Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №07 (96) Июль 2024
УДК 371.321
Дата публикации 30.07.2024
Релевантность формируемых компетенций будущих педагогов на базе учебных дисциплин ЛГУ им. А.С. Пушкина по направлению «Педагогическое образование»
Шарапова Надежда Сергеевна
бакалавр, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, РФ, г. Санкт-Петербург
Аннотация: В статье освещается актуальность формирования профессиональных и общепрофессиональных компетенций у студентов в контексте нового ФГОС третьего поколения. Компетентностный подход, определяемый как основа современной образовательной системы, рассматривается как ключевой для успешного решения профессиональных задач. Статья анализирует соответствие формируемых в университете компетенций требованиям, предъявляемым к выпускникам педагогических вузов, в частности, в контексте должностных инструкций и образовательных стандартов. Выявлено полное соответствие между формируемыми у студентов компетенциями и необходимыми для успешной профессиональной деятельности знаниями и умениями, однако отмечаются пробелы в подготовке по некоторым аспектам, связанным с организацией образовательного процесса.
Ключевые слова: компетентностный подход, федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), профессиональные компетенции, должностные инструкции, оценка образовательных результатов
bachelor, Pushkin Leningrad State University, Russia, Saint Petersburg
Abstract: The article presents the relevance of the development of professional competencies of students in the context of the new FSES of the third generation. The competence approach, defined as the basis of modern educational system, is considered as the key to successful solution of professional tasks. The article analyzes the compliance of competencies formed at the university with the requirements for graduates of pedagogical universities, in particular, in the context of job descriptions and educational standards. It reveals a full correspondence between the competencies formed by students and the knowledge and skills necessary for successful professional activity, but gaps in training in some aspects related to the organization of the educational process are noted.
Keywords: competency-based approach, federal state educational standard (FSES), professional competencies, job descriptions, assessment of educational results
Шарапова Н.С. Релевантность формируемых компетенций будущих педагогов на базе учебных дисциплин ЛГУ им. А.С. Пушкина по направлению «Педагогическое образование» // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 07 (96). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/relevantnost-formiruemykh-kompetentsij-budushhikh-pedagogov-na-baze-uchebnykh-distsiplin-lgu-im-as-pushkina-po-napravleniyu-pedagogicheskoe-obrazovanie.html (Дата обращения: 30.07.2024)
Модернизация системы российского образования ставит перед сотрудниками сферы и будущими педагогами новые вызовы: они должны адаптироваться к разнообразию учащихся, понимать их потребности, а также применять современные методы и технологии обучения. Качество выполнения трудовых функций, в свою очередь, напрямую зависит от компетентности выпускника. Федеральный государственный образовательный стандарт регламентирует набор компетенций, необходимых для успешного освоения образовательной программы и осуществления трудовой деятельности, а также определяет стратегию подготовки студентов.
Педагогические ВУЗы самостоятельно определяют учебные дисциплины для вариативной части обучения и фиксируют результаты в виде профессиональных компетенций, что влияет на специализацию будущего учителя. Таким образом, рассмотрение необходимых для реализации профессиональной деятельности компетенций, формируемых у будущих педагогов на соответствие современной образовательной среде является актуальным вопросом. Для оценки соответствия нами были выбраны компетенции, указанные в учебном плане дисциплин на факультете иностранных языков, ЛГУ им. Пушкина.
С 1 сентября 2022 года вступил в силу ФГОС НОО и ООО 3 поколения, ставший поводом для пересмотра структуры и содержания программ высшего образования. Среди ключевых особенностей можно отметить возрастающие требования к уровню профессиональных и общекультурных компетенций. Понятие «компетентность» имеет латинские корни и происходит от «compete», что в переводе на русский язык означает «добиваюсь», «соответствую», «подхожу». И.А. Зимняя определяет компетентность как конечный результат процесса обучения, основанный на личном опыте и знаниях, навыках социально-профессиональной жизнедеятельности человека [1].
Компетентностный подход – это совокупность принципов, определяющих цели образования, осуществляющих отбор содержания образования, организующих образовательный процесс и оценивающих его результаты [2, с. 336]. Цель данного подхода – определение образовательных результатов, ориентир которых направлен на выявление способностей студентов решать профессиональные задачи. Результатом подготовки молодого специалиста, при этом, должна выступать способность адаптироваться к различным педагогическим ситуациям. Таким образом, в рамках компетентностного подхода будут развиваться те знания, умения и навыки, которые помогут успешно осуществлять педагогическую деятельность на практике. Важно отметить, что такие компетенции характеризуются универсальностью и могут быть применимы в условиях отличных от тех, в которых они были сформированы [3, с. 6].
Согласно образовательному стандарту высшего образования, существуют требования, предъявляемые к результату освоения образовательных программ. Выпускник педагогического ВУЗа должен обладать рядом компетенций: профессиональными, общепрофессиональными и универсальными, при этом содержание данных компетенций напрямую зависит от трудовых функций, которые, в свою очередь, регламентируются профессиональным стандартом «Педагог» [4, с. 36].
До введения нового стандарта образования в 2022 году в ЛГУ им Пушкина было пять дисциплин, формирующих профессиональные и общепрофессиональные компетенции: методика обучения и воспитания иностранного языка (английский язык); педагогика; психология; образовательные технологии; профессиональная коммуникация. С 2022 года список дисциплин значительно расширился, появились ответвления в виде отдельных учебных программ: инклюзивное образование; педагогическая диагностика; современные предметные методики и т.д. Отдельно стоит отметить появление дисциплин прикладного характера, таких как: образовательные стандарты иностранного языка ФГОС и проектирование образовательных программ. Освоение данных дисциплин реализуется через компетентностный подход и способно сформировать у будущих педагогов необходимые для будущей работы навыки.
В должностных инструкциях учителя английского языка, разработанных в соответствии с Профессиональным стандартом «Педагог» с изменениями и дополнениями от 5 августа 2016 года, указаны знания и умения сотрудников, необходимые для осуществления профессиональной деятельности [5]. Согласно примерной основной образовательной программе подготовки бакалавров направления 44.03.01 «Педагогическое образование» существует также ряд универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций [6]. Рассмотрим их соответствие требуемым образовательными учреждениями компетенциям и учебным дисциплинам ЛГУ им. Пушкина (Таблица 1).
Таблица 1. Соответствие общепрофессиональных компетенций, формируемых в ВУЗе компетенциям должностной инструкции преподавателя английского языка
Компетенции согласно должностной инструкции | Общепрофессиональные компетенции | Дисциплины |
| ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и образовательных программ дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) |
|
| ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов |
|
| ОПК-4. Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей |
|
| ОПК-5. Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении |
|
| ОПК-6. Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями |
|
| ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ |
|
| ОПК-8. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний |
|
Согласно анализу требуемых компетенций, было выявлено полное соответствие формируемых ОПК компетенциям должностной инструкции преподавателя английского языка. Компетенции формируются комплексно, посредством изучения нескольких дисциплин. Но, стоит отметить, что знания к оснащению и оборудованию учебных кабинетов, правил внутреннего распорядка общеобразовательной организации, правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды не формируются посредством учебных дисциплин ЛГУ им. Пушкина, а развиваются непосредственно в процессе профессиональной деятельности. Таким образом, можно утверждать, что дисциплины ЛГУ им. Пушкина по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» отвечают современным стандартам профессиональной деятельности, реализуются в рамках компетентностного подхода и формируют знания, умения и навыки, соответствующие уровню необходимого образования для осуществления педагогической деятельности.
Список литературы
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. №2. С. 7-13
2. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. – Общество с ограниченной ответственностью" Издательская группа Логос", 2009. 336 с.
3. Афанасьев А. Н., Куклев В. А., Егорова Т. М. Инновационный подход к реализации компетентностного подхода в сетевом блочно-модульном курсе //Электронное обучение в непрерывном образовании, 2014. № 1-2. С. 4-12.
4. Пискунова К. Е., Ерохина Л. Ю. Общепрофессиональные компетенции сквозь призму профессионального стандарта //Мир науки. Педагогика и психология, 2017. Т 5. № 4. С.
5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. N 121
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование" С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2020 г., 8 февраля 2021 г., 19 июля 2022 г., 27 февраля 2023 г.