Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №04 (81) Апрель 2023

УДК 372.878

Дата публикации 30.04.2023

Роль хорового исполнительства в патриотическом воспитании в детском хоровом коллективе

Перевозчикова Дарья Анатольевна
студентка, ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»,г. Нижневартовск

Аннотация: В статье затрагивается тема патриотического воспитания учащихся в процессе хорового исполнительства. В этом контексте анализируется содержание понятия «патриотизм, патриотическое воспитание. Автор рассматривает возможности хорового исполнительства в процессе патриотического воспитания с точки зрения коллективного характера этого вида музыкальной деятельности, общего эмоционального настроя участников хорового коллектива, а также идейной содержательности хорового репертуара как части культурно-исторического наследия общества. В заключении раскрывается значение концертно-отчетной деятельности для хорового коллектива, приведены примеры ежегодных традиций, для решения задач патриотического воспитания.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, хоровой коллектив, музыкальная деятельность, искусство, педагог-музыкант, хормейстер.

The role of choral performance in patriotic education in children's choral collective

Perevozchikova Darya Anatolievna
Student, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk

Abstract: The article touches upon the topic of patriotic education of students in the process of choral performance. In this context, the content of the concept of "patriotism, patriotic education. The author examines the possibilities of choral performance in the process of patriotic education from the point of view of the collective nature of this type of musical activity, the general emotional mood of the members of the choral collective, as well as the ideological content of the choral repertoire as part of the cultural and historical heritage of society. In conclusion, the significance of concert and reporting activities for the choral collective is revealed, examples of annual traditions are given to solve the tasks of patriotic education
Keywords: patriotic education, choral group, musical activity, art, teacher-musician, choirmaster.

Правильная ссылка на статью
Перевозчикова Д.А. Роль хорового исполнительства в патриотическом воспитании в детском хоровом коллективе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 04 (81). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/rol-khorovogo-ispolnitelstva-v-patrioticheskom-vospitanii-v-detskom-khorovom-kollektive.html (Дата обращения: 30.04.2023)

Исследование проблемы воспитания патриотизма у подрастающего поколения имеет давнюю традицию в истории отечественной педагогической мысли. Патриотическое воспитание является одним из основополагающих положений системы образования, что отражается в таких документах как: Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 г.»,  государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021 - 2024 годы» и др.

«Реализация государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации, начиная с 2001 года, позволила создать систему патриотического воспитания и обеспечить её устойчивое функционирование. Итогом реализации государственных программ стала тенденция углубления в массовом сознании населения понимания российского патриотизма как духовного ориентира и важнейшего ресурса развития современного российского общества» [3].

В словаре В.Даля «патриотизм» обозначается как «любовь к отчизне». «Патриот», по В. Далю, – «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [4,с. 461].

К.Д. Ушинский разработал идеи нравственного воспитания человека-патриота. Интересной является мысль К.Д. Ушинского о том, что патриотизм проявляется не только в борьбе с врагами отчизны, но и в способности самостоятельно высказывать свое мнение. К.Д. Ушинский писал, что «выражением патриотизма являются и те проявления любви к Родине, которые выражаются не в одних битвах с внешними врагами: высказать смелое слово истины бывает иногда гораздо опаснее, чем подставить лоб под вражескую пулю»[5, с. 52].

 Более современные понятия «патриотизма» связывают разум человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Например, в Педагогическом энциклопедическом словаре понятие патриотизм формулируется как «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, и бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям»[6].

Одним из путей духовно-нравственного воспитания ребенка в целом и патриотического воспитания в частности, является музыкальное воспитание. В.А. Сухомлинский отмечал, что «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека. Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков – источник благородства сердца и чистоты души» [7, с. 52]. Именно музыкальное воспитание имеет возможность научить прислушиваться к своим чувствам и чувствам других людей, сделать более целенаправленным процесс гармонизации отношений с окружающим миром. Именно в процессе воздействия на эмоциональную сферу ребенка при помощи средств музыкальной выразительности ускоряется формирование его нравственных убеждений.

Для решения задач патриотического воспитания детей школьного возраста посредством музыкальной деятельности, используются такие средства и формы патриотического воспитания: образовательная деятельность, тематические занятия на патриотическую тему, подготовка и проведение патриотических праздников, театрализованная деятельность, выступление на городских мероприятиях, создание проектов, оформление развивающей среды. [8]. Через музыкальные занятия и различные виды музыкальной деятельности прививаются такие качества как любовь к своей стране, к родному дому, детскому саду, родной улице, к своему городу, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. Работа по нравственно-патриотическому воспитанию реализуется по следующим направлениям: военно-патриотическое воспитание, воспитание любви к малой Родине, знакомство с образом Родины, духовное.[8]

В процессе патриотического воспитания одним из значимых видов музыкальной деятельности является хоровое пение. Коллективная форма хорового исполнения делает его ценным средством общего воспитания школьников.

Большой коллектив людей объединен одной задачей – исполнить художественный замысел композитора. Постепенно учащиеся понимают важность коллективного исполнения произведения, так как непосредственно в песенно-хоровом творчестве, неотъемлемо совмещаются чувственные волнения, навеваемые музыкой, а также пониманием моральных и нравственных ценностей, активизируемые литературным текстом. В применении к детской психологии значение хорового пения как фактора воспитывающего, возрастает неимоверно. В отличие от взрослых, воспринимающих искусство не только эмоционально, но и на основе своего жизненного опыта, дети впитывают эстетические впечатления одновременно с восприятием окружающего мира. Пение в хоре формирует у учащихся эстетический и художественный вкус, воспитывает потребность в творческой деятельности,  культивирует принципы современных и традиционных общечеловеческих и национальных этических, нравственных ценностей, вырабатывает вокально-хоровые навыки, совершенствует музыкальные способности, расширяет художественный и музыкальный кругозор, развивает чувство коллективизма, взаимовыручки, ответственности, формирует вкус к концертно-сценической практике и публичной деятельности [9, с.34].

Выразительное, эмоционально осознанное исполнение произведений непременно требует владения основными вокально-хоровыми навыками (певческое дыхание и звукообразование, вокальная артикуляция и дикция, ансамбль, строй). Но формирование этих навыков не является самоцелью деятельности учащихся в хоровом коллективе, а только лишь необходимой составляющей для раскрытия содержания исполняемого произведения, помогает не только выражать свои чувства и переживания, но и получать собственные впечатления о жизни, приобретать практические знания, навыки и умения, с помощью которых можно реализовывать полученные духовные ценности [10,c.960].

Исходя из этого, огромное значение приобретает роль педагога-музыканта, хормейстера. Цель преподавателя –  на уроке создать эмоциональную ситуацию, при котором формируется чувство патриотизма. Уметь преподнести информацию так, чтобы ученики были предельно увлечены музыкой; пробуждение в детях эмоциональной, духовной отзывчивости на произведение; формирование навыков размышлять, анализировать – всем этим должен владеть хормейстер, в этом заключается мастерство руководителя; только в этом случае эмоционально-чувственное восприятие воспитанников перерастет в обобщение жизненного опыта и получит воплощение в ценностных установках. Для этого используются разные формы хоровой деятельности: исполнительская, концертная, конкурсная, музыкально-просветительская деятельность. Но фундаментом патриотического воспитания в хоровом пении является, конечно же, репертуар, куда входят различные пласты музыки –  духовная, народная, отечественная музыка и песни военных лет.

Неоценимым источником  воспитания чувства патриотизма является народное музыкальное творчество. Народная песня знакомит с вековыми традициями, с историческим прошлым народа. В репертуар детского хора можно включить обработки народных песен, посвященных значимым историческим событиям, былинным героям, военные, исторические песни, песни, воспевающие красоту родного края, любовь к малой родине. Например, русская народная песня времен Отечественной войны 1812 года «Донцы-молодцы», русская народная песня в обработке В. Соколова «Повянь, повянь, бурь-погодушка», русская народная песня в обработке А. Лядова «Во лузях» и множество других обработок народных песен.

Русские композиторы-классики, русские поэты в своем творчестве уделяли огромное внимание патриотической теме. Опираясь на богатые традиции народного творчества, они создавали произведения, играющие огромную роль в формировании патриотических взглядов, в воспитании чувства национальной гордости у подрастающего поколения. Творчество таких композиторов как М.И.Глинка, А.С.Даргомыжский, композиторов «Могучей кучки», П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова пронизано народной интонацией, любовью к русской песне. Многие произведения являются золотым фондом репертуара детского хорового коллектива. К ним можно отнести такие произведения, как 6 хоров для детского или женского хора на стихи русских поэтов С.В.Рахманинова, кантаты и циклы Г.В.Свиридова, Р.Щедрина, С.Слонимского, В.Соколова и другие.

Огромное значение  в формировании репертуара играют песни военных лет В.Соловьева-Седого, М.Блантера, К.Листова и многих других композиторов.

В репертуар детского хорового коллектива обязательно должны быть включены и произведения патриотической направленности современных авторов. Это могут быть песни о Родине, России, красоте родного края, о мире на земле, дружбе.

При подборе репертуара следует учитывать ряд принципов: возрастные особенности, соответствие содержанию учебной программы, содержание и тематизм в рамках урока. Работа над произведением начинается со знакомства с биографией композитора и поэта, исторических событий, положенных в основу песенного материала. Разбор нового произведения обязательно включает профессиональную демонстрацию или исполнение данного произведения педагогом перед учащимися. Только после начинается этап разучивания, во время которого в процессе технической работы необходимо постоянно вызывать у детей эмоциональный отклик на идейное содержание. 

Отчетно-концертная деятельность является логическим завершением репетиционной  деятельности хорового коллектива. Публичное выступление показывает  результат репетиционного и педагогического процесса. Но для качественного взаимодействия данных процессов, педагог-хормейстер должен выполнять ряд определенных задач. Одна из таких задач – объединение эмоционально-психологических и эстетических стремлений в одном направлении.

Незаменимо для воспитания у участников хорового коллектива чувства патриотизма, гражданственности участие хора в концертных мероприятиях, посвященных государственным праздникам: Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню защиты детей, Дню России, Дню Государственного флага Российской Федерации, Дню народного единства, Дню Матери. Торжественная обстановка праздников, соблюдение ежегодных традиций в их проведении способствуют развитию в молодом поколении национального самосознания; формированию гордости за деяния предков; осознанию неповторимости Отечества, его судьбы; развитию чувства уважения к старшим. Отчетно-концертная деятельность – это нравственная, психологическая и эстетическая благоприятная среда для патриотического воспитания.

Таким образом, музыкальное искусство является одним из самых эффективных сфер  в процессе формирования личности, воздействуя на процесс становления ее нравственных качеств, нравственных идеалов. Музыкальное искусство создает тот эмоциональный фон, на котором легче усваиваются знания и формируются положительные качества личности. Именно хоровое пение, благодаря массовости, включению в исполнительство детей не всегда обладающих значительными музыкальными способностями, благодаря разнообразному репертуару имеет огромные возможности для организации целенаправленной, систематической, полноценной воспитательной работы в патриотическом направлении.

 


Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного и начального общего https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/.
2. Национальная доктрина об образовании в Российской Федерации до 2025 г. О национальной доктрине образования в Российской Федерации от 04 октября 2000 – docs.cntd.ru.
3. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021 – 2024 г. Минпросвещения России (edu.gov.ru).
4. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Эксмо-Пресс, 2002. – 461с.
5. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Педагогические сочинения. В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1988. С. 27–57.
6. Педагогический энциклопедический словарь. Б. М. Бим-Бад., 2020. – с. 527
7. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т., 2011. т. 1. – с. 560
8. Кузмичёва И.Н., Хазеева И.Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музыкально – художественную деятельность// Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии – 2016. – № 1-1 (46). – С. 77-81.
9. Мамукова, Л. С. Освоение фольклорного репертуара как средство духовного и творческого развития студентов на примере любительских хоровых коллективов Северной Осетии// Музыкальный фольклор народов России: Материалы научно-практической конференции, Москва, 25–26 марта 2021 года. – Москва: Московский государственный институт культуры, 2021. – С. 32-36.
10. Коробейников, А. В. Хоровое пение как средство музыкально-художественного и нравственного воспитания подрастающего поколения // Аллея науки. – 2018. – Т. 6, № 10(26). – С. 959-962.

Расскажите о нас своим друзьям: