Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №01 (102) Январь 2025

УДК 378.147

Дата публикации 16.01.2025

Роль государства в сфере развития физической культуры в высших учебных заведениях

Ткач Ирина Михайловна
доцент, доцент кафедра физического воспитания, Комсомольский-на-Амуре государственный университет, РФ, Комсомольск-на-Амуре, tkach.irina.60@mail.ru
Матухно Елена Викторовна
кандидат пед. наук, доцент, кафедра гуманитарных и естественно-научных дисциплин, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ЗФ), РФ, Калининград, lena-matuhno@mail.ru

Аннотация: В данной статье проанализирована важная задача государственной политики в отношении педагогического процесса развития физической культуры в вузах, который способствует формированию двигательных, личностных и профессиональных качеств студентов. Авторами раскрывается сущность образовательного процесса физической культуре в вузе, общественное значение которого повышается с каждым годом. В результате решения проблемы было установлено, что государство уделяет особое внимание развитию физической культуры студенческого сообщества, его духовного и физического здоровья.
Ключевые слова: студент, вуз, физическая культура, государство, культура.

The role of the State in the development of physical education in higher education institutions

Tkach Irina Mikhailovna
Associate Professor, Associate Professor, Department of Physical Education, Komsomolsk-on-Amur State University, RF, Komsomolsk-on-Amur
Matukhno Elena Viktorovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Humanities and Natural Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, RF, Kaliningrad

Abstract: This article analyzes an important task of the state policy regarding the pedagogical process of physical education development in universities, which contributes to the formation of students' motor, personal and professional qualities. The authors reveal the essence of the educational process of physical culture at the university, the social importance of which is increasing every year. As a result of solving the problem, it was found that the state pays special attention to the development of physical culture of the student community, its spiritual and physical health.
Keywords: student, university, physical education, practice, theory, forms of classes.

Правильная ссылка на статью
Ткач И.М. Матухно Е.В. Роль государства в сфере развития физической культуры в высших учебных заведениях // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2025. № 01 (105). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/rol-gosudarstva-v-sfere-razvitiya-fizicheskoj-kultury-v-vysshikh-uchebnykh-zavedeniyakh.html (Дата обращения: 30.12.2024)

Сегодня все отчетливее прослеживаются перестройка ментальности, смена ценностей, целей, потребностей как отдельного человека, так и общества в целом. Новые возможности социальной жизни предъявляют повышенные требования не только к функциональному состоянию, но и духовно-нравственному, культурному уровню человека, вступающего во «взрослую» жизнь. Он вынужден принимать быстро меняющиеся социальные условия, ориентироваться в современной действительности, искать приемлемые для себя сферы жизнедеятельности, прилагать усилия для сохранения собственной безопасности и обеспечения благополучия.

Поэтому статичная, с фиксированным кругом обязанностей личность, являющаяся эталоном для общества в прошлом, сегодня может представлять для социума даже социальную опасность. Решая данную проблему государство принципиально изменяет характер образования.

Гуманистическая направленность современного образования, в том числе и физкультурного, требует философского переосмысления потребностно-мотивационных ценностей, жизненных смыслов, особо выделяя при этом жизнь и здоровье человека, красоту и самосовершенствование [1, с.23].

В связи с этим, на наш взгляд, задачами физкультурного образования студенческой молодежи являются:

  1. социально-психологические – формирование активного отношения жизнедеятельности, ценностных ориентаций, мировоззрения, мотивов и т.д.
  2. интеллектуальные – организация непрерывного физкультурного образования, развитие системы знаний психологического и физического самосовершенствования;
  3. двигательные – создание оптимальных условий для физического развития, овладение жизненно-необходимыми и профессионально-важными двигательными умениями и навыками.

Реализация представленных задач в условиях вуза обеспечивается в нескольких направлениях:

1. Физкультурно-оздоровительная деятельность в рамках учебной программы, утвержденной государственным образовательным стандартом по физической культуре. Это направление, в большей мере, обеспечивает физическое совершенствование и физическую подготовленность студентов, хотя в последние годы все чаще ставится вопрос о необходимости переориентации процесса физического воспитания в сторону расширения не двигательного, а образовательного аспекта.

2. Профессионально-прикладное сопровождение способствует развитию профессионально-важных психофизических качеств в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности будущих специалистов. Изучение современной профессионально-прикладной подготовки и внедрение в образовательный процесс новых знаний психофизического сопровождения жизнедеятельности позволяют расширить адаптационные и образовательные возможности студентов.

3. Развитие сети спортивных секций по интересам является важным направлением в реализации индивидуальных потребностей и способностей студенческой молодежи, серьезным стимулом для совершенствования валеологической направленности физической культуры [2].

Государство неоднократно указывало на важную роль физического воспитания, в том числе и в высших учебных заведениях, опираясь на фундамен­тальный принцип оздоровительной направленности: сохранение и улучшение здоровья, органи­зация здорового образа жизни, правильное формирование ор­ганизма, развитие физических качеств [3, с.307; 7].

Нормативная база, регулирующая спортивную деятельность в вузах, находится в активной фазе, поскольку постоянно происходят изменения и вносятся дополнения, что влечет за собой утрату актуальность принятых, относительно недавно нормативно-правовых актов [6; 8; 9].

Особое внимание уделяется физической культуре как уникальному предмету учеб­ного цикла, направленному на развитие у обучающихся двигательных, личностных и профессиональных качеств.

Педагогический процесс по дисциплине «Физическая культура» построен на современных теориях обучения, воспитания и развития лич­ности, при которых используются разнообразные методы и средства обу­чения для развития студентов с разным уровнем их двигательных и психи­ческих способностей [10].

Физическая культура является составной частью образовательного процесса, поэтому общественное значение физической культуры повышается с каждым годом.

В современных условиях одной их важнейших проблем человеческого общества является сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи.

Проблема здоровья студенческой молодежи является одной из про­блем сферы образования. И ее решение требует интегративного подхода, поскольку улучшение социально-психологической составляющей здоровья способствует совершенствованию самого человека. Особую актуальность, данная проблема приобретает в связи с неблагоприятной динамикой показателей здоровья молодежи, недостаточной двигательной активностью, несоответствием физических нагрузок индивидуальным резервным возможностям организма. Кроме того, не уменьшается количество студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе [2].

Мы руководствуемся некоторыми теоретическими положениями по проблемам физического воспитания молодежи, сформулированными в трудах В.И. Ляха, М.Е. Дуранова. М.Я. Виленского.

Система организации занятий по физическому воспитанию в вузе предполагает деление на учебные и внеучебные занятия. Внеучебные занятия проводятся как в режиме учебного заведения, так и вне учеб­ного заведения. В свою очередь учебные занятия предполагают деление на базовый компонент и вариативную часть.

Поскольку количество отпущенных учебной программой часов ограничено и недостаточно, основной акцент делается на самостоятельные занятия физической культурой и спортом.

При этом у студентов возникает потребность в новых физкультурных знаниях, основанных на доступном и научно-обоснованном материале. Поскольку содержание физкультурного знания можно условно разделить на фундаментальный и технологический блок, сегодня возникает необходимость в дополнительном образовании молодого человека, то есть обучения у студента формируются истинные ценности: активная жизнедеятельность, здоровый образ жизни, напрямую связанный с успешной профессиональной карьерой, личным ростом [4, с.44].

В этой связи, для нас является ценной, разрабатываемая Г.И. Мызаным, концепция непрерывного физкультурного образования специалистов различного профиля. Данная концепция позволит закрепить мотивацию к укреплению здоровья и физическому совершенствованию студенческой молодежи, расширит диапазон знаний в области физиологии и психологии человека, даст толчок для личной творческой инициативы. Содержание материала предусматривает возрастные и личностные особенности студентов, формируя представления о физическом, психическом и нравственном здоровье, умственной и физической работоспособности, безопасности жизнедеятельности, адаптационных возможностях [5].

Таким образом, разработка новых аспектов в непрерывном физкультурном образовании специалистов позволит расширить гуманитарные знания, обеспечить формирование общечеловеческих ценностей, активного отношения к своей жизнедеятельности.

Для того что бы определить в обществе роль и значения физической культуры необходимо иметь представление об общей культуре человечества «как общественной ценности, характеризующейся и оценивающей мир как жизненно необходимое состояние человека» [1, с. 23].

В связи с тем, что основу содержания культурного процесса составляет развитие интеллектуальных, физических способностей человека, его нравственных и эстетических качеств, в следствии чего физическая культура является одним из видов культуры.

Сегодня государство заинтересованно в воспитательной функции высшей школы, и отводит значительную роль в этом физической культуре, то есть переносу положительных качеств из сферы занятий физической культурой на жизненную позицию в целом.

Таким образом, в последние годы в России наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной значимости физической культуры и спорта, которая проявляется в том числе в повышении роли государства и поддержке ее развития. Законодательная база в области физической культуры и спорта, прогрессирует и имеет под собой довольно высокую правовую опору. Принятие нормативно-правовых актов сквозь призму высших учебных заведений и законов, которые являются непосредственной практикой в них, поскольку на сегодняшний момент именно вузы принимают на себя значительный объём программ по улучшению физического состояния молодого населения нашей страны и закладывает интереса к физической культуре и введению здорового и активного образа жизни.

 


Список литературы

1. Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме / Л.П. Буева // Философия образования. 2016. № 2. С.23.
2. Выдрин В.М. Физическая культура студентов вузов / В.М. Выдрин, Б.К. Зыков, А.В. Лотоненко. – Изд-во Ворон. Университета, 2020. 127с.
3. Крюковских А. И. Формирование и развитие государственной политики в сфере физической культуры и спорта / А. И. Крюковских // Молодой ученый. 2022. № 21 (416). С. 306-308.
4. Масленникова Е.И. Самовоспитание обучающихся самовоспитание обучающихся в образовательном процессе вуза в условиях физкультурно-спортивной деятельности / Е.И. Масленникова, Т.Е. Наливайко // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2024. №4(76). С. 43-47.
5. Мызан Г.И. Физкультурное образование: региональные проблемы: моногр. / Г. И. Мызан. - Хабаровск : Изд-во Хабар. гос. пед. ун-та, 1996. - 77 с.

Список источников
6. Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. №2403-р «Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Рос. газ. – 2014. – 8 декабря.
7. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. №18. Ст. 2151.
8. Постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 г. №540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» // Рос. газ. – 2014. – 16 июня.
9. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года. Утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 г. № 3081-р.м. - 39 с.
10. Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-ФЗ от 04.12.2007 г.

Расскажите о нас своим друзьям: