Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №01 (102) Январь 2025

УДК 378.147

Дата публикации 16.01.2025

О роли физической культуры и спорта в высших учебных заведениях

Ткач Ирина Михайловна
доцент, доцент кафедра физического воспитания, Комсомольский-на-Амуре государственный университет, РФ, Комсомольск-на-Амуре, tkach.irina.60@mail.ru
Матухно Елена Викторовна
кандидат пед. наук, доцент, кафедра гуманитарных и естественно-научных дисциплин, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ЗФ), РФ, Калининград, lena-matuhno@mail.ru

Аннотация: В данной статье проведен анализ роли и важности физической культуры в вузе, одним из направлений которой является профессионально-прикладная физическая подготовка. Авторами раскрываются разделы учебной дисциплины, которые направлены на правильное формирование организма, сохранение и улучшение здоровья, развитие физических и прикладных качеств специалиста, организацию здорового образа жизни студенческой молодежи. В результате решения проблемы было установлено, что профессионально-прикладная физическая культура в высших учебных заведениях является неотъемлемой частью в формировании профессиональной и духовной составляющей специалиста, способствуя гармоничному развитию личности.
Ключевые слова: студент, вуз, физическая культура, практика, теория, формы занятий, профессионально-прикладная физическая подготовка.

On the role of physical education and sports in higher education institutions

Tkach Irina Mikhailovna
Associate Professor, Associate Professor, Department of Physical Education, Komsomolsk-on-Amur State University, RF, Komsomolsk-on-Amur
Matukhno Elena Viktorovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Humanities and Natural Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, RF, Kaliningrad

Abstract: This article analyzes the role and importance of physical education in higher education institutions, one of the areas of which is professionally applied physical training. The authors reveal the sections of the academic discipline that are aimed at the proper formation of the body, the preservation and improvement of health, the development of physical and applied qualities of a specialist, and the organization of a healthy lifestyle for students. As a result of solving the problem, it was found that professionally applied physical education in higher educational institutions is an integral part in the formation of the professional and spiritual component of a specialist, contributing to the harmonious development of personality.
Keywords: student, university, physical education, practice, theory, forms of classes, professionally applied physical training.

Правильная ссылка на статью
Ткач И.М. Матухно Е.В. О роли физической культуры и спорта в высших учебных заведениях // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2025. № 01 (105). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/o-roli-fizicheskoj-kultury-i-sporta-v-vysshikh-uchebnykh-zavedeniyakh.html (Дата обращения: 30.12.2024)

В настоящее время необходимо, чтобы выпускники вузов не только имели высокий уровень профессиональных знаний, умений и навыков, но и стремились соответствовать образцовому облику будущего специалиста и физически, и психически. Необходимо помнить, что в процессе профессиональной деятельности именно плохое здоровье может ограничить возможность полноценной реализации творческого потенциала и сократить созидательное долголетие специалиста.

Растущая угроза стрессогенной ситуации требует незамедлительного поиска путей её преодоления. Решение этой проблемы мы видим в учебно-воспитательном процессе физической культуры, реализуемым в вузе.

Особенно для этого подходит одно из направлений физической культуры -профессионально-прикладная физическая подготовка, готовящая специалистов для любой производственной сферы деятельности.

Если целенаправленно развивать необходимые физические и психические качества специалиста, используя для этого средства профессионально-прикладной физической подготовки, то эффективность процесса значительно повышается. Достигнутый в процессе ППФП высокий уровень профессионально важных качеств позволяет во время работы длительное время поддерживать оптимальную работоспособность человека.

Многочисленные исследования о профессиональной подготовки студентов средствами физической культуры, выполненные учеными, заостряют внимание на следующих положениях:

  • лица, занимающиеся физической культурой и спортом, быстрее совершенствуют свои трудовые навыки, обладают большей работоспособностью, а организм быстрее приспосабливается к профессиональным условиям (В.Д. Гончаров, Ф. Б. Березин, Г. Д. Бабушкин и др.);
  • по мнению В.В. Бердышева, В.А. Черкасова, А.О. Егорычева и других, средства ППФП используются для повышения и поддержания работоспособности, улучшения здоровья учащихся, противодействия негативным факторам окружающей среды и формирования навыков самостоятельной учебы;
  • рассматривают возможность совершенствования в ходе ППФП психических и личностных качеств человека (В.П. Жидких, С.П. Евсеев, В.А. Коваленко и др.).

Обобщая вышеизложенные позиции, ППФП на наш взгляд, может внести существенный вклад в формирование личности будущего специалиста, способного адекватно действовать в многообразном профессиональном и социокультурном мире.

Однако анализ теоретических исследований и реальной практики свидетельствуют о недостаточности применения средств профессионально-прикладной подготовки в процессе физической культуры студентов учреждений системы высшего образования.

Работая профессионалами в любой сфере деятельности, сегодняшние студенты повседневно вынуждены будут решать вопросы учебно-воспитательной и массовой работы по физической культуре и спорту.

В ходе занятий по физической культуре у студентов повышается всесторонняя физическая подготовка, необходимый уровень которой определен нормативами IV ступени комплекса «Готов к труду и обороне».

Физическая культура проводится в вузе в виде обязательных занятий. Перед физической культурой как учебным предметом стоят не только физкультурно-оздоровительные задачи, но и профессионально-прикладные.

Учебные занятия являются основной, но не единственной формой физической культуры в вузе, по направлению профессионально-прикладная физическая подготовка.

Для успешного освоения проходимого материала студентам, помимо учебных занятий, необходимо ежедневно заниматься самостоятельно для того, чтобы успешно подготовиться к сдаче нормативов, предусмотренных учебной программой, а также нормативов комплекса ГТО.

Выполняя комплексы простых упражнений в домашних условиях, студенты развивают необходимые физические качества (силу, выносливость, ловкость, гибкость, скорость). На такие дополнительные занятия достаточно 20-30 минут в день, а польза от них очень большая. Домашние задания назначает преподаватель в зависимости от особенностей проходимого материала и уровня индивидуального развития двигательных качеств [1, с. 44].

Непрерывное самостоятельное обучение на протяжении всего года является критически важным элементом образовательного процесса. 

Ограниченный период организованных занятий по расписанию (не более семи месяцев) подчеркивает необходимость самодисциплины и регулярной работы вне аудитории. Длительные перерывы в академических занятиях, характерные для зимних и весенних сессий, каникул и практик, могут привести к утрате достигнутого уровня знаний и навыков [2, с.34]. 

Для студентов-спортсменов число часов, отводимых на физическое воспитание, увеличивается. Они, как правило, занимаются в течение всего учебного года по 3-5 раз в неделю. Для мастеров спорта занятия плани­руются круглогодично.

Физически ослабленные студенты, хронически больные или имеющие какие-либо физические недостатки занимаются по особой программе, в которой учитывается характер заболевания или других нарушений, и им подбираются соответствующие упражнения [3, с.65].

Кроме овладения конкретными двигательными умениями и навыками, студенты приобретают определенные программой знания по теории физического воспитания, методике и организации физического воспитания и спортивной тренировки. Важной стороной учебного процесса по физической культуре является подготовка студентов к выполнению функций общественных инструкторов и судей по спорту. Поэтому учебные занятия нельзя рассматривать лишь с точки зрения получения необходимой физической нагрузки - выполнения определенных упражнений. На занятиях студент изучает не только технику и тактику того или иного вида спорта - одновременно он учится тому, как надо обучать других. Для этого необходимо знать технику соответствующих двигательных навыков и методику обучения им, иметь представление о том, как обеспечить безопасность выполнения упражнений, уметь оказывать помощь при выполнении движения и осуществлять страховку.

Очень важно регулярное посещение занятий. На занятия необходимо присутствовать даже в том случае, когда по состоянию здоровья выполнение упражнений противопоказано. В этом случае студент проходит индивидуальную учебную практику - он помогает преподавателю проводить занятие: страхует, оказывает помощь другим студентам, измеряет результаты, записывает их, ведет протокол приема нормативов, готовит инвентарь и т. д.

Предмет «Физическая культура», направление профессионально-прикладной подготовки, состоит из двух разделов: теоретического и практического. В чистом виде теоретический раздел представлен лекциями, которые читаются студентам на I и II курсах. Однако неправильно было бы думать, что этим раздел теории физического воспитания ограничивается. Почти на каждом практическом занятии при проведении различных упражнений преподаватель попутно сообщает сту­дентам сведения по технике выполнения движений, особенностям развития специальных двигательных качеств, реакции организма занимающихся на физические нагрузки. Даже при выполнении относительно простых общеразвивающих упражнений студенты получают разнообразные и часто очень важные сведения теоретического характера [4].

Например, при развитии силы рук путем сгибания и разгибания их в упоре лежа, студентам объясняется, что приподнимание головы повышает тонус разгибателей рук (срабатывают шейно-тонические рефлексы Магнуса), тем самым облегчается выпрямление рук. При подтягивании на перекладине - здесь основную работу выполняют сгибатели рук - желательно голову держать опущенной, чтобы не включать данные рефлексы. Все это преподаватель объясняет в паузах между упражнениями [5].

Таким образом, на практических занятиях по профессионально-прикладной физической подготовки одновременно сообщаются сведения по теории и методике физического воспитания. Возможности в этом отношении велики. Ведь непосредственное выполнение физических упражнений занимает от 30 до 70% времени в зависимости от типа занятий. Остальное время квалифициро­ванные преподаватели используют для методико-теоретической подготовки студентов. При этом достигается высокий эффект благодаря связи теории с практикой.

Теоретический раздел вузовской программы по физической культуре излагается по темам.  Их знание совершенно обязательно, так как вопросы из этих тем входят в зачетные требования.

Все студенты участвуют в спортивно-массовой работе своего факультета, вуза, города: осенних и весенних кроссах, спортивных выступлениях на праздниках, физкультурных парадах, туристских походах, спортивных вечерах, днях ГТО и др. Спортивно-массовая работа в вузе осуществляется спортивным клубом совместно с кафедрой физического воспитания при широком привлечении студенческой общественности.

Таким образом, физическая культура играет важную роль в вузе, так как формирует осознанное отношение студентов к занятиям профессионально-прикладной и физкультурно-оздоровительной деятельности и вообще к соответствующему стилю жизни. Функциональная устойчивость к условиям труда, развитие прикладных двигательных навыков, а также оптимальное развитие и поддержание тех физических и психофизиологических качеств, которые наиболее востребованы в конкретной профессиональной деятельности, являются основным назначением профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Конечная цель которой является физическая и психофизиологическая готовность к успешной профессиональной деятельности.

В этой связи, увеличение учебных часов на изучение направления профессионально-прикладной подготовки, на наш взгляд, в настоящее время является особенно актуально.

 

 


Список литературы

1. Масленникова Е.И. Самовоспитание обучающихся самовоспитание обучающихся в образовательном процессе вуза в условиях физкультурно-спортивной деятельности / Е.И. Масленникова, Т.Е. Наливайко // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2024. №4(76). С. 43-47.
2. Ларченко Ю.Г. Организация самостоятельной работы студентов высших учебных заведений как необходимого этапа формирования компетенций будущих специалистов на рынке труда// Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2024. №4(76). С. 33-37.
3. Матухно Е.В. Педагогическая концепция становления физической культуры будущих инженеров: факторы, предпосылки и принципы /Е.В. Матухно, И.М. Ткач // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2023. №2(66). С. 63-67.
4. Хакунов Н.Х. Физическая культура в системе образования / Н.Х. Хакунов. – М.: Советский спорт, 1994. – 132с.

Список источников
5. Ямалетдинова Г. А. Педагогика физической культуры и спорта: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. 244с.

Расскажите о нас своим друзьям: