Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №04 (81) Апрель 2023
УДК 370
Дата публикации 30.04.2023
Результаты экспериментального исследования социально-психологической готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению
Ибрагимова Алие Рустемовна
канд. пед. наук, доцент, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Шацыло Татьяна Леонидовна
студентка, кафедра специального (дефектологического) образования Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Аннотация: В статье представлено описание экспериментального исследования социально-психологической готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению.
Ключевые слова: экспериментальное исследование, социально-психологическая готовность, школьное обучение, задержка психического развития.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubova, Russian Federation, Simferopol
student, Department of Special (Defectological) Education Crimean Engineering Pedagogical University named after Fevzi Yakubova, Russian Federation, Simferopol
Abstract: The article describes an experimental study of the socio-psychological readiness of children with mental retardation for schooling.
Keywords: experimental research, socio-psychological readiness, schooling, mental retardation.
Ибрагимова А.Р., Шацыло Т.Л. Результаты экспериментального исследования социально-психологической готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 04 (81). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/rezultaty-eksperimentalnogo-issledovaniya-sotsialno-psikhologicheskoj-gotovnosti-detej-s-zaderzhkoj-psikhicheskogo-razvitiya-k-shkolnomu-obucheniyu.html (Дата обращения: 30.04.2023)
Готовность к обучению в школе детей с задержкой психического развития представляет собой актуальную проблему, как для психологии, так и для специальной психологии. Дети с задержкой психического развития имеют особенности в когнитивном и психомоторном развитии, что требует более глубокого и индивидуального подхода к процессу обучения, по сравнению с обычными детьми [2; 4; 5].
Актуальность изучения социально-психологической готовности дошкольников с задержкой психического развития к школе связана с необходимостью разработки специализированных программ и методик обучения для таких детей. Дошкольники с задержкой психического развития имеют особенности в развитии социально-психологических навыков, что может негативно сказаться на их готовности к школе и дальнейшему образованию.
Изучение социально-психологической готовности дошкольников с задержкой психического развития к школе может помочь выявить отдельные проблемы и трудности, с которыми эти дети могут столкнуться в процессе обучения. Например, они могут иметь трудности с установлением социальных контактов, неблагоприятные условия семьи или низкий уровень психологической готовности к школьному образованию [1].
Дети с задержкой психического развития могут иметь особенности в психологической готовности к школе, которые отличаются от детей с нормотипичным развитием. Рассмотрим некоторые из них:
– Задержка развития речи. Многие дети с задержкой психического развития имеют проблемы с развитием речи. Они могут не уметь читать, писать, а также иметь трудности с пониманием и использованием слов. Это может привести к сложностям в понимании и выполнении заданий в школе, а также в общении со сверстниками и учителями.
– Ограниченные когнитивные способности. Дети с задержкой психического развития могут иметь ограниченные когнитивные способности, что может затруднять их понимание учебного материала и выполнение заданий в школе.
– Сниженная мотивация к учению. Из-за трудностей, которые они испытывают в учебе, дети с задержкой психического развития могут иметь сниженную мотивацию к учению и проявлять отрицательное отношение к школе.
– Отсутствие социальных навыков. Одна из специфик психологической готовности таких детей к школе – отсутствие социальных навыков. Это может приводить к затруднениям в установлении контактов со сверстниками и учителями, а также в адаптации к школьной жизни.
– Низкая самооценка. У детей с задержкой психического развития может быть сниженная самооценка, вызванная трудностями в учебе и отношениях со сверстниками. Это может повлиять на их уверенность в своих силах и способностях, что затруднит процесс обучения в школе [1].
Исследование было реализовано на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №53 «Русалочка» города Симферополь с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 6-7 лет, в общем количестве 20 человек. Для дальней оценки эффективности проведенной коррекционной работы по формированию социально-психологической готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению дети были разделены на 2 группы: экспериментальная группа – 10 детей; контрольная группа – 10 детей.
Перед проведением диагностики направленной на исследование уровня развития социально-психологической готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению были определены критерии и показатели исследования. Так для составления диагностической программы мы ввели три группы критериев:
– Социально-коммуникативное межличностное взаимодействие (умение дошкольников договариваться друг с другом; умение достигать общих результатов; наличие сформированных коммуникативных навыков).
– Мотивы учения и внутренняя позиция будущего школьника (наличие следующих видов мотивов учения: внешний; учебный; игровой; позиционный; социальный; мотив получения отметки; сформированность внутренней позиции будущего школьника).
– Психологическая готовность к школьному обучению (наличие предпосылок учебных умений, обеспечивающих в дальнейшем успешное обучение в школе) [3].
Далее на основании выделенных критериев и показателей был подобран диагностический инструментарий для диагностики уровня развития социально-психологической готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению.
Следует подчеркнуть, что за основу диагностики были взяты методики, которые так же используются для исследования социально-психологической готовности детей с нормотипичным развитием. Однако все они были адаптированы под детей с задержкой психического развития. Адаптированный инструментарий учитывал возраст, уровень развития и психологические особенности детей с задержкой психического развития.
Диагностический инструментарий составили следующие методики:
1. Методика «Рукавички» (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева)
Цель: определение уровня умения дошкольников договариваться друг с другом, достигать общих результатов и изучать коммуникативные навыки детей.
Ход работы: проводится в виде игры. Для проведения из бумаги вырезают рукавички с различными незаквашенными узорами. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Уровни оценивания:
Высокий уровень (от 13 до 15 баллов).
Средний уровень (от 8 до 13 баллов).
Низкий уровень (от 5 до 7 баллов):
2. «Методика определения мотивов учения» (М.Р. Гинзбург)
Цель: определение сформированности мотивов учения и внутренней позиции будущего школьника.
В ходе исследования: выявляются доминирующие мотивы детей старшего дошкольного возраста: внешний мотив; учебный мотив; игровой мотив; позиционный мотив; социальный мотив; мотив получения отметки.
После прочтения экспериментатор задаёт ребёнку вопросы.
– Хорошо ли ведет себя мальчик (девочка)? Почему?
– С кем из них ты хотел бы вместе учиться в школе? Почему?
– С кем из них ты хотел бы подружиться? Почему?
Ребёнок осуществляет последовательно три выбора, соответствующих вопросам.
Уровни оценивания:
Высокий уровень (выше 7 баллов).
Средний уровень (4-6 баллов).
Низкий уровень (1-3 балла).
3. Тест Керна-Йирасека (авторская адаптация).
Цель: определение уровня готовности ребенка к школьному обучению.
Тест выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, слушать, запоминать и понимать, выполнять задания по образцу.
В ходе диагностики по данному тесту нами было использовано 3 задания:
а) тест «Рисунок человека»;
б) копирование написанных фраз;
в) срисовывание точек.
Оценка результатов.
Высокий уровень (13-15 баллов)/
Средний уровень (7-12 баллов).
Низкий уровень (2-5 баллов).
Далее для качественной оценки социально-психологической готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению были выделены три уровня: высокий уровень; средний уровень; низкий уровень.
Высокий уровень (от 32 баллов).
Средний уровень (16-31 баллов).
Низкий уровень (1-15 баллов).
Обобщив результаты, полученные на констатирующем этапе педагогического эксперимента по трем диагностическим методикам, были выявлены уровни развития социально-психологической готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению. Результаты по проведенным диагностическим методикам полученные в экспериментальной группе детей представлены в таблице 1
Таблица 1 – Результаты диагностики уровня развития социально-психологической готовности детей с задержкой психического развития экспериментальной группы к школьному обучению, в % (констатирующий эксперимент)
Уровень | Методика «Рукавички» (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева) | «Методика определения мотивов учения» (М.Р. Гинзбург) | Тест Керна-Йирасека (авторская адаптация) | Среднее значение | ||||
Дошк. | % | Дошк. | % | Дошк. | % | Дошк. | % | |
Высокий | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Средний | 4 | 40 | 5 | 50 | 3 | 30 | 4 | 40 |
Низкий | 6 | 60 | 5 | 50 | 7 | 70 | 6 | 60 |
Итак, на констатирующем этапе педагогического эксперимента результаты детей экспериментальной группы распределились следующим образом:
– высокий уровень готовности к обучению не был выявлен ни у одного дошкольника;
– среднему уровню соответствовали результаты 40% старших дошкольников с задержкой психического развития;
– низкий уровень был диагностирован у большинства дошкольников, то есть у 60% детей подверженных диагностике.
