Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №05 (82) Май 2023

УДК 37.02

Дата публикации 24.05.2023

Приёмы повышения учебной мотивации на уроках окружающего мира

Андрусёва Ирина Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры специального (дефектологического) образования, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, г. Симферополь
Агафонова Карина Юрьевна
студентка, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, г. Симферополь

Аннотация: В данной статье рассматриваются приемы повышения учебной мотивации на уроках окружающего мира. Раскрываются такие приемы как использование ИКТ, включение учащихся в групповую работу, проведение соревнований, создание проблемной ситуации, использование видеофильмов и применение презентаций.
Ключевые слова: учебная мотивация, окружающий мир, групповая работа, младшие школьники, приёмы, ИКТ, соревнования.

Techniques for increasing the educational motivation in the lessons of the surrounding world

Andruseva Irina Vladimirovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Special (Defectological) Education, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Simferopol
Agafonova Karina Yurievna
student, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Simferopol

Abstract: This article discusses the methods of increasing educational motivation in the lessons of the surrounding world. Techniques such as the use of ICT, the inclusion of students in group work, the conducting competitions, the creation of a problem situation, the use of videos and the use of presentations are revealed.
Keywords: educational motivation, the world around us, group work, junior schoolchildren, techniques, ICT, competitions.

Правильная ссылка на статью
Андрусёва И.В., Агафонова К.Ю. Приёмы повышения учебной мотивации на уроках окружающего мира // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 05 (82). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/priyomy-povysheniya-uchebnoj-motivatsii-na-urokakh-okruzhayushhego-mira.html (Дата обращения: 24.05.2023)

Еще Ян Амос Каменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовольствия и душевной радости. По мнению психологов Марковой А.К., Матис Т.А., мотивация – это результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, направленных на активизацию его деятельности. Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели [1].

Для этого необходимо оживить урок с помощью разных педагогических приёмов:

1) Новизна учебного материала;

2) Связь знаний с судьбами людей;

3) Показ практического применения знаний;

4) Проблемные ситуации;

5) Обучение с компьютерной поддержкой;

6) Взаимообучение (в парах, микрогруппах);

7) Тестирование знаний;

8) Создание ситуации успеха;

9) Соревнование (с товарищами по классу, самим собой).

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят  информационно-коммуникационные технологии [2].

Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у обучающихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Групповая работа – наиболее полезна для развития социальных мотивов на уроках окружающего мира. В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим.

Соревнования в повышении мотивации весьма эффективны. Соревнование нужно использовать чрезвычайно осторожно и только между школьниками с равными возможностями. В большинстве случаев более полезны групповые соревнования, в которых группы комплектуются так, чтобы выровнять их возможностями других школьников [3].

Приемы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике:

- создание проблемной ситуации. Если внести в урок этот эффект, считайте, что вам уже удастся пробудить у учащихся желание решать те задачи, которые вы перед ними поставили.

- привлечение обучающихся к оценочной деятельности.

- необычная форма обучения: урок-конференция, урок-путешествие, ролевая игра, защита проектов.

- использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности обучающихся, и, прежде всего внимания, и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления учебного материала.

- применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.  Познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом [4].

Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке окружающего мира было интересно. Для этого нужно уделять внимание, каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку [5].

Анализ приемов формирования учебной мотивации на уроках окружающего мира позволил сформировать глубокий интерес к предмету, улучшить качество обучения, разнообразить обычный урок и укрепил желание детей овладевать новыми знаниями.

 


Список литературы

1. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителя. – М. Переиздание, 2017. – 233 с.
2. Верглес Г.И., Денисова А.А. Технологии обучения младших школьников. Учебное пособие. — Спб.: Питер, 2016. — 256 с.
3. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учебное пособие. — М.: Академия, 2017. — 288 с.
4. Гин А. А. «Приемы педагогической техники» Изд-во «Вита- Пресс» // Москва 2017г.
5. Педагогические технологии. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2016. — 113 с.

Расскажите о нас своим друзьям: