Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №01 (102) Январь 2025

УДК 372.854

Дата публикации 14.01.2025

Активизация познавательного интереса на уроках химии в 8 классе

Елсукова Анна Николаевна
магистрант Медицинского факультета ЕГУ им. И.А. Бунина, РФ, г. Елец, anya.elsukova@list.ru
Анчукова Софья Николаевна
студент Института цифровых технологий и математики ЕГУ им. И.А. Бунина, РФ, г. Елец, ancukovasofa@gmail.com
Научный руководитель Моргачева Наталья Викторовна
к. пед. н., доцент кафедры химико-биологических дисциплин и фармакологии ЕГУ им. И.А. Бунина, РФ, г. Елец, biokafe@yandex.ru

Аннотация: В данной статье упомянуты научные труды советских психологов и педагогов, занимающихся изучением исследований проблемы активизации познавательного интереса учащихся. А также рассматривается современные методики повышения заинтересованности учеников на уроках химии и подчеркивается их важность Сделан вывод о необходимости привития интереса к предмету уже на начальной стадии обучения химии. В статье отмечаются особенности подросткового возраста, тесно связанного с развитием познавательной активности. Авторы данной статьи упоминают методы эвристической беседы, метод проблемного изложения, игровые технологии (двигательные игры, разминка, дидактические, словесные, ролевые игры), мультимедийные технологии (виртуальные лаборатории и интерактивные виртуальные лабораторные и практические работы), сторителлинг, а также проектная деятельность. Кроме того, в статье приводятся примеры успешного применения проблемных заданий и проведение экспериментов на уроках химии в восьмом классе.
Ключевые слова: химия, школьное образование, познавательный интерес, проблемный урок, игровые технологии.

Activation of cognitive interest in chemistry lessons in the 8th grade

Еlsukova Anna Nikolaevna
мaster's student of the Faculty of Medicine Bunin Elets State University, Russian Federation, Yelets
Anchukova Sofya Nikolaevna
student of the Institute of Digital Technologies and Mathematics, Bunin Yelets State University, Russian Federation, Yelets
Scientific advisor Morgacheva Natalia Victorovna
Cand. Sci. (Pedagogical), associate professor Of the department of Chemical and Biological Disciplines and Pharmacology, Bunin Yelets State University, Russian Federation, Yelets

Abstract: This article mentions the scientific works of Soviet psychologists and educators who study the problem of activating the cognitive interest of students. Modern methods of increasing students' interest in chemistry lessons are also considered and their importance is emphasized. It is concluded that it is necessary to instill interest in the subject already at the initial stage of chemistry education. The article highlights the peculiarities of adolescence, which is closely related to the development of cognitive activity. The authors of this article mention methods of heuristic conversation, the method of problem presentation, game technologies (motor games, warm-up, didactic, verbal, role-playing games), multimedia technologies (virtual laboratories and interactive virtual laboratory and practical work), storytelling, as well as project activities. In addition, the article provides examples of successful problem assignments and experiments in eighth grade chemistry lessons.
Keywords: chemistry, school education, cognitive interest, problem lesson, game technology.

Правильная ссылка на статью
Елсукова А.Н., Анчукова С.Н. Активизация познавательного интереса на уроках химии в 8 классе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2025. № 01 (102). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/aktivizatsiya-poznavatelnogo-interesa-na-urokakh-khimii-v-8-klasse.html (Дата обращения: 14.01.2025)

 

Постановка и решение проблемы активизации познавательного интереса у учеников разрабатывались в советской педагогике еще в начале XX века. Ключевая роль, в которой принадлежит Н. К. Крупской. Она поставила перед новой школой задачу пробудить в учащихся активный интерес к явлениям и фактам окружающей действительности.

В дальнейшем педагоги авторских школ Н.Ф. Бунакова и профессора С.А. Рачинского также стремились развить в детях познавательный интерес и творчество, как показатели неформального и осознанного подхода к учебной деятельности. Уже позднее во второй половине ХХ века проблема формирования познавательной активности учащихся стала одной из главных проблем научной педагогики и прочно укрепилась в психолого-педагогических исследованиях учёных, таких как Т. И. Шамова, Л. П. Аристова, Г. И. Щукина и многие другие.

Позднее З. А. Абасов в работе «Познавательная активность школьников» выделяя критерии и показатели познавательной активности особое значение придавал сформированности познавательного интереса. Под ней З. А. Абасов понимал вопросы учащихся учителю, их характер и направленность, степень участия в обсуждаемых на уроках проблемах, полнота ответов, ход рассуждений, ссылка на различные источники, самостоятельность суждений, отношение к дополнительным заданиям (подготовка доклада, сообщения, написание реферата и т. д.) [1, с. 37].

В современной системе образования задачей учителя стало не только дать знания по своей дисциплине, но и повысить эффективность обучения. Для этого применяются различные методики, с помощью которых можно достигнуть результата.

Первоначально для повышения эффективности учителю необходимо усилить интерес школьников к предмету и развить любознательность. Вследствие чего формируется познавательная активность, что в свою очередь приводит к повышению эффективности обучения.

При изучении химии в 8 классе этому аспекту особенно необходимо уделить время. Так как приходит знакомство с новым учителем, появляется новый сложный предмет. Все это может негативно повлиять на учебный процесс, при условии, что педагог не будет использовать методики для повышения интереса к предмету.

При этом необходимо учитывать и возрастные особенности подростков. В 8 классе они склонны к экспериментированию, так как не все воспринимают на веру. Зачастую им интересней лично все перепроверить, удостоверившись в истине. Помимо этого, подростковый возраст характеризуется высокой познавательной активностью, что связано со стремлением продемонстрировать свои способности окружающим и получить высокую оценку и одобрение. Именно поэтому ученики подросткового возраста стремятся брать как можно более сложные задачи, так как более простые задачи не только их не привлекают, но и не позволяют им проявить свои нередко незаурядные способности. Им уже интереснее находить и объяснять полученные данные самим, поэтому одним из самых удачных методов являются проблемные задания [2, с. 160].

Они могут использоваться на любом виде урока, его этапе и теме. Проблемные задания помогают школьникам научиться мыслить, применять свои знания на практике, проанализировать пробелы в них. Если используется групповая работа или парная, то развивается не только мышление, но и умение работать в коллективе и коммуникабельность. При этом каждый ученик индивидуально решает небольшую задачу, затем на основании результатов индивидуальной работы этими двумя учащимися выполняется общая совместная работа; а потом по результатам совместной работы в паре – общая работа группы учащихся [3, с. 400].

Отметим что проблемные задания могут быть посвящены разным темам. Например, фактам, связанных с жизнью исторических личностей и событиями. При изучении темы «Простые вещества – неметаллы», можно создать проблемное задание с аллотропными формами олова, приведя в пример случай с Робертом Скоттом и его экспедицией.

Еще одним методом поиска ответов является эвристическая беседа, которая построена на том, что учитель задает логически правильные последовательные вопросы, а ученики дают ответы. Для проведения такого урока необходимо, чтобы у учащихся были уже минимальные знания по тематике данного урока для активного участия в нем.

Метод проблемного изложения напротив, подходит для учеников, которые владеют недостаточным количеством знаний, сталкиваются впервые с тем или иным явлением. Здесь поиск ответов осуществляет учитель. При этом он сам должен владеть материалом, историческими справками и раскрывать логику решения.

Видов проблемных уроков и заданий довольно много. Но стоит отметить, что есть и другие методики, которые также положительно влияют на активизацию познавательного интереса у учеников.

В любом школьном, и не только, возрасте одним из самых интересных и увлекательных остаются игровые технологии. В них развивается не только познавательный интерес, но и творческое мышление, коммуникация. Игры показывают, что процесс обучения может не только быть нацелен на получение знаний через какие-либо задания, но и приносить удовольствие участникам самого процесса.

Одним из самых простых примеров игр являются подвижные. Отметим, что для их проведения не требуется особой подготовки, и они не отнимают много времени от урока. Например, химическая эстафета на разные темы. При проведении эстафеты ученики делятся на команды и на скорость записывают какой-либо класс веществ или что-то другое на усмотрение учителя. При этом оценивается и общее количество и правильность сделанных записей.

Еще одним примером простых игр является разминка. Она отлично походит для закрепления и повторения материала. Примером может служить обобщение темы «Простые вещества». При проведении такой игры учитель перечисляет вещества, а ученики поднимают руки если относят упомянутое вещество к металлам. Соответственно, если вещество классифицировано учениками как неметалл, руки необходимо оставить лежащими на парте.

Ранее в статье нами были предложены игры, которые не требуют особой подготовки к ним. Но стоит отметить, что особый интерес вызывают те игры, к которым были приложены усилия в процессе их подготовке. Примером таких игр могут являться словесные игры. К ним относятся решение кроссвордов, ребусов, шарад, анаграмм, загадок. Их применение вызывает интерес и помогает включить в ход урока слабоуспевающих учеников. Деление на команды вызывает дух соперничества, который так же влияет на интерес к познавательной деятельности.

Также для повышения интереса к изучаемому предмету целесообразно внедрить такую творческую форму обучения как синквейн. Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которое может быть использовано на разных стадиях обучения. Например, благодаря ему, ученики могут резюмировать пройденный материал в несколько слов. Поэтому он является инструментом для анализа информации и выделения самой главной ее части [4, с. 20].

Каждая строка синквейна строится по определенным правилам: название синквейна в одно слово, два прилагательного, обозначающих отношение к описываемому предмету, три глагола, описывающие характерное действие предмета, четыре слова, описывающих личное отношение автора к предмету, одно слово, характеризующее суть предмета.

Одни из самых трудозатратных игр являются деловая и ролевая игры, которые решают целый комплекс задач: усвоение материала, закрепление, развитие творческих способностей, коммуникативных навыков, активизирует интерес и познавательную деятельность. Целесообразней применять данные знания на этапе обобщения материала, так как можно закрепить полученные знания и использовать их на практике в ходе игры.

Примеров одних из самых распространенных тем для игр являются суд над элементами и веществами, производство химических элементов и другие. Все это проходит не только на словах, но и подтверждается химическими опытами, что делает игру более интересной.

Кроме того, одним из средств развития интереса учеников в классе химии являются опыты, особенно если они красочные и яркие. При проведении опыта главной задачей является не просто удачно провести химическую реакцию, но и понять ее суть. Ученики должны понимать какая химическая реакция произошла, какие признаки ее прохождения можно выделить, какие продукты получились в результате этой реакции. Важно отметить, что на протяжении всего времени проведения опыта учитель контролирует действия учеников для предотвращения получения травм вследствие несоблюдения техники безопасности, с которой ученики были ознакомлены.

Использование информационных технологий также способствует повышению познавательного интереса на уроке химии. Различные симуляторы, мультимедийные презентации, игры помогают учителю продемонстрировать превращения веществ, показать опыты, которые невозможно показать в условиях школы. Особенно интересны в данном направлении виртуальные лаборатории, такие как: виртуальная лаборатория «Неорганическая химия», внедренная специалистами из «Московской электронной школы»; интерактивные виртуальные лабораторные и практические работы по химии от ФГБНУ «Институт содержания и методов обучения».

Еще одной интересной технологией является сторителлинг. При этом учителю необходимо рассказать историю, управляя эмоциями и вниманием слушателей. Для создания нужного эффекта необходимо уметь правильно расставлять нужные акценты, заострять внимание на важных деталях, чтобы история осталась в памяти на долгое время. В химии сторителлинг можно использовать при рассказе про химические элементы, вещества, исторических личностях [5, с. 363].

Немаловажно отметить, что проектная деятельность также может служить средством повышения заинтересованности учеников при изучении химии. Создание проекта позволяет ученикам показать свои умения в поиске информации, а также проявить другие навыки. При этом учителю важно правильно подобрать тему исследования. Она должна быть интересна как одну ученику при индивидуальном проекте, так и группе учащихся при организации групповой работы. После соблюдения этого условия полученные в результате подготовки проекта знания лучше закрепятся, а также дальнейший интерес учащихся к предмету возрастет.

Итак, нами были приведены примеры некоторых методик и технологий, которые можно использовать на уроках химии в 8 классе. Применение данных методов имеет большое влияние на развитие познавательной активности, репродуктивного мышления [6, с. 96]. В период введения нового предмета важно уделить особое внимание развитию любознательности, а также способствовать активизации познавательного интереса.

 

 


Список литературы

1. Смирнов В. Ю. История изучения познавательной активности в 60–80-е гг. XX в. // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 1 (25). С. 35-40.
2. Кантеева, А. Ю. Формирование познавательного интереса у обучающихся 8 класса на уроках химии / А. Ю. Кантеева, Е. А. Арюкова // Охрана природной среды, рациональное природопользование и эколого-биологическое образование : Сборник материалов международной научно-практической конференции, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, 25 октября 2023 года. – Елабуга: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2024. – С. 160-163.
3. Уварова, М. Л. Развитие познавательного интереса учащихся на уроках химии через индивидуальные и коллективные формы работы / М. Л. Уварова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 19 (123). – С. 399-401. – URL: https://moluch.ru/archive/123/33993/ (дата обращения: 02.01.2025).
4. Кореньков, В. А. Использование занимательного материала на уроках химии для развития познавательного интереса школьников / В. А. Кореньков // Методические вопросы и инновационные технологии в преподавании географии, туризма и естественно-научных дисциплин в вузе и школе : Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 17 мая 2024 года. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр "Научная книга", 2024. – С. 19-22.
5. Мишина, А. А. Активизация познавательного интереса на уроках химии при помощи химического эксперимента / А. А. Мишина // Проблемы и перспективы развития России: молодежный взгляд в будущее : сборник научных статей 6-й Всероссийской научной конференции: в 4-х томах, Курск, 17–18 октября 2024 года. – Курск: ЗАО «Университетская книга», 2024. – С. 362-365.
6. Моргачева, Н.В. Совершенствование учебно-познавательной деятельности студентов при изучении естественнонаучных дисциплин на основе применения методов визуализации / Н.В. Моргачева. – Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. – 2022. –№ 2 (93). – С. 95-98.

Расскажите о нас своим друзьям: