Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №09 (86) Сентябрь 2023

УДК 37.013

Дата публикации 30.09.2023

Роль философии в формировании мировоззрения студентов

Матющенко Виктория Сергеевна
Кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии, истории Отечества и иностранных языков ФГБОУ ВО Амурская ГМА, г. Благовещенск, v89246728625@yandex.ru.

Аннотация: В данной статье рассматривается роль философии в формировании мировоззрения студентов. Автор определяет, понятие мировоззрение, его изменчивость и факторы, его определяющие. Одним из факторов, влияющим на мировоззрение студентов является философия. Автор подчеркивает, что философия помогает развить навыки аналитического мышления, расширить кругозор и познакомиться с различными философскими течениями и идеями. Автор также отмечает, что философия способствует развитию толерантности, критического мышления и этического сознания у студентов. В заключении делается вывод, что философия предоставляет студентам инструменты и знания для осмысленной жизни.
Ключевые слова: мировоззрение, саморефлексия, рациональное мышление, толерантность, этические ценности, критическое мышление, философия.

The role of philosophy in shaping the worldview of students

Matyushchenko Victoriya Sergeevna
Candidate of Philosophy, Head of the Department of Philosophy, History of the Fatherland and Foreign Languages, Amur State Medical Academy, Blagoveshchensk

Abstract: This article examines the role of philosophy in shaping the worldview of students. The author defines the concept of worldview, its variability and the factors that determine it. One of the factors influencing the worldview of students is philosophy. The author emphasizes that philosophy helps to develop analytical thinking skills, broaden one's horizons and get acquainted with various philosophical movements and ideas. The author also notes that philosophy contributes to the development of tolerance, critical thinking and ethical consciousness in students. The conclusion concludes that philosophy provides students with the tools and knowledge to live a meaningful life.
Keywords: worldview, self-reflection, rational thinking, tolerance, ethical values, critical thinking, philosophy.

Правильная ссылка на статью
Матющенко В.С. Роль философии в формировании мировоззрения студентов // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 09 (86). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/rol-filosofii-v-formirovanii-mirovozzreniya-studentov.html (Дата обращения: 30.09.2023)

Мировоззрение – это совокупность убеждений, ценностей, представлений и взглядов, которые формируются у человека и определяют его восприятие мира, понимание реальности и места в ней. Мировоззрение включает в себя философские, этические, религиозные, социальные и культурные аспекты, которые помогают человеку ориентироваться в окружающей его действительности и принимать решения [2, с.68].

Мировоззрение представляет собой систему установок и представлений о мире, которые формируются под влиянием различных факторов, таких как культура, образование, религия, семья, социальная среда и личный опыт. Оно отражает понимание человеком основных вопросов о смысле жизни, целях и ценностях, морали и этике, свободе и ответственности.

Мировоззрение оказывает влияние на мышление, поведение и принятие решений человека. Оно помогает нам определить свои цели и приоритеты, понять свои место и роль в обществе, а также сформировать свою систему ценностей. Мировоззрение также способствует формированию нашей идентичности и определяет наше отношение к другим людям, культурам и миру в целом.

Важно отметить, что мировоззрение не является статичным или неизменным. Оно может развиваться и изменяться под влиянием процессов социализации. Особый этап становления мировоззрения – студенческие годы.  

Особенности мировоззрения студентов могут быть разнообразными и зависят от множества факторов, таких как социокультурный контекст, образование, личный опыт и т.д., можно выделить следующие.

1. Глобальное мышление. В условиях глобализации и усиления международных связей, студенты часто имеют широкий кругозор и интересуются событиями и проблемами в разных странах и регионах мира. Они осознают взаимосвязь и взаимозависимость международных процессов и придают им большое значение.

2. Толерантность и открытость. Студенты часто проявляют толерантное отношение к различным культурам, мнениям и убеждениям. Они готовы слушать и уважать точку зрения других людей, а также готовы к диалогу и обмену опытом.

3. Социальная ответственность. Многие студенты проявляют интерес к социальным проблемам и стремятся внести свой вклад в их решение. Они активно участвуют в волонтерских и благотворительных акциях,  интересуются вопросами экологии, прав человека и другими социальными темами.

4. Критическое мышление. Студенты обладают способностью анализировать информацию, критически оценивать и принимать обоснованные решения. Они стремятся развивать свои интеллектуальные способности и сомневаться в авторитете истины.

5. Интерес к новым технологиям и инновациям. Студенты активно используют современные технологии и интернет для получения информации, общения и саморазвития. Они стремятся быть в курсе последних научных и технических достижений и готовы применять их в своей деятельности.

Важно отметить, что мировоззрение студентов может быть разнообразным и индивидуальным, и не все студенты будут обладать всеми вышеперечисленными особенностями. Однако, эти особенности могут быть характерными для многих студентов в современном обществе.

Философия является одной из самых древних и важных наук, которая исследует основные принципы и ценности, лежащие в основе нашего существования. Ее роль в формировании мировоззрения студентов нельзя недооценивать.

Философия помогает молодым людям развивать критическое мышление, анализировать сложные проблемы и находить глубокий смысл в жизни. Философия помогает студентам осознать свое место в мире. Она помогает им задавать вопросы о смысле жизни, о целях и ценностях, которые они преследуют. Философские учения предлагают различные ответы на эти вопросы и помогают студентам определить свои собственные убеждения и ценности. Это позволяет им строить свою жизнь на основе глубокого понимания и саморефлексии.

Философия способствует развитию критического мышления у студентов. Она обучает их анализировать информацию, различать логические ошибки и противоречия, а также оценивать аргументы и доказательства. Философия помогает студентам развить навыки аналитического мышления, которые могут быть применены в различных сферах жизни, включая академическую среду и профессиональную карьеру [4, с.11].

Философия расширяет кругозор студентов. Она позволяет им познакомиться с различными философскими течениями и идеями, которые сформировались в разные эпохи и культуры [3, с.110]. Философия помогает студентам понять различные точки зрения на важные вопросы, такие как свобода, справедливость, этика и политика. Это помогает им развить толерантность и уважение к различным мнениям, а также способность видеть проблемы с разных сторон [1, с.123].

Кроме того, философия помогает студентам развить навыки рационального мышления и аргументации. Они учатся строить логические цепочки рассуждений, опровергать неправильные утверждения и защищать свои идеи. Это особенно важно в современном информационном обществе, где студенты сталкиваются с огромным количеством информации и мнений, и им необходимы навыки критического мышления, чтобы различать правду от лжи.

Наконец, философия помогает студентам осознать важность этических принципов и моральных ценностей. Она способствует развитию этического сознания и позволяет студентам задуматься о последствиях своих поступков. Философия помогает им осознать, что каждое действие имеет последствия и что они несут ответственность за свои решения. Это помогает студентам стать более этичными и ответственными гражданами [2, с.69].

В заключение сделаем вывод, гуманитарные науки в целом, и философия, в частности, играют важную роль в формировании мировоззрения студентов. Философия помогает им осознать свое место в мире, развить критическое мышление, расширить кругозор, развить навыки рационального мышления и аргументации, а также осознать важность этических принципов. Философия предоставляет студентам инструменты и знания, необходимые для осмысленной и глубокой жизни.


Список литературы

1. Леонов В.Е., Смирнова А.П. Роль гуманитарных наук в формировании толерантности у студентов вуза//Педагогические параллели - 2019. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 123-130.
2. Суворова О.С. Формирование мировоззрения студентов в процессе преподавания философии // Акмеология. 2005. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-mirovozzreniya-studentov-v-protsesse-prepodavaniya-filosofii (дата обращения: 21.09.2023).
3. Мудрагей Н.С. Против философии? Позвольте возразить! //Вопросы философии. - 2013. - №9. – С.106-117
4. Чумаков А.Н., Королёв А.Д., Дахин А.В. Философия в современном мире: диалог мировоззрений //Вопросы философии. - 2013 - № 1. - С. 3-17.

Расскажите о нас своим друзьям: