Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №05 (82) Май 2023

УДК 37

Дата публикации 24.05.2023

Результаты психолого-педагогического исследования адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению

Научный руководитель Шахмалова Ирина Жаповна
к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального обучения, Технический институт(ф) «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», РФ, г. Нерюнгри, Xirina80@mail.ru
Разваляева Виктория Андреевна
студент кафедры педагогики и методики начального обучения, Технический институт(ф) «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», РФ, г. Нерюнгри, vika.gora.98@mail.ru

Аннотация: Адаптация – это неотъемлемый период жизни человека проявляющийся, в приспособлении к возникающим изменениям в социуме. Адаптация детей к дошкольному образовательному учреждению является актуальной, даже несмотря на постоянную модернизацию программ и требований в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. От того насколько ребенок подготовлен к переходу в детское учреждение, зависит течение адаптационного периода, который может длиться в течение полугода, а также дальнейшее развитие ребенка раннего возраста. Нами было проведено исследование уровня адаптации детей 3-х лет к дошкольному образовательному учреждению. Исследование было проведено в три этапа: констатирующий – октябрь 2022г., формирующий этап –октябрь-май, контрольный этап – май 2023 г. Результаты диагностики показали, что средний уровень адаптации детей снизился на 19%, высокий уровень вырос на 63%, детей с низким уровнем адаптации на контрольном этапе не выявлено. Таким образом, внедрение в практическую деятельность программы «В детский сад без слез», способствовало снятию психологического напряжения, содействовало развитию навыков коммуникации, взаимодействия среди сверстников. подготовить ребенка к дошкольному образовательному учреждению.
Ключевые слова: ранний возраст, адаптационный период, диагностическое исследование.

The results of the psychological and pedagogical study of children's adaptation to a preschool educational institution

Scientific adviser Shakhmalova Irina Japovna
Technical Institute (branch) of the State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "North-Eastern Federal Institute of MK Ammosova "in Russia, Neryungri
Razvalyaeva Victoria Andreevna
student, Technical Institute (branch) of the State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "North-Eastern Federal Institute of MK Ammosova "in Russia, Neryungri

Abstract: Adaptation is an integral period of a person's life manifested in adaptation to emerging changes in society. The adaptation of children to a preschool educational institution is relevant, even despite the constant modernization of programs and requirements in the Federal State Educational Standard of Preschool Education. The course of the adaptation period, which can last for six months, as well as the further development of the young child, depends on how well the child is prepared for the transition to a children's institution. We conducted a study of the level of adaptation of 3-year-olds to a preschool educational institution. The study was conducted in three stages: ascertaining – October 2022, forming stage – October-May, control stage – May 2023. The diagnostic results showed that the average level of adaptation of children decreased by 19%, the high level increased by 63%, children with a low level of adaptation were not identified at the control stage. Thus, the introduction of the program "To kindergarten without tears" into practical activity, helped to relieve psychological stress, promoted the development of communication skills, interaction among peers. prepare a child for a preschool educational institution.
Keywords: early age, adaptation period, diagnostic examination.

Правильная ссылка на статью
Разваляева В. А., Шахмалова И. Ж. Результаты психолого-педагогического исследования адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 05 (82). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/rezultaty-psikhologo-pedagogicheskogo-issledovaniya-adaptatsii-detej-k-doshkolnomu-obrazovatelnomu-uchrezhdeniyu.html (Дата обращения: 24.05.2023)

Тема адаптации – наиболее важная из междисциплинарных проблем, которая в настоящее время глубоко исследуется на медико-биологическом общественно-хозяйственном уровне. В процессе человеческого развития понятие адаптации стало применятся в сфере психологической науки, где человека изучали методами бихевиоризма (необихевиоризм), психоанализа и психологии труда. По мнению авторов, в зарубежных и отечественных научных кругах адаптация стала предметом исследования разных дисциплин.

А. А. Майер, О. И. Давыдова «анализируют адаптацию как важную долю процесса социализации, считающего: вхождение ребенка в общественную практику, овладение социального навыка, общепринятых мер и ценностей, социальных форм поведения» [1, с. 128].

Г. В. Пантюхина, К. Л. Печора, Г. Г. Голубева определяют понятие «адаптация как процесс, в итоге которого происходит переделка ранее сформированных динамических стереотипов и, кроме иммунной и физической ломки, преодоление психологических препятствий» [2, с. 214].

Жан-Пьер Пиаже является одним из авторов исследования адаптации. В его работе «адаптация обеспечивает равновесие между воздействием окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды, адаптация в широком смысле – приспособление ее механизма или комплекса ко всей структуре человека, выделяют три степени адаптации:

  1. легкую (15-30 дней);
  2. среднюю (30-60 дней);
  3. тяжелую (от 2 до 6 месяцев)» [3, с. 232].

Исследование научной литературы подтверждает, что «адаптация детей – это процесс освоения ими новой социальной среды, овладение новыми формами поведения, направленными на построение новых отношений с окружающими и способствующее дальнейшему развитию в данной среде. Смысл адаптации заключается в обеспечении роста личности. Специалисты выделяют три этапа адаптации ребенка к новым социальным условиям, характеризуя их следующим образом» [4, с. 112].

Этапы исследования:

I. Констатирующий эксперимент – выявление исходного уровня адаптации детей третьего года жизни к ДОУ (10.10.2022 г).

II. Формирующий эксперимент – программа по адаптации «В детский сад без слез» (11.10.2022 г. - 05.05.2023 г).

III. Контрольный эксперимент – выявление итогового уровня адаптации детей раннего возраста и математическая обработка данных (06.05.2023 г).

На первом этапе отмечено возникновение конфликта, который связан с незнакомыми ребенку поведенческими требованиями нетипичной социальной среды и привычными стереотипами поведения.

Второй этап является подготовительным адаптационным периодом: дети, сталкиваясь с новыми жизненными условиями начинают адаптироваться к новым требованиям жизни, вырабатывая соответствующие формы поведения. В настоящее время значительно уменьшилось количество разногласий и противоречий в работе различных систем. Когда у ребенка начинается нормализация аппетита, он начинает постепенно нормализовать эмоциональное состояние и нормально спать.

При переходе на третий этап адаптации, психофизические показатели ребенка нормируются, что говорит об успешном окончании адаптации ребенка и успешном освоении новых социальных условий.

Нами было проведено экспериментальное исследование в МДОУ «Цветик-семицветик». В исследовании участвовали 16 детей ясельной группы в возрасте от 1,5 года до 3 лет исследование проводилось в октябре 2022 года.

Нами был использован следующий психодиагностический инструментарий:

  1. диагностика уровня адаптации детей к дошкольному учреждению (Р. Р. Калинина);
  2. анкета для родителей «Адаптация ребенка к условиям детского сада» (Е. О. Смирнова).

1. Диагностика уровня адаптации детей к дошкольному учреждению Р. Р. Калинина (первичное).

В ходе диагностического исследования уровня адаптации детей к условиям ДОУ, нами было выявлено, что 10 (62%) детей имеют неустойчивый эмоциональный фон, 6 (38%) отрицательный, ни у одного из детей не отмечено положительного эмоционального состояния. В игровой и познавательной деятельности исследование показало, что 5 (31%) детей – пассивны, 11 (69%) – активны при поддержке со стороны воспитателей, полностью самостоятельной активности не проявил ни один ребенок. В контакте со взрослыми уходят от взаимодействия 6 (37%) детей, инициативны 2 (12%) ребенка, принимают инициативу 8 (51%) детей. Во взаимоотношениях с другими детьми 7 (44%) детей пассивны, 7 (44%) детей вступают в контакт при поддержке, 2 (12%) ребенка активны. При изменении привычной обстановки, тревожность проявляется у 7 (44%) детей, не принимают изменений в привычных условиях 9 (56%) детей – реагируют плачем, на контакт не идут, принятия изменяющейся обстановки и условий у детей не выявлено. Из 16 поступивших малышей у 13 отсутствуют навыки речи.

Полученные нами диагностические данные позволяют прийти к следующим заключениям. Среди детей посещающих ДОУ в первую неделю не было выявлено высокого уровня адаптации к условиям ДОУ, а именно, не выявлены дети, у которых преобладало радостное, или устойчиво – спокойное эмоциональное состояние, активные контакты со взрослыми, детьми; у 9 (56%) детей уровень адаптации был оценен как средний, это говорит о том, что эмоциональное состояние данных детей нестабильно; низкий уровень адаптации определен у 7 (44%) детей, что говорит о преобладании агрессивно - разрушительной реакции, направленные на выход из ситуации.

2. Анкетирование родителей «Адаптация ребенка к условиям детского сада» Е. О. Смирнова (первичное).

По результатам проведенной диагностики родителей по выявлению степени адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ были получены следующие результаты: 6 (37%) родителей считают уровень адаптации своих детей, как низкий, 10 (63%) родителей оценили степень адаптации детей как среднюю, высокой степени адаптации по мнению родителей не выявлено. Родители отметили следующие негативные реакции детей: боязнь контактов с незнакомыми, онихофагия, сосание пальцев.

В результате диагностики родителей на оценку отношения к ДОУ в целом, нами было выявлено, что наиболее значимыми показателями работы детского сада на момент поступления в детский сад ребенка, являются хорошая организация режима и питания, а также высокий уровень материально технического обеспечения – более 65% родителей отметили данные критерии в анкете. Кроме того, 7 (44%) родителей полностью устраивает работа детского сада, 4 (25%) родителя работа ДОУ устраивает частично, 1 (6%) родитель не доволен работой детского сада, и 4 (25%) родителя на данный вопрос ответить отказались.

Таким образом, среди детей посещающих ДОУ в первую неделю не было выявлено высокого уровня адаптации к условиям ДОУ, а именно, не выявлены дети, у которых преобладало радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние, активные контакты со взрослыми и детьми; у 9 (56%) детей уровень адаптации – средний (эмоциональное состояние нестабильно); низкий уровень адаптации выявлен у 7 (44%) детей (преобладание агрессивно-разрушительной реакции).

На формирующем этапе была разработана и апробирована программа «В детский сад без слез».

Цель программы: создание условий, укрепляющих психологическое здоровье детей в период адаптации, создание комфортных социально-психологических и педагогических условий.

Задачи:

  1.  формирование адекватного поведения ребенка в период адаптации;
  2. поддержка психоэмоционального состояния ребенка в период адаптации;
  3. соблюдение единого подхода в воспитании ребенка в детском саду и дома;
  4. определение индивидуального плана коррекционной работы с ребенком.

Программа реализуется в три этапа:

1 этап – подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада (до 1 месяца: ноябрь).

Цель этапа заключается в определении степени адаптации детей в начале адаптационного периода в дошкольном образовательном учреждении. Диагностика уровня адаптации проводится методом наблюдения. Вопросом как правильно подготовить ребенка раннего возраста к ДОУ интересует большинство родителей. Если ребенка не подготовить к поступлению в ДОУ он будет испытывать ряд проблем таких как: переживания, нежелание вступать в контакт со взрослыми и др. Лучше всего если родитель заранее позаботится о проблеме адаптации, чтобы она прошла максимально мягко.

2 этап – приход мамы с ребенком в группу детского сада (со 2-го по 5-й месяц: декабрь – апрель).

Цель второго этапа направлена на налаживания контакта со сверстниками, развития навыков игры, психических процессов, мелкой и крупной моторики детей. С детьми раннего возраста нужно выполнять ряд занятий для обеспечения легкой степени адаптации.

3 этап – постепенное привыкание (6-й месяц: май).

Постепенная адаптация включает в себя два периода.

Первый период. Целью данного периода является развить в ребенке интерес к самостоятельной игровой деятельности. Для достижения данной цели педагог в игровом процессе побуждает ребенка проявить интерес к новым видам деятельности. Также данную цель необходимо достигать в период нахождения ребенка дома, в случае если ребенок увлечен игровым процессом.

Второй период. Через некоторое время ребенок начинает понимать, что новые условия, в которых он находится не вызываю дискомфорт, тревогу и опасность, а игровой процесс с педагогом и детьми становится для него привлекательным и интересным. Ребенок в этот период становится любознательным и может отходить от мамы на безопасное расстояние.

Программа включала в себя такие методы как игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия.

Приведем пример занятия с применением игротерапии в рамках программы «В детский сад без слез». Игротерапия используется в форме терапии отношений, где игра выступает как некая сфера, в которой устанавливаются отношения ребенка с окружающим миром. Педагог-психолог проводит игру «А куда подевалась черепаха?». Педагог-психолог отвлекает детей и прячет любимую игрушку детей (например, черепаха) таким образом, чтобы часть игрушки была на виду. Педагог-психолог задает вопрос детям: «А куда подевалась черепаха?», целью игры является поиск детьми спрятанной игрушки. После того, как дети найдут игрушку, педагог-психолог вновь отвлекает детей и прячет игрушку, так чтобы найти ее было сложнее для ребенка. В окончании игры педагог прячется вместе с игрушкой, громко произносит «Ку-ку». Затем в игре меняются роли, и педагог предлагает детям спрятать игрушку так, чтобы педагог не мог ее найти.

Например, на занятии «Волшебная тропинка» дети использовати технику «Марания». Она представляет собой спонтанный рисунок, абстрактное рисование, на занятии дети пачкали заранее подготовленный круг. В итоге получаются яркие, эмоциональные рисунки гуашью и акварелью, которые были выполнены кистью. Техника позволяет проявлять эмоции, открыто показывать переживания, исследовать их.

Песочная терапия – это игра для детей и простой способ рассказать о своих тревогах, страхах, переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. Для создания собственного мира в песочнице, ребенку предоставляется множество миниатюрных игрушек, изображающих различных животных, птиц, насекомых. Дети с большим удовольствием рисуют, строят, изображают в песочнице следы зверей, сюжеты рассказов о природе, и при этом сопровождают свои действия речью.

Результатом опытно-экспериментальной деятельности при работе с детьми 1,5–3 лет по исследованию уровня адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению явилась итоговая диагностика по тем же методикам, которые были использованы на констатирующей этапе. Итоговая диагностика была проведена в мае 2023 г.:

1. Диагностика уровня адаптации детей к дошкольному учреждению (Р. Р. Калинина).

Средний уровень адаптации снизился на 19%. Дети еще с трудом расстаются с родителями, немного плачут после разлуки, но при отвлечении забывают о расставании и включаются в игру, адекватно реагируют на замечания педагога, высокий вырос на 63%.

Детей с низким уровнем адаптации на контрольном этапе не выявлено, (рис. 1).

Рисунок 1. Диагностика уровня адаптации детей к дошкольному учреждению Р. Р. Калинина (октябрь 2022, май 2023 г.)

Анализ результатов диагностики уровня адаптации детей к дошкольному учреждению (Р. Р. Калинина) позволяет сделать вывод, что уровень адаптации детей к дошкольному учреждению улучшился (улучшилось эмоциональное состояние, активные контакты со взрослыми, детьми) благодаря использованию таких методов и приемов работы как: игротерапия, сказкотерапии, изотерапия, песочная терапия.

2. Анкета для родителей «Адаптация ребенка к условиям детского сада» (Е. О. Смирнова).

Средний уровень адаптации снизился на 31%, родители считают, что дети стали легче расставаться с родителями, меньше плачут после разлуки, спокойно реагируют на замечания педагога, а высокий увеличился на 68%.

Родителей детей с низким уровнем адаптации на контрольном этапе не выявлено, (рис. 2).

Рисунок 2. Анкета для родителей «Адаптация ребенка к условиям детского сада» Е. О. Смирнова (октябрь 2022, май 2023 г.)

Анализ результатов исследования анкеты для родителей «Адаптация ребенка к условиям детского сада» (Е. О. Смирнова) позволяет сделать вывод, что благодаря подобраным методам и приемам таким как: сказкотерапия, песочная терапия, арт-терапия, игротерапия свидетельствует о том, что уровень адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению значительно улучшился.

На третьем этапе была выявлена динамика развития адаптации детей от 1,5–3 лет. В результате исследования по методике уровня адаптации детей к дошкольному учреждению (Р. Р. Калинина) улучшилась на 19% эмоциональное состояние, двигательная активность, речь; по анкете для родителей «Адаптация ребенка к условиям детского сада» (Е. О. Смирнова) на 44% состояние здоровья, взаимоотношения со взрослыми, аппетит.

Таким образом, внедрение в практическую деятельность программы «В детский сад без слез» для детей раннего возраста способствовало снятию психологического напряжения, развитию навыков коммуникации и взаимодействия со сверстниками, подготовке их к дошкольному образовательному учреждению.

 


Список литературы

1. Майер А. А., Давыдова О. И. Адаптационные группы в ДОУ. – М. : Сфера, 2006. – 128 с.
2. Печора К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. –М. : Просвещение, 2006. – 214 с.
3. Заводчикова О. Г., Пиаже Ж. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи. – М. : Просвещение, 2007. – 232 с.
4. Данилина Т. А., Степина Н. М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей, пособие для практических работников ДОУ. – М. : Айрис-Пресс, 2004. – 112 с.

Расскажите о нас своим друзьям: