Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №05 (82) Май 2023

УДК 371

Дата публикации 30.05.2023

Модель патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности

Карпачева Ирина Анатольевна
кан. пед. наук, директор института культуры, истории и права, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, РФ, г. Елец, ikar1971 @yandex.ru
Ханина Анастасия Сергеевна
студент института психологии и педагогики, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, РФ, г. Елец, nastya.haninaw@gmail.com

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Авторами предлагается теоретическая модель патриотического воспитания младших школьников, в которой определены цель, задачи, содержание, технологии, педагогические условия и ожидаемые результаты реализации. В основу педагогической модели положено приобщение учащихся к традициям семейным, школьным, общественным во внеурочной деятельности. В качестве ведущей технологии деятельности – коллективные творческие дела. Авторы определяют перспективу исследования – внедрение модели в образовательную практику.
Ключевые слова: воспитание, патриотизм, патриотическое воспитание, младший школьник, коллективное творческое дело.

The model of patriotic education of younger schoolchildren in extracurricular activities

Karpacheva Irina Anatolyevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Director of the Institute of Culture, History and Law, Bunin Yelets State University, Russia, Yelets
Khanina Anastasia Sergeevna
Student of the Institute of Psychology and Pedagogy, Bunin Yelets State University, Russia, Yelets

Abstract: This article discusses the problem of patriotic education of younger schoolchildren in extracurricular activities. The authors propose a theoretical model of patriotic education of younger schoolchildren, which defines the purpose, objectives, content, technologies, pedagogical conditions and expected results of implementation. The basis of the pedagogical model is the introduction of students to family, school, and social traditions in extracurricular activities. As the leading technology of activity – collective creative affairs. The authors define the perspective of the study – the introduction of the model into educational practice.
Keywords: education, patriotism, patriotic education, junior high school student, collective creative work.

Правильная ссылка на статью
Карпачева И.А., Ханина А.С. Модель патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 05 (82). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/model-patrioticheskogo-vospitaniya-mladshikh-shkolnikov-vo-vneurochnoj-deyatelnosti.html (Дата обращения: 30.05.2023)

Проблема патриотического воспитания младших школьников приобретает в современных реалиях особую значимость. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовно-нравственной жизни общества, но и во многих других аспектах деятельности: культурной, идеологической, политической, экономической, военной, образовательной и других. На сегодняшнее время для России нет более важной национальной идеей, чем патриотизм, а важным средством реализации этой идеи, а также формирования гражданского общества, этнической идентичности, укрепление целостности и единства Российской Федерации является патриотическое воспитание.  На данный момент патриотическое воспитание продолжает оставаться актуальной проблемой как  государства, так и современной школы. На это указывает государственная программа «Стратегия развития воспитания в РФ в период до 2025 года» [9].

Большое внимание проблеме формирования патриотического воспитания уделяли классики отечественной педагогики (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев и др.), активно исследуется данная проблема и в работах современных исследователей. В трудах указанных авторов подчеркивается значимость и важность воспитания в ребенке любви к Родине, к ее культуре и традициям, к ее многонациональному народу.

К.Д. Ушинский считал патриотизм главным мерилом человеческого достоинства. Ученый отмечал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством Б.Т. Лихачёв отмечает, что «сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа» [6, с. 240].

Работу над патриотическим воспитанием целесообразно начинать с младшего школьного возраста, так это сензитивный период развития детей 7-9 лет. К такому выводу пришли исследователи (Л.С. Выготский, Т.М. Маслова, А.Н. Леонтьев). Основы, которые будут заложены в ребенка младшего школьного возраста, будет иметь прочный и устойчивый «фундамент». Ведь именно такой возраст характеризуется восприимчивостью, верой в то, что изучается и проговаривается. В.А. Сухомлинский писал: «Как у маленького дерева, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» [10, с. 72].

Формирование патриотического воспитания младших школьников является одной из приоритетных задач системы образования. Одним из путей решения задачи патриотического воспитания младших школьников является использование потенциала  внеурочной деятельности, которая на данный момент является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени школьников [1; 3; 8].

Внеурочная деятельность в условиях творческого подхода, является наиболее эффективной в патриотическом воспитании младших школьников, поскольку формы и способы организации воспитательного процесса могут быть свободными, например, игры и соревнования, экскурсии, дебаты, беседы и лекции, поисковые исследовательские проекты.

Рассмотрим педагогическую модель патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Опираясь на исследование О.С. Воробьевой будем понимать под педагогической моделью «идеальный  или рабочий образец, который можно использовать в педагогическом взаимодействии образовательного учреждения...» [4, c126]. Патриотическое воспитание, вслед за автором,  рассматриваем как «целенаправленный процесс взаимодействия участников педагогического воздействия с целью формирования патриотических знаний, взглядов, убеждений, патриотических чувств, уважительного отношения к историческому прошлому Родины, стремления служить ее интересам» [там же, с.125].

 Понятие «патриотизм» в разработанной педагогической модели, рассматривается и как цель, и как результат патриотического воспитания:

  • целью является формирование патриотизма у младших школьников;
  • результатом является личность, обладающая высоким уровнем патриотической воспитанности.

Модель разработана на основе сохранения и приумножения традиций общественных, школьных, семейных.  Традиции служат ценностным ориентиром, заданным социальными факторами, содержание которых зависит от конкретно исторического состояния общества и государства, так и самой личности в целом.  Именно традиция выступает, как форма приобщения к человеческой культур выявляет «ограничения» и «свободу выбора» формирующейся личности.

Внутренняя структура традиций и патриотизма представляет собой социальный механизм, который имеет духовное, телесное и деятельностное проявление.  Используются следующие элементы в механизме взаимодействия внутренних и внешних признаков традиции и патриотизма; идейное содержание. формирующее духовно-нравственное чувство младших школьников; взаимоотношения субъектов педагогического взаимодействия предполагающие потребность в общении и самосознании себя частью общества, преемственность поколений; ритуализация как деятельностное проявление формирующее явление, его внешнее выражение отношений и содержания, выбор деятельности, ее контроль и оценка [7].

Немаловажным является период формирования критического мышления младшего школьного возраста, когда перед личностью встает выбор ценностных ориентиров. В этот момент является важным создать педагогическую ситуацию именно во внеурочной деятельности, в которой должна проявляться активная позиция, которая поспособствует развитию внутренней мотивации ребенка и его самосознания.

Вышеизложенное обусловливает содержание патриотического воспитания. Таким образом, в основе рассмотренной педагогической модели патриотического воспитания младших школьников лежит приобщение учащихся к традициям семейным, школьным, общественным во внеурочной деятельности.

Модель предполагает создание условий, при которых младший школьник включается в традиционную деятельность совместно с родителями, одноклассниками, педагогами, с представителями школьной администрации и с другими общественными объединениями различной направленности. В которой он сам определяет цель деятельности, ее содержание, организацию, контроль и оценку. Для продуктивного взаимодействия педагога и школьника необходимы определенные условия, например, обеспечение положительного эмоционального контакта между участниками воспитательного взаимодействия обретает эмоциональную привлекательность и, в конечном счете, вызывает потребность в общении.

В качестве педагогических условий эффективного патриотического воспитания школьников выступают следующие:

- обеспечение расширения и дополнения знания детей о своей малой и большой Родине, о культуре, традициях, истории и о великих героях нашей страны на основе положительного эмоционального контакта;

  • вовлечение обучающихся в мероприятия патриотической направленности на всех этапах их подготовки и проведения;
  • увеличение доли самостоятельной работы младших школьников на всех этапах подготовки и проведения мероприятий.

Вышеизложенные условия в комплексе могут быть реализованы в рамках подготовки и проведения коллективных творческих дел (далее КТД). Именно КТД  выступает ключевой технологией педагогической модели патриотического воспитания младших школьников средствами внеурочной деятельности выступает технология КТД. При этом важно отметить, что КТД не заменяет иные формы патриотического воспитания младших школьников, а входит в общую систему мероприятий, выступая одной из ведущих.

Рассматриваемая модель, помимо цели, содержания, технологии, результата и педагогических условий патриотического воспитания младших школьников включает и диагностический блок, предполагающий описание уровней, критериев и показателей патриотической воспитанности младших школьников.

 Для исследования уровня патриотической воспитанности детей младшего школьного возраста были выбраны критерии, описанные Л.И. Маниной [7].

Когнитивный, характеризующийся достаточным объемом знаний, являющихся базой для становления патриотических чувств и мотивов, патриотического поведения. Критерии проявляются в знании содержании понятий «большая родина», «малая родина», «патриот»; знание истории своей семьи, знание истории своей страны.

Эмоционально-чувственный, характеризующийся, сформированностью навыков патриотического поведения. Критерий проявляется в патриотических поступках, патриотической деятельности.

Деятельностный, характеризующийся, наличие патриотических чувств и мотивов патриотического поведения, желание и интерес к патриотической деятельности.

Опираясь на исследование Т.В. Козловой [5] и вышеприведенные критерии оценки нами были описаны три уровня патриотической воспитанности младших школьников: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень патриотической воспитанности учащихся проявляется в активном познавательном интересе к прошлому и настоящему не только своей «малой родины», но и к стране в целом. Обучающиеся, демонстрирующие данный уровень активно выражают помощь людям, животным, проявляют положительное отношение к миру, природе, ко всему живому. Они с интересом принимают участие в различной патриотической деятельности.

Средний уровень проявляется обучающимися, интересующимися историей своего города, страны, принимающими участие в патриотических мероприятия, но только под контролем учителя. Младшие школьники, демонстрирующие данный уровень проявляют готовность помогать другим, сопереживают людям.

Низкий уровень характеризуется поверхностными, эпизодическими знаниями об истории России и ее прошлом, культуре и традициям. Младшие школьники, проявляющие низкий уровень патриотической воспитанности не интересуются достопримечательностями своего города, неохотно проявляют интерес к патриотической деятельности и могут проявляться негативное отношение к окружающему миру.

Патриотическое воспитание является одной из приоритетных задач современной школы, реализация которой наиболее эффективна во внеурочной деятельности, благодаря большому выбору современных форм проведения занятий внеучебное время. Предложенная модель патриотического воспитания младших школьников средствами внеурочной деятельности позволяет обеспечить решение поставленной задачи. Эмпирическая апробация предложенной модели составляет перспективу дальнейшего исследования.


Список литературы

1. Баранова М.С. Патриотическое воспитание младших школьников по средствам патриотического клуба //Научный лидер. № 35(37). С.29-31
2. Быков А.К. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников // Воспитание школьников. 2008. №5. С. 12-17.
3. Вализода Ш. Роль внеклассных занятий в патриотическом воспитании младших школьников // Вестник Педагогического университета. Серия 2: Педагогика и психология, методики преподавания гуманитарных и естественных дисциплин. 2020. №2(2). С.227-231.
4. Воробьева О.С. Модель патриотического воспитания учащихся младших классов в образовательном учреждении// Современное педагогическое образование. 2020, № 1. С.125- 128
5. Козлова Т.В. Критерии оценки патриотической воспитанности учащихся начальных классов в процессе усвоения родиноведческих знаний // Интеграция образования2012. № 1. С. 67-68.
6. Лихачев Б.Т., В.П. Борисенков, А.Я. Данилюк. Национальная идея и содержание гражданского воспитания. – Москва: Педагогика. 2007. №9. 2007. – С. 60-66.
7. Манина Л.И. Диагностика патриотического воспитания младших школьников: проблема разработки критериев // Вестник Тамбовского университета. 2008. №7. – С. 285-288.
8. Мунасипова А.И., Лупандина Е.А. Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности //Вопросы педагогики. 2019№12-2 С.239-245.
9. Стратегия развития воспитания в РФ в период до 2025 года // Режим доступа: f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (government.ru) (Дата обращения 1.05.2023).
10. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –Москва: Концептуал, 2023 – 320 с.

Расскажите о нас своим друзьям: