Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №05 (82) Май 2023

УДК 376.4

Дата публикации 30.05.2023

Результаты диагностики уровня сформированности читательской самостоятельности младших школьников с задержкой психического развития

Османова Эльмаз Энверовна
студентка, кафедра специального (дефектологического) образования Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Научный руководитель Ибрагимова Алие Рустемовна
канд. пед. наук, доцент, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь

Аннотация: В статье представлены результаты диагностики уровня сформированности читательской самостоятельности у младших школьников с задержкой психического развития. Авторы описывают результаты диагностики, полученные на констатирующем этапе исследования, а также характеризуют уровневое распределение полученных данных.
Ключевые слова: читательская самостоятельность, младшие школьники, задержка психического развития, методы работы, навыки чтения, понимание текстов, коррекция, развитие умений.

The results of diagnostics of the level of formation of the reader's independence of younger schoolchildren with mental retardation

Osmanova Elmaz Enverovna
student, Department of Special (Defectological) Education Crimean Engineering Pedagogical University named after Fevzi Yakubova, Russian Federation, Simferopol
Scientific adviser Ibragimova Aliye Rustеmovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubova, Russian Federation, Simferopol

Abstract: The article presents the results of diagnostics of the level of formation of reader's independence in younger schoolchildren with mental retardation. The authors describe the diagnostic results obtained at the ascertaining stage of the study, and also characterize the level distribution of the data obtained.
Keywords: reading independence, younger schoolchildren, mental retardation, working methods, reading skills, understanding of texts, correction, development of skills.

Правильная ссылка на статью
Османова Э.Э., Ибрагимова А.Р. Результаты диагностики уровня сформированности читательской самостоятельности младших школьников с задержкой психического развития // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 05 (82). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/rezultaty-diagnostiki-urovnya-sformirovannosti-chitatelskoj-samostoyatelnosti-mladshikh-shkolnikov-s-zaderzhkoj-psikhicheskogo-razvitiya.html (Дата обращения: 30.05.2023)

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ требует, чтобы обучение детей с задержкой психического развития учитывало их специальные образовательные потребности и включало различные методы и технологии для достижения успеха в учебе. Один из главных учебных навыков, который должен быть сформирован у детей с ЗПР, – это чтение. Цель состоит в развитии умений осуществлять беглое, осознанное, правильное и выразительное чтение, а также формирования культуры чтения, которая необходима для достижения высокого уровня читательской компетентности. Результаты достигаются при помощи применения специальных методик в соответствии с потребностями учеников [1].

При задержке психического развития у младших школьников может быть недостаточно развита любознательность, мотивация и инициативность, что ведет к тому, что интерес к чтению и другим видам учебной деятельности может быть низким [5].

Для эффективного обучения таких детей, необходимо использовать особые методики и подходы, учитывающие особенности формирования их учебных навыков и интересов. Использование различных игровых, практических и творческих заданий поможет сделать учебный процесс более интересным и доступным, а также способствует развитию мотивации и самостоятельности у детей с задержкой психического развития [4].

Теоретически изучив особенности процесса формирования читательской самостоятельности младших школьников с задержкой психического развития было проведено экспериментальное исследование.

Экспериментальное исследование было реализовано на базе МБОУС(К) ОШ «Надежда» г. Симферополя.

Исследованием были охвачены группы младших школьников с задержкой психического развития, 4-х классов (4-А, 4-Б), в общем количестве 20 обучающихся. Возраст детей 11-12 лет:

– Экспериментальная группа – 10 детей с задержкой психического развития.

– Контрольная группа – 10 детей с задержкой психического развития.

Деление групп было осуществлено по уровню успеваемости обучающихся. Обучающиеся имеющие низкий показатели успеваемости были отнесены экпериментальной группе, а дети с лучшей успеваемостью были отнесены к контрольной группе.

Диагностика уровня сформированности читательской самостоятельности младших школьников с задержкой психического развития осуществлялась по критериям выделенными Н.В. Заиграевой, Б.А. Ланиным, М.П. Воюшиной,                     Н.Н. Чистяковой Н.А. Хайрюзовой: мотивация чтения; восприятие художественных произведений; начитанность [2; 3; 6].

В диагностический инструментарий были включены задания, позволяющие выявить уровень сформированности читательской самостоятельности у младших школьников с задержкой психического развития.

Задания, использованные в ходе диагностики, были заимствованы из методики «Сформированность читательских умений» М.П. Воюшиной, адаптированной С.В. Самыкиной [2].

Далее охарактеризуем задания по каждому из критериев диагностики:

  1. Критерий «Мотивация чтения»

Диагностика уровня сформированности мотивов читательской деятельности в эксперименте проводилась с использованием методики незаконченных предложений, разработанной М.П. Воюшиной [2].

Определяя уровни мотивации, мы руководствовались следующими показателями:

– сформированность учебной мотивации;

– наличие познавательных мотивов в процессе чтения.

Ход диагностики:

В ходе диагностики по данному критерию учащимся предлагалось дополнить следующие предложения:

1. На уроке литературы я стараюсь...

2. На уроке литературы мне нравится..., потому что...

3. Я хочу, чтобы на уроке литературы...

4. Я изучаю литературу для того, чтобы...

5. Быть хорошим читателем – это значит..

Обработка и интерпретация результатов исследования по критерию.

Высокий уровень – 3 балла.

Средний уровень – 2 балла.

Низкий уровень – 0-1 балл.

Максимальное количество баллов по критерию – 3 балла.

  1. Критерий «Восприятие художественных произведений»

Диагностика по данному критерию осуществлялась с помощью методики «Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста» М.П. Воюшиной [2].

Для диагностики уровня сформированности восприятия художественных произведений оценивались такие показатели обучающихся:

– умение эмоционально точно реагировать на художественный текст;

– умение видеть причинно-следственную связь событий в произведении и давать оценку поступкам героя;

– умение определять идею текста, формулировать проблемы, поднятые автором, наблюдать за художественными особенностями.

Для диагностики был отобран текст под названием «Кукушка». После прочтения текста детям были поставлены следующие вопросы:

Вопросы и задания:

1. Определи жанр произведения (рассказ, басня, народная сказка, стихотворение)

2. Сколько детей было у матери?

3. Почему заболела мать?

4. О чем просила мать своих детей?

5. Подбери синоним к слову чум.

6. В какую птицу превратилась мать?

7. Как ты думаешь, какой народ сочинил это произведение?

8. Где происходили события?

9. Определи главную мысль текста.

Обработка и интерпретация результатов исследования по критерию.

Перед тем, как определить уровень сформированности основ читательской самостоятельности у младших школьников по критерию «Восприятие художественных произведений», в протокол вносились результаты диагностики в баллах, а затем соотносились по уровню сформированности:

Высокий уровень – 3 балла.

Средний уровень – 2 балла.

Низкий уровень – 0-1 балл.

Максимальное количество баллов по критерию – 3 балла.

  1. Критерий «Начитанность»

Для проверки начитанности нами были разработаны вопросы анкеты и методика их оценивания.

Вопросы зачитывал экспериментатор.

Ход диагностики:

В ходе диагностики обучающимся было предложено ответить на следующие 12 вопросов. С помощью вопросов анкеты выяснялось: нравится ли обучающимся читать; сколько они читают книг в месяц; с какой целью читают; какие выбирают книги для чтения; произведения каких жанров и тематики им нравятся; чем они мотивируются в процессе выбора книг для чтения; произведения какой тематики они хотели бы внести в программу по русской литературе; с кем они обсуждают прочитанные книги, как часто пользуются библиотекой.

Ответы на вопросы анкеты дали возможность систематизировать информацию о читательском интересе учащихся, их мотивацию к чтению и читательские предпочтения, проанализировать состояние семейного чтения и определить уровень сформированности читательских умений и навыков учащихся.

Высокий уровень – 3 балла.

Средний уровень – 2 балла.

Низкий уровень – 0-1 балл.

Максимальное количество баллов по критерию – 3 балла.

Наглядно результаты констатирующего этапа исследования экспериментальной группы по выделенным критериям представлены в гистограмме на рисунке 1.

Итак, полученные данные об уровне сформированности читательской самостоятельности младших школьников экспериментальной и контрольной группы распределились следующим образом:

Высокий уровень читательской самостоятельности был выявлен у 1 ребенка КГ по всем выделенным критериям, то есть у 10% из обследуемой группы.

Средний уровень сформированности читательской самостоятельности был выявлен у 30% обучающихся ЭГ, т.е. у 3детей. Данному уровню в КГ соответствовали полученные результаты 40% обучающихся, т.е. 4 детей.

Низкий уровень сформированности читательской самостоятельности преимущественно преобладал у 70% обучающихся ЭК, т.е. у 7 детей. В КГ низкий уровень был выявлен у 50% обучающихся, т.е. у 5 детей.

Результаты, полученные в ходе экспериментальной работы на констатирующем этапе эксперимента, свидетельствуют о том, что уровни сформированности читательской самостоятельности обучающихся экспериментальной группы имели больше пробелов в области знаний и читательской самостоятельности. Эти пробелы касаются эмоциональной составляющей чтения, восприятия художественных произведений и начитанности детей.

Именно поэтому для достижения цели современного начального литературного образования специальной (коррекционной) школы – в экспериментальной группе следует больше внимания уделять формированию у обучающихся читательской самостоятельности.


Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)
2. Воюшина, М.П. Литературное чтение. 1–4 классы: методическое пособие для учителя / М.П. Воюшина, Н.Н. Чистякова. – М.: Просвещение, 2021. – 223 с.
3. Заиграева, Н.В. Развитие интереса к читательской деятельности во внеурочное время у младших школьников с задержкой психического развития / Н.В. Заиграева, Н.А. Хайрюзова // Вестник ПГУ им. Шолом-Алейхема. 2022. №4 (49). – C. 54-62.
4. Иванова, Д.В. Проблемы повышения интереса к чтению у младших школьников / Д.В. Иванова, Е.Н. Неустроева // МНКО. 2020. №3 (82). – C. 118-120.
5. Кузьминых, Е.О. Динамика читательских интересов современных школьников / Е.О. Кузьминых, // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2018. №2 (29). – C. 1-5.
6. Ланин, Б.А. Методика преподавания литературы: учебная хрестоматия: учеб. пособие / Б.А. Ланин. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 339 с.

Расскажите о нас своим друзьям: