Теория, методика и организация социально-культурной деятельности | Мир педагогики и психологии №04 (81) Апрель 2023
УДК 373.3
Дата публикации 30.04.2023
Профилактика игровой компьютерной зависимости младших школьников
Медведева Юлия Сергеевна
студент института педагогики, кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, РФ, г. Нижний Тагил, yuliya_medvedeva_13@mail.ru
Научный руководитель Петрова Светлана Сергеевна
к.п.н., доцент, доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования филиала РГППУ в г.Нижнем Тагиле (или Нижнетагильского государственного социально-педагогического института), 89221583313, svet.kapetrova2004@gmail.com
Аннотация: Данная статья посвящена проблеме игровой компьютерной зависимости у младших школьников и методам её профилактики. Сегодня это актуальная проблема, которая затрагивает многих детей. Чтобы предотвратить развитие компьютерной зависимости, можно использовать несколько стратегий, направлений, которые рассмотрены в статье.
Ключевые слова: компьютерная зависимость, профилактика, аддикция, компьютерные игры, младшие школьники.
student of the Institute of Pedagogy, Department of Pedagogy and Psychology of Preschool and Primary Education, Nizhny Tagil, State Socio-Pedagogical Institute, Russian Federation, Nizhny Tagil
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Preschool and Primary Education of the branch of the Russian State Pedagogical University in Nizhny Tagil (or Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute), 89221583313, svet.kapetrova2004@gmail.com
Abstract: The article is devoted to the current problem of gaming computer addiction of younger schoolchildren. We will consider what can be used as prevention, its strategies and directions.
Keywords: computer addiction, prevention, addiction, computer games, junior schoolchildren.
Медведева Ю.С. Профилактика игровой компьютерной зависимости младших школьников // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 04 (81). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/profilaktika-igrovoj-kompyuternoj-zavisimosti-mladshikh-shkolnikov.html (Дата обращения: 30.04.2023)
Технологии и компьютерные инновации являются неотъемлемой частью современной жизни. В конечном счете, это судьба человечества, но такие стремительные темпы развития и активное применение технологий часто являются негативными и вредными факторами.
Высокая степень зависимости от компьютеров может стать причиной аддиктивных форм поведения, таких как зависимость от компьютера, которая распространяется не только на взрослых людей, но также и на детей. Младшие школьники много времени проводят за компьютерами, а также играют в компьютерные игры. М. С. Иванов считает, что компьютерная зависимость характеризуется определенными расстановками приоритетов в деятельности, которая связана с компьютерами, что резко сокращает время на общение с людьми и затрудняет общение с ними [3].
На данный момент проблема зависимости от компьютерных игр в младших классах очень актуальна. Учащиеся начальной школы не только проводят время за компьютерами в поисках полезной информации для изучения и решения образовательных задач, но и играют в компьютерные игры для удовлетворения своих потребностей [2].
Последствия зависимости школьников от компьютерных игр обсуждаются в СМИ с негативной стороны. Родители и учителя выражают свое неодобрение к данной зависимости. Обычно аддиктивное поведение формируется в раннем школьном возрасте. Оно является изменением психологического состояния человека, который стремится уйти от реального мира. Это препятствует решению жизненных проблем и замедляет развитие личности. Александр Евгеньевич Войскунский, российский психолог, утверждает, что для выявления компьютерной зависимости у человека достаточно появления эмоциональной зависимости от ярких эмоций и переживаний, которые возникают при проявлении аддиктивного поведения.
К. Янг, Ш. Текл и М. Шоттон, зарубежные исследователи в области психологии, выявили ключевые признаки зависимости от компьютерных игр, такие как: сильное раздражение при невозможности продолжать работу на компьютере; отсутствие личного контроля и способности планировать свое время за компьютером; высокие затраты на покупку и улучшение программного обеспечения; пренебрежение личной гигиеной; сокращение времени на сон; отсутствие контакта с реальной жизнью и ее проявлениями (школа, домашние дела) [5].
С проявлением компьютерной игровой зависимости среди младших школьников необходимо бороться с помощью разработки профилактических методов. Они должны направляться на усиление социальных, средовых, личностных защитных факторов и снижение факторов риска развития игровой зависимости [4].
Недавно было введено требование о проведении программ профилактики [5]. Профилактика - это набор мер, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния и порядка [7]. Программы профилактики должны включать в себя информирование учащихся о негативных последствиях систематической и неправильной зависимости от компьютеров, которые могут повлиять на успеваемость в школе, помощь детям в понимании их образовательных потребностей и в том, как использовать обучающие компьютерные игры для своего развития [5].
Люди, использующие компьютеры, родители и педагоги не имеют полной информации о признаках зависимости и о том, что существуют профилактические методы для ее предотвращения.
Эксперты рекомендуют родителям принимать меры по предотвращению зависимости от компьютера:
1. Один из способов формирования личности ученика - использование метода положительного примера. Главное, чтобы слова соответствовали действиям. Если родитель запрещает ребенку проводить более часа в день за компьютером, то и сам не должен сидеть за компьютером 3-4 часа в сутки.
2. Также необходимо объяснить ребенку, что использование компьютера - это поощрение, а не право. Нужно определить приоритеты и ограничить время, которое можно проводить за компьютером, чтобы родители могли контролировать это время. Это поможет избежать негативных последствий, связанных с длительным пребыванием детей за компьютером, такими как проблемы со зрением, нарушения сна.
3. Также важно обратить внимание на игры, которые играют дети, потому что некоторые из них могут вызывать негативные эмоции и проблемы со сном.
4. Родители должны обсуждать с детьми игры и предлагать обучающие игры, чтобы научить их критиковать компьютерные игры и показать, что жизнь очень разнообразна и игра не должна заменять общение.
5. Если родители не могут самостоятельно решить проблему, рекомендуется обратиться в психологические или специализированные центры помощи [6].
Направления профилактической деятельности:
1. Организация социальных условий среды. Суть данного направления состоит в предотвращении нежелательного поведения человека, действуя на социальную среду. Например, социальная реклама для учащихся начальных классов, она может предназначаться для пропаганды здорового образа жизни. Это существенно снижает риск зависимости от нее.
2. Профилактика зависимости может быть осуществлена различными методами: консультации, брошюры, родительские собрания. Кроме этого, можно привлечь администрацию школы, учителей, психолога, медицинский персонал.
При этом педагоги могут напрямую консультировать младших школьников по использованию компьютера и компьютерных игр. Эту информацию можно подготовить в виде брошюр, буклетов, включая удобные места перед компьютером, гимнастику для глаз, сайты с полезными данными.
3. Активное развитие социально-важных навыков. Данный вид работы можно выполнить в виде групповых тренингов.
Тренинги, связанные с борьбой с зависимостью, помогают людям развивать навыки, необходимые для преодоления негативных социальных воздействий и изменения девиантного поведения. Один из видов тренингов - тренинг устойчивости, в котором участники учатся распознавать воздействие рекламы и говорить "нет" под давлением соперников. Тренинг ассертивности помогает участникам осознавать свои эмоции и реагировать на стрессовые ситуации. Наконец, тренинг развития жизненного опыта научит участников общаться и решать споры конструктивно, а также брать ответственность за свои действия и отстаивать свою позицию. Все эти тренинги помогают участникам повысить свою самооценку и развить позитивные ценности.
4. Организация здорового образа жизни. Эта форма предполагает не только конкретные действия, но также ответственность за свое здоровье и способность к достижению оптимистичного состояния. Здоровый образ жизни включает в себя регулярные физические упражнения, правильное питание, отказ от вредных привычек, достаточный отдых и сон. Также важно следить за своим психическим состоянием и находить время для релаксации и увлечений.
5. Активизация личностных ресурсов. Цель данной формы - обеспечить активность, здоровье и защиту человека от негативных воздействий. Например, активизация личностных ресурсов может включать в себя такие меры, как психологическая поддержка, тренинги по управлению стрессом, занятия спортом и другие формы физической активности, а также социальную поддержку и консультации [1].
Используя в своей работе вышеперечисленные направления, педагог имеет возможность организовать успешную и качественную программу профилактики игровой зависимости у младших школьников.
Таким образом, проблема компьютерной игровой зависимости становится все более актуальной, но ее значимость не всегда признается на должном уровне. Эффективность работы по предотвращению зависимости от игр среди учащихся зависит от совместных усилий родителей, учителей, психологов и школьников. Снижение уровня увлеченности компьютером среди младших школьников поможет проводить профилактические мероприятия, направленные на установление самоконтроля, совершенствование коммуникативных навыков и умений конструктивного общения с учителями и сверстниками, а также на установление доверительных отношений с родителями. Компьютерная игровая зависимость является серьезной проблемой, которая может привести к психологическим и физическим проблемам. Она может снизить успеваемость учащихся, ухудшить их отношения с родителями и сверстниками, а также привести к социальной изоляции. Поэтому важно проводить профилактические мероприятия для предотвращения зависимости от компьютерных игр, особенно среди младших школьников. Кроме того, важно обратить внимание на совместные усилия всех заинтересованных сторон, включая родителей, учителей, психологов и школьников, для эффективной работы по предотвращению зависимости от игр.
Список литературы
1. Галич Г.О., Карпушкина Е.А., Корчагина Л.Н., Морозова Н.Л., Тупарева Н.В. Профилактика девиантного поведения детей и подростков // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2010. №20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-deviantnogo-povedeniya-detey-i-podrostkov (дата обращения: 20.03.2023).
2. Жукова М.В., Шишкина К.И., Иванова Н.В. Направления работы педагога по профилактике зависимости от компьютерных игр у младших школьников // Ученые записки университета Лесгафта. 2019. №6 (172). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-raboty-pedagoga-po-profilaktike-zavisimosti-ot-kompyuternyh-igr-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 21.03.2023).
3. Зинова И.М., Рубцова А.В. Влияние семейных факторов на формирование компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 5–1. С. 135–138. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-semeynyh-faktorov-na-formirovanie-kompyuternoy-zavisimosti-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 01.03.2023).
4. Лужкова М.М. Игровая зависимость несовершеннолетних как причина социальной дезадаптации // Вестник науки и образования. 2019. №19-1 (73). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovaya-zavisimost-nesovershennoletnih-kak-prichina-sotsialnoy-dezadaptatsii (дата обращения: 21.03.2023).
5. Малий Д.В., Медведев П.Н., Маркова М.Г. Профилактика игровой компьютерной увлеченности младших школьников // ИСОМ. 2018. №5-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-igrovoy-kompyuternoy-uvlechennosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 21.03.2023).
6. Юрьева Л.Н, Т.Ю. Больбот. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография.— Днепропетровск: Пороги, 2006.-196 с.
7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка // 2010 - 2014. URL: http://Ozhegov.TextoLogia.ru (дата обращения: 21.03.2023).