические игры и упражнения:

- на ориентировку «на себе», на другом объекте;

- на ориентировку «от себя», от других объектов;

- на дифференцировку основных пространственных направлений в процессе активного передвижения в пространстве;

- на ориентировку в пространстве при передвижении с закрытыми глазами;

- на определение пространственного расположения предметов относительно друг друга;

- на ориентировку в двухмерном пространстве (на плоскости)

- словесные дидактические игры.

В работах Степаненковой Э.Я. указывается на то, что в подвижной игре можно не только закреплять уже полученные знания, развивать приобретенные навыки ориентировки в пространстве, но и углублять их. [7]

Рассмотрим содержание дидактических игр и упражнений, направленных на пространственную ориентировку старших дошкольников:

Задача 1. Закрепляем и расширяем пространственные представления: слева, справа, внизу, вверху, перед, за, между и т.д.

У детей старшей группы закрепляют умение различать правую и левую руку и определять местоположение предметов по отношению к себе. Для этого предлагают использовать подобные игровые упражнения: «Угадай, что, где находится?», «Где звонить колокольчик?». В различении противоположных направлений, в отличие от средней группы, задания усложняются: уже увеличивается число предметов до 6-8 (здесь идет знакомство с промежуточными направлениями (например, белочка находится впереди слева, а лягушка впереди справа от меня), а также увеличивается расстояние между ребенком и предметами – до 7 метров.

Задание 2. Учим определять и называть словом пространственное положение одного предмета по отношению к другому.

Для решение данной задачи предлагается использовать следующие упражнения:

  • Рассматривание дидактических картинок и описание расположения на них предметов. Ребенку необходимо подобрать парные картинки с однородными, но по-разному расположенными предметами, где они меняются местами.
  • В разных местах группы педагог расставляет группы игрушек. Ребенку, которого вызвали, требуется рассказать, что он видит, подойдя к данной группе предметов.

Здесь мы также учим детей употреблять предлоги и наречия, например, в такой игре «Где, что стоит?». Ребенок прячет предмет около шкафа, за шкаф, а другой должен отыскать и рассказать, где он нашел игрушку.

Задача 3. Здесь важно закрепить умение двигаться в указанном направлении, а также двигаться в заданном направлении с закрытыми глазами.

Чтобы решить данную задачу, детям можно предложить сюжетно-ролевые игры «Путешествие» и «Сыщики». В ходе таких игр детям предлагаются игровые задания, в ходе которых они осуществляют сложные передвижения в соответствии со схемой, планом.

На воспроизведение направления с закрытыми глазами можно использовать игру под названием «Откуда голос?». В такой игре развивается четкость реакции на звуковой сигнал и вырабатывается умение правильно определять направление источника звука.

Задача 4. Учим детей ориентироваться в двухмерном пространстве (т.е. на плоскости).

Для того, чтобы решить данную задачу рекомендуется придерживаться следующей системы знаний:

1 занятие – дать название середины, сторон листа.

2 занятие – познакомить с названиями углов листа.

3 занятие – знакомим с направлением из угла в угол (из верхнего левого в нижний правый и т.д.).

4 занятие и последующие дидактические игры на закрепление умения ориентироваться в двухмерном пространстве («Расскажи, что, где лежит» и др.)

Выводы.

Сложно представить себе хотя бы один вид деятельности, в котором не требуется наличие умений, связанных с пространственными представлениями: письмо, рисование, конструирование, моделирование, лепка, черчение, и др. Сформированность пространственных представлений является важным социальным условием жизни человека, способом отражения и преобразования действительности. Более того, для успешного развития пространственных представлений детей следует придерживаться позиции активности ребёнка и инициативности, обогащать предметно-развивающую среду, соответствующими дидактическими средствами, что соответствует идеям ФГОС ДОО.

Также можно определить рекомендации для педагогов, которых стоит придерживаться в работе над формированием пространственных представлений:

  1. Систематичность включения дидактических и подвижных игр в деятельность;
  2. Применение моделирования в образовательном процессе;
  3. Активное и правильное включение в собственную речь понятий, связанных с пространственной ориентировкой;
  4. Регулярное включение в режимные моменты проблемных ситуаций, связанных с пространственной ориентировкой;
  5. Обогащение предметно-развивающей среды.

Список литературы

1. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. — Москва : Просвещение, 1964. — 304 c. — Текст : непосредственный.
2. Венгер, А. Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей) / А. Л. Венгер. — Москва : Знание, 1984. — 68 c. — Текст : непосредственный.
3. Кочетова, Е. С. Педагогические условия развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Е. С. Кочетова // Молодежная наука: тенденции развития. – 2021. – № 2. – С. 54-62. – EDN UADDRQ.
4. Мещерякова, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещерякова. — Москва: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 672 c. — Текст : непосредственный.
5. Мусейибова Т.А. Генезис отражения пространства и пространственных ориентаций у детей дошкольного возраста // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. / Т. А. Мусейибова. - СПб., 1994 - 235 с. – Текст: непосредственный.
6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб : Издательство "Питер", 2000. — 720 c. — Текст : непосредственный.
7. Степаненкова Э.Я. К вопросу о формировании пространственных ориентировок у детей 5 – 6 лет в подвижных играх и упражнениях. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. / Э. Я. Степаненкова - СПб., 1994 – 190 с. – Текст: непосредственный.
8. Сурова, О. А. Особенности развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста / О. А. Сурова, Н. А. Букина // Культурологический подход в дошкольном и специальном образовании: психолого-педагогический аспект, Чебоксары, 30 апреля 2019 года. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2019. – С. 313-315. – EDN LZBOOK.
9. Сытник, Н. А. Методика работы по развитию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Сытник // Образование и наука в современных реалиях : Материалы Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 24 августа 2022 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2022. – С. 234-236. – EDN JDCIWD.

Расскажите о нас своим друзьям: