Теория, методика и организация социально-культурной деятельности | Мир педагогики и психологии №05 (82) Май 2023

УДК 371

Дата публикации 24.05.2023

Использование социальных проектов во внеурочной деятельности как условие формирования коллектива в начальной школе

Мустафаева Севиндж Алиевна
Старший преподаватель, Кафедра педагогики и методики начального образования Институт непрерывного педагогического образования ФГОБУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» (ХГУ им. Н.Ф. Катанова), Абакан, Республика Хакасия, Россия, E-mail: s.m90@inbox.ru
Жолобова Марина Викторовна
Студентка 5 курса, Кафедра педагогики и методики начального образования, Институт непрерывного педагогического образования ФГОБУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» (ХГУ им. Н.Ф. Катанова), Абакан, Республика Хакасия, Россия, E-mail: marina.jolobowa2016@yandex.ru

Аннотация: В статье обзорно освещены особенности коллектива как социального феномена, его признаки и средства формирования сплоченности. Описана роль социального проектирования в формировании коллектива младших школьников, рассмотрены виды социальных проектов для начальной школы, обозначен их воспитательный и группообразующий потенциал.
Ключевые слова: коллектив, младшие школьники, внеурочная деятельность, проектная деятельность, социальный проект.

The use of social design in extracurricular activities as a condition for the formation of a team in elementary school

Mustafayeva Sevinj Aliyeva
Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Institute of Continuing Pedagogical Education FGOBU HE "Khakass State University named after N.F. Katanov" (KHSU named after N.F. Katanov), Abakan, Republic of Khakassia, Russia
Zholobova Marina Viktorovna
5th year student, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Institute of Continuing Pedagogical Education FGOBU HE"Khakass State University named after N.F. Katanov" (KHSU named after N.F. Katanov), Abakan, Republic of Khakassia, Russia

Abstract: The article reviews the features of the collective as a social phenomenon, its signs and means of forming cohesion. The role of social design in the formation of a team of younger schoolchildren is described, the types of social projects for primary school are considered, their educational and group-forming potential is indicated.
Keywords: team, junior schoolchildren, extracurricular activities, project activities, social project.

Правильная ссылка на статью
Жолобова М.В, Мустафаева С.А. Использование социальных проектов во внеурочной деятельности как условие формирования коллектива в начальной школе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 05 (82). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/ispolzovanie-sotsialnykh-proektov-vo-vneurochnoj-deyatelnosti-kak-uslovie-formirovaniya-kollektiva-v-nachalnoj-shkole.html (Дата обращения: 24.05.2023)

В современной школе проблема взаимоотношений внутри классного коллектива является одной из самых значимых и важных. Сплоченность классного коллектива и дружеские отношения между одноклассниками положительно влияют на адаптацию младших школьников и их социализированность. Коллектив первоклассников представляет собой сообщество пока еще мало знакомых между собой учеников, соответственно, личные взаимоотношения между ними еще не налажены, дружеские группы не сформированы. Многие дети чувствуют себя некомфортно и бывают закрыты от одноклассников, другие, наоборот, перевозбуждены, трудно управляемы. Очевидна потребность выявления наиболее оптимальных психолого-педагогических условий для формирования классного коллектива в начальной школе, исходя из современных социальных реалий. В этой связи большое значение имеет работа учителя по формированию коллектива и его сплоченности, для чего ему необходимо владеть современными технологиями этой работы.

Изучение коллектива имеют давнюю традицию изучения и подробно описано в работах А.С. Макаренко, А.В. Петровского, А.В. Мудрика, В.А. Сухомлинского, Я.Л. Коломинского, Л.И. Уманского, А.Н. Лутошкина и др. В ученическом коллективе формируются нравственные убеждения, ценности, стимулы общественно-полезных дел, регулируется поведение школьников, и формируются их взаимоотношения [3].

При исследовании проблемы коллектива значимым вопросом является проблема его сформированности, которую Я.Л. Коломинский понимал как «идеологическое, нравственное, эмоциональное и волевое единство его членов» [4].

В настоящее время в ФГОС НО в качестве приоритетных задач начального образования отмечается успешная социализация обучающихся, легкая адаптация к меняющимся условиям, развитие их инициативности, активности, субъектности. Школьники должны уметь выстраивать свое поведение в разных ситуациях и решать конфликтные ситуации, работать в коллективе сверстников и быть его частью [5].

Взаимодействие младших школьников осуществляется в урочной и внеурочной деятельности, причем последняя обладает намного большими возможностями для реализации широкого спектра занятий и видов деятельности, которые ориентированы на развитие коллектива. 

Формы коллективной деятельности для формирования сплоченного коллектива в начальной школе: 1) общеинтеллектуальные, 2) спортивно-оздоровительные, 3) социальные, 4) духовно-нравственные, 5) общекультурные [7].

По мнению Л.И. Уманского, в развитии коллектива младших школьников важным является: нахождение интересных и нужных общих дел, формирование актива класса, создание условий для реализации себя в коллективе, формировании ответственности, появление традиций, общественного мнения как формы коллективного мнения [1].

Одной из современных педагогических технологий является проектная деятельность, в основе которой лежат познавательные навыки и умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление, активную жизненную позицию. Технология проектной деятельности известна давно, однако в последние годы она получила «второе рождение» и активно используется в работе образовательных учреждений.

Социальный проект – это проект, направленный на реализацию социально значимой идеи. Он представляет собой это дидактическое средство активизации познавательной деятельности и развития творческого мышления, креативности, а также личностных качеств обучающихся.

Задачами социального проектирования в начальной школе являются: 1) воспитание интереса к познанию мира, 2) развитие навыков самостоятельной работы и умения мыслить творчески, 3) воспитание положительных черт характера и навыков межличностного общения.

В разных школах и гимназиях в нашей стране разработано и проводится много социальных проектов и различных акций, которые широко представлены в литературе. Так, нами были изучены разработки социальных проектов в начальной школе С.А. Дергуновой, А.К. Ивановой, Т.А. Ковалевой, Н.М. Мельничук, Е.Л. Огородниковой, Н.А. Пантюхиной и др. На этом основании можно выделить такие социальные проекты для начальной школы, как «Моя  семья», «Моя малая Родина», «Путь к успеху», «Прощай, осень», «Спорт в моей жизни», «Любимые игры и игрушки», «О чем расскажет библиотека», «Мама – главный человек в моей жизни», «Помогите птицам», «Новогодняя игрушка для школьной елки», «Помощь зимующим птицам», «Посылка солдату», «Помощь ветерану», «Победа деда – моя Победа!», «Учимся играть в команде», «Праздник чая», «О дружбе и друзьях» и др.

Также можно выделить проекты, посвященные различным народным праздникам, малой Родине, помощи нуждающимся. Даже самый простой проект для учеников начальной школы является новой ступенью к познанию жизни. Работа над проектами позволяет учителю развить в детях умение исследовать, сопоставлять факты, развивать самостоятельное и творческое мышление, стимулировать работу в команде и развивать навыки общения.

Самым положительным моментом в социальном проектировании является тот факт, что учащиеся могут сами увидеть результаты своей деятельности. Каждый ребенок в проекте может определить для себя роль и характер своего участия в этом проекте, степень своей ответственности в коллективном деле. Совместная деятельность является для младших школьников работой, приносящей радость, она повышает их настроение, объединяет их в коллектив и сплачивает, что ведет к формированию гуманных черт, толерантности, способствует объединению коллектива на основе общей работы.


Список литературы

1. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. 160 с.
2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 “О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ”.
3. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. Дисс... канд. психол. наук. М.: Знание, 1978. 46 с.
4. Педагогика Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 576 с.
5. Коломинский Я.Л. Основы психологии: учебное пособие. М.: АСТ, 2010 351 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – URL: http://fgos.ru/ (дата обращения: 04.11.2022). -
7. Селюкова Е.А. Сплочение детского коллектива во внеурочной деятельности / Е.А. Селюкова, Т.В. Попова. // Наукоемкие исследования как основа инновационного развития. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2019. С. 180-185.
8. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М.: Просвещение, 2011. 111 с.
9. Камакина О. Ю. Особенности формирования классного коллектива в начальной школе // АНИ: педагогика и психология. 2021. №3 (36).
10. Алмазова И. Г. Педагогические условия формирования эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников в коллективной творческой деятельности : монография / И. Г. Алмазова. 2-е изд., стер. Москва: ФЛИНТА, 2019. 242 с.

Расскажите о нас своим друзьям: