Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №04 (81) Апрель 2023

УДК 37

Дата публикации 30.04.2023

Особенности формирования творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования

Вдовина Елизавета Александровна
студентка Нижнетагильский государственный социально – педагогический институт (ф) РГППУ, РФ, г. Нижний Тагил, ellizabetvdovina1719@gmail.com
Петрова Светлана Сергеевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования, svet.kapetrova2004@gmail.com

Аннотация: Современное общество нуждается в активных личностях, способных быстро реагировать на изменения и находить качественные решения проблемных ситуаций. Исходя из этого работа посвящена актуальной проблеме: развитие творческих способностей и творческого мышления младших дошкольников. В статье рассмотрена актуальность преемственности в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного, представлен ведущий принцип творческого развития через услуги дополнительной образовательной организации. Рассмотрены его два аспекта – музыкальное и художественное развитие – на занятиях в детском саду. Развитие творческих способностей младших дошкольников – важный аспект педагогической деятельности и важная составляющая гармоничного развития детей этого возраста.
Ключевые слова: творческие способности, воображение, творчество, педагог дополнительного образования, детский коллектив.

Features of the formation of creative abilities in children of primary preschool age in conditions of additional education

Vdovina Elizaveta Alexandrovna
student Nizhny Tagil State Social and Pedagogical Institute (f) RSPPU Russian Federation, Nizhny Tagil
Petrova Svetlana Sergeevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology preschool and primary education

Abstract: Modern society needs active individuals who are able to quickly respond to changes and find high-quality solutions to problem situations. Based on this, the work is devoted to an actual problem: the development of creative abilities and creative thinking of younger preschoolers. The article considers the relevance of continuity in the artistic and aesthetic development of preschool children, presents the leading principle of creative development through the services of an additional educational organization. Its two aspects are considered - musical and artistic development - in the classroom in kindergarten. The development of the creative abilities of younger students is an important aspect of pedagogical activity and an important component of the harmonious development of children of this age.
Keywords: creative skills, creativity, imagination, creativity, additional education teacher, children's team.

Правильная ссылка на статью
Вдовина Е.А., Петрова С.С. Особенности формирования творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 04 (81). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-formirovaniya-tvorcheskikh-sposobnostej-u-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyakh-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html (Дата обращения: 30.04.2023)

В связи с изменениями в современном мире изменяются и психолого-педагогические задачи нового образования: в наше время необходимы люди, умеющие принимать довольно нестандартные решения, а также творчески мыслить. Для достижения такового результата подготовка креативных мыслителей должна начинаться с дошкольного возраста, определять способности детей к каждому виду деятельности, выявлять их способности и помогать им в правильном направлении. Кроме того, дошкольный возраст с характерными для него спецификами в психической сфере выступает как чувствительный период в развитии творчества. Людям зачастую требуется проделывать немало творческой работы, чтобы вписаться в общество. Развитие творческих возможностей детей считается одним из важнейших вопросов современной педагогики. На сегодняшний день потребность в развитии творческой личности является актуальной. Проблема изучения творческих возможностей младших дошкольников всегда интересовала ученых психологов и педагогов. В наше время проблема не потеряла свою значимость.

Современный мир требует от людей не только знаний и умений, но и креативности и творческого мышления. Именно поэтому развитие творческих способностей является одной из главных задач современной педагогики. И начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Дошкольный возраст – это время, когда дети находятся в периоде интенсивного развития, и готовы воспринимать новые знания и умения. Поэтому именно в этот период необходимо активно развивать творческие способности детей. Одним из ключевых моментов развития творческих способностей является выявление способностей каждого ребенка. Каждый ребенок уникален и имеет свои таланты и способности. Педагоги должны помочь детям раскрыть свой потенциал и развить свои творческие способности. Для этого необходимо использовать различные методы и технологии обучения. Например, можно проводить творческие мастер-классы, где дети могут экспериментировать с различными материалами и создавать свои произведения искусства. Также можно использовать игры, которые помогают развивать творческое мышление и фантазию. Однако необходимо помнить, что развитие творческих способностей должно происходить в рамках общей системы обучения. Творческое мышление не должно быть оторвано от других аспектов обучения, таких как математика, чтение и письмо. Все эти навыки взаимосвязаны и влияют друг на друга. Важно также помнить, что развитие творческих способностей не означает, что дети должны забывать о правилах и нормах. Творчество должно быть ориентировано на решение задач и достижение целей [5].

Рассмотрев термин «творческие способности» можно сделать вывод, что он является одним из самых непростых понятий в педагогической и психологической литературе. В психолого-педагогической литературе считают, что творческие способности являются качеством личности (А.Г. Асмолов [2]), основной жизненной необходимостью (Б.Г. Ананьев [1]), доминирующим отношением (В.Г. Мясищев [10]), стремлением (К.К. Платонов [11]), динамической тенденцией, обусловленной мотивами человеческой деятельности (С.Л. Рубинштейн [12]).

Обратимся к последующим определениям творческих способностей. Леонтьев считает, что творческие способности - это результат изучения человеком знаний, умений и навыков, важных для того либо другого вида творчества (художественного, музыкального, технического и т. В свою очередность Е. Торренс подчеркивает, что творческие данные - это высший мыслительный процесс, связанный с инсайтом - яркой догадкой, объединяющей в себе новые ассоциации с решаемой задачей [3].

Креативные способности присутствуют у каждого человека, они появляются и развиваются в процессе деятельности. Они появляются уже с раннего возраста, а далее только развиваются. Самый деятельный промежуток времени – с 2 по 7 лет. Именно в это время закладывается основа личности, и она уже проявляет себя в виде творческих способностей у ребёнка. Дополнительное образование оказывает существенное влияние на развитие творческой активности ребенка. Он способствует установлению у обучающихся мотивации к творчеству, познанию, формированию навыков и умений, участию учащихся в социально полезном труде. Однако проблема дополнительного образования относительно нова для педагогической науки, и изучения в данной области стремительно развиваются.

Концепция дополнительного образования детей призвана развивать мотивацию подрастающего поколения к обучению, творчеству, труду и спорту. В современном обществе есть множество дополнительных образовательных учреждений для детей различного возраста.

А.А. Мелик-Пашаев писал «Ребенок – субъект творчества, маленький художник. Никто, кроме него, не знает верного решения стоящей перед ним творческой задачи. И первое дело педагога постараться, чтобы перед ребенком всегда стояла творческая задача.» Именно эту задачу в развитии творческих способностей и должен реализовать педагог дополнительного образования сквозь всевозможные области развития. Услугами дополнительного образования пользуется большинство детей в возрасте от 5 до 18 лет [7].

Дополнительное образование не только вовлекает ребят в некоторые варианты деятельности, но и вырабатывает ответственность и лидерские качества, которые помогут мотивировать ребенка для грядущие достижения. Так по форме образовательные учреждения могут быть:

  • Государственные – это могут быть дошкольные группы, креативные коллективы в творческих центрах, иные секции и объединения.
  • Негосударственные – это могут быть частные школы дополнительного образования. Организовываются физическими, коммерческими, религиозными, социальными лицами или другими субъектами.
  • Федеральные – это учреждения, представляющие собой немалые многопрофильные центры дополнительного образования.
  • Муниципальные – это организации дополнительно образования, которые формируются за счет городской власти.

В наше время существует 6 основных направлений дополнительного образования:

1. Естественно-научное

Подготовка детей базируется на глубоком погружении в изучение естественных наук, таких как химия, физика и астрономия.

2. Спортивное

Дети развивают свои физические способности, упражняют силу духа и воспитывают выносливость.

3. Художественное

Дети развивают свои креативные способности, развивая энтузиазм ко всем вариантам искусства. Преподаватели помогают раскрыть их творческий потенциал, улучшая навыки и способности ребенка путем проб и ошибок.

4. Социальное

Этот вид ориентирован на занятие с детьми, которым необходимо дополнительное внимание либо же одарённым детям. Такое воспитание просит от преподавателя специальный подход к детям.

5. Техническое

Такое обучение подходит для детей готовых с детства работать со сложными задачами.

6. Краеведческое

Обучение детей направлено на изучение истории родного края.

Давайте рассмотрим некоторые из предлагаемых мероприятий, которые предлагают учреждениям дополнительные возможности обучения. Дополнительное образование может проходить по самым многообразным направлениям, одним из которых является музыкальное творчество. Всевозможные музыкальные студии и кружки представлены одной из ключевых основ музыкального искусства. Данные заведения устанавливают перед собой установку сделать музыкальное образование доступным не только для одарённых детей, которые компетентны в музыке, но и для всех тех, у кого имеется особое желание обучаться музыке. По мнению ученых, все дети должны получать музыкальное образование, ведь каждый из них может стать знатоком музыки [8].

На музыкальных занятиях педагог акцентирует на общение, т. «сотрудничество» педагога и детей, которое ориентировано на раскрытие музыкальной предрасположенности, которые были заложены. Дети выполняют творческие задания, которые помогают выявить потенциал каждого ребёнка. Благодаря этому формируются творческие способности, раскрываются специальная взаимосвязь искусства с окружающим миром, через которую дети осваивают определенные понятия[13].

Театр является одним из вариантов дополнительного образования. Ребенок может увидеть, как сочетаются драма и поэзия, живопись и музыка, танец и песня. Благодаря подобным психологическим особенностям в усвоении материала дополнительное образование впервые осуществляется через игровую деятельность. Дети осваивают роль и бессознательно анализируют поведение своих персонажей на занятиях кружков и театральных репетициях. Педагоги не редко обсуждают с детьми поступки героев, развивая у них красноречие и логику, а также способность выражать свои мысли.

С помощью театрализованных представлений дети создают совершенную картину окружающего мира, помогают освободить энергию маленького художника и помогают лучше осмыслить мир.

Всякий ребенок имеет свои персональные особенности, и развитие креативных способностей происходит у каждого из них по-разному. Педагог должен создавать свои занятия таковым образом, чтобы у детей имелась возможность показать свои умения и ощутить радость от своего труда и своих способностей.

Каждый ребенок, даже с ограниченными возможностями, нуждается в персональном подходе, чтобы достигнуть успеха. Умение педагога верно организовать занятие и научить детей самостоятельно заниматься на занятии весьма важно для привития желания обучаться даже у очень слабых детей. Также важно организовать среду, способствующую вырабатыванию навыков у эстетично талантливых учащихся.

Со временем ребята смогут свободно подбирать материал, необходимый им для реализации художественного замысла. Педагогу стоит не забывать о том, что нужно сохранить эффект новизны. Для этого необходимо в ходе учебных занятий использовать несколько видов деятельности, так как именно смена данных видов предоставляет возможность постоянно работать над овладением изобразительными техниками и материалами и предотвратить потерю заинтересованности к художественному искусству.

Весьма важным элементом кружковой работы представляется воспитание, сориентированное на создание дружного детского коллектива. Для этого педагоги дополнительного образования организуют и организуют совместно с детьми праздники, организуют поездки на всевозможные выставки и в Музей прикладного искусства.

Важным этапом в жизни ребёнка представляется становление его личности, следовательно, необходимо серьезно относиться к творчеству детей. Творчество - это сказочная и волшебная страна, в которой дети начинают принимать мир, испытывать и видеть.

Песни исполняются в детском саду и классах дополнительного образования. Это эмоциональные состояния, передающие «голоса природы»: это может быть сердитая ворона либо простая кошка, трусливая утка или весело напевающий ветер. Эти творческие состояния изменяются множество раз. Пропевая подобные распевки, педагог вырабатывает такое слуховое воображение, которое роднит ребенка с внешним миром, и тогда из всех состояний природы и человеческой души рождается музыка. В работе над простейшими интонациями пропевается не просто звук, подходящий данной высоте, а ставится маленькая, но творческая задача: спеть звук, попевку, интервал, песню именно по-своему. Тут уж ребенок становится творческой личностью [5, с. 3].

В детском саду на занятиях рисования начинают употреблять цвет как средство передачи эмоций. Педагоги начинают использовать экспериментальные элементы смешивание краски с мыльным раствором или нанесение гуаши на изображаемый предмет разноцветными пигментами. Дети имеют прямой контакт пальцев с красками, хорошо знакомы их свойства плотность, твердость, вязкость. В образе фантастических героев, что особенно свойственно для детей 4-7 лет, возникает способность передавать признаки необычности, сказочности [9].

В детском саду рекомендуют использовать нестандартные карточки. Они способствуют повышению степени развития зрительно-моторной координации, особенно дети не устают, сохраняют высокую активность и работоспособность в течение времени, отведенного на работу. Что такое рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге; подобные техники, как печатание листьями, монотипия, рисование нитками, способом напыления, кляксами, клеевая техника, печатание бумагой, рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами, мыльной пеной, методом тычка, печатание спичечным.

Любая технология формирования творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста – это маленькая игра, которая приносит им радость и позитивные эмоции. Создавая образы, сюжет, ребенок воспроизводит свое представление ситуации, выражает свои чувства, вызывает понимание «добра» и «зла». По словам В. Кузина, «совершенствование техники в изобразительном искусстве ведет к дальнейшим высоким результатам в реалистическом изображении действительности» [6, c. 56].

Долгое время проблема формирования творческих способностей детей не занимала соответствующего места в комплексе задач, решаемых системой образования. В наше время актуальность данной проблемы признана теорией и практикой образования, и внешкольному образованию отводится специальная роль. Неотъемлемой частью непрерывного образования представляется сфера внеурочной деятельности, где реализуются возможности креативного развития всех дошкольников. Именно система внешкольных организаций: Центры творчества детей и юношества, станции юных натуралистов, техников, туристов, школы искусств, детские музыкальные, художественные, спортивные школы, подростковые клубы и др. позволяют вовлечь дошкольников в процесс саморазвития творческих способностей.

Действительно, формирование творческих способностей детей является важной задачей образования. В настоящее время существует множество внешкольных организаций, которые помогают в этом процессе. Центры творчества детей и юношества, например, предоставляют различные возможности для развития творческих способностей. Здесь дети могут заниматься живописью, рисованием, лепкой, вышивкой, аппликацией и другими видами творческой деятельности. Они также могут участвовать в театральных постановках, музыкальных концертах и других мероприятиях, которые помогают им раскрыть свой потенциал. Станции юных натуралистов и техников предоставляют уникальные возможности для изучения природы и техники. Здесь дети могут изучать растения, животных, геологию и другие науки, а также участвовать в создании различных технических устройств. Школы искусств, детские музыкальные и художественные школы помогают детям развивать свой талант в области музыки и искусства. Они предоставляют возможность заниматься музыкой, танцами, вокалом, актерским мастерством, живописью, скульптурой и другими видами творческой деятельности. Спортивные школы и подростковые клубы помогают детям развивать свои физические и спортивные способности. Здесь они могут заниматься футболом, баскетболом, волейболом, гимнастикой, боксом и другими видами спорта.

Все эти внешкольные организации помогают детям раскрыть свой творческий потенциал и развить свои способности в различных областях. Они также помогают детям общаться и работать в команде, что является важным навыком для их будущей жизни. Кроме того, внешкольные организации предоставляют детям возможность общаться с другими детьми, которые разделяют их интересы. Это помогает им развивать свою социальную и эмоциональную компетенцию. Таким образом, внешкольные организации играют важную роль в формировании творческих способностей детей. Они предоставляют детям различные возможности для развития в различных областях и помогают им стать успешными и уверенными в себе в будущем.

Внешкольные организации основывают свою деятельность на принципах доступности и волонтерства, а потому не столь активный в детском саду ребенок сможет показать свою творческую активность в классе, кружке, отделении, студии или ином творческом объединении по интересам.

Творческий потенциал детей лучше всего реализуется, когда образовательный процесс основывается с учетом особенности и уникальности каждого ребенка и ориентирован на максимальное развитие способностей каждого учащегося. Процесс формирования творческого потенциала, проявления творческих способностей нашего ребенка занимает много времени, как и все творческие процессы [4].

Наконец, как было сказано выше, хотелось бы сделать вывод, что дополнительное образование играет значительную роль в жизни каждого ребенка. Фундаментальный задачей педагога, работающего в системе дополнительного образования, представляется развитие творческих способностей обучающейся молодежи и это также требует от него определенной стимуляции.

Главным результатом непрерывности художественно-эстетического развития на этапах дошкольного образования является развитое творчество детей и в этой функции ему нет замены.

Развитие творческих способностей является одной из главных задач современной педагогики. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста, используя различные методы и технологии обучения. Однако необходимо помнить, что развитие творческих способностей должно происходить в рамках общей системы обучения и быть ориентировано на решение задач и достижение целей.

Самым важными критериями для успешного формирования творческих способностей ребёнка является точно организованная педагогом образовательная атмосфера, в которой ребёнок сумеет реализовать свои умения в выбранном им виде деятельности и приобрести необходимый ему в дальнейшей жизни, опыт общения в творческом коллективе [7].


Список литературы

1. Ананьев, Б. Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера: Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М., 1956. — 96 с.
2. Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологического опытно-поисковой работы. М.: Просвещение. 1984. — 249 с.
3. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. – Санкт-Петербург, 2019. — 395 с.
4. Емельянова, О. В. Дополнительное образование уникальная среда, способствующая развитию творческих способностей ребенка // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-unikalnaya-sreda-sposobstvuyuschaya-razvitiyu-tvorcheskih-sposobnostey-rebenka
5. Заварина, С. Ю. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №76-3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-muzykalnogo-tvorchestva-doshkolnikov-i-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 04.04.2023).
6. Кузин, В. С. Психология. – М.: Высшая школа, 1974. – 280 с.
7. Логинова, Л.Г. Место и роль ресурсного подхода к совершенствованию конкурентных преимуществ организаций до­полнительного образования детей / Л.Г. Логинова // Методист. —2013. —№1.-С.23–27.
8. Магомедова, Л. И. Развитие творческих способностей детей через различные виды искусств в системе дополнительного образования / Л. И. Магомедова // Интернет-журнал «Мир науки». — 2018 №5. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/36PDMN518.pdf
9. Минасян, Н.Г. Преемственность непрерывного художественно-эстетического развития на этапах дошкольного и начального общего образования // Наука и школа. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preemstvennost-nepreryvnogo-hudozhestvenno-esteticheskogo-razvitiya-na-etapah-doshkolnogo-i-nachalnogo-obschego-obrazovaniya.
10. Мясищев, В. Н. Психология отношений. — М.: Изд-во «Инстинкт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 365 с.
11. Платонов, К. К. Проблемы способностей. — М.: Наука, 1972.
12. Рубенштейн С. Л. О мышлении и путях его развития. – М.: Наука, 1958. – 147 с.
13. Синицын, А.А. Творческий подход и дополнительное образование детей / А.А. Синицын, А.М. Мещеряков // Одаренный ребенок.-2013.-№6.-С.135-138.

Расскажите о нас своим друзьям: