Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №04 (81) Апрель 2023
УДК 378
Дата публикации 30.04.2023
Психолого-педагогические условия развития навыков командной работы у студентов педагогических направлений обучения
Руснакова Елизавета Владимировна
ассистент кафедры "Романо-германская филология и европейские исследования" ФГАОУ ВО "Севастопольский государственный университет"
Аннотация: Данная статья посвящена вопросу психолого-педагогических условий формирования команды из состава студентов, обучающихся по направлению УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки. Рассматриваются запросы работодателей, предъявляемые к надпрофессиональным навыкам молодых специалистов. Выделен перечень актуальных навыков, которыми должен обладать современный педагог: командная работа, умение работать с людьми, управление проектами и процессами. Изучен практический опыт внедрения командных форм работы в разных регионах Российской Федерации в обучении будущих педагогов, доказано, что работа в команде развивают комплекс надпрофессиональных навыков студентов. На основе анализа опыта региональных университетов были разработаны психолого-педагогические условия формирования педагогической команды в процессе подготовки будущих педагогов.
Ключевые слова: педагогическая команда, soft-skills, командные формы подготовки педагогов, школа под ключ, надпрофессиональные навыки
assistant of the department "Romano-Germanic Philology and European Studies" FSAEI HE "Sevastopol State University"
Abstract: This article is devoted to the issue of psychological and pedagogical conditions for the formation of a team of students studying in the direction of UGSN 44.00.00 Education and Pedagogical Sciences. The requests of employers to the professional skills of young specialists are considered. The list of relevant skills that a modern teacher should have is highlighted: teamwork, ability to work with people, project and process management. The practical experience of the introduction of team forms of work in different regions of the Russian Federation in the training of future teachers is studied, and it is proved that teamwork develops a complex of overprofessional skills of students. Based on the analysis of the experience of regional universities, psychological and pedagogical conditions for the formation of a pedagogical team in the process of training future teachers were developed.
Keywords: pedagogical team, soft-skills, team forms of teacher training, turnkey school, supra-professional skills
Руснакова Е.В. Психолого-педагогические условия развития навыков командной работы у студентов педагогических направлений обучения // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 04 (81). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologo-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-navykov-komandnoj-raboty-u-studentov-pedagogicheskikh-napravlenij-obucheniya.html (Дата обращения: 30.04.2023)
Модернизация в образовательной системе нацелена на все уровни и типы образовательных учреждений. Помимо обновления организаций и органов власти важное место занимает работа с педагогическими кадрами. Подготовка современных учителей является залогом как развития образования, так и будущего государства в целом. В связи с этим в процессе модернизации образования возрастает потребность в пересмотре методики подготовки учителей. В современной школе возросла потребность в молодом учителе, стремящемся к новаторской, творческой деятельности. В таком случае возникает вопрос перед методикой подготовки будущего учителя о том, как подготовить педагога творческим, активным и умеющим мыслить «вне рамок».
В рамках паспорта Национального проекта «Образование», утвержденного на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года, уделено особое внимание подготовке специалистов в высших образовательных организациях. Проектом предусмотрена подготовка практико-ориентированных программ, направленных на получение студентами профессиональных компетенций, отвечающих актуальным требованиям рынка труда, в том числе в области цифровой экономики, предпринимательства, командной и проектной работы, здоровьесбережения [15]. Логично, что подготовка конкурентоспособных специалистов должна осуществляться компетентными педагогами, обладающих указанными навыками как профессиональной, так и личностной направленности.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 24 июня 2022 г. № 1688-р «О Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г.» отмечена важность модернизации образовательных программ подготовки педагогических кадров «содержание, технологии, управление и инфраструктура педагогического образования требуют постоянной трансформации, связанной с изменениями, происходящими в системе общего образования, с необходимостью обеспечивать опережающие темпы изменений системы подготовки педагогических кадров». [17].
Рассмотрим, какими компетенциям должен обладать современный выпускник вуза, в частности педгогических направлений подготовки, чтобы быть востребованным на рынке труда.
В статьях современных исследователей Э. Ф. Зеер [5], Ю.А. Никитенко [13], О.В. Шатунова [20] определяют, что на бирже вакансий, при собеседовании зачастую проверяют не столько профессиональные навыки, сколько дополнительные знания и умения, которые невозможно получить в университете в чистом виде. Учёные используют для обозначения комплекса надпрофессиональных навыков такое понятие как «soft skills». Ученые отмечают, что умение работать в команде, навыки совместной деятельности - одни из самых востребованных компетенций на современном рынке труда.
Наиболее востребованные надпрофессиональные навыки представлены в разработке Сколково «Атлас новых профессий 3.0» [1, с. 24]. Авторы перечислили soft-skills, развитие которых позволит студентам оставаться востребованными на рынке труда в условиях цифровизации экономики. Особое внимание в Атласе уделено таким навыкам как «межотраслевая коммуникация», «управление проектами и процессами», «умение работать с людьми». Указанные надпрофессиональные навыки были выделены едиными для всех отраслей профессиональной деятельности на основе опроса работодателей. Важность межотраслевой коммуникации обусловлена тем, что в современном мире недостаточно быть специалистом в одной узконаправленной области. Многие передовые проекты находятся на стыке разных наук: педагогика и IT, педагогика и менеджмент и т.д. В связи с этим востребованный специалист должен иметь базовые понятия о разнообразных научных отраслях. Овладение навыков управления проектами и процессами потребует так же мультидисциплинарной подготовки специалиста, высокой коммуникативной дисциплины. Необходимым навыком для работы в любой отрасли является «умение работать с людьми». В данном случае специалист должен обладать знаниями в области психологии коммуникации, конфликтологии, физиологии, а так же межкультурной коммуникации.
Из этого следует, что развитие кадрового потенциала молодых специалистов и навык работы в команде являются взаимосвязанными явлениями. В рамках данного исследования актуальным является изучение формирования навыка командной работы в среде молодых педагогов, а так же студентов педагогических специальностей. В этой связи необходимо изучение условий и методологии формирования педагогической команды.
Проблема психолого-педагогических условий формирования команды является актуальным предметом исследования современных ученых. Определение конкретных условий для эффективного командного взаимодействия требует учета множества факторов: профессиональный опыт членов группы, возрастная категория, региональные особенности, культурные особенности. Следует отметить, что в научной литературе определение «психолого-педагогических условий» вызывает ряд затруднений. Например, рассмотрение понятия «условие» в рамках одного научного направления; сложность в подборе условий, адекватных к проблеме исследования; несоотвествие подобранных условий цели исследования; неясная обоснованность выбора условий для конктретного явления [2]. В связи с вышеизложенным, рассмотрим понятие «условие» в рамках философии, психологии и педагогики.
В рамках нашего исследования остановимся подробнее на изучении понятия «психолого-педагогические условия». Данный термин довольно часто употребляется в названиях публикаций и диссертационных исследованиях О.В. Забродина [3], С.Г. Корлякова [8], О.П. Околелов [8], А.В. Эстерле [16] в рамках изучения особенностей подготовки будущих педагогов. Обобщение результатов научной литературы показывает, что психого-педагогические условия являются основой для модернизации образовательного процесса.
В рамках психолого-педагогических условий формирования компетенций обучающихся подразумевается сочетание педагогического воздействия на развитие личностных и профессиональных характеристик. Из этого следует, что данные условия обеспечивают получение новых знаний, умений и навыков в тесной связи с развитием «мягких навыков» или soft-skills, необходимых для успешной деятельности. Достижение указанных задач требует четкого определения психолого-педагогических условий реализации методики процесса обучения будущих педагогов. С целью определения данных условий рассмотрим педагогических опыт внедрения командных форм работы в региональных организациях высшего образования.
В учебном плане педагогических вузов предусмотрены дисциплины, направленные на проектное обучение студентов. Изучение практического опыта организации командной работы средствами проектного обучения в г. Москве Д.А. Кудрявцевой [7], г. Екатеринбурге С.Д. Липатовой [9], г. Кирове, О.Ю. Муллер [11] показал, что на этапе диагностики исследователи констатируют недостаточное развитие «мягких навыков» студентов. Впоследствии экспериментальной деятельности работа в командах способствовала существенному повышению коммуникации, креативности, мультидисциплинарности, самопрезентации.
Следует отметить, что программы высшего образования в регионах должны быть направлены на кадровые потребности той административной единицы, в которой они находятся. В исследовании Л.Ф. Шаламовой представлен результат опроса субъектов РФ по вопросу нехватки педагогических кадров. Наиболее распространенным решением проблемы в регионах являются трудоустройство студентов-старшекурсников, обучающихся по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки на работу в школы и целевой заказ органов государственной власти региона на подготовку педагогических кадров [19]. Данные механизмы отражены в статья преподавателей и руководителей вузов в Республике Мордовии [6], Алтайский край [10], г. Севастополе [12]. В рамках Стратегии развития Севастополя до 2030 года основной из основных функций системы образования обозначено формирование кадрового потенциала. Поднимается вопрос о «якорных» работодателях, которые могут напрямую делать заказ на подготовку необходимых кадров. В Стратегии отмечено, что «Применение прямого заказа позволит уже на стадии приема закрепить за каждым учащимся рабочее место на производстве, как используемое для обучения, так и гарантирующее последующее трудоустройство» [4].
Данная практика активно реализуется в регионе на базе Севастопольского государственного университета в рамках продуктовой магистратуры «Школа под ключ». Методологическое развитие модели представлено в статье В.Д. Нечаева: «В качестве основных особенностей модели выступают следующие: обучение в магистратуре реализуется в рамках процесса формирования команды для нового образовательного учреждения; выпускная квалификационная работа выступает элементом коллективного «заказного» продукта (ООП), прошедшего оценку независимого экспертного сообщества; становление будущих педагогов осуществляется не только в контексте создания актуального образовательного продукта, но и его последующей самостоятельной реализации; применяется вариативная ролевая идентификация обучающихся в процессе освоения профессиональных компетенций» [12].
Региональный аспект формирования педагогических кадров в регионе в рамках проекта «Школа под ключ» отмечен Е.В. Храбровой в статье «Роль культурно-образовательной среды региона в подготовке будущего учителя (на примере севастопольского региона). По мнению авторов, культурно-образовательная среда является почвой для роста молодых специалистов, которые в процессе развития обязательно должны перенять культурные, социальные, исторические ценности региона и научится использовать их в профессиональной деятельности педагога [18]. В статье представлен опыт внедрения в основную образовательную программу (ООП) пятилетнего бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профили «Русский язык и литература», «Математика и физика», «История и обществознание») Севастопольского государственного университета дисциплины «Педагогический потенциал культурно-образовательной среды Севастополя», основной целью которой является формирование у студентов базовых знаний о родном крае, его истории и культуре, а также умений практического использования педагогического потенциала культурно-образовательной среды Севастополя, как необходимой основы формирования всесторонне развитой, социально активной, творчески мыслящей личности.
Резюмируя вышеизложенное отметим, что командные формы работы широко применяются в обучении будущих педагогов. Подготовка учителей является стратегически важным для развития региональных систем образования, решения проблемы дефицита педагогических кадров в субъектах РФ. Изученный опыт региональных университетов показал, что развитие «мягких навыков» (коммуникация, работа в команде, лидерские качества, кросс-культурность, корпоративный дух и т.д.) является одной из самых важных целей обучения будущих педагогов наравне с профессиональной подготовкой. При разработке указанных условий были учтены результаты исследований в области способов формирования команд из состава студентов педагогических специальностей. Основная направленность разработанных условий – развитие коммуникативной и корпоративной компетенции будущих учителей. Были выделены следующие психолого-педагогические условия формирования педагогических команд в регионе:
- Диагностика входного уровня сформированности коммунникативно-корпоративной компетенции (диагностика психологических особенностей, мотивации каждого студента; разработка содержания, методов, форм и средств работы с каждой педагогической командой;
- Формирование перечня компетенций, которыми должен обладать будущий педагог в соответствии с запросом региона (изучение перечня общекультурных и профессиональных компетенций, которыми должны обладать будущие педагоги; изучение требований, предусмотренных профессиональным стандартом «Педагог»; анализ требований работодателей, предъявляемым к педагогическим работникам; анализ запроса и существующих дефицитов региона в области педагогов);
- Разработка нормативного-методического обеспечения формирования педагогических команд (разработка нормативно-методической базы, регламентирующей деятельность педагогических команд; выделение целей и задач функционирования команды);
- Разработка и реализация специальных дисциплин, направленных на проектное, командное обучение (разработка содержания дисциплин, реализуемых в рамках программ бакалавриата и магистратуры, нацеленных на формирование таких «мягких навыков» студентов, как: коммуникативность, креативность, навык работы в команде, мультидисциплинарность и т.д.);
- Создание психологически комфортной атмосферы для обучения (установление и предупреждение стрессогенных факторов; гармонизация процессов обучения, воспитания и развития участников образовательного процесса; создание условий для личностной реализации студентов);
- Интеграция культурно-образовательной среды в содержание обучение студентов-педагогов (разработка дисциплин, направленных на изучение культурно-образовательной среды региона; разработка методического портфеля для будущих педагогов, включающего в себя задания, элементы уроков, в которых обучающиеся знакомятся с культурно-образовательной средой региона);
- Организация и проведение практико-ориентированных сессий (разработка дисциплин совместно с работодателями государственного и частного сектора; организация занятий на базе региональных образовательных организаций; изучение опыта развития новых школ в регионе);
- Диагностика выходного уровня сформированности коммунникативно-корпоративной компетенции (анализ прогресса сформированности «мягких навыков» у каждого члена команды; анализ результатов методической, проектной, командной работы студентов; выявление отклонения результатов от поставленных целей и задач; анализ причин возникновения отклонений и выработка способов по коррекции результатов).
Таким образом, нами были рассмотрены основные требования, предъявляемые государством, работодателями и обществом к профессиональным и личностным качествам педагога. Были изучены современные подходы к обучению студентов по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки в региональных вузах РФ. Анализ исследований в области подготовки будущих педагогов показал, что реформация системы образования требует разработки новых методов и форм к обучению в педагогических вузах. Опрос субъектов РФ по решению вопроса дефицита педагогических кадров показал, что одним из основных решений является целевой заказ органов власти региональным вузам на подготовку учителей. Следовательно, формирование востребованного, современного педагога должно происходить уже на этапе обучения в вузе, что, в свою очередь, требует реформации содержания обучения на педагогических специальностях в университете. В связи с этим были разработаны психолого-педагогические условия формирования педагогических команд в региональных организациях высшего образования из состава студентов-педагогов.
Список литературы
1. Атлас новых профессий 3.0. / Под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. — М.: Альпина ПРО, 2021. — 472 с.
2. Ефремова О. В. Формирование педагогической команды в учреждениях среднего профессионального образования // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10-1. – С. 199-202;
3. Забродина, Ольга Владимировна. Психолого-педагогические условия развития социальной зрелости будущих педагогов-психологов : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Забродина Ольга Владимировна; [Место защиты: Сам. гос. соц.-пед. ун-т]. - Самара, 2016. - 254 с. : ил.
4. Закон города Севастополя принятый Законодательным собрания города Севастополя от 18 июля 2017г. «Об утверждении стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 20230 года». [Электронный доступ]: https://sev.gov.ru/files/strategy/357-zs.pdf?ysclid=lekeg1728v21567604 (дата обращения: 11.04.2023).
5. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издат. центр "Акаде-мия", 2009. 378 с. Зеер Э. Ф., Павлова А. М. Психология профессионального обра-зования: практикум: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведе-ний. М.: Издат. центр "Академия", 2008. 144 с // Образование и наука. Известия УрО РАО. – 2009. – № 10(67). – С. 146-147. – EDN KYMDEV.
6. Кадакин, В. В. МГПИ им. М.Е. Евсевьева как центр подготовки педагогических кадров региона / В. В. Кадакин // Высшее образование в России. – 2016. – № 10. – С. 94-100. – EDN WWOSKN.
7. Командный менеджмент в структуре подготовки педагогических и управленческих кадров / Д. А. Кудрявцева, О. П. Осипова, Е. В. Савенкова, О. А. Шклярова // . – 2022. – Т. 14, № 3(57). – С. 68-80. – DOI 10.7442/2071-9620-2020-14-3-68-80. – EDN HBGGRX.
8. Корлякова, С. Г. Психолого-педагогические условия формирования психоэмоциональной устойчивости у студентов педагогического вуза / С. Г. Корлякова, Е. Н. Францева // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 64-1. – С. 327-330. – EDN EFRBKS.
9. Липатова, С. Д. Технология формирования навыков командной работы в условиях проектного обучения студентов вуза / С. Д. Липатова, Е. А. Хохолева // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2021. – Т. 18, № 1. – С. 57-70. – DOI 10.17673/vsgtu-pps.2021.1.5. – EDN RBABQI.
10. Морозова, О. П. Подготовка "элитных" педагогических кадров в классическом университете как гарант устойчивого развития региона / О. П. Морозова // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 3(94). – С. 59-62. – DOI 10.24412/1991-5497-2022-394-59-62. – EDN HPPRQN.
11. Муллер, О. Ю. Опыт проектно-ориентированного обучения в организации командной работы студентов педагогического вуза / О. Ю. Муллер // Гуманитарно-педагогические исследования. – 2021. – Т. 5, № 3. – С. 6-10. – DOI 10.18503/2658-3186-2021-5-3-6-10. – EDN YSSQGR.
12. Нечаев, В. Д. Историко-методологическое развитие модели подготовки педагогических кадров в рамках магистратуры "Школа под ключ" / В. Д. Нечаев, И. Н. Авдеева // Вопросы истории. – 2022. – № 7-1. – С. 267-278. – DOI 10.31166/VoprosyIstorii202207Statyi30. – EDN EHIZCF.
13. Никитенко, Ю. А. Подготовка студентов к решению профессионально-ориентированных проблем в групповом взаимодействии / Ю. А. Никитенко, И. Ю. Степанова, К. О. Игнатова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 65-3. – С. 84-88. – EDN HDBVMY.
14. Околелов, О.П. Инновационная педагогика: учебное пособие / О.П. Околелов. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 167 с
15. Паспорт Национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). [Электронный доступ]: https://minobrnauki.gov.ru/files/NP_Obrazovanie.htm (дата обращения: 18.04.2023).
16. Психолого-педагогические условия профессионального саморазвития педагогов-психологов : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Эстерле Антон Евгеньевич; [Место защиты: Сам. гос. соц.-пед. ун-т]. - Самара, 2018. - 25 с.
17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.06.2022 № 1688-р «О Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г». [Электронный доступ]: http://government.ru/docs/45881/ (дата обращения: 18.04.2023).
18. Храброва, В. Е. Роль культурно-образовательной среды региона в подготовке будущего учителя (на примере Севастопольского региона) / В. Е. Храброва, И. Н. Авдеева, Л. В. Адонина // Севастопольские Кирилло-Мефодиевские чтения. – 2021. – № 14. – С. 328-338. – EDN NBTORB.
19. Шаламова, Л. Ф. Особенности обеспечения педагогическими кадрами с высшим образованием общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации / Л. Ф. Шаламова, Т. Н. Владимирова, Н. Ю. Лесконог // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 2. – С. 111-135. – DOI 10.15293/2658-6762.2202.06. – EDN STWWTM.
20. Шатунова, О. В. Soft skills в педагогической деятельности: взгляд педагогов-практиков / О. В. Шатунова, А. В. Гизатуллина // Современный ученый. – 2019. – № 5. – С. 67-71. – EDN HYBUWI.