У большинства детей экспериментальной группы запас представлений об окружающем недостаточный, они при ответе на вопросы школьной тематики допускали ошибки, давали неправильные ответы при решении несложных задач или отказывались от ответа и вовсе. Дошкольники характеризовались низким уровнем учебной (познавательной) мотивации. У них преобладал внешний и игровой мотивы учения, а учебный мотив вовсе отсутствовал. То есть у этих детей отсутствовал интерес к школе, внутренняя позиция будущего школьника у детей не сформирована.
Результаты по проведенным диагностическим методикам по лученные в контрольной группе детей представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты диагностики уровня развития социально-психологической готовности детей с задержкой психического развития контрольной группы к школьному обучению, в % (констатирующий эксперимент)
Уровень | Методика «Рукавички» (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева) | «Методика определения мотивов учения» (М.Р. Гинзбург) | Тест Керна-Йирасека (авторская адаптация) | Среднее значение | ||||
Дошк. | % | Дошк. | % | Дошк. | % | Дошк. | % | |
Высокий | 1 | 10 | 1 | 10 | 1 | 10 | 1 | 10 |
Средний | 4 | 40 | 3 | 30 | 5 | 50 | 4 | 40 |
Низкий | 5 | 50 | 6 | 60 | 4 | 40 | 5 | 50 |
Итак, на констатирующем этапе педагогического эксперимента результаты детей контрольной группы распределились следующим образом:
– высокий уровень готовности к обучению был выявлен у одного дошкольника – 10%;
– среднему уровню соответствовали результаты 40% старших дошкольников с задержкой психического развития, то есть 4 ребенка;
– низкий уровень был диагностирован у половины дошкольников из выборки, то есть у 50% детей подверженных диагностике.
В контрольной группе детей результаты были несколько выше в сравнении с детьми экспериментальной группы.
Полученные результаты на констатирующем этапе эксперимента предопределили проведение экспериментальной работы, направленной на развитие социально-психологической готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития экспериментальной группы в условиях ДОУ.
Результаты экспериментального исследования социально-психологической готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению могут иметь значимые практические перспективы в следующих направлениях:
– Разработка индивидуальных программ обучения. Полученные результаты могут помочь в разработке индивидуальных методик и программ обучения для детей с задержкой психического развития. Это обеспечит более эффективное и индивидуальное обучение, учитывающее специфические особенности каждого ребенка.
– Совершенствование практики специального образования. Исследование может содействовать совершенствованию практики специального образования и квалификации педагогов для работы с детьми с задержкой психического развития.
–Профилактика проблем социальной адаптации детей с задержкой психического развития. Полученные результаты помогут улучшить понимание степени социальной адаптации детей с задержкой психического развития и разработать программы и методики, направленные на ее улучшение.
– Оценка эффективности проводимой работы. Исследование может служить инструментом для оценки эффективности проводимой работы и сравнения результатов с другими методиками и программами.
Список литературы
1. Гайфуллина, Л.К. Организационно-методические условия обучения детей с задержкой психического развития на этапе основного общего образования / Л.К. Гайфуллина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – №1. – С. 8-13.
2. Пядышева, Т.Г. Формирование интеллектуально-эмоциональной готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению в условиях дошкольной образовательной среды / Т.Г. Пядышева // Социально-экономические явления и процессы. 2011. – №1-2. – C. 403–407.
3. Савина, Л.Б. Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения / Л.Б. Савина, Р.П. Руднева, С.Ф. Шевченко // Актуальные задачи педагогики. – Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. – С. 57–59.
4. Таушканова, Е.С. Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольной образовательной организации / Е.С. Таушканова // Концепт. 2015. №S1. – C. 1–5.
5. Федосимов, Г.М. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе / Г.М. Федосимов, Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенок. – М.: Ореон, 2014. – 246 с